
Янтарная комната
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из «чудес света».

Янтарь — твердая природная смола. Издавна его использовали для создания украшений и амулетов. Янтарь легко резать, точить, полировать. Вместе с тем он хрупкий и может быстро потускнеть. В XVII в. центром художественной обработки янтаря стала Восточная Пруссия. Здесь делали прекрасные вазы, бокалы, шкатулки, шахматы, украшения. В середине XVII в. появилась новая техника — янтарная мозаика (инкрустация). Пластинки из янтаря стали приклеивать к деревянной основе.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.



Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий.
Friedrich Wilhelm Weidemann. Frederick I of Prussia
Фридрих I (нем. Friedrich I.; 11 июля 1657, Кёнигсберг, Пруссия — 25 февраля 1713, Берлин, Пруссия) — курфюрст Бранденбурга под именем Фридрих III с 1688 года, первый король Пруссии c 1701 года, представитель династии Гогенцоллернов.
Его супруга, королева
София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Friedrich Wilhelm Weidemann. Portrait of Sophia Charlotte of Hanover (1668-1705), queen consort in Prussia, 1705
София Шарлотта Ганноверская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга (нем. Sophie Charlotte von Hannover; 30 октября 1668, Бад-Ибург — 1 февраля 1705, Ганновер) — единственная дочь Софии Ганноверской и курфюрста Ганновера Эрнста Августа Брауншвейг-Люнебургского. В 1701 году София Шарлотта стала первой королевой Пруссии. Она владела французским, английским и итальянским языками и, как и её мать, водила дружбу с Готфридом Лейбницем. Бабушка Фридриха Великого.





Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.







Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.


Большая янтарная рама и мозаичная картина «Слух»


Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.






Большая янтарная рама с флорентийской мозаикой «Вкус». ООО "Царскосельская янтарная мастерская", СПб, 2008. Повторение утраченной мозаики из Янтарной комнаты
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин 1713 году Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Наследник первого прусского короля
Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца.
Пэн, Антуан. Фридрих Вильгельм I, после 1733
Фридрих Вильгельм I (нем. Friedrich Wilhelm I.; 14 августа 1688, Берлин, Бранденбург-Пруссия— 31 мая 1740, Городской дворец, Потсдам) — король Пруссии c 1713 года, из династии Гогенцоллернов. Известен как «король-солдат» (нем. Soldatenkönig). Отец Фридриха Великого.
Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

Большая янтарная рама и мозаичная картина «Зрение», Флоренция, 1750-е














В 1713 г. это «янтарное чудо» увидел
Петр I, а через три года король Фридрих Вильгельм I (преемник Фридриха I) подарил шедевр русскому царю. По легенде, восхищенный Петр I сделал ответный подарок — 55 солдат-великанов (гренадер), токарный станок и бокал собственной работы. Ящики с «ентарными штуками» были доставлены в Летний дворец Петербурга, но при жизни Петра I янтарный кабинет так и не собрали.
[1000x1245]Портрет царя Петра I с пажом. Густав фон Мардефельд (1664 -1729), 1707 год
Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).
Елизавета Петровна вспомнила о «янтарном чуде» и велела зодчему Ф. Б. Растрелли украсить янтарными панелями кабинет в Зимнем дворце. Позднее императрица отправила их в Царское Село. Ящики с хрупким янтарем несли из столицы в загородную резиденцию на руках.
[1000x1466]Empress Elizabeth of Russia by Ivan Vishnyakov (1743, Tretyakov gallery)
Елизавета Петровна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления обследованы и заселены земли Сибири.
Правление Елизаветы Петровны отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета, постройкой грандиозных дворцов и роскошью.
В 1755 г. Ф. Б. Растрелли создал в зале Парадной анфилады Большого дворца Янтарную комнату. Площадь и высота зала намного превышали размеры Янтарного кабинета. Поэтому зодчий дополнил янтарные панели зеркалами и росписью верхнего яруса стен. Живописные вставки он заменил мозаикой из драгоценных камней.
В Янтарной комнате хранились изящные изделия из янтаря: ларцы, шахматы, украшения.
Угловой консольный столик
Угловой консольный столик
Угловой консольный столик
В углу был установлен янтарный столик, на стенах изящные золоченые бронзовые подсвечники на 565 свечей. Когда свечи зажигали, их свет отражался в янтаре, зеркалах, позолоте, он играл и завораживал.








Комната получила свой окончательный вид при
Екатерине II. Ее создание завершили к 1770 году, использовав 450 килограммов янтаря.
Erichsen, Vigilius (1722-1782). Portrait of Empress Catherine II (1729-1796)
Екатерина II (Екатери́на Алексе́евна; Екатери́на Вели́кая; урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.
В XVIII—XX вв. уникальный интерьер несколько раз реставрировали.
В 1942 г. Янтарная комната была похищена и вывезена фашистами в Кенигсберг (ныне Калининград). Там следы ее затерялись. Десятки лет утрату века искали в Калининграде, а также в Польше и Чехии, Австрии и Германии. Осматривали замки и церкви, лабиринты и подвалы. С поисками «восьмого чуда света» связано множество тайн и легенд, ему посвящены книги, фильмы, архивные документы. Однако за полвека надежд и разочарований удалось найти лишь несколько фрагментов.






Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы
Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы
Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы
Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы
В конце 1970-х гг. началась работа по воссозданию Янтарной комнаты. Ученым, зодчим, резчикам помогли довоенные фотографии и найденные фрагменты. В ходе реставрации было переработано около 6 тонн янтаря и потрачено более 11 млн долларов (из них 8,5 млн поступило из Германии). А в мае 2000 г. в Большой дворец вернулась из Германии бесценная находка — подлинная мозаика из янтарной комнаты «Осязание и обоняние».


Торжественное открытие полностью воссозданной Янтарной комнаты состоялось в мае 2003 г. — к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
Янтарная комната — настоящее чудо ювелирного искусства. Она напоминает сказочную шкатулку.



Три стены помещения занимают янтарные панели, четвертую — окна с высокими зеркалами в простенках. Янтарные панели расположены в два яруса — средний и нижний.







Основной (средний) ярус состоит из восьми вертикальных панно. Они чередуются с зеркальными пилястрами. Верхний ярус отделен карнизом и расписан «под янтарь». Над карнизом пышный золоченый декор: гирлянды, мас-кароны, фигурки ангелов.








Двери покрыты изящной резьбой, над ними — резные десюдепорты с картушами и прелестными женскими головками.








Дополняют интерьер наборный паркет сложного рисунка и плафон на потолке «Свадьба Хроноса» (Хронос — бог времени в Древней Греции).



Во времена Растрелли здесь был другой плафон — «Мудрость, охраняющая Юность», но в XIX в. он был утрачен.
В отделке использован янтарь двадцати оттенков, матовый и прозрачный. Матовый янтарь образует плоский набор — гладкую поверхность. Чтобы ее получить, пластинки толщиной 5 мм плотно подгоняют друг к другу и шлифуют. Полученная поверхность имеет чудесный золотистый оттенок. Пластинки наклеивают на многослойную фанеру (в подлиннике основа была из дубовых панелей).
В плоский набор вкраплены пластинки прозрачного янтаря (самые красивые его оттенки получают, когда варят янтарь в меду и добавляют красители). На тыльной стороне пластинок выполнена тонкая гравировка. Под нее подложена золоченая фольга. Кажется, что изображенные сельские и морские пейзажи пронизаны сияющим светом.
Панели богато украшены объемной резьбой. Это сложные композиции и целые картины с сюжетами из Ветхого завета; изображениями античных богов, амуров, гирлянд и листьев аканта.
На южной стене — Российская императорская корона и герб Российской империи.

Мозаичная картина «Осязание и Обоняние». Италия, 1751. Входило в цикл мозаик, подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией













Мозаичная картина «Осязание и Обоняние». Италия, 1751. Входило в цикл мозаик, подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией
В цокольном ярусе северной стены — герб Пруссии и вензель Фридриха I.




В центре четырех панно среднего яруса размещены мозаичные картины из цветных камней (по картинам флорентийского художника Д. Дзокки). Они называются «Зрение», «Слух», «Вкус», «Осязание и обоняние».
Аллегория пяти чувств человека
Четыре из пяти панно с флорентийской мозаикой. 1750 год. Эти картины — аллегории природных чувств человека: «Зрение», «Осязание и Обоняние», «Вкус», «Слух»
Мозаика выполнена из яшмы, нефрита, лазурита, оникса и кремния. Картины заключены в богатейшие янтарные рамы.