Алексей Александрович Писемский (1859-1913). Пейзажи
Портрет кисти Михаила Андреевича Кудрявцева
Русский живописец-пейзажист, родной племянник писателя Алексея Феофилактовича Писемского, Алексей Александрович Писемский родился в селе Буй 1 октября 1859 г. в семье помещика. Учиться начал в Костромском реальном училище, но, не окончив его, уехал в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, в которой учился у Ю. Ю. Клевера и М. К. Клодта. В период обучения (1880-1885гг.) он получил за учебные программы пять медалей Академии художеств: три малых и две большие серебряные. Дважды конкурировал на малую золотую медаль но безуспешно. В 1887 году после вторичного конкурса выпускается из Академии художеств в звании классного художника 3-й степени, на которое имел право ещё в 1885 году на основании полученных им медалей. Получил звание классного художника 2-й степени (1888) за представленные на академическую выставку картины «Грибной лес» и «В парке».
Бабушка-именинница
Берёзы у дороги
В сосновой роще
В сумерки
Вечер
Волна
Дорога в лесу
Зима
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж с избушкой
Зимний пейзаж с соснами
Особенно удачно Писемский писал акварелью и рисовал пером, являлся постоянным участником в выставках обществ русских акварелистов со времени его возникновения. Занимался книжной иллюстрацией. Участвовал в выставках с 1883 года (ИАХ, Общества выставок художественных произведений). Экспонент академических передвижных выставок в Одессе (1886), Харькове (1887), Риге и Киеве (1888), Казани (1889); международной выставки в Берлине (1887). Постоянный участник выставок Общества русских акварелистов с момента его возникновения (1887).
С 1890 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1890).
Край леса
Край рощи
Крымский вид
Лодка
Маки
Маки
Мельница
Морской пейзаж
На Северном Урале
На холме
Писемский - создатель многочисленных пейзажей, некрупных по формату, безлюдных или однофигурных, посвящённых красоте неброских уголков русской природы с высокими редкими деревьями, глубоким снегом или травой с полевыми цветами. Писал также небольшие водоёмы, уходящие вдаль лесные или деревенские дороги и тропинки, ветхие домики и старые колодцы. Технологические приемы его творчества - использование пигментов конца XIX-начала XX веков, сочетание подвижного, достаточно широкого, местами почти штрихового, а местами гладкого мазков, а также композиция и колорит, идентичные известным работам русских пейзажистов того времени.
Опушка
Осенний вечер
Осенний вид
Осенний пейзаж с озером
Осенний пейзаж
Осень
Осень
Осень
В конце 1890-х годов в творчестве Писемского появилась новая тема - марины. По свидетельству современника, опубликованному в «Историческом Вестнике» за 1913 год, А. А. Писемский «за последнее время начал писать море, и хотя этот вид пейзажа не был его специальностью, но его изумрудно-зеленая „волна“ может составить украшение любой коллекции».
Умер Алексей Александрович в Санкт-Петербурге 11 марта 1913 года.
Пейзаж
Пейзаж
Пейзаж
Пейзаж с мельницами
Пейзаж с речкой
Перед грозой
Пляж
Прибой
Пруд
Число пейзажей, написанных художником, велико. Произведения Писемского охотно приобретались коллекционерами, среди которых были и представители императорской семьи. Работы неоднократно продавались на аукционах Сотбис и Кристи по цене от 276 до 311 310 долларов США. За рекордную цену был продан в 2007 году "Осенний пейзаж с озером".
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Ульяновском областном художественном музее, Симферопольском художественном музее, Полтавском областном художественном музее им. Николая Ярошенко, Горловском художественном музее и в частных собраниях.