[450x600]Кумир миллионов сам стирал носки и варил борщ.
После него не осталось ничего, кроме его фильмов. В его квартире живет посторонний человек. И даже похоронили его в чужой могиле... Великий актер, кумир 60-х и 70-х, снявшийся более чем в 150 фильмах, оказался совершенно забытым. В 2016 году ему исполнилось бы 90... И если о юбилее кумира 80-х - Андрея Миронова - протрубили все, то о юбилее Георгия Юматова не вспомнил никто...
============================================
Ему было шестнадцать, когда он попал на фронт. Воевал на торпедном катере сигнальщиком. Этих моряков называли "смертниками". Отчаянный до безрассудства Жорка, как все называли парнишку, под пулями и разрывающимися снарядами всегда стоял на мостике и был для немцев живой мишенью. Он и в мирной жизни вёл себя как на войне, мгновенно реагировал на предательство и несправедливость. И всегда чётко знал, где – свои, а где – чужие. О том, как Юматов попал в кино, и какую роль в этом сыграли режиссёры Георгий Александров и Сергей Герасимов, о его непростых отношениях с женой актрисой Музой Крепкогорской, рассказывают друзья и коллеги Георгия Александровича.
Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Коренной москвич Жора Юматов, не видавший никогда моря, со школьных лет мечтал стать только моряком и для осуществления этой своей мечты,приложил максимум своих сил: стал круглым отличником, увлёкся боксом, атлетикой и даже верховой ездой.
В военном сорок первом он был зачислен в военно-морскую школу, а уже в 1942 году Георгий Юматов пошел служить юнгой на торпедных катерах в составе частей Азовской и Дунайских флотилий, принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта, Вены, где и встретил победу в мае 1945 года...
Как у большинства талантливых людей, актерская карьера Георгия Юматова началась нежданно-негаданно. В 1946 году, после случайной встречи, знаменитый кинорежиссер Григорий Александров пригласил "фактурного морячка" сыграть крошечную роль улыбающегося помощника гримера, который появляется в дверях всего на пару секунд с одной лишь фразой: "Разрешите?" И оказалась "морская душа" на съемочной площадке фильма "Весна". Вот так "элегантно и тактично", "вежливо попросив разрешение", с легкой руки Александрова и попал Георгий Юматов в советское кино.
Такое возможно только или в сказке, или в кино. Григорий Александров отвел Жору (Георгия Юматова до самой смерти буквально все называли только по имени) "поступать в артисты" во ВГИК к самому Сергею Герасимову. "Мне его учить нечему! Самородок!", - после прослушивания чтения отрывков отрезал мэтр и сам привел парня в Театр киноактера. Там молодой талант сразу же ввели в спектакль "Дети Ванюшина".
Вот так и стал звездой бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему заняться после войны. А потом пошло-поехало: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи" - за два года пять фильмов, большинство из которых критики сразу же окрестили "эпохальными".
Известность к актеру пришла в 1956 году с выходом на экраны фильмов "Разные судьбы", поставленного Леонидом Луковым, и "Они были первыми", снятого Юрием Егоровым. Георгий Юматов боготворил кино, обожал съемки, души не чаял в съемочной площадке. "Жестокость", "Очередной рейс" – это одни из многих фильмов, которые сделали Юматова одним из самых знаменитых и любимых актеров советского кино.
Главная роль предельно искреннего Веньки Малышева, честным словом поручившегося за жизнь сдавшегося в плен казачьего атамана Лазаря Баукина, и покончившего жизнь самоубийством в финале фильма "Жестокость", поставленного Владимиром Скуйбиным по одноименной повести Павла Нилина, буквально прославила Георгия Юматова. "По актёрской технике, по яркости, по цельности характера, по сложности драматургического материала это одна из лучших ролей Георгия Юматова", - тогда писали кинокритики тех лет...
...Когда в 1969-м творческая группа фильма "Офицеры" обсуждала кандидатуру на главную роль, у авторов сценария Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта сомнений не было – красного командира Алексея Трофимова должен играть только Георгий Юматов. Сыгранная Юматовым роль скромного человека, немногословного, не требующего никаких наград и жизненных удобств, всю жизнь кочующего с места на место, так и не привыкшего "постоять за себя и выговорить в мирной жизни теплое местечко", но зато сознающего высокую честь своей профессии, стала одной из лучших в творческой биографии актера. Да и сам фильм "Офицеры", снятый режиссером Владимиром Роговым будет пользоваться зрительской любовью еще долгое время, не в последнюю очередь благодаря мастерству актерского дуэта Георгия Юматова и Василия Ланового.
В начале 80-х годов один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма: "Петровка, 38", "Огарёва, 6" и "ТАСС уполномочен заявить", где у Георгия Юматова были последние крупные киноработы, в которых он сумел по-настоящему блеснуть своим талантом: полковник Садчиков в детективной дилогии "Петровка, 38" и "Огарева, 6" и Айвен Белью в многосерийном телефильме "ТАСС уполномочен заявить..."
Это был новый, и в то же время последний всплеск зрительского интереса к актеру. В конце восьмидесятых после отшумевшего успеха фильмов «Петровка, 38» и «Огарева, 6» с работой стало весьма туго, наступило мучительное десятилетнее забвение...
90-е годы не изменили к лучшему жизнь Георгия Юматова, наоборот - они её усугубили. Инфляция "съела" все скудные сбережения, пришлось даже продавать вещи из дома с женой, актрисой Музой Крепкогорской. И из родного Театра-студии киноактёра их "вежливо попросили", или попросту выставили, оставив существовать на нищенские пенсии.
В течение нескольких лет Георгий Юматов посылал запросы, чтобы получать инвалидную пенсию, однако в ответ приходили неутешительные ответы о том, что документы утеряны. Правда, в январе 1994 года справедливость всё-таки восторжествовала: на многочисленные запросы в ленинградский военный архив с просьбой отыскать юматовские документы участника войны, актера все же признали инвалидом Отечественной войны и наделили его пенсией в 120 тысяч рублей.
Стоит отметить, что за годы войны Юматова могли убить по меньшей мере раз сто, но каждый раз Провидение отводило от него беду. Например, в одном из боёв корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт. Матрос бросился за ней. И в это мгновение в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а Юматов вместе с дворнягой остался жив. Всего же за три года войны он несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул, обморозил руки. Имеет боевые награды...
А вот что касается съёмок в кино, то и здесь у кумира 60-х-70-х дела складывались скверно. Если кто-то из режиссёров и вспоминал о бывшей кинозвезде, то всего лишь для крохотного эпизода. Таким образом, актер за период с 1990 по 1993 год промелькнул всего-то в пяти картинах: "Похороны Сталина", "Заряженные смертью", "Рэкет", "Великий муравьиный путь", "Грех". Но, зритель, к сожалению, знаменитого актёра в них уже не узнавал, считая его давно умершим...
4 октября 1997 года Народный артист РСФСР Георгий Юматов ушёл из жизни...
"За эти дни не позвонил только Ельцин", - говорила Муза Крепкогорская. -"А остальные все. О том, что Жоржик так популярен, я знала, но, что до такой степени...не думала".
Работники кладбища говорят, что у его могилы часто собираются собаки...Ведь он так их любил...Больше родных у него не осталось...
=========================================
19 марта 2016 года на 1 канале был показан документальный фильм "Георгий Юматов. Амнистия для героя..."
На основе воспоминаний друзей и людей, хорошо знавших Юматова, была восстановлена причина трагедии и её последствий... Было рассказано о взаимоотношениях Георгия Юматова и Музы Крепкогорской...
Отношения Юматова с женой определили его счастливую судьбу артиста и трагическую судьбу человека. Впервые было показано каким разным – и созидающим, и разрушающим – было для него это чувство. Доказательствами этих выводов послужило совместное интервью Георгия и Музы, взятое незадолго до кончины актера, фрагменты домашнего видео, ярко демонстрирующие отношения этой пары, свидетельства друзей Юматова, хорошо знавших его семью. Впервые в качестве близкого Юматову человека, посвященного в его личные тайны, предстаёт в фильме известный художник Никас Сафронов. Неожиданными наблюдениями об отношении актера к жене делятся близкие люди – родные Юматова и Крепкогорской, которые впервые решились дать интервью перед камерой.
Георгий обожал собак, а Муза – кошек. Они и жили как кошка с собакой, ссорясь и тщательно охраняя личную территорию. Абсолютно разные. Он из обычной рабочей семьи, она – дворянской крови. Он не получил актерского образования. Она – сталинская стипендиатка ВГИКА, училась у знаменитого кинорежиссера Сергея Герасимова. Ему было чуждо стремление к жизненным благам, она тянулась к роскоши. Он предпочел бы оставаться в тени, она всегда хотела быть на виду и сиять как можно ярче. И самое главное, определившее, во многом, жизненный финал актера – он жил с нерастраченным отцовским чувством. А она не хотела детей...
1.
[560x375]
2.
[420x294]
3.
[490x700]
4.
[640x425]
5.
[538x411]
6.
[290x240]
7.
[560x436]