Дзэн Мастер Хакуин — один из немногих цветущих. Как-то раз к нему пришел воин, самурай, великий солдат, и спросил:
— Есть ли ад? Есть ли рай? Если есть рай и ад, то где же врата? Где я могу войти?
Этот человек был простым воином. Воины всегда просты, бесхитростны. Он знал только две вещи: жизнь и смерть. У него не было никакой философии, он просто хотел знать, где ворота, чтобы избежать ада и попасть в рай. И Хакуин ответил так, чтобы воин смог понять.
— Кто ты? — спросил Хакуин.
— Я самурай, — ответил воин.
Это очень почетная вещь — быть самураем в Японии. Это означает быть совершенным воином, который ни секунды не раздумывает, оставить ли вам жизнь. Он сказал:
- Я — самурай, лидер самураев. Сам император отдаёт дань уважения мне.
Хакуин рассмеялся и ответил:
— Это ты-то самурай? Ты выглядишь каким-то нищим оборванцем!
Самурайская гордость была задета. Он забыл, зачем пришёл. Он мгновенно выхватил меч и собрался убить Хакуина. Хакуин засмеялся и сказал:
— Это и есть Врата Ада. С мечом, в гневе, со своим эго — ты откроешь их.
Это воин мог понять. Самурай немедленно осознал. Он вложил меч в ножны, а Хакуин сказал:
— А здесь открываются Врата Рая. Рай и ад существуют в тебе. И ворота в тебе.
Если ты не сознателен — это врата ада. Если ты бдителен и осознан — это врата рая. Ум есть рай, ум есть ад, и ум — это средство стать другим. Но люди продолжают думать, что всё где-то снаружи, вне них. Рай и ад не в конце жизни, они здесь и сейчас. Дверь открыта всегда. В любой миг ты сам выбираешь между раем и адом.
Рай и ад - это состояние наших умов.
Они отражают нашу удовлетворенность, либо проявляют наше состояние неудовлетворенности.
Они символизируют наши стремления, наши желания счастья и нежелание печали.
Они - показатели нашей привязанности или непривязанности.
О том, кто свободен от вожделения и удовлетворен своими обстоятельствами, говорят "Живёт на небесах", потому что такой человек свободен от гнева, жадности и похоти. А при отсутствии удовлетворения, жадность, гнев и похоть навечно прокладывают греховный путь человеку. И такой недовольный человек, даже имея все пути к счастью и получив все блага мира, всегда будет иметь состояние ума, подобное аду.
Рай - не улучшение ада, а ад - не падение рая.
В тот момент, когда ад внутри нас разрушается, в тот же миг исчезает и необходимость в рае, так как рай - всего лишь мечта терпящего страдания человека. Это его желание.
Где заканчивается ад, там также пропадает и желание попасть на небеса.
Когда разница между раем и адом исчезает, такое состояние называется "мукти" (оскобождение) и "мокша" (просветление).
Монолог Шивы из сериала "Бог Богов Махадев"