Коко Шанель: У нее было три платья в гардеробе при доходе в $200 миллионов. Просто воздержание или патологическая жадность?
Она создала маленькое черное платье и духи, которые покорили мир. Её имя стало синонимом роскоши, элегантности и женской свободы. Но за безупречным фасадом иконографии бренда «Chanel» скрывалась другая женщина. Габриэль Шанель — девочка из приюта, которая всеми правдами и неправдами рвалась к вершине, сжигая мосты, любовников и собственную репутацию. Её жизнь — это история не только гениального вкуса, но и беспощадного расчета, горьких предательств и сотрудничества с нацистами.
Она ненавидела беременных и выгнала журналистку в интересном положении. Почему?
Что искала Шанель в постели у офицера абвера?
У нее было три платья в гардеробе при доходе в $200 миллионов . Невероятная аскеза или патологическая жадность?
Свою частную жизнь она старательно скрывала. Разве могла Коко признаться в том, что родилась в больнице для бедняков? Что ее происхождение было незаконным? Что у нее не было детства? Что в их доме часто не водилось ни крошки хлеба? И она сочиняла, что ее отец – владелец виноградников, виноторговец, обладающий вкусом к красивым вещам и изысканной чистоте; мать – его верная подруга во всех делах, красавица и умница. На самом деле ее отец был сыном бродячего торговца. В семье было 4 детей, а свидетельства о браке не было. Когда Габриэль было двенадцать, ее мать в возрасте 32 лет умерла от астмы и истощения. Отец был без средств и без желания ухаживать за детьми, и сдал их в монастырский приют. В монастыре было тоскливо из-за обязательного распорядка дня и множества запретов. Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить и бегать так, как пожелает! Позже она напишет:
«Детские обиды самые сильные и помнятся дольше других, потому что дети обижаются сердцем, а взрослые разумом».

С 18 до 20 лет она находилась в пансионе Института Богоматери в Мулене, где научилась шить. После работала в магазине, готовившем приданое для невест. И вот она решила изменить свою судьбу. «Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали» -одна из ее крылатых фраз. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт! Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом. Позже она, приукрашивая свое прошлое, заявит, что цыпленком в детстве звал ее отец. Популярности певицы маленького городка Мулена Габриэле было недостаточно. В1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши, но неудачно. Сама Габриэль в автобиографичной книге «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самою» рассказала, что оттуда помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель». На вершину славы Шанель пришлось пробиваться самостоятельно, используя мужчин, от которых она старалась брать по максимуму. Мужчины стали главными университетами Коко, воспитав в ней железную волю и вдохновив на изречение «чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть».
Этьен Бальсан
Первым из них был Этьен Бальсан. Он был полной противоположностью всего, что она знала: богатый наследник текстильного состояния, поклонник скачек, красавиц и роскошной жизни. Их союз с самого начала был договоренностью, а не страстной любовью.

Бальсан, известный бонвиван, предложил Габриэль переехать в его родовое поместье в Руази. Для него она стала очередной прекрасной спутницей, способной скрасить досуг. Для нее — спасительным шансом вырваться из нищеты и войти в мир, о котором она могла только мечтать. В поместье Шанель заняла двусмысленное положение. Формально она была любовницей Бальсана, но сама всячески отрицала статус содержанки, гордо заявляя, что не принимает от него ни денег, ни дорогих подарков. Вместо этого она с жадностью впитывала атмосферу богатства и светских манер, изучала вкусы аристократии и наблюдала за гардеробами многочисленных подруг Бальсана, которые часто гостили в поместье.
Именно Этьен первым заметил ее талант к созданию шляпок, которые она шила для себя и которые резко выделялись на фоне вычурных моделей того времени. «Я просто помог ей вставить ногу в стремя», — говорил он позже. Бальсан не только поддержал ее увлечение, но и предоставил ей свою парижскую квартиру, где она смогла обустроить свою первую мастерскую. Его светские подруги стали ее первыми клиентками. Их отношения длились около четырех лет и закончились так же практично, как и начались. Шанель переросла роль «украшения» богатого аристократа.С Бальсаном они расстались мирно, сохранив дружеские отношения на всю жизнь.
Артур Кейпел
Ее дело начинало набирать обороты, и в ее жизни появился новый мужчина — англичанин Артур Кейпел. Его все называли «Бой». Он был воплощением всего, чего желала Шанель: аристократичен, умен, предприимчив и невероятно обаятелен.

В отличие от других мужчин в её жизни, Бой увидел в молодой провинциалке не просто любовницу, а равную себе — умную, амбициозную и гениальную женщину. Их роман вспыхнул мгновенно. Для Коко, выросшей в приюте, Бой стал всем: отцом, братом, наставником, бизнес-партнером и великой любовью всей её жизни. Он был первым, кто поверил в её талант безоговорочно. Именно он, а не Бальсан, в 1910 году одолжил ей деньги на открытие первого независимого магазина шляп на парижской улице Камбон. Позже он помог расширить бизнес и открыть бутик в Довиле. Для Шанель это было не просто финансирование — это была вера в неё, которая давала силы бороться. Их связь была страстной, интеллектуальной и глубокой. Они были партнерами во всем. Бой, блестяще образованный и вращавшийся в высших кругах, открыл для Коко мир искусства, литературы и политики. Благодаря ему она вошла в общество, которое ранее было для нее недосягаемо. Он научил её тонкостям светского общения, помог отточить вкус и манеры. Именно под его влиянием сформировался тот самый неповторимый стиль Шанель — элегантный, свободный.
Однако в их идеальном романе была трагическая трещина — классовое неравенство. Несмотря на всю свою любовь, Бой, выходец из аристократической английской семьи, не мог жениться на бедной девушке без рода и состояния. Эта боль стала их общей тайной. Шанель чувствовала его смущение перед друзьями, и в знак протеста однажды остригла свои роскошные длинные волосы, создав одну из самых скандальных и знаковых стрижек эпохи. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор и прическа становится популярной. Сама же Коко распространяла легенду , что однажды, перед походом на премьеру в театр, она слишком низко наклонилась над конфоркой – и ее волосы вспыхнули.
Их отношения длились девять лет, полных страсти, творчества и взаимного восхищения. Но в 1918 году Бой, поддавшись давлению семьи, сделал предложение дочери английского аристократа. Хотя он и пытался убедить Коко, что брак будет лишь формальностью и ничего между ними не изменится, для неё это стало сокрушительным ударом. Трагедия поставила окончательную точку в их истории - в декабре 1919 года Артур Кейпел погиб в автокатастрофе. На месте аварии нашли жемчужное колье, которое он вез в подарок Коко.
Шанель была разрушена. Она одна приехала на место его гибели, чтобы попрощаться. Своё безутешное горе она превратила в работу и вечную память о любимом. Легенда гласит, что именно тогда, в память о Бое, она создала своё самое знаменитое творение — «маленькое чёрное платье», сделав чёрный, цвет траура, символом вечной элегантности.
Артур Кейпел навсегда остался единственной настоящей любовью Коко Шанель. Позже она скажет: «Он был моим отцом, моим братом, всей моей семьёй. Он дал мне всё».
Великий князь Дмитрий Павлович Романов
Их встреча в 1920 году стала спасением для обоих. Она — оплакивала внезапную смерть великой любви своей жизни, Артура Кейпела. Он — тщетно пытался забыть ужасы революции, гибель родных и клеймо убийцы Распутина.

Их связь началась как лекарство от одиночества. Шанель, уже знаменитая кутюрье, сняла для князя виллу на берегу Атлантики. Их роман был больше, чем страсть — это был союз двух людей, потерявших опору. Дмитрий, потомок Романовых, открывал перед Коко двери в мир русской аристократии, бежавшей из Советской России. Она давала ему то, чего лишила революция — роскошь, стабильность и восхищение.
Их отношения стали творческим катализатором. Именно Дмитрий представил Коко гению парфюмерии — Эрнесту Бо, бывшему парфюмеру царско,го двора. Так родились легендарные духи Chanel №5, в создании которых участвовал и князь, предложивший использовать альдегиды для создания "аромата женщины, пахнущей женщиной". В мае 1921 «Шанель №5» представляются публике. – Куда нужно наносить духи?– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет Шанель.
С подачи Великого князя в коллекциях Коко появились пальто на соболиной подкладке, блузы с русской вышивкой, кокошники, переосмысленные как элегантные шляпки. Русский след стал одной из самых романтичных глав в истории Дома Шанель.

Но их роман был обречен с самого начала. Дмитрий, нуждавшийся в деньгах и статусе, в 1926 году женился на богатой американке Одри Эмери. Шанель, со слов современников, сама одобрила этот брак — практичная до холодности, она понимала: князю нужна не любовница-кутюрье, а жена с состоянием и положением.
Расставание было элегантным, как всё, что делала Шанель. Они сохранили дружеские отношения до конца жизни Дмитрия. Их роман длился всего год, но оставил в наследие больше, чем многие многолетние браки: легендарный аромат, русскую коллекцию и историю о том, как аристократ из прошлого века и женщина из будущего ненадолго нашли друг друга в хаосе нового времени. Как писала сама Шанель: "Он был моим прекрасным князем из русской сказки. Но сказки заканчиваются, а реальность остаётся.
Хьюго Ричард Артур, герцог Вестминстерский
Их встреча в 1925 году стала столкновением двух миров. Хью Ричард Артур Гросвенор, второй герцог Вестминстерский по прозвищу Вендор — один из богатейших людей Европы, крестник королевы Виктории, владелец замков и яхт.

И Коко Шанель — дочь торговца из провинции, своими силами покорившая Париж. Их роман стал самым продолжительным и публичным в жизни Шанель. Коко говорила: «Моя настоящая жизнь началась, когда я познакомилась с Вестминстером. Наконец я нашла плечо, на которое могла опереться, дерево, к которому могла прислониться». Четырнадцать лет они были самой обсуждаемой парой Европы. Герцог осыпал её роскошными подарками: шкатулки с изумрудами, жемчуга размером с виноградины, целые чемоданы шелков и мехов. Он ввел её в круг высшей аристократии, познакомил с Уинстоном Черчиллем, который стал частым гостем на их приемах. Их жизнь напоминала сказку: охота в шотландских поместьях, путешествия на яхте, приемы в лондонском особняке. Под влиянием Вендора Шанель полюбила твид, что позже воплотится в знаменитых твидовых костюмах Chanel. Но за фасадом блеска скрывалась трагедия. Герцог, несмотря на всю страсть, не считал возможным жениться на женщине "из народа". Шанель, в свою очередь, понимала: брак означал бы конец её карьеры. "Герцогиня-портниха" была немыслима для того времени. Кульминацией стала история с изумрудом. Застав возлюбленного с другой женщиной, Шанель в порыве ярости швырнула подаренное им колье с огромным изумрудом в море. Этот жест стал символом всей их связи — блестящей, но бесплодной. Их расставание в 1938 году было неизбежным. Шанель выбрала дело, а не брак без любви. Позже она скажет свою знаменитую фразу: "Было несколько герцогинь Вестминстерских, но Коко Шанель — только одна». Этот роман, самый долгий и богатый, оказался и самым одиноким. Как заметила сама Шанель: "Я была как дикое животное, которого он пытался приручить. Но клетка, даже золотая, остаётся клеткой». Перед свадьбой Герцог представит ее своей невесте, чтобы она одобрила его выбор. Шанель одобрила….Похоже, что Коко преследовал какой-то рок. Мужчины любили мадемуазель без памяти, но женились на других. Или не доживали до свадьбы, как помолвленный с ней художник и дизайнер Поль Ириб, скончавшийся на ее глазах от сердечного приступа прямо на теннисном корте. Его смерть стала для нее не просто потерей возлюбленного — это был крах творческого тандема, который обещал изменить мир моды. Как скажет позже Шанель: "Он понимал меня без слов. В его глазах я видела не восхищение моим успехом, а понимание моей тоски по совершенству». После смерти Ириба она окончательно замкнется в одиночестве, предпочтя работе все другие привязанности.

Успешная карьера и свободные отношения в любви превратили Коко в символ эмансипированных женщин. Из её мемуаров: «Я была первой, кто жил жизнью 20 века» и «Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…»
С началом Второй мировой войны в 1939 году Коко Шанель совершает неожиданный шаг — она закрывает все свои модные дома, оставив лишь парфюмерный бутик на улице Карбон. Как свидетельствуют источники, причиной стало не только начало войны, но и забастовка работниц, требовавших повышения зарплат и улучшения условий труда. С этих же слов Шанель восприняла это как личное предательство и решила отомстить, лишив сотрудниц работы. В отличие от многих французов, Шанель не покинула Париж. Она поселилась в отеле Ритц, который стал штаб-квартирой немецкого командования.

В июне 1940 года племянник Коко Шанель, Андре Палас, попал в немецкий плен. Чтобы помочь ему освободиться, Шанель обратилась к своему давнему знакомому — барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге, который служил атташе в немецком посольстве. Благодаря его вмешательству, Андре Палас был освобожден, а 56-летняя Шанель начала романтические отношения с фон Динклаге. Согласно документам, хранящимся в Венсене, в 1942—1943 годах Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге», который был на 13 лет младше её.

Фредерик Кугинер, хранитель архива, отметил, что запись указывает на то, что Шанель считалась сотрудником Абвера и могла рассматриваться как потенциальный источник разведывательной информации. Хэл Воган, в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель», утверждает, что Шанель в период Второй мировой войны сотрудничала с германским правительством. По словам историка, она не только предоставляла немцам конфиденциальные сведения о ситуации во Франции, но и официально числилась в составе немецкой разведки, успешно выполнив более десяти шпионских миссий. Их роман быстро перерос в стратегический союз — Шанель получала защиту и привилегии, фон Динклаге — доступ в высшие французские круги. В 1943 году Шанель стала ключевой фигурой в секретной операции абвера под кодовым названием "Модная шляпка". Согласно рассекреченным документам, её задачей было организовать встречу с Уинстоном Черчиллем для обсуждения сепаратного мира между Германией и Великобританией. Миссия провалилась — Черчилль отказался от встречи, ответив через посредников: "Мода — её профессия, политика — моя». По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была арестована. Её оправдание стало знаменитым: "В моём возрасте, когда в вашей постели оказывается любовник, вы не требуете у него предъявить паспорт».
В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года. Там были ее деньги, там оказался сбежавший из Парижа Ганс фон Динклаге. Отношения с Динклаге продолжались почти до семидесятилетия Коко, хотя, по свидетельствам современников, были скорее деловым партнерством, чем романтической связью. Они уже не были нежными, как в начале знакомства. Бывало, между любовниками вспыхивали и потасовки. Несмотря на компрометирующие факты, Шанель удалось не только избежать наказания, но и вернуться в мир высокой моды в 1954 году с новой коллекцией. Её связи и деньги помогли пережить скандал, а талант — вернуть расположение публики. Париж пришлось покорять заново: тогда все говорили о Кристиане Диоре, и никто – о Шанель, пока она не показала миру твидовый жакет. Успех был фантастический. Одна из неё сотрудниц рассказывала: «У Коко Шанель был свой метод работы. Я никогда не видела ее с карандашом в руках, она просто выбирала ткань и приступала к работе — прямо на нас. Она шила модели с первого раза и уже потом вносила в них разные изменения. Порой на одну вещь у нее могло уходить до пятнадцати метров ткани. За работой Шанель очень любила поговорить: она закуривала сигарету и начинала рассказывать о своей юности, сестре, первой любви, друзьях, первом путешествии в Соединенные Штаты, запуске парфюма Chanel № 5 и многом другом».

20 цитат Коко Шанель о любви, красоте и моде
Коко Шанель одна из самых влиятельных и культовых фигур в индустрии подарила миру маленькое черное платье, сумки на цепочке, ставшие символом женской независимости, духи Chanel № 5, твидовые костюмы и модный дом, успешно существующий более 100 лет. Вспоминаем ее известные цитаты — о красоте, стиле, мужчинах и любви.
«Мода — это не просто одежда. Она витает в воздухе, рождается на ветру. Человек чувствует ее. В небе и на дороге».

«Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть»: 20 цитат Коко Шанель о любви, красоте и моде (фото 1)
Коко Шанель, 1937 год
«Говорят, что женщины одеваются для женщин, что они внушают друг другу дух соперничества. Это правда. Но если бы в мире не было мужчин, женщины бы перестали одеваться».
«Красота начинается в тот момент, когда вы решаете быть собой».
«Мода проходит, стиль остается».
«Если женщина стрижет свои волосы, значит она собирается изменить свою жизнь».
«Можно привыкнуть к уродству, но к небрежности — никогда».
«Красивое платье может выглядеть красиво на вешалке, но это еще ничего не значит. О нем нужно судить только тогда, когда его надевает женщина, когда она двигает руками, ногами и сгибается в талии».
«Куда нужно наносить духи? Туда, куда бы вам хотелось, чтобы вас поцеловали».

«Женщины должны всегда говорить мужчинам, что те сильные. Хотя, на самом деле, сильные — сами женщины».
«Я не понимаю, как женщина может выйти из дома, не приведя себя в порядок — хотя бы из вежливости. И потом, никогда не знаешь, может, именно в этот день у нее состоится свидание с судьбой. А в этом случае лучше быть как можно красивее».
«Мода превратилась в шутку. Дизайнеры забыли, что под платьями есть женщины. Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят, чтобы ими восхищались. Но они также должны быть в состоянии двигаться, садиться в машину, чтобы не лопнули швы! Одежда должна иметь естественную форму».
«Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничего созданного для любви в большей степени, чем облик бабочки. Нам нужны платья, чтобы ползать, и платья, чтобы летать. Мода — это одновременно и гусеница, и бабочка. Гусеница днем, бабочка ночью».

«Есть время работать, и есть время любить. Другого времени не остается».
«Когда я найду цвет темнее черного, я буду носить его. Но до тех пор я ношу черное!»
«Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла».
«Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним».
«Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда».
«У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей».
Источник: Condé Nast / Shutterstock

Она чувствовала себя творцом не только моды, у нее был талант распознавать истинных творцов. Стравинский, Дягилев, Жан Кокто, Жан Маре, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо. Всем она помогала деньгами, потому что когда-то помогли ей.

Жизнь походила на праздник. Но она была совершенно одинока, ведь постоянно общаться с ней было невыносимо. Считали, что она воплощение нарциссизма. У нее могли быть только слуги и прислужницы, да и тех она ненавидела. «Если женщина не была замужем и у нее нет семьи, то ее жизнь не удалась»- это ее слова. Она на подсознательном уровне не переносила беременных женщин и выставила как-то грубо беременную журналистку. Когда ее спросили «Почему она живет одна?», то она ответила: «Жить с молодым - какой стыд, жить со стариком-какой ужас!» Коко Шанель умерла 11 января 1971 года, в воскресенье, самый ненавистный для нее день – праздный, свободный от работы. Вернувшись с прогулки она почувствовала себя плохо и, не раздеваясь, прилегла на кровать. Ампула с лекарством никак не разбивалась, и назначенный врачом укол сделать не удалось. "Вот так вас оставляют подыхать", – четко произнесла Коко.

К этому времени ежегодный доход ее империи составлял почти 200 миллионов долларов. А у нее самой в гардеробе было лишь три наряда. После ее смерти дом моды «Шанель» пришел в упадок. Но пришедший туда в 1983 дизайнер Карл Лагерфельд сумел возродить его и приумножить наследие Великой Мадемуазель. Имя Шанель еще долгие годы будет оставаться на слуху.
источник https://ok.ru/dzen/article/... https://my.mail.ru/community/flirtsyper/6CFED7CD511B8242.html