• Авторизация


Без заголовка 22-09-2021 02:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

Уильям Хогарт

William_Hogarth_006 (539x700, 67Kb)

Автопортрет, 1745.

Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (William Hogarth) (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Это сближает Хогарта с замечательными деятелями театра и писателями-реалистами, и прежде всего с Фильдингом, который обличал пережитки феодального прошлого и уродства буржуазного уклада жизни. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии.

Уильям Хогарт родился в одном из лондонских районов Бартоломью-Клоуз в семье бедного учителя латыни Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс и был первым выжившим ребенком супругов. Бедность вынудила отца Хогарта заняться корректурой латинских текстов для издателей.

Уильям с раннего детства проявил незаурядные способности к рисованию, был весьма наблюдателен и имел великолепную память на детали. В начальной школе учился неохотно, в основном проводя время за рисованием. В детстве Уильям был вынужден продавать приготовленные матерью народные средства лечения, поскольку идея отца основать кафе, где посетители могли бы общаться исключительно на латыни, потерпела крах. Отец на пять лет попал в лондонскую долговую «Флитскую тюрьму». Поэтому приступить к учёбе Хогарт смог значительно позже сверстников.

В 1713 году Хогарт, не закончив начальную школу, стал учеником у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла, где получил навыки гравировки, работы с металлом и познакомился со стилем рококо. В 1718 году умер отец Уильяма и он, будучи старшим ребенком в семье, был вынужден содержать свою мать и двух сестер, берясь за мелкие заказы. Он изготовлял коммерческие визитки, небольшие гербы и другие мелкие изделия. Такая работа не приносила Хогарту удовольствия, он считал ее тупой и скучной, поскольку испытывал тягу к высокому искусству. Прежде всего его интересовала графика. Поэтому вскоре он начал брать уроки живописи в одной из лондонских частных художественных академий, которую основали Льюис Черони и Джон Вандербанк. Хогарт также много занимался самообразованием.

В 1720 году он открывает собственную небольшую граверную мастерскую. Его первыми самостоятельными работами были графические сатиры о крахе акций Компании Южных морей (The South Sea Scheme, ок. 1721), сатиры на маскарады и оперные спектакли (Masquerades and Operas, 1724) и на театральную жизнь Лондона (A Just View of the British Stage, 1724).

1024px-William_Hogarth_-_The_South_Sea_Scheme (700x583, 890Kb)

«Замысел Компании Южных морей»

1280px-Masquerades_and_Operas (700x514, 260Kb)

«Маскарады и оперы»

Hogarth-rehearsal (594x599, 398Kb)

«Беспристрастный взгляд на британскую сцену»

Хогарт забросил академию, а с 1724 года стал посещать школу живописи и рисунка, основанную в доме придворного художника Джеймса Торнхилла, известного своими росписями в лондонском Соборе Святого Павла. В 1720—1730 годы Хогарт овладевает искусством книжной иллюстрации. В 1726 году он иллюстрирует известную антипуританскую приключенческую поэму «Хадибрас» Сэмюэла Батлера. Первое живописное произведение Хогарта появилось в 1728 году, это было полотно на сюжет популярной тогда пьесы Джона Гея «Опера нищего».

В 1724 году Хогарт познакомился с 15-летней дочерью Торнхилла — Джейн. Через пять лет, не надеясь получить согласие отца Джейн на брак, Хогарт и его возлюбленная тайно обвенчались в старой Паддингтонской церкви (23 марта 1729 год). Примириться со своим тестем Хогарту удалось лишь после того, когда он достиг материального благосостояния и признания как художник.

По воспоминаниям самого Хогарта: «Потом я женился и занялся рисовать небольшие салонные картинки от 12 до 15 дюймов высотой. Поскольку они были новинкой, то имели успех в течение нескольких лет и хорошо продавались».

В конце 1720-х годов Хогарт написал ряд групповых портретов английских семей, так называемые «разговорные портреты». К ним относятся «Музыкальная вечеринка» (A Musical Party, 1730, Музей Фицуильяма, Кембридж), «Собрание в доме Ванстед» (The Assembly at Wanstead House, 1729-31, Музей искусств Филадельфии), «Семья Волластон» (The Wollaston Family, 1730, частная коллекция) и «Семья Фаунтейн» (The Fountaine Family, 1730-32, Художественный музей Филадельфии).

В 1730—1731 годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин, вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.

1016_original (554x53, 4Kb)

Карьера проститутки

«Карьера проститутки» — серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) Уильяма Хогарта. Серия показывает историю молодой девушки Молл (Мэри) Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: во время рисования проститутки в её каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из её прошлого и будущего.

В 2006 году на экраны вышел телевизионный фильм «Карьера продажной женщины» («A Harlot’s Progress»), иллюстрирующий своеобразную версию создания серии.

Главная героиня названа в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкэбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя и в августе, в тот же самый год, была арестована вестминстерским судьёй сэром Джоном Гонсоном.

В первой сцене старуха хвалит красоту девушки и обещает ей прибыльное занятие, предлагая её джентльмену на заднем плане. Молл — содержанка с двумя любовниками во второй гравюре, в третьей её, опустившуюся уличную проститутку, берут под арест. Героиня отбивает пеньку в тюрьме Брайдвелл в четвёртой сцене. На пятой гравюре она умирает от венерической болезни в возрасте 23 лет, а в последней сцене изображена лежащей в гробу.

Серия картин стала очень популярна, и Хогарт использовал свои навыки серебряных дел мастера для создания гравюр, продавая «ограниченное издание» — 1240 наборов из шести гравюр подписчикам стоимостью в 1 гинею. Пиратские копии гравюр скоро оказались на рынке, и Хогарт добился запрета бесконтрольного копирования авторских гравюр в 1734. 

Первоначальные картины серии «Карьера проститутки» были уничтожены огнем при пожаре в аббатстве Фонтхилл, доме Уильяма Бекфорда в Уилтшире, в 1755 году. Оригинальные пластины уцелели и были проданы вдовой Хогарта Джейн Джону Бойделлу в 1789; позже они принадлежали Болдуину, Кредоку и Джою в 1818, и затем Генри Бону в 1835. Каждый владелец делал копии гравюр.

1. В ловушке сводницы

Hogarth-Harlot-1 (700x561, 751Kb)

Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Художник делит картину на 2 части, изображая доброе и злое в левой и правой частях соответственно. С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы, из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Чартерис с довольной ухмылкой предвкушает удовольствия, которые ему даст молодая проститутка. В левой части гравюры, где стены зданий крепки, лондонцы игнорируют разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: беспечному священнику безразлично положение девушки, как и его лошадь, свалившая груду кастрюль. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне» (в оригинале «My lofing cosen in Tems Stret in London»); этот «кузен», возможно, был вербовщиком.

Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Вывеска гостиницы (Bell Inn) со звонком может быть отнесена к Belle (фр. Красавица), девушке, недавно прибывшей из провинции, и повторяет отчасти силуэты Молл и Нидэм. Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Падающая груда кастрюль символизирует «падение» Молл.

2. Ссора с евреем-покровителем

1024px-Hogarth-Harlot-2 (700x553, 340Kb)

Молл — содержанка, любовница богатого еврея-торговца. Она имеет богатый гардероб и прислугу, держит мальчика-слугу из Вест-Индии и обезьяну. Мальчик, молодая служанка, а также обезьянка, вероятно, предоставлены богатым покровителем. Банки косметики, маска с маскарада, её квартира украшена картинами, иллюстрирующими её противоречивое сомнительное положение. Она опрокидывает стол, чтобы отвлечь внимание торговца, в то время как служанка помогает скрыться второму любовнику.

3. Арест

Hogarth-Harlot-3 (700x557, 775Kb)

Молл из содержанки стала обычной проституткой. Её горничная теперь старая, больная сифилисом тетка. Её кровать — её единственный главный предмет мебели, а поза кошки иллюстрирует настоящее положение Молл. Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или чёрную магию, или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего, ролевые игры (сексуальные)  и садомазохизм. Портреты её героев находятся на стене: преступник Макхит (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левую грудь. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы или парик, висящий на стене.

4. Сцена в Брайдвелле

Hogarth-Harlot-4 (700x559, 769Kb)

Молл в тюрьме Брайдвелл. Она отбивает пеньку для петель палача, в то время как тюремщик угрожает ей и заставляет работать. Служанка улыбается тому, что жена тюремщика отбирает у Молл платье, да и служанка, кажется, носит ботинки Молл. Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер, дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены или сосланы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять». Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.

5. Умирает, пока доктора спорят

Hogarth-Harlot-5 (700x563, 766Kb)

Молл теперь умирает от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах. Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж. Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Он выбирает вшей из своих волос. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь.

6. Похороны

Hogarth-Harlot-6 (700x556, 742Kb)

В заключительной сцене Молл мертва. Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Пастор проливает свой бренди, поскольку он держит руку под юбкой девки рядом с ним — она выглядит довольной. Сын Молл беспечно играет, а пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её «воспитанницы» используют в качестве барной стойки; её бутылка с бренди ужасно ухмыляется. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Другая проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая язва. Сын Молл беспечен: он сидит, играя под телом своей матери, неспособный понять происшедшего, фигурально обреченный на смерть. Дом, в котором стоит гроб с телом Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.

1016_original (554x53, 4Kb)

Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 году.

1016_original (554x53, 4Kb)

Карьера мота

Серия картин, созданных в 1732-33 годах, под названием "Карьера мота", состоит из восьми сцен. Они изображают жизнь Тома Рэйкуэлла - богатого наследника, который постепенно идет к полному падению. В начале серии он простой юноша. Герой не желает следовать примеру унылой отцовской добродетели и переезжает в Лондон. Там, вкушая прелестей столичной жизни, он гонится за изысками, старается стать светским молодым человеком, но все больше отдается низменным страстям, проматывая деньги отца в борделях и тавернах, и заканчивает свою жизнь в Бедламе, лондонском приюте для умалишенных.

Сцена первая

40464228b105 (700x578, 49Kb)

Том Рэйквелл, сын недавно умершего финансиста, прибыл домой после получения наследства. Сцена полна деталей, подчеркивающих богатство, которое копили в этом неопрятном мрачном доме. Стюард, усаженный за стол, украдкой крадет немного денег. Том, заказавший новый костюм, пытается откупиться от беременной возлюбленной, Сары Янг, которая плачет около двери, сжимая в руках обручальное кольцо. Мать Сары сердито отклонят горстку золотых монет, которые предлагает Том.

Сцена вторая

5647a743e0b0 (700x580, 49Kb)

Том быстро привыкает к жизни в роскоши. Он подражает аристократической манере принимать посетителей и торговцев во время утреннего туалета. Толпа людей, соперничающая за внимание Тома, показана карикатурно, как насмешка по отношению к подобному обществу.

Сцена третья

906419bd88bd (700x576, 226Kb)

Сцена происходит в печально известной Rose Tavern, борделе и таверне в Ковент Гардене. Том, пьяно развалившийся на стуле, контрастирует с элегантным героем из второй сцены. Около дверного проема слева уличный певец исполняет похабную песню, которая, вероятно, больше по нраву Тому, чем опера, исполняемая на клавесине в сцене второй.

Сцена четвертая

44af5da2b4d8 (700x574, 47Kb)

В сцене четвертой мы видим результат расточительного образа жизни Тома. Герой направляется во дворец Св. Джеймса, но, к сожалению, его останавливает помощник шерифа, который собирается арестовать его за долги. Сара Янг спасает Тома: девушка предлагает помощнику шерифа свои с трудом заработанные деньги.
Видно, что Том купается в роскоши. Его весткоут с огромными обшлагами чрезмерно украшен вышивкой. 

Сцена пятая

1b859abdd9eb (700x579, 47Kb)

Сцена в Старой Церкви Мэрелибон, к северу от Гайд-парка, которая была известна тайными свадьбами. Растратив состояние, Том пытается добыть денег через выгодный брак. Отказавшись от молодой, красивой и преданной Сары, Том предпочел старую одноглазую богачку. Мы видим Сару с ребенком Тома на заднем плане. Ее попытке прервать эту позорную церемонию мешает ссора между ее матерью и чрезмерно фанатичным церковным служителем.

Сцена шестая

025b3187ffae (700x580, 41Kb)

Том проматывает состояние в азартной игре. Мужчины вокруг стола напряженно сосредоточили внимание на игре. Тем временем человек справа напуган: дым льется через потолок. Том, обезумев от проигрыша, падает на колени. Как и большинство людей в комнате, он слишком поглощен азартной игрой, чтобы заметить пожар. Он сердито смотрит на небо, сжимая кулаки.

Сцена седьмая

f34ddd4ff3bd (700x578, 44Kb)

Том находится теперь в тюрьме должников. Его некогда полная жена теперь изнурена, указывая на их отчаянное положение. Тем временем, тюремщик указывает на бухгалтерскую книгу, ждущую оплаты.

Сцена восьмая

475686dd1e98 (700x575, 44Kb)

Заключительная сцена происходит в Вифлеемской Королевской Больнице (Бедлам), учреждении для нищих и безумцев. Том лежит на переднем плане, почти обнаженный, в позе, напоминающей скульптуру перед входом в Бедлам – «Меланхолическое сумасшествие». Сара плачет в стороне, не в силах помочь Тому. В 18 веке посещение тюрьм и больниц было одним из развлечений аристократии. Леди и служанка обмениваются веселыми шуточками, глядя на несчастных больных. Хогарт иронизирует: Том, стремившийся подражать аристократии, в итоге стал посмешищем для них. В крайнем правом углу изображен мужчина, который сошел с ума от любви. У него на шее висит портрет известной всему Лондону куртизанки. Фигура в камере 54 напоминает «Неистовое сумасшествие» - еще одну из статуй, расположенных перед входом в Бедлам. Это религиозный фанатик, неистово смотрящий на распятие.

1016_original (554x53, 4Kb)

А в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак».

1016_original (554x53, 4Kb)

Модный брак

«Модный брак» — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—1745 годах. Сатирическая серия «Модный брак» стала первой в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. Во всех шести картинах чётко проработаны фигуры персонажей и тщательно продуман интерьер. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта. В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.

По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.

Брачный контракт

1280px-William_Hogarth_038 (700x531, 81Kb)

«Брачный контракт» — первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандер держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.

На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.

Вскоре после свадьбы

HogarthMarriage (700x538, 71Kb)

Второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе  всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак.

Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle) о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины.

На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.

Визит к шарлатану

1280px-William_Hogarth_036 (700x533, 76Kb)

Действие третьего эпизода происходит в комнате доктора-шарлатана по имени де ла Пилюль. Доктора посетил виконт вместе с любовницей, стоящей справа от него, которая ещё очень молода, и её матерью. Судя по чёрному пятну на шее, виконт болен венерической болезнью. Доктор посоветовал виконту принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения.

Коробочки с пилюлями держат в руках доктор и девочка, ещё одна коробочка есть на стуле виконта. Виконт угрожающе приподнял трость, а предполагаемая мать девочки держит в руках нож.

Будуар графини

William_Hogarth_042 (700x528, 79Kb)

«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником — тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр.

Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью. Возможно, няня уже приносила ребёнка для утреннего поцелуя и забыла соску.

Графиня, будучи дочерью торговца, ставшей аристократкой, пытается копировать ритуал «утреннего выхода короля» (фр. lever du roi), практиковавшийся при французском дворе. Он состоял из «малого выхода» (petit lever), когда высшие чиновники сообщали королю последние новости, и «большого выхода» (grand lever) — более открытого приёма, на котором король пил шоколад, его одевали и надевали на него парик. На картине показано, как леди Сквандер устраивает некое подобие «большого выхода». На ней утреннее платье, а на коленях часы, показывающие два часа дня. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня, вероятно, наденет выходное платье и отправится наносить визиты. Об этом свидетельствует множество приглашений, валяющихся под стулом одного из музыкантов. Некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Тем самым художник показывает, что карточные игры были обычным времяпрепровождением в окружении графини.

Вероятно, что полный певец, изображённый в левом нижнем углу картины, — кастрат. Он одет в чрезмерно пышный костюм, в ухе — серьга, на все пальцы надеты кольца, шпилька галстука украшена бриллиантом, а пряжки на штанах и туфлях также инкрустированы бриллиантами. Худой флейтист комично контрастирует с толстым певцом, чей шёлковый жилет едва сдерживает его обрюзгшее тело.

На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе. С них ещё не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане показывает на фигурку с оленьими рогами — символ обманутого мужа. Эта статуэтка изображает Актеона, которого Артемида превратила в оленя за то, что он увидел её обнажённой во время купания. После этого Актеон был разорван собственными собаками. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Зевс, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.

У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки. Книга была написана изящным языком, позволявшим разгуляться воображению, что быстро сделало её популярной.

Картина содержит много намёков на надвигающуюся беду.

Дуэль и смерть графа

1280px-William_Hogarth_039 (700x531, 66Kb)

Действие пятого эпизода разворачивается в Багнио (дом, где можно снять комнату). Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу. Виконт, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их.

Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли виконт получил смертельное ранение. Его соперник убежал в окно, в комнату вбежали хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.

Смерть графини

1280px-William_Hogarth_043 (700x531, 79Kb)

Последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что Сильвертанг казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятно — признак сифилиса, доставшегося ей от отца, кроме того она хромает на одну ногу. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Собака тянется к пище на столе.

1016_original (554x53, 4Kb)

Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758).

1016_original (554x53, 4Kb)

Четыре стадии жестокости

«Четыре степени жестокости» (также «Четыре стадии жестокости», «Четыре сцены жестокости», «Четыре поприща жестокости», «Степени жестокости» — серия из четырёх гравюр, опубликованных британским  художником Уильямом Хогартом в 1751 году. Каждая из гравюр изображает сцену из жизни вымышленного персонажа Тома Нерона.

В «Первой стадии жестокости» юный Нерон истязает собаку; во «Второй стадии жестокости», уже будучи взрослым мужчиной, он избивает свою лошадь, а в «Совершенной жестокости» он грабит, совращает и убивает. Наконец, в «Воздаянии жестокости» его тело после казни на виселице отдано хирургам, которые препарируют его в анатомическом театре, — Хогарт предупреждает о неизбежности возмездия для всех, кто встал на путь преступления.

Гравюры задуманы как морализаторское наставление; Хогарт был обеспокоен жестокостью на улицах Лондона, ставшей обыденным делом. Серия печаталась на дешёвой бумаге и предназначалась в первую очередь для низших слоёв населения. Хогарт, желая достигнуть наиболее сильного воздействия на зрителя, в этой серии гравюр, в отличие от других своих произведений, отказался от юмористического смягчения сюжетов. Тем не менее, как и другие его работы, гравюры содержат множество интересных деталей и тонких аллюзий.

Подобно другим гравюрам Хогарта, «Четыре стадии жестокости» были выпущены с воспитательной целью. В этой серии гравюр демонстрируется лёгкость, с которой жестокий ребёнок превращается в закоренелого преступника. Хогарт стремился привлечь внимание к варварскому обращению с животными, «сам вид которых на улицах нашей столицы тревожит каждый чувствительный ум». Хогарт любил животных, на автопортрете 1745 года он изобразил себя со своим мопсом, у дома художника в Чизике  были устроены могилы его питомцев — собак и птиц.

Художник намеренно отказался от излишней детализации изображения на гравюрах, так как хотел, чтобы они были поняты «людьми низшего класса», которые увидят их на стенах мастерских и таверн. Тонкая проработка и печать хорошего качества сделали бы гравюры слишком дорогими для тех, кому они предназначались в первую очередь. Хогарт считал, что жирная, экспрессивная линия может быть очень выразительна, отмечая, что «большая точность рисунка или тонкая прорисовка были вовсе не так уж необходимы».

Чтобы убедиться, что оттиски будут доступны по цене простому народу, Хогарт сначала заказал выполнение ксилографии резчику по дереву Дж. Беллу. Стоимость работы оказалась такой высокой, что были вырезаны только последние две из четырёх гравюр, а оттиски не продавались. Вместо этого Хогарт сам выполнил гравюры и давал объявления об их публикации в London Evening Post в течение трёх дней, с 14 по 16 февраля 1751 года. Гравюры вышли 21 февраля 1751 года; каждая из них сопровождалась поучительным комментарием, написанным преподобным Джеймсом Таунли, другом Хогарта. Вместе с более ранними гравюрами, такими как «Усердие и леность», оттиски на «обычной» бумаге продавались по 1 шиллингу за лист (6,70 фунтов стерлингов в ценах 2011 года), то есть достаточно дёшево, чтобы простые люди смогли приобрести эти поучительные произведения. Были выпущены и оттиски высокого качества для коллекционеров на «превосходной» бумаге по цене 1 шиллинг 6 пенсов (около 10 фунтов стерлингов на 2011 год).

Оттиски выполненных Беллом третьей и четвёртой гравюр отмечены более ранней датой — 1 января 1750 года. Повторно их отпечатал в 1790 году Джон Бойделл, эти оттиски являются в настоящее время редкостью.

После создания серии Хогарт более не обращался к гравюре.

Первая стадия жестокости

Cruelty1 (606x700, 410Kb)

На первой из гравюр Том Нерон, чьё имя — отсылка к римскому императору или стяжение к «не герой», с помощью других мальчиков вставляет стрелу собаке в прямую кишку — эта пытка повторяет мучение грешника в «Искушениях святого Антония» Жака Калло. Значок с инициалом на плече его выцветшего и рваного пальто указывает, что он учится в благотворительной школе района Сент-Джайлс. Этот печально известный трущобный район является местом действия многих работ Хогарта, в том числе «Переулка джина» и «Полдня» (из серии «Четыре времени суток»). Добрый мальчик, вероятно, хозяин собаки, предлагает Тому еду и просит его взамен перестать мучить животное. В роли доброго мальчика, вероятно, изображён молодой Георг III. Позднее принцесса Уэльская вместе с Георгом возглавила подписной лист хогартовской серии «Выборы». В отличие от мрачных уродливых хулиганов, хозяин собаки благообразен. Текст, сопровождающий картину (приведён нелитературный перевод):

Пока разные виды шутливой Беды
Измышляет Раса Детей,
И мучение Жертв доходит до крови,
Тиран живёт в Мальчишке.

Смотрите! Юноша с добрым Сердцем
Чтоб избавиться от боли Создания
Возьмите! кричит, Пирог у меня,
Но Слёзы с Пирогом тщетны.

Учитесь на этом честном примере — Вы,
Кого восторгает дикий Спорт,
Как Жестокость отвращает взор,
Пока Жалость ласкает взгляд.

Два мальчика вверху справа от Нерона выжигают птице глаза горящим факелом; мальчики в нижней части гравюры закидывают петуха (вероятно, это намёк на вражду с французами, а также указание на то, что действие происходит в традиционный для таких забав с петухами день, в Жирный вторник). Ещё один персонаж привязывает к хвосту собаки кость так, чтобы она не могла её достать; пара дерущихся кошек подвешена за хвосты, группа мальчиков дразнит их. В нижнем левом углу на кошку натравили собаку, а на дальнем плане картины ещё одну кошку с привязанными к ней пузырями выбрасывают из окна верхнего этажа. Имя Тома Нерона написано под изображением повешенного (его рисует мелом один из мальчиков) — это предсказание участи главного персонажа. Отсутствие приходских офицеров, которые должны следить за детьми, — упрёк со стороны Хогарта. Художник был согласен с Генри Филдингом в том, что одной из причин роста преступности являлся плохой надзор за бедняками: приходские офицеры слишком часто были заинтересованы в своей должности только из-за социального статуса и денег, которые та могла принести.

Под текстом указывается авторство: «Создано У. Хогартом, опубликовано в согласии с Парламентским актом от 1 февраля 1751 года». Этот акт — «Закон об авторских правах гравюр» 1734 года. Многие из ранних работ Хогарта печатались в больших количествах без его контроля или выплаты авторских вознаграждений, поэтому он ради соблюдения своих интересов призвал друзей из Парламента Великобритании принять закон о защите прав гравёров. Хогарт был столь настойчив в проведении закона через Парламент, что тот стал известен как «Закон Хогарта».

Вторая стадия жестокости

800px-Cruelty2 (608x700, 131Kb)

На второй гравюре — сцена у Тави Инн Гейт (это название иногда с иронией пишут как Thieves Inn Gate, «ворота у воровского притона»), одной из гостиниц канцелярии, где останавливались члены ассоциации юристов Лондона. Том Нерон вырос и стал наёмным кучером. Его лошадь, измученная годами тяжёлой работы и жестоким обращением, упала, сломала ногу и разбила повозку. Том избил лошадь столь сильно, что выбил ей глаз. Хогарт изображает четырёх тучных адвокатов, пытающихся выкарабкаться из повозки. Вероятно, это карикатуры на известных в то время юристов, однако идентифицировать их не представляется возможным. Здесь же можно наблюдать, как пастух до смерти забивает ягнёнка, перегруженного осла бьют по крупу, а разъярённый бык подбрасывает одного из своих мучителей. Некоторые эпизоды описаны в сопроводительном тексте (приведён нелитературный перевод):

Усталый славный Старый Россинант
Без сил под ношей распростёрт.
Как горько видеть гнев Хозяина его,
Когда сама Природа Сил уж не даёт.

Ягнёнок нежный загнан и ослаб,
Отброшен из отары наземь он.
Выблеивает он невинную мольбу,
И смерть касается его крылом.

Бесчеловечный Негодяй! скажи, откуда происходит
Трусливая Жестокость эта?
Что Интересного проистекает из этих варварских деяний?
Что за Радость от Страданий?

Жестокость к животным сменяется жестокостью к людям; возчик спит, не замечая, что из его бочки выливается на мостовую пиво, а его подвода давит играющего мальчика. Плакаты на заднем плане рекламируют петушиные бои и бокс, что ещё более подчёркивает атмосферу безысходности. Согласно надписи на одном из плакатов, боксёрский поединок должен состояться в амфитеатре Бротон, месте, известном грубостью развлечений. Его основал «отец кулачного боя», Джек Бротон. По правилам того времени участники боёв дрались с привязанной к полу левой ногой. Победителем признавался тот, чьи раны признавались менее серьёзными. На плакате видны имена участников боксёрских поединков — Джеймс Филд, повешенный за две недели до выпуска гравюр (он фигурирует в финальной картине серии), и Джордж «Брадобрей» Тейлор. Последний, бывший чемпион Англии, потерпел поражение от Бротона и вышел на пенсию в 1750 году. После смерти Тейлора в 1757 году Хогарт сделал ряд рисунков, изображавших его борьбу со смертью — вероятно, для надгробия.

Так же, как и в первой гравюре, лишь одного человека трогает вид мучений животного. Слева от Нерона изображён прохожий, записывающий номер извозчика, чтобы сообщить об его поведении.

Совершенная жестокость

Cruelty3 (588x700, 382Kb)

Ко времени третьей сцены Том Нерон прошёл путь от жестокого обращения с животными до кражи и убийства. Он подбил свою беременную любовницу Энн Гилл ограбить её хозяйку и бежать. Встретив Энн, Нерон убивает её с особой жестокостью: запястье и указательный палец жертвы почти оторваны, шея глубоко разрезана. Её сундучок и украденные ею товары валяются рядом с девушкой на земле. На книге, которая вместе с молитвенником выпала из сундучка, написано «Бог мстит за убийство», почти оторванный палец Энн указывает на эти слова. Женщина, обыскивающая карманы Нерона, обнаруживает пистолеты и множество карманных часов — свидетельство того, что он превратился в разбойника и письмо от Энн, которое гласит:

Дорогой Томми,
Моя хозяйка была для меня лучшей из женщин, и моя совесть часто ударяет мне в лицо, когда я думаю о том, что обманула её; и всё же я решила довериться телом и душой, чтобы сделать всё так, как вы хотели того от меня, так что не пропустите же встречу со мной, о которой вы говорили, так как я принесу с собой все вещи, которые только смогу захватить. Настоящего нет; но я остаюсь ваша до самой смерти.
Энн Гилл.

Правописание совершенно, что для девушки того времени и из такой среды, пожалуй, нереально, но Хогарт намеренно избегает всего, что могло бы показаться в сцене смешным. Письмо адресовано «To Thos Nero at Pinne…». Рональд Полсон видит параллели между забитым до смерти ягнёнком во второй из гравюр и беззащитной девушкой, убитой здесь. Под сценой расположен текст, согласно которому Нерон если не раскаивается, то, во всяком случае, поражён своими действиями (приведён нелитературный перевод):

За беззаконной любовью, что однажды предана,
Вскоре следуют Преступление за Преступлением:
Соблазнился вскоре Кражей, и Дева
Своим Обманом кровоточит.

Так знай, Соблазнитель! даже Ночь,
При всей собольей черноте Облаков,
Не может скрыть Дело из виду;
О злодейском Убийстве кричит.

Зияют Раны, окровавлена сталь,
И в шоке его Душа трепещет:
Но Ох! те Угрызенья, что должна чувствовать его Грудь,
Когда Смерть познал его Нож.

Различные детали гравюры призваны усилить мрачную атмосферу: убийство произошло на кладбище, возможно, в Сент-Панкрасе, или, по предположению Джона Айрленда — в Мэрилебоне; пролетают сова и летучая мышь; луна освещает место преступления; часы бьют колдовской час. Построение композиции сходно с «Арестом Христа» Антониса Ван Дейка. Среди тех, кто окружает Тома, вновь находится одинокий добрый самарянин: с выражением жалости на лице он обращается к небесам.

Воздаяние жестокости

800px-Cruelty4 (590x700, 164Kb)

Осуждённого Нерона, признанного виновным в убийстве, повесили, а его тело подвергли позорному процессу публичного рассечения. Согласно принятому через год после выхода гравюр «Закону об убийцах» (1752), органы преступника могли предоставляться хирургам для изучения. Считалось, что это обстоятельство вместе с отказом в захоронении будет дополнительным сдерживающим фактором. В то время, когда Хогарт работал над серией гравюр, передача органов убийц не была закреплена законодательно, однако хирурги иногда получали тела для исследований.

Тома Нерона можно узнать по татуировке на руке. Верёвка, которая всё ещё висит на шее, указывает на способ казни. Прозекторы, чьи сердца закалены долгими годами работы с трупами, столь же равнодушны к Нерону, сколь он был равнодушен к своим жертвам. У Нерона вынимают глаз, что в гравюре является напоминанием о том, что лошадь лишилась глаза по его вине, а собака ест его сердце — это возмездие за жестокость, которую он проявлял ещё мальчиком. Лицо Нерона искажено от боли. Эту неправдоподобную деталь Хогарт добавил, чтобы произвести впечатление на зрителя. Палец Тома согнут так же, как палец Энни в предыдущей сцене; он указывает на варящиеся кости — такая судьба уготована и телу Нерона.

Пока хирурги работают с телом под надзором учёного в квадратной академической шапочке, врачи, которых можно узнать по парикам и тростям, не обращая внимания на процесс, оживлённо беседуют друг с другом. Мужчина, восседающий в кресле в центре картины, — Джон Фреке, бывший в то время президентом Английского королевского хирургического колледжа. Известно, что в 1749 году Фреке выступал против вскрытия тела осуждённого заговорщика Босаверна Пенлеза.

Если не считать чрезмерно увлечённого процесса рассечения тела и кипящих in situ костей, картина передаёт действительный ход подобной процедуры.

Слева и справа на дальнем плане стоят два скелета. Надписи над ними указывают, что один из них — скелет Джеймса Филда, боксёра, имя которого можно видеть на второй гравюре серии, а другой — скелет Маклейна, печально известного разбойника. Оба они были повешены незадолго до публикации отпечатков (Маклейн — в 1750 году, а Филд — в 1751). Скелеты будто бы указывают друг на друга. Надпись над скелетом Филда, находящимся слева, в последнюю минуту могла быть изменена на «GENTL HARRY» (Молодой джентльмен Гарри), прозвище Генри Симмса. Он был осуждён за разбой и казнён в 1747 году. Мотив одинокого доброго человека сохраняется и в этой, последней, гравюре — один из учёных указывает на скелет Джеймса Филда: это неизбежный конец того, кто встанет на путь жестокости.

Под отпечатком расположены следующие слова:

Вот тяжкая кончина Подлеца!
Сама Смерть не может закончиться.
Он не находит мирного Погребения,
Его бездыханный Труп, нет, друг.

Вырван с Корнем тот злой Язык,
Что каждый день ругался да чертыхался!
Выдавлены из Глазниц те Глазные яблоки,
Что светились беззаконной похотью!

Его Сердце изучают чужие глаза,
Для Жалости нет жалоб;
И ужас! Из его костей воздвигнут
Памятник его Позора.

Рассечение убийц прекратилось с принятием Закона об анатомии 1832 года, большинство пыток животных было запрещено Законом о жестокости к животным 1835 года. С середины XIX века «Четыре стадии жестокости» рассматривались как изображение эпизодов из прошлого, хотя и имеющее на зрителя достаточно сильное эмоциональное воздействие, что присуще и для современной публики.

1016_original (554x53, 4Kb)

В 1754 году рождается серия картин «Выборы в парламент», смело обнажающая одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов, приобретенных у больных идиотов; по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы.

1016_original (554x53, 4Kb)

Выборы в парламент

Серия состоит из четырех эпизодов, разоблачающих проведение избирательной кампании: «Предвыборный банкет», «Вербовка избирателей», «Голосование», «Триумфальное шествие».

Предвыборный банкет

1024px-William_Hogarth_028 (700x555, 87Kb)

Произведения этого цикла наполнены множеством повествовательных элементов и комических подробностей. Например, на данной картине представители партии тори расположились под лозунгом «Женитесь и плодитесь, всем чертям назло!».

Агитация

1024px-William_Hogarth_032 (700x555, 95Kb)

В серии "Выборы", к которой принадлежит "Агитация" или "Подкуп голосов", очевидно противоречие, заключающееся в том, что красота живописной манеры Хогарта расходится с безобразными человеческими поступками. Великолепные детали и натюрморты резко контрастируют здесь с подлостью людей, нарисованных художником беззастенчивыми обманщиками и глупцами.

Голосование

1024px-William_Hogarth_031 (700x545, 104Kb)

"Голосование", рассказывает о подтасовке результатов на выборах. 

Триумф избранных в парламент

1024px-William_Hogarth_029 (700x543, 113Kb)

Это заключительная сцена из серии Хогарта "Выборы", представляющая резкую сатиру на британских политиков в целом, хотя на картинах серии описано вполне конкретное событие – парламентские выборы 1754 года. "Триумфальное шествие" - представление избранника. Картина полна намеков на выборы, прошедшие в Оксфорде, здесь кандидату от партии Тори (консерваторов) так и не удалось посидеть в вожделенном кресле. Проигравший кандидат от партии Вигов (либералов) заявил протест, Парламент, в котором большинство принадлежало либералам, этот протест принял, отменил результаты выборов и присудил победу кандидату от Вигов. На картине Хогарта присутствует и кандидат, который станет настоящим победителем, – мы можем видеть его тень на стене дома, расположенного на заднем плане. 

1016_original (554x53, 4Kb)

Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 году Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джеймса Торнхилла. В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине».

Умер Хогарт неожиданно, от аневризмы, 25 октября 1764 года и был похоронен в Чизвике. По просьбе вдовы актер Дэвид Гаррик сочинил эпитафию, и эти строки были выбиты на могиле художника: 

   Прощай, великий художник человечества, Достигший высот мастерства, Создатель бессмертных картин

1016_original (554x53, 4Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Reinhard-Von-Lohengramm - Дневник Reinhard-Von-Lohengramm | Лента друзей Reinhard-Von-Lohengramm / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»