Первый концерт писался Рахманиновым, еще 17-летним студентом консерватории, в романтичной обстановке! Лето, имение Ивановка, сирень цветет, о которой он еще напишет известный романс. Наверное, потому и вышел концерт таким летним, романтичным, свежим. Посвятил его Сергей Васильевич, кстати, своему двоюродному брату Александру Зилоти, знаменитому пианист и дирижеру.
На премьере оркестром дирижировал директор консерватории Сафонов, не любивший Рахманинова, ни как человека, ни как пианиста, ни как композитора. Причин неприязни было две: 1- вражда между Сафоновым и Зилоти, перешедшая и на всех близких родственников, 2- случай на репетиции первого концерта, когда Рахманинов остановил оркестр и сказал Сафонову, что это место исполнять надо не так, а вот так. Такой "наглости" от студента Сафонов стерпеть не смог. Премьера прошла вполне успешно, но дальнейшей судьбы у концерта не было, его не печатали, не исполняли, им не очень-то интересовались.Таким образом, на некоторое время концерт погрузился в забвение. Но всплыл он оттуда на свет людской в мятежном 1917 году. В неспокойные дни октября Рахманинов сидел с зажженой свечкой за столом и исправлял свою первую композиторскую работу. Каким бальзамом на его измученную душу должна была литься радость от того зрелища, как концерт, с к-рым связано столько далеких воспоминаний юности, теперь приобретает форму и полируется мастерством!
В январе 1918 года Рахманинов с супругой и дочерьми, взяв с собой из нот только партитуру 1-го концерта, наброски к 4-ому и клавир корсаковского "Золотого петушка", навсегда покинул Россию. И обновленный концерт зазвучал впервые на далекой чужбине, в Нью-Йорке, в новом, 1919 году. О дальнейшей его судьбе Рахманинов писал своему американскому другу Альберту Свану: "Я переделал мой Первый концерт, теперь он действительно хорош. Вся юношеская свежесть осталась, но играется он гораздо легче. И никто этого не замечает; когда я объявляю в Америке, что буду играть Первый концерт, публика не протестует, но я вижу по лицам, что она предпочла бы Второй или Третий. Просто невероятно, сколько я делал глупостей в девятнадцать лет. Все композиторы их делают. Только Метнер с самого начала издавал такие произведения, с которыми ему трудно сравниться в более поздние годы.
Источник https://bariba.livejournal.com/3271.html?ysclid=mf6g8rau2y681029695