
В конце июня 1948 года в шведской столице открыл свои двери перед публикой Музей принца Евгения Вальдемарсудде. Принц Евгений (1865-1947, сын короля Швеции Оскара II и королевы Софии) завещал свой дом и художественную коллекцию государству. По состоянию на 1947 год это оказалось богатейшим наследием в истории Швеции, и новый музей мгновенно превратился в третью по величине коллекцию после Национального музея и музея в Гётеборге.


В свое время принц Евгений был центральной фигурой в европейских артистических кругах: королевская особа и творческая личность, коллекционер и основатель музея. Принц учился во Франции в конце 1880-х гг., водил дружбу со многими признанными художниками. Он составлял свою коллекцию, где были преимущественно работы его соотечественников, в течение 60 лет.

В основном принц Евгений собирал работы своих сограждан – современников. Сегодня его коллекция, включающая работы руки самого принца - уникальное свидетельство искусства первой половины 20-го столетия. Благодаря дружбе принца с художниками младшего поколения и их материальной поддержке, в состав коллекции входят и несколько ключевых произведений искусства первой половины XX столетия.

На момент приобретения имения Waldemarsudde в октябре 1899 года, Принц уже был узнаваем в артистическом мире Швеции. Уважаемый художник, чьи работы выставлялись как в Швеции, так и за рубежом, он активно участвовал в творческой жизни столицы. Принц уже тогда мог похвастаться солидной коллекцией работ в основном шведских художников.

В 1905 году он был готов переехать в свой новый дом, который был спланирован по проекту архитектора Фердинанда Буберга. Этаж, на котором расположился салон, задумывался как музей, и часть коллекции постоянно или время от времени выставляется здесь. Другие части дома были превращены в выставочные пространства в тот самый момент, когда он стал функционировать как музей.

По причине нехватки места, в 1913 году была добавлена художественная галерея. Коллекция постоянно увеличивалась, и дом уже не мог вместить все экспонаты, поэтому в 1945 году были пристроены еще две галереи.

Сейчас в музее проводятся выставки, а также можно посетить постоянно действующую экспозицию. Коллекция насчитывает около 3000 картин и набросков. Интерьеры комнат первого этажа украшают две из наиболее известных картин именитого хозяина дома – "Облако" и "Старый дворец".

Сегодня музейный комплекс принца Евгения состоит не только из напоминающего дворец основного здания и пристроенной галереи – это и живописный, богатый растениями парк, окружающий все существующие здесь постройки. В парке также находятся Старый дом (здесь принц жил в период строительства нового дома) и мельница, сохранившиеся с 1780-х годов.

Общая площадь парка, с трех сторон окруженного водой – около 7 га. Среди его других достопримечательностей – построенные принцем две большие террасы, верхняя и нижняя - с видом на водную гладь озера. Нижнюю террасу украшают специально привезенные и высаженные здесь каштаны.

Есть здесь и цветники, которые во времена принца состояли в основном из растений его любимых цветов – черного, белого, желтого и розового. Сложно сказать сегодня, увлекался ли принц Евгений садоводством, но в его личной библиотеке можно найти книги и по этой тематике.У подножия галереи раскинулся уютный садик с пышными растениями и работами лучших шведских скульпторов – Карла Ельда, Пера Хассельберга и Карла Миллеса.
Текст и фото: Михаил Щеглов GARDENER.ru и Evelina Vedom









Как и многие современные ему художники, принц Евгений был и выдающимся дизайнером. Интерьеры усадьбы, деревянные и серебрянные детали мебели и интерьера были созданы по его проектам и эскизам. Дом принца Евгения в Вальдемарсудде считается образчиком шведского ар-нуво (стиля модерн). В прихожей, на консоли, правда несколько скрытый букетом живых цветов, нас приветствует скльптурный портрет хозяина дома.

Помещения первого этажа сохранили свой первозданный облик и являются домом-музеем принца Евгения. Аппартаменты состоят из прихожей, столовой, веранды, гостиной и кабинета. Везде царит идеальная чистота, порядок, нет и намёка, что дому уже более ста лет - может только старомодная мебель, роскошные вазы и портретные рамы выдают с головой королевскую резиденцию.

К слову, меня поразило разнообразие и обилие живых цветов и их свежее благоухание в этом доме! Забегая вперёд, я скажу, что бoльшую роскошь в украшении помещений королевской резиденции живыми цветами я видела лишь в замке Шенонсо, во Франции. Ни в Версале, ни в Царском селе, ни в Петергофе, ни в самом королевском замке в Стокгольме ничего подобного нет.

Вобщем-то, по понятным причинам соблюдения условий микроклимата и поддержания уровня влажности, ни один музей не пойдёт на то, чтобы живые цветы и подлинники произведений искусства сосуществовали в одном помещении.А здесь музейные работники пошли на риск, и особо тщательно за этим следят.
А здесь музейные работники пошли на риск, и особо тщательно за этим следят.

В таком неукоснительном соблюдении традиций и исторической достоверности оформления интерьеров я вижу особую заботу о сохранности памятника - как руководства самого музея, так и государства. Живые цветы - это незначительная мелочь, по сравнению с произведениями искусства из коллекции музея, но как же важны такие мелочи! Сколько жизни и тепла появляется в музее благодаря именно их соцветиям и аромату! И как много это говорит об уровне самого музея!

В помещении кухни ныне располагается милый крошечный ресторанчик. Всё здесь по-старому: и дровяная печь, служащая теперь постаментом для посуды, и старинный буфет, и простая сосновая мебель - столы и стулья с жёсткими сиденьями и спинками, старинная кофемолка, и даже старомодная герань на подоконнике. В ресторане подают традиционные простые блюда шведской кухни.






























geniavegas |
|
|
|
|
|
|
|
|