• Авторизация


Анатолий Папанов 06-08-2016 11:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лена_Андерс Оригинальное сообщение

История кино в лицах: Анатолий Папанов
 

Анатолий Папанов – человек удивительного таланта. Его годы жизни – это годы множества прекрасных ролей в театре и кино. Биография Папанова – это история мудрого и сильного человека. Анатолий Папанов, биография и годы жизни этого человека всегда будут интересовать его поклонников, которые никогда не забудут этого прекрасного актера.

[700x528]

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьме. Его мама Елена Болеславовна Росковская была полькой, и ее семья жила на границе Белоруссии и Польши. В 1918 году после Брестского мира эти земли были разделены, и Елена Болеславовна осталась одна. Ее родственники оказались в Польше, а она - в Белоруссии. Отец Анатолия Дмитрий Филиппович был старше Елены Болеславовны на десять лет, и она всегда называла его на «вы». В конце 1920-х годов родители Папанова переехали в Москву.

[показать]

Столичная жизнь Анатолия была проста и непритязательна. Как и отец, он сразу после окончания школы стал рабочим, но после десятичасовой смены на шарико-подшипниковом заводе, где он работал литейщиком, Папанов шел в театральный кружок при клубе «Каучук». В 1939 году он играл там в водевиле «Разбитая чашка» и на «Мосфильме» снимался в массовке фильма «Ленин в Октябре».

[показать]

В первый же день войны 22 июня 1941 года Папанова призвали в армию. В 1942 году его послали на Юго-Западный фронт, где готовилось большое наступление советских войск. Под Харьковом несколько дивизий попали в «котел», немцы перешли в контрнаступление, и советские войска отступали до Сталинграда. В это время двадцатилетний Папанов командовал зенитной батареей и профессию солдата изучил сполна. Под Харьковом Папанов прошел через залповый огонь немецкой артиллерии, и узнал, что значит служить в батальоне, который просит огня и не получает ответа. Он запомнил горький вкус отступления, скрип земли на зубах и вкус крови во рту. Там же, под Харьковом он получил ранение. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» - вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени зрителям напомнит через много лет его роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые».

[показать]

После ранения Анатолий Папанов почти полгода лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности после того, как у него были ампутированы два пальца на ноге. Летом 1942 года он вернулся в Москву, и пришел в тенистый дворик ГИТИСа, куда уже закончились экзамены, и где, тем не менее, не хватало студентов мужского пола. Там он услышал от живой легенды театра Михаила Тарханова: «Идите-ка, голубчик, прямо на второй курс». И Папанов пошел. Он был зачислен на актерский факультет, которым руководили артисты и режиссеры Московского Художественного театра Мария Николаевна Орлова и Василий Александрович Орлов. Помимо общих для всех занятий Папанов усиленно тренировался, чтобы преодолеть последствия ранения. Сам он говорил: «Что это за актер - хромающий!». После двух месяцев занятий с хореографом Папанов выбросил палочку, с которой пришел в ГИТИС, и даже научился танцевать. Но была другая проблема - четыре года занятий по технике речи не смогли исправить его произношение. «Папанов, ну когда вы избавитесь от этого ужасного шипящего?!» – говорила ему преподаватель по технике речи. Но у начинающего актера был неправильный прикус.

[700x528]

На государственном экзамене 11 ноября 1946 года Папанов в спектакле «Дети Ванюшина» сыграл Константина, который по возрасту был моложе артиста, а в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль - Зеленые Штаны» - глубокого старца. Зал был набит до отказа. Впереди сидела государственная комиссия - прославленные мастера советского театра. Дальше - студенты. Взрывы смеха и аплодисменты означали конец учебы и начало новой жизни.

[700x546]

В ГИТИСе он познакомился с Надеждой Каратаевой, тоже побывавшей на войне. Она полтора года проработала санитаркой в военном госпитале. Папанов и Каратаева поженились сразу после победы, и на их свадебном столе были лишь винегрет и водка по карточкам, а жить молодые были вынуждены в одной комнате с тещей, за шкафом. Теща же подбрасывала Папанову отрезы на костюм, так как сам Папанов зарабатывал немного, а его семья откровенно бедствовала. Детей у Папанова долго не было из-за того, что их слишком было трудно бы содержать. Зато работали они с женой всегда в одном театре – сначала в Клайпеде, потом в Москве, в «Театре Сатиры».

[700x508]

Папанов сразу мог бы остаться в Москве, где его пригласили сразу в два театра - в любимый МХАТ, и в Малый, куда он целый месяц ходил на репетиции к режиссеру Алексею Дикому, ставившему в тот сезон «Ревизора». Но, как ни соблазнительно было сразу же начать творческую жизнь в столице, Анатолий Папанов вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября спектакле «Молодая гвардия». Но русский драматический театр в Клайпеде просуществовал недолго, несмотря на увлеченность и самые благородные стремления его создателей, и летом 1948 года Анатолий Папанов отправился в Москву навестить своих родителей. Там неожиданная встреча на Тверском бульваре с режиссером Андреем Гончаровым изменила его судьбу.

[700x396]

Прошло некоторое время, Надя отработала необходимое количество времени в прибалтийском театре и они вновь вернулись в Москву. К тому времени Анатолия пригласил к себе в Театр Сатиры режиссер Андрей Гончаров. Однако же, хоть все и признавали талант Папанова, очень долго ему не давали ведущие роли. Все изменилось после того, как в 1954 году Папанов сыграл в пьесе «Поцелуй феи».

Об актере очень лестно отозвалось множество критиков. Потом он сыграл еще в нескольких спектаклях, которые окончательно подтвердили то, что Папанов обладает огромных талантом и харизмой. О нем заговорили в театральных кругах и зрители стали узнавать Папанова. Анатолий очень быстро стал одним из ведущих актеров театра. Он работал там до самого конца, до самой смерти, почти пятьдесят лет. Все отмечали, что он прекрасно справляется с комическими и трагикомическими ролями. Папанов умел отобразить не только комичность персонажей, но также их жизненные трагедии, переживания, мысли и чувства.

[700x501]

В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский. Тем временем в Театре Сатиры вышел новый спектакль «Дамоклов меч», и роль Боксера в исполнении Папанова круто изменила жизнь артиста. Им всерьез заинтересовались кинематографисты, и Рязанов вновь пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда». К сожалению, этот фильм был сразу же снят с проката, и премьера его состоялась лишь спустя 28 лет.

[700x525]

В 1963 году режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые». Сам писатель, увидев Папанова в спектакле «Дамоклов меч», предложил его на роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был грандиозный - картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. После такого успеха спрос на актера Папанова среди режиссеров возрос неимоверно, и он блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Папанов умел сыграть настоящую войну.

[700x518]

Творческий расцвет Папанова пришелся на рубеж 1960-х-70-х годов. Страна с ума сходила по Хемингуэю, а он, как ни парадоксально, во всех своих военных фильмах играл русский вариант «Иметь и не иметь». Его герои – молчаливые крутые мужики – обитали на ничьей земле между жизнью и смертью.

Он может сниматься абсолютно во всех жанрах, оставаясь всегда органичным и естественным. Ни один из его персонажей нельзя назвать наигранным или же надуманным. Где бы Папанов не появлялся, его героям всегда и все верили. Его можно увидеть и в психологических фильмах, и в лирических комедиях и в сатирах. Актеру удавалось совмещать сатиру и трагедию, при этом наделяя своих персонажей таким спектром чувств и эмоций, что каждый его герой обязательно западал в душу зрителям.

[700x526]

А после фильма «Берегись автомобиля» в Папанове рассмотрели прекрасного комика. После этого фильма он сыграл во множестве различных комедий, которые все мы знаем и любим. Вот только Папанов был не очень рад своей популярности именно в этом образе.

Он прекрасно знал, что может играть и драмы, поэтому всегда старался доказать это и режиссерам, и зрителем. Конечно же, у Папанова это получилось. Прекрасным подтверждением является фильм «Белорусский вокзал». Но, все же, актер всегда считался с тем, что зрители любят его юмор, поэтому возвращался к комедийным ролям. Он никогда не гордился своей популярностью и всегда старался выглядеть незаметнее, чтобы иметь возможность отдохнуть на даче и покататься на велосипеде.

[700x508]

Анатолия Папанова мы знаем не только по фильмам. Его голосом говорит любимый всеми Волк из «Ну, Погоди! ». Этот голос никогда не спутает ни один ребенок и ни один взрослый, который вырос на этом мультфильме. А на нем выросли мы все.

В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!», после чего стал кумиром многих поколений ребятишек. Как и многие удачи, эта роль возникла случайно. Режиссер легендарного мультфильма Александр Котеночкин мечтал пригласить на роль Волка Владимира Высоцкого - тот только что сыграл и спел в фильме «Вертикаль». Но наверху возмутились: сочинитель полублатных песен в детском мультфильме?! Да никогда. Пришлось Котеночкину позвать на ответственную роль лауреата Государственной премии Анатолия Папанова, который его не подвел. Его рычание, сипение, незабываемые «у-лю-лю» и «ой-ой-ой» сделали Волка народным любимцем.

[700x560]

Всего Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более 70 кинолент. В последние несколько лет жизни Анатолий Папанов почти не играл, однако немало работал в театре. Последней ролью киноактера на экране стал Копалыч из захватывающей по сюжету и жестко реалистической по манере мелодраме Александра Прошкина «Холодной лето 53-го», вышедшей на экраны уже после смерти Анатолия Дмитриевича…

[показать]

Папанов был прекрасным, добрым, честным и чистым человеком. Не смотря на то, что в то время вера преследовалась, он ходил в храм и молился Богу. Всю жизнь Папанов прожил с одной женщиной. К сожалению, сердечный приступ забрал его из жизни довольно рано, иначе он смог бы еще многое сыграть. Но, даже после того, как прошло столько лет, никто не забыл о Папанове. Мы смотрим фильмы с ним, восхищаемся, смеемся, отдавая тем самым дань этому прекрасному человеку и актеру. Анатолий Папанов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анатолий Папанов | ГАС-54 - Дневник ГАС-54 | Лента друзей ГАС-54 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»