
Если вы возьмете энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна работа: "Плат Святой Верoники", на которой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины.
В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: "FORMATUR UNICUS UNA" (выполнен как никакой другой) и ниже: "NON ALTER" (неповторим).

Это – образ Спасителя, каноническое (для Католической церкви) безо всяких отклонений изображение Христа на картине, точнее, на гравюре под названием “Плат святой Вероники”, выполненной в 1649 году.
Название ее связано с библейским преданием: когда Иисус вела на Голгофу, женщина по имени Вероника подала Ему платок, которым Он вытер пот и кровь с лица. На этом платке и отпечатались лик Спасителя и терновый венец.
Клод Меллан (1598 — 1688) — французский живописец и гравёр.
Сын жестянщика. Юность провёл в Париже, в 1624 приехал в Италию. В Риме учился у Симона Вуэ, был знаком с Пуссеном, Пьером Миньяром, Лорреном, Бернини. В 1636 году вернулся во Францию, жил в Экс-ан-Прованс, в 1642 переехал в Лувр.
Образ Иисуса выполнен одной-единственной чертой, начиная от центра портрета, с кончика носа и далее расходясь неровными кругами, как будто живописец рисовал с помощью циркуля. только каким-то неведомым образом для зрителей делать линию то тоньше, то толще тем, где это необходимо. Присмотритесь внимательнее, линия действительно одна-единственная и нигде не прерывается.
Мастер выполнил одной спиралеобразной чертой лик Спасителя, сделав 166 оборотов
Почти точная копия гравюры Меллана
В “Истории европейской гравюры XV-XVIII” Пауля Кристеллера мы можем прочесть следующее: “Меллан не имел последователей своей совершенно своеобразной и личной техники”.
Но это не так. В городе Сергиев Посад при Московской духовной академии есть небольшой музей. И в нем мы можем увидеть почти точную копию гравюры Меллана, выполненную по тому же принципу непрерывной линии.
На ней есть надпись: “единый единою чертою” и дата -1938 год.
Русский художник, создавший точную копию католического Христа, не стал указывать своего имени и до сих пор остается нам неизвестным
Единый единою чертою передает точный смысл богословия православной церкви, которая говорит о парадоксе, о противоречии для человеческого разума, что Иисус Христос был и Бог и человек, Богочеловек, значит человек и Бог одновременно (параллельно, simultaneously).
Здесь рисунок выполнен одной линией (чертой) непрерывной и паралельной самой себе, если ее распрямить получится прямая линия, но здесь это и линия и образ Христа Спасителя, такой подход отсылает наше сознание к тайне сочетания во христе Божественной и человеческой природы.
Слева — картина русского мастера, справа — «Плат Святой Вероники» в исполнении Клода Меллана