Хороших фильмов, которые в той или иной степени влияли на характер советских людей намного больше, чем представлены в данной подборке, поэтому, конечно-же, в будущем дальнейшем мы ещё не раз будем возвращаться к пополнению списка любимых отечественных фильмов .
ЕВДОКИЯ.
К этому фильму я питаю особые чувства. Обожаю и книгу Веры Пановой, по которой он снят, и экранизацию. Поэтому начнём мы сегодняшний обзор именно с него.
Фильм снимался в 1960 году в Туле, рассказывает зрителю о жизни простых людей - Евдокима и Евдокии, воспитывающих приёмных детей. В трудные годы войны ушли на фронт четверо старших детей, один из сыновей погиб.
Однажды, уже в мирные годы, в их бревенчатом домике собралась вся их большая семья - дети, внуки... И поняли Евдоким и Евдокия, что прожили они свою жизнь не зря!
Для этой пары появление нового ребенка в доме - это не дополнительная обуза и расходы, а самое настоящее счастье.
Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая Евдокию, родилась и училась в Горьковской области, трижды была замужем. В театральное училище поступила почти случайно – пришла поддержать подругу, но внезапно захотела попробоваться и сама. Прочла знаменитый монолог Катерины из «Грозы» Островского и была принята. Первая роль – роль Екатерины Ворониной в одноимённом фильме. Затем была Дарья из «Тихого Дона», которую сама актриса называет своей самой любимой ролью. «Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать (хотя с детства панически боялась воды)» - признаётся Людмила.
Фильм "Евдокия" замечательный, рекомендую всем к просмотру, но ещё лучше всё-таки книга. Вся Вера Панова и её "Кружилиха".
ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА.
Молодой строитель Паша Гусаров (Николай Рыбников) в поезде познакомился с девушкой по имени Катя Иванова (Светлана Карпинская) и влюбился в нее. Выйдя из вагона поезда в разные двери, они так и не встречаются на вокзале. Единственное, что Паша узнал от Кати, уезжавшей на автобусе от него - это начало адреса: "Николо..."
Режиссёр Эльдар Рязанов, для которого этот фильм стал второй полнометражной работой после «Карнавальной ночи», долго искал актрису на главную роль. Пробовалась Людмила Гурченко, но однажды Рязанову посоветовали обратить внимание на Светлану Карпинскую. Увидев девятнадцатилетнюю Светлану, режиссер взял ее в картину без проб.
Примечательно, что Карпинская не планировала становиться актрисой, она училась на филфаке и мечтала о карьере журналиста. В работе над фильмом Светлана проявила себя не только как талантливая актриса, но и как замечательная певица, самостоятельно исполнив все песни своей героини. И наутро после премьеры девушка проснулась знаменитой! Письма поклонников приходили к ней со всех уголков страны. После такого оглушительного успеха Светлана передумала идти в журналистику и поступила сразу на второй курс Ленинградского института театра (ЛГИТМИК).
В «Девушке без адреса» Карпинская играла совсем без грима и почти всегда в платочке, под которым скрывалась длиннющая прекрасная коса до колен.
Рыбников пришёл на съёмки уже знаменитостью, он был старше главной героини и чтобы казаться моложе ему надевали специальный накладной чуб.
МОЛОДАЯ ЖЕНА.
Главная героиня фильма Маня – сирота. Из всех родственников у нее есть лишь старенькая бабушка, с которой она и живет в деревне. В седьмом классе между Маней и Володей (соседским мальчишкой) вспыхнула любовь. Когда Володя ушёл в армию, девушка его ждала. Но после армии у Володи появилась новая девушка, которую он, никого не предупредив, привёз на свадьбу своей сестры.
Назло всем и себе Маня согласилась выйти замуж за Алексея — вдовца средних лет с маленькой дочерью. Работящий и хозяйственный мужчина, казалось, мог бы стать для своей жены «каменной стеной», но трудно оказалось Мане в доме нелюбимого мужа, который пытался отгородить ее от жизни, от людей.
С семьёй нового мужа Маняша быстро нашла общий язык – подружилась с дочкой, помогала тётке. Но однажды в городе она встретилась со своей первой любовью, пришла к нему в гости и поняла, что любовь к нему прошла.
Картина притягательна деревенской простотой, чистотой и свежестью. Жители местные пусть и не образованные, но знают где белое, а где черное. Женские типажи - один другого лучше! Галина Макарова (бабушка), Валентина Владимирова (Руфина), Наталья Назарова (продавец) замечательно хороши, плюс Маня с верной подругой. Даже малышка очень мило сыграла.
Фильм снят по мотивам повести Ирины Велембовской "За каменной стеной". Актриса Анна Каменкова, сыгравшая Маняшу, получила приз за лучшую женскую роль, а по опросу журнала «Советский экран» фильм «Молодая жена» стал лучшим фильмом 1979 года. Фильм безумно искренний, правдивый и из тех, что раз посмотрев, будешь пересматривать еще и еще.
НАСТЯ.
«Настя» - российский художественный фильм режиссёра Георгия Данелия, созданный студией «Ритм» в 1993 году. Фильм является ремейком ленты «Происшествие, которого никто не заметил», вышедшей на киностудии «Ленфильм» в 1967 году.
Настя Плотникова, добрая, скромная и неприметная девушка, живёт с постоянно болеющей мамой-дворничихой, которая мечтает увидеть свою дочь с кавалером, что у неё никак не получается. Как-то ночью Настя помогла бабушке, которая провалилась колесом велосипеда в канализационный колодец, и та сказала, что выполнит два её заветных желания. И Настя захотела стать красивой…
Полина Кутепова вызывает умиление. Простая девчонка. Таких очень много вокруг. Импонирует и лексика картины. Наша, народная лексика.
Например, волшебница предстает вовсе не в образе доброй феи для Золушки. Это бабка, исполняющая желания девушки со словами: «Два желания! В виде исключения! Вижу, ты не совсем еще сволочь». Да и романтичная концовка фильма сопровождается ее причитаниями: «Тьфу ты, мать вашу за ногу, все люки пооткрывали!».
Весь фильм буквально пронизан нежной трогательностью. Чего стоит Настина мама, которая, проявляя заботу о кавалере своей дочери, просит Настю: «Ты его проводи, а то как бы наша шпана к нему не пристала.»
КОРОЛЕВА БЕНЗОКОЛОНКИ.
Наверное, каждый хотя бы раз смотрел эту лирическую кинокомедию с Надеждой Румянцевой в главной роли. Приключения юной заправщицы с бензоколонки, мечтающий танцевать в балете на льду, заставляют улыбаться всех и каждого!
Фильм действительно снимался на территории действующей АЗС в городе Пирятине Полтавской области, однако бензоколонки и конторка в фильме — бутафорские. Настоящая АЗС находится за бутафорской конторкой. На настоящей заправке снимать запретили из-за небезопасной в пожарном отношении осветительной аппаратуры.
Еще одну бензоколонку построили в павильоне студии имени Довженко. Дело в том, что асфальт в Пирятине был не очень качественным, и кататься на роликах по нему было сложно. Для сцены ночной тренировки Людмилы был изготовлен макет колонки с идеально ровным полом, чтобы Надежда Румянцева смогла без проблем выписывать сложные пируэты.
Снимать картину начал молодой режиссёр Николай Литус. На роль Людмилы худсовет и большинство членов съёмочной группы предлагали Румянцеву, однако режиссёр настоял на кандидатуре эстонской актрисы Терье Луйк. С ней было отснято достаточно материала, но на рабочем просмотре дирекция киностудии решила снять Луйк с роли, поскольку та «слишком интеллигентна, холодна и интроверт» и комедии не получается.
Началась осень, натурные съёмки стали невозможны и фильм законсервировали. На следующий год съёмки возобновились заново с ранее утверждённой Румянцевой, режиссуру на этот раз поручили опытному Алексею Мишурину, который настоял, чтобы Литуса оставили в картине как второго режиссёра.
На момент съемок Надежде Румянцевой, исполняющей роль 17-летней девушки, было уже 32 года.
Когда снималась сцена первого посещения Людмилой заправки, петух, который должен был приветствовать ее своим пением, никак не хотел кукарекать. И тогда один из зевак, толпившихся вокруг площадки, в шутку посоветовал налить петуху самогона. Измучившиеся киношники готовы были напоить пернатого артиста, чтобы снять, наконец, эту сцену, и поставили перед ним блюдце со спиртным. Отведав самогона, петух так раскричался, что его долго не могли успокоить.
Фильм буквально разобран на цитаты. Вот лишь некоторые из них: "- А кто письмо-то написал? - А-но-ним!.. - Дал же Бог фамилию…"; "- Батюшка, старовер? - Да нет, мне два по сто в одну посудину. И огурчик!"; "- К полумерам не привык."
Действие фильма разворачивается в новом доме на окраине Москвы, в котором поселились семьи Давыдовых, Кашириных и Волынских, и за несколько прожитых вместе лет судьбы членов этих семей тесно переплелись. Свои коррективы в их судьбы внесла внезапно начавшаяся война…
Часть съемок фильма проходила на московских улицах, в самых обычных столичных дворах и жилых домах. В массовых сценах и в эпизодических ролях снимались непрофессиональные актеры, которые были отобраны из 14 тысяч человек, откликнувшихся на газетное объявление с приглашением принять участие в съемках.
Некоторые эпизоды снимались в павильонах Студии имени Горького, а на Волочаевской улице, неподалеку от железнодорожного путепровода Курского и Горьковского направлений МЖД, были возведены декорации дома в натуральную величину.
Актёр Михаил Ульянов вспоминал о работе над лентой: «Картина «Дом, в котором я живу» трепетная, взволнованная и целомудренная. Она была сделана красками реалистическими, скупыми, но, в то же время, светящимися и ясными. И она имела настоящий, без подтасовки, успех и у нас и за рубежом. И сейчас, когда прошло так много лет со времени ее создания, она сохраняет свою чистоту и нравственную ценность. Такую картину можно было сделать только так же, как и прожить, — только между «да» и «нет»».
Финал картины мог быть совсем другим – кому-то из киноначальников не понравилось, что героиня Жанны Болотовой погибает на фронте, и был снято более оптимистическое окончание, в котором Галя и Сережа встречаются после Победы. Однако автор сценария Иосиф Ольшанский не побоялся пойти на конфликт с руководством и отстоял первоначальный вариант картины.
«Мы с Кулиджановым», — рассказывал Яков Сегель, — «были молоды и упрямы, мы сняли два варианта фильма: в одном — девочка погибала, в другом — оставалась жива. До сих пор я жалею, что не сохранил того варианта, в котором Сережа и Галя встречаются уже после войны. Жанна Болотова и Володя Земляникин прекрасно и взволнованно сыграли финальную сцену: два воина шли навстречу друг другу, а по двору носились дети, они прыгали через веревочку, играли в «классы», точно так же, как когда-то, тысячу лет назад, это делали наши герои. Мы посмотрели эту сцену на экране и убедились, что наш автор и директор студии правы: память о миллионах людей, погибших в минувшую войну, была несовместима с безмятежно счастливым финалом фильма».
Дипломная работа учеников Михаила Ромма Алексея Салтыкова и Александра Митты (ВГИК) стала одной из самых популярных кинокартин начала 1960-х годов. Это фильм для подростков о школе, дружбе и взаимоотношениях между учениками и взрослыми.
Главный герой фильма – ученик старших классов Колька Снегирев (Александр Кобозев). Учителя, а в особенности старшая пионервожатая Лидия Михайловна (Антонина Дмитриева) считают Кольку «трудным», «запущенным» и даже «отвратительным» из-за того, что тот не скрывает своего отношения к школьным правилам, да к тому же частенько получает двойки.
Тем не менее, Кольку трудно назвать по-настоящему плохим человеком – среди одноклассников у него много друзей, которые в трудный момент готовы встать за Снегирева горой. Дерзкий и свободолюбивый, Колька не лентяй, а скорее ярый противник глупости, лицемерия и подхалимства.
Вместе с другими ребятами он создает тайное школьное общество под названием ТОТР (Тайное Общество Троечников). У «подпольной организации» устрашающий девиз — «Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам», но на самом деле его члены чаще делают добрые дела, чем устраивают шалости. Они помогают старикам, придумывают кого и как можно «защитить». Но проблема в том, что и общество уже наскучило Кольке, и потому он все чаще проводит время не с одноклассниками, а в компании ребят постарше, с которыми можно курить, играть в расшибалочку и чувствовать себя почти взрослым.
Но однажды в школе появился новый человек – вожатый Сергей Руденко (Анатолий кузнецов). Простой шофер с автобазы Сергей смотрит на детей иначе, чем учителя и обычные школьные вожатые. Сам Руденко никогда не общался прежде со школьниками, но по наитию быстро нашел к ним подход и увлек тем, что любит сам – автоделом.
Авторы фильма не побоялись поднять довольно сложную и не особенно популярную при советском строе тему бессмысленного формализма, который всегда был характерен для любой государственной организации (в данном случае пионерии). «Друг мой, Колька...» стал попыткой доказать, что главное в воспитании детей (и особенно подростков) – это не пустые разговоры, а искреннее желание помочь и поддержать на жизненном пути.
Десятиклассники Гоша Кораблёв и Зося Кнушевицкая любят друг друга. До последнего звонка несколько дней. Кажется, что после окончания школы они поженятся.
Но по пятам за Гошей ходит безответно влюблённая Дина, влиятельные родители которой готовы обеспечить успешную жизнь не только своей дочери, но и будущему зятю. И когда во время выпускных экзаменов Гоша узнаёт, что Зося беременна, он в тот же день отправляется обедать к Дине. Школьный вальс он танцует уже с Диной.
Мать Зоси везёт дочь в больницу, откуда та сбегает, не желая избавляться от ребёнка. Зося уходит от родителей и устраивается работать на стройку, у неё появляются новые друзья и подруги, а в конце зимы рождается сын. Гоша женится на Дине, но их семейная жизнь не складывается с самого начала. Гоша пьёт, и молодые люди, не прожив вместе и года, расходятся.
"Школьный вальс" - фильм о жизненных ценностях, о выборе пути, о людях, о цене любви, о взаимопонимании, о простых и сложных проблемах.
«Дети Дон Кихота» — история обычной на первый взгляд семьи. Многодетная семья врачей, три мальчика.
Старший сын — молодой художник (Виктор — Владимир Коренев), средний (Дима — Лев Прыгунов) растёт и ищет любовь, для младшего (Юра — Андрей Бельянинов) жизнь — это тёмный зал кинотеатра со своим другом-одноклассником вместо школы.
Средний решает жениться, младший убежал в Африку для освобождения угнетённых негров, старший решает, что бездарен и ищет выхода из творческого кризиса.
Отец семейства Пётр Бондаренко (Анатолий Папанов) — врач-акушер в роддоме. Его жизненный принцип — если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды, не слушая злопыхателей и насмешников. Лишь к концу фильма зритель понимает, что все его сыновья усыновлены. Они — дети бывших пациенток Бондаренко, которые отказались от ребенка, а он не смог их убедить не делать этой ошибки и потому принял ответственность за судьбу детей на себя. В финале доктор по той же причине усыновляет и четвёртого мальчика.
Мелодрама о дружбе, верности долгу, предательстве и самоотверженной любви.
Лида безответно влюбляется в красавца Сергея, который, спустя некоторое время женится на другой, красивой и прагматичной Марте. Молодожены уезжают в родную деревню Сергея, где он устраивается на прибыльное место в леспромхоз.
Но произошла трагедия – на Сергея падает огромное дерево, и из-за тяжелой травмы позвоночника он оказывается прикован к постели. Жена Марта не готова к трудным испытаниям, бросает мужа-инвалида и уезжает в город.
Тогда Лида, узнав о беде, приехала к любимому. Поначалу Сергей не воспринимает Лиду всерьёз, даже злится на неё. Но любовь творит чудеса – окружив Серёжу заботой она смогла вернуть его к полноценной жизни и даже поставить на ноги.
Лида – чудесная девушка. Её роль играла актриса Анастасия Иванова. Знающие её люди говорили, что она и в жизни была такая же, как в этом фильме. Почему была? Потому что жизнь её оборвалась весьма и весьма трагично.
В далёком 1993 году тёплым июньским вечером Анастасия ждала мужа с работы. В дверь позвонили, но пришёл не муж, а родственник одного из друзей семьи. Бывая в гостях в этом доме, он скромно помалкивал, что отсидел 10 лет за убийство женщины, кстати, актрисы. И ему это понравилось. А сейчас перед ним тоже женщина и тоже актриса. Он нанёс ей много ударов ножом, но Анастасия была ещё жива. Тогда он накинул ей на шею удавку - и вскоре её прекрасные добрые глаза закрылись навсегда. Ей было всего 35 лет.
Закончилась Великая Отечественная война, возвращались домой солдаты. Вместе со своими однополчанами ехал в родной город Федор (Василий Шукшин). Во время одной из остановок в пути он повстречал беспризорника, оказавшегося его тезкой (Николай Чурсин). Пожалев сироту, солдат предложил маленькому бродяге поехать с ним и жить вместе – у старшего Федора тоже никого из родни не было.
Мирная жизнь возвращалась в разрушенный войной город. Два Федора жили дружно, старший устроился на работу, младший пошел в школу, и вместе они восстанавливали свой пострадавший от бомбежки дом и вели нехитрое хозяйство. А через некоторое время Федор-старший собрался жениться на живущей неподалеку девушке Наташе (Тамара Семина). Младшему Федору она была хорошо знакома – не раз он с соседскими пацанами совершал набеги в ее сад и огород за яблоками и морковкой.
Став женой Фёдора большого, Наташа всячески старается снискать любовь мальчугана. Но в сердце мальчика поселилась тревога, ведь теперь любовь и внимание приемного отца ему пришлось делить с чужой женщиной. Поэтому Фёдор-младший отвечает неприязнью, а однажды, доведенный ревностью до отчаяния, отрезает у спящей Наташи волосы, а затем и вовсе убегает из дома.
Картина оканчивается примирением и воссоединением семьи.