В редакцию поступает много писем от работников новых студий кабельного ТВ, кино- и видеостудий с просьбой рекомендовать литературу, необходимую для повышения квалификации. Наш постоянный автор А. Барсуков предлагает примерный перечень литературы, который может послужить ориентиром для формирования студийной рабочей библиотеки. Названия некоторых книг из этого списка могут вызвать недоумение, но все они полностью или частично посвящены вопросам, которые могут возникнуть у работников ТВ и киностудий в процессе их деятельности. Так, например, книга С. Ренера «Трагедия Мерилин Монро» подробно рассказывает о контрактной системе в американском кино, а книга Евреинова Н. Н. «Театр у животных» будет полезна при съемках фильмов с участием животных, и т. д. Если приведенный нами список покажется неполным, надеемся, что читатели сообщат редакции, какая тематика их еще интересует. Просим также написать нам, если возникнет потребность получить более подробные сведения о содержании упомянутых ниже книг. (Журнал "ТКТ", 1991, № 12)
Литература для повышения квалификации работников ТВ и киностудий
1. Авторское право: Сборник нормативных актов / Составители Воронкова М. А. и др.— М.: Юридическая литература, 1985.
2. Азбука авторского права. М.: Юрид. лит., 1982.
3. Барков В. С. Световое оформление спектакля. М.: Искусство, 1953.
4. Беглов С. И. Монополии слова. 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1972.
5. Бирюков Н. С. Буржуазное телевидение и его доктрины. М.: Мысль, 1977.
6. Болтянский Г. М. Культура кинооператора. Опыт исследования, основанный на работах Э. К. Тиссэ. М.—Л.: издательство «Кинопечать», 1927.
7. Брус Л. Диктор телевидения. М.: Искусство, 1973.
8. Веинке В. Авторское право: Регламентация,55 основы, будущее. М.: Юрид. лит., 1979.
9. Высоцкая О. С., Всеволодов В. В. Основы дикторского мастерства. М.: Государственный комитет по телевидению и радиовещанию, 1978.
10. Гляйссберг Г. О концентрации печати и манипулировании общественным мнением. М.: Прогресс, 1974.
11. Груздева З.Г., Куцкая С. Н. Руководство по технике речи. 3-е изд. М.: Гос. ком. по телевидению и радиовещанию, 1974.
12. Гуськов С. И. Голубой монстр. М.: Мысль, 1986.
13. Дилленц В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше? М.: Юрид. лит., 1988.
14. Евреинов Н. Н. Театр у животных. Л.— М.: Книга, 1924.
15. Емельянова Е. Что нужно знать диктору. М.: Гос. ком. по телевидению и радиовещанию, 1969.
16. Ермошкин Н. И., Сучков И. В. Печать, радио и телевидение республики Индии. М.: Наука, 1971.
17. 3арва М. В. Произношение в радио- и телевизионной речи. М.: Искусство, 1976.
18. Клер Р. Сценарии и комментарии. М.: Искусство, 1969.
19. Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. М.: Международные отношения, 1974.
20. Комов Ю. А. Голливуд без маски. М.: Искусство, 1982.
21. Комов Ю. А. Гонки с тенью. М.: Детская лит., 1985.
22. Коробейников В. С. Идолы века. Средства массовой информации и капитализм. М.: Молодая гвардия, 1972.
23. Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. М.: Искусство, 1978.
24. Лазарев А.М. и др. Печать, радио и телевидение Японии. М.,: Наука, 1974.
25. Лапокныш Л. В. Критика буржуазных взглядов на социальное и эстетическое значение массовой культуры. М.: Институт философии, 1984.
26. Лившиц П., Темкин А. Сценический грим и парик. М.: Искусство, 1955.
27. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М.: Искусство, 1979.
28. Макарова Л. В. Еженедельник «Ти-Ви-Гайд» как тип издания и его роль в буржуазной политической пропаганде США в период 1977- 1982 гг.: Автореферат диссертации — М., 1982.
29. Макарова С. К. Техника речи. М.: ВИПК работников телевидения и радиовещания, 1983.
30. Макгэффин У., Нолл Э. Секреты «Белого дома». М.: Межд. отношения, 1971.
31. Марьянов Г. Б. О работе секретариата в период между V и VI пленумами Союза. М.: Союз кинематографистов СССР, 1969.
32. Международные конвенции об авторском праве. М.: Прогресс, 1982.
33. Международные обмены телевизионными программами: Сравнительное исследование под руководством Т. Вариса.
М.: АН СССР, ИНИОН, 1987. 34. Методологические проблемы исследования массовой коммуникации. Материалы встречи социологов. Кяярику, 1966. Тарту: Тартуский гос. университет, 1967.
35. Методы изучения аудитории английского радио и телевидения. М.: Гос. ком. по телевидению и радиовещанию, 1969.
36. Оуэн Л. Справочник по вопросам передачи авторских прав между Великобританией и СССР. М.: Юридическая литература, 1985.
37. 1-й учредительный съезд Союза кинематографистов СССР 23-26 ноября 1965 г.: Стенографический отчет. М., 1966.
38. Поляк А. А. Уроки грима. В помощь народным театрам и художественной самодеятельности. М.: Музфонд СССР, 1962.
39. Ренер С. Трагедия Мэрилин Монро. М.: Прогресс, 1970.
40. Реппинг Э. Мир Зазеркалья неигрового телевидения. М.: АН СССР, ИНИОН, 1989.
41. Розалинд Э. Пресса в Африке. М.: Наука, 1971.
42. Руководство к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. М.: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1981.
43. Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972.
44. Сиджанский Д., Кастанос С. Международная охрана авторского права. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.
45. Совкова З. В. Воспитание речевого голоса. Л.: Искусство, 1973.
46. Совкова З. В. Как сделать голос сценическим. М.: Искусство, 1975. -
47. Союз кинематографистов СССР. Информационный материал. [№ 1.] М., 1967.
48. Стародубровская Г. Н. Уроки звукорежиссуры. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1982.
49. Стеффенс Л. Разгребатель грязи. М.: Издательство иностранной литературы, 1949.
50. Стоянов-Бигор Г. Звезды и поклонники.Киев: Мистецво, 1978.
51. Телеэкран — неограниченное господство? М.: Прогресс, 1987.
52. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М.: Искусство, 1966.
53. Толстова Н. А. Беседы о дикторском мастерстве. М.: Государственный комитет по телевидению и радиовещанию, 1963.
54. Тулупенко Ю. Г. Функционирование монополистических капиталов в средствах массовой информации: Автореф. дис.— Л., 1982.
55. Чепоров Э. А. Как делаются сенсации. М.: Сов. Россия, 1983.
56. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980.
57. Школьников С. П. Искусство грима. Минск: Изд-во Министерства высшего и среднего специального и профобразования, 1963.
58. Элияссон И. Л. Художественная обработка тканей для сцены. Изд. 2-е, доп. М.: Искусство, 1959.
Заседание Правления НАТ: о тревожащих тенденциях в развитии российского телевещания. 12.03.98 г. состоялось открытое заседание Правления Национальной Ассоциации телевещателей России. С разрешения НАТ мы публикуем конспективно материалы заседания. Учитывая остроту рассматриваемых проблем, а также то, что проблемы НАТ в значительной степени являются проблемами всего телевизионного сообщества, для большей полноты картины снабдим их своими комментариями, ибо, не имея права высказываться там, располагаем возможностью высказаться на страницах журнала.
Выступления руководителей и членов Ассоциации, а также приглашенных на заседание специалистов содержали немало знакомых формулировок. Заседание открыл президент НАТ Э. Сагалаев. Анализируя происходящие процессы, он прежде всего акцентировал внимание на ситуации, заключающейся в резкой активизации процесса создания национальных телесетей. Как следствие этого, возник рынок либо акций частных телекомпаний, либо самих телекомпаний, капитализация которых (даже государственных) резко возросла. Участниками передела собственности являются "Медиа-Мост", ТВ-Центр, "ЛукОйл", ТВ-6 и другие. Возникли или могут возникнуть новые проблемы: изменение содержания каналов, сосредоточение половины из выданных 2000 лицензий на вещание в трех-четырех руках, болезненная смена руководства региональных телекомпаний после приобретения их другими хозяевами. И до какой, например, степени может участвовать иностранный капитал в развитии телевизионного рынка России, не нужны ли ограничительные меры против слишком глубокого проникновения в радио и телевидение иностранного капитала? С другой стороны, существует не вполне цивилизованная система лоббирования, благодаря которой, в частности, ОРТ, ВГТРК и НТВ получили статус общероссийских телекомпаний, а ТВ-6 — нет.
С постановкой вопроса об участии иностранных фирм в деятельности российских телерадиокомпаний согласился А. Тюников (телекомпания "Байкал", г. Иркутск), сказав: "Я не думаю, что какая-либо из цивилизованных стран позволит себе выдать лицензию на национальное богатство — такое, каким является эфир, — любому другому государству. А у нас в законодательстве об этом вообще ничего не сказано. И на сегодняшний день любой представитель другого государства может получить лицензию по связи, использовать это национальное богатство без всяких проблем". Он отметил также, что все крупные телекомпании получают предложения от инофирм, обладающих значительными деньгами и возможностями, и для иностранцев необходимо ввести законодательные ограничения, чтобы они не заслоняли дорогу отечественным талантам. Добавил, что проблема не только в "иностранной экспансии" — в регионах многие хотят подчинить себе телеканалы: губернаторы, коммерческие структуры и т.д. О позиции губернаторов высказался и В. Добрусин (телекомпания "РиО", г. Самара), подвергнув критике их экономическую политику в отношении независимых телекомпаний: от дискриминации в тарифах на услуги связи до попыток зажима на федеральном уровне. По его словам, самарский губернатор К. Титов, являющийся председателем комитета Совета Федерации по бюджету, — активнейший сторонник немедленной отмены Указа о государственной поддержке СМИ, добиваясь при этом усиления поддержки и дотаций государственным телекомпаниям на местах, что серьезно ослабит конкурентоспособность коммерческих телекомпаний.
То, что происходит сейчас с телевизионной собственностью (на частотный ресурс, на программное наполнение, на материально-техническую базу) — это тектонизмы макроэкономики (об этом говорилось в статье "Частотный ТВ-диапазон в свете Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", опубликованной в № б "ТКТ" за 1997г.). Можно, конечно, продвинуть искусственный закон, ограничивающий на бумаге посягательства на телеканалы и губернаторов, и иностранного капитала, но трагедия в том, что в условиях регионального сепаратизма (в огромной степени, кстати, спровоцированного самим телевидением) как раз губернаторы и заинтересованы привлекать в местные телесети иностранный капитал. Во-первых, это приток долларов, а во-вторых, судя по высказываниям некоторых губернаторов "красного пояса ", они скорее предпочтут отдать свой эфир секте мормонов, чем Березовскому, Гусинскому и Сванидзе.
Полна драматизма и ситуация с формированием и деятельностью региональных комиссий по вещанию. К сожалению, даже участники заседания не проявили единодушия в таком, казалось бы, легко поддающемся формализации вопросе. Представители регионов приводили примеры всевластия местных руководителей в сфере компетенции названных комиссий, представители же Центра (в частности, руководитель ФСТР В. Лазуткин) уверяли, что эти примеры — исключение из правила. Проблема, видимо, в том, что Москва сама подает регионам пример правового нигилизма. "Коммерческим разбоем" назвал политику ОРТ и РТР в Приморье В. Ткачев (телекомпания "Восток-ТВ", г. Владивосток): на каналах этих телекомпаний идет местная реклама, что ставит другие (местные) телекомпании в неравноценные условия. Примеры самодеятельности Российского авторского общества привели В. Добрусин и В. Тихомиров (НТС "Тверской проспект", г. Тверь): это общество устанавливает коэффициент отчислений государственным телекомпаниям в 1 и даже 0,5%, а коммерческим телекомпаниям — до 3% от доходов (угрожая за неуплату инициировать процедуру лишения лицензии), заставляет телекомпании, входящие в сеть ТВ-6, платить и за ТВ-6.
Российское законодательство регламентирует порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения в пользу правообладателей —регламентирует достаточно четко для того, чтобы на этапе сбора отчислений не возникало недоразумений. Если же недоразумения возникают на этапе сбора отчислений, пропадает уверенность в том, что эти деньги поступают именно правообладателям, а не в пользу организации, уполномоченной собирать отчисления. Постановка перед Российским авторским обществом (а если оно не заинтересуется — то перед другими инстанциями) вопроса о соблюдении законности при реализации собранных средств вполне может сподвигнуть его брать с негосударственных телекомпаний поменьше денег, которых им остро не хватает на приобретение современного оборудования.
Фактическое сходство в деятельности государственных и негосударственных телекомпаний констатировал Э. Сагалаев, отметив, что это сходство не в пользу негосударственных: государственные телекомпании также занимаются коммерческой и рекламной деятельностью, одновременно имея преимущество в тарифах и бюджетное обеспечение, хотя и урезанное. Но Ассоциация может и должна позитивно влиять на происходящее. Предложение о том, как именно влиять, внес Н. Рудницкий (корпорация "Видеоканал Сигма", г. Новосибирск): обратиться с письмом по поводу несправедливо предоставляемых льгот в Государственный антимонопольный комитет. Но способен ли Государственный антимонопольный комитет хотя бы в какой-то степени выполнять функции того самого механизма, которого, по словам В. Синельникова (ген. директора 31 канала, г. Москва), сегодня не хватает в деятельности НАТ для реального выполнения её решений? В качестве примера безнаказанного нарушения антимонопольного законодательства В. Синельников назвал отключение миллиона москвичей от четырех новых каналов, охарактеризовав это как "генеральную репетицию попытки информационной блокады".
Видимо, В. Синельников прав в том, что в рассматриваемом случае действительно происходит "генеральная репетиция" чего-то нехорошего, а не заурядная коммерческая разборка. И в качестве испытательного стенда употреблен Юго-Восточный округ Москвы, население которого не способно оказать сопротивление. ЮВАО — это московский аналог российской провинции, Гарлем своего рода. В нем рекордно низкие цены на жилплощадь и рекордно высокая загрязненность воздуха. Жить на территории ЮВАО абсолютно непрестижно, поэтому лицо, санкционировавшее отключение здесь четырех телеканалов, не опасалось, что будут ущемлены интересы какого-то действительно могущественного чиновника — таковые здесь не проживают.
Многое на заседании было сказано по поводу одного из самых противоречивых явлений в телевидении — так называемого "сетевого вещания". Сетевое вещание в условиях стихийного рынка чревато рядом негативных последствий, и прежде всего для регионов. Тем не менее, выступавшие в целом согласились, что сетевое вещание — объективная составляющая телевизионного бизнеса (в том числе и за рубежом), и задача Ассоциации должна состоять в том, чтобы помочь данному бизнесу принять цивилизованные формы.
Среди выступлений, посвященных техническим средствам телерадиовещания наиболее важным, пожалуй, было сообщение В. Маковеева (ФСТР) о цифровом стандарте на телевизионное вещание, принятом в США. Возможно, технические подробности были интересны не всем, но в данном случае важна не столько техническая, сколько финансовая сторона дела. Если сопоставить выступление В. Маковеева с дискуссией по поводу перспектив внедрения в России упомянутого американского стандарта, разгоревшейся через несколько дней на конференции МНТОРЭС им. А. С. Попова "Современное телевидение", то вырисовывается следующая перспектива. Если будет принято решение о внедрении американского стандарта в России — а такое предложение уже поступило в правительство РФ, да и в "ТКТ" за информацией по вопросам адаптации нашего ТВ-рынка к новому вещательному стандарту США стали обращаться представители корпораций-владельцев патентов (!), — то, как это бывает в подобных случаях, будет назначена уполномоченная структура "по внедрению". А это оборот в миллиарды долларов. Может ли такой структурой стать Национальная Ассоциация телевещателей? Не исключено. Как раз на заседании много говорили о необходимости госзаказа для негосударственных телекомпаний, но, поскольку деньги на это вряд ли кто выделит в ощутимом количестве, заманчиво было бы выиграть тендер на внедрение нового вещательного стандарта. А. Барсуков, журнал "ТКТ" № 5, 1998 г.
Comtek'98: курс на видео и мультимедиа. Выставка Comtek'98 проходила с 20 по 24 апреля. Учитывая, что на обзоры компьютерных выставок наибольшее количество откликов читателей приходит в связи с затрагиваемой там проблематикой производства и реализации видео- и мультимедиа-продукции, мы решили стержневой темой данного обзора сделать новые технические и организационные решения в областях видео и мультимедиа, и в особых случаях — аудио.
Если условиться, что самым больным вопросом является продвижение видео- и мультимедиа-продукции (ВМП) к потребителю, то обзор "Комтека" логичнее всего начать с решений московской компании Activision — официального торгового партнера фирмы Sharp и других производителей средств отображения информации. Четырнадцать участников "Комтека" использовали на стендах проекционные системы для презентаций, предоставленные компанией Activision. Кроме того, компания позаботилась о том, чтобы эти системы обслуживались ее квалифицированными сотрудниками, благодаря чему в сложнейших условиях выставочного шума и световых бликов экспоненты смогли максимально отобразить возможности представляемых продуктов — а здесь были и разнообразные программные приложения (такие, как распознавание текста), и сетевые технологии, и презентации компьютеров и рабочих станций, и многое другое. Суммарное же количество проекторов от Activision, выполняющих аналогичные функции на множестве других выставок, позволяет констатировать факт создания компанией своеобразной специализированной прокатной сети для ВМП, где выставочные стенды выполняют роль видео-мультимедиа-салонов. Сравнение с видеосалонами понадобилось для того, чтобы провести историческую параллель с проектом организации сети видеопроката всесоюзного масштаба посредством видеопроекционных установок и силами Госкино СССР, который был начат более 10 лет назад. В силу организационных и технических изъянов проект потерпел неудачу, но сама концепция была конструктивной, и теперь Activision успешно делает то, что когда-то пытались реализовать сразу несколько ведомств. Разумеется, для этого компания располагает новейшими проекционными системами (световой поток и разрешение которых адекватны обеспечиваемым кинопленочными проекторами; имеющими разнообразные функции регулировки изображения, программируемое управление, стереозвуковое сопровождение; надежными и удобными в транспортировке и эксплуатации) и тщательно прорабатывает каждое направление своей деятельности. Поэтому, например, хотя в "Комтеке" принимали участие несколько фирм, специализирующихся в области видеопроекторов, в массовом порядке экспоненты прибегали только к услугам Activision. Кроме того, компания Activision предложила еще один перспективный сервис: полиэкранное изображение с проектора, управляемого одновременно несколькими источниками видеосигнала. Соседство нескольких сюжетов на одном экране не только существенно обогатит возможности мультимедийных презентаций и всевозможных шоу, но и внесет элемент новизны в коллективные компьютерные игры, видеоконференции, видеонаблюдение и т.п.
Системы для отображения ВМП на выставке предлагали еще несколько фирм. Среди них такие, как CTC Capital, представившая "суперъяркий" видеопроектор Sanyo PLC-9000 (LCD-панель, яркость 1500 ANSI-люменов). PLC-9000 — первая действительно профессиональная модель среди однолучевых LCD-видеопроекторов этой ценовой категории (до 15 тыс. долл.). Об этом свидетельствует не только величина светового потока, но и наличие, помимо обычных для проекторов, RGB, BNC и USB входов. Фирма представила также цветной плазменный дисплей, экраны различных размеров, цифровые фотокамеры для профессионалов и любителей.
Фирма Intelimpex Ltd.: весь спектр презентационного оборудования от Philips — видеопроекторы с лампами UHP и системой Limesco, оверхед-проекторы, имейджеры, экраны и аксессуары для презентаций и обучения; домашние кинотеатры и DVD-проигрыватели. Рекомендуем обратить внимание на совершенно новый видеопроектор разрешения XGA — ProScreen 4700, совместимый с рабочими станциями, оснащенный, как и все видеопроекторы Philips серии ProScreen 4000, уникальной технологией Limesco и обеспечивающий великолепное качество изображения при подключении любых видео- и компьютерных источников. Еще одной новинкой, представленной фирмой Philips на Comtek'98, является жесткий экран с керамической поверхностью Brilliance 80", обладающий высоким разрешением вне зависимости от угла зрения, повышенной яркостью и естественностью цветов.
Институт новых технологий образования: проекционное оборудование для презентаций и обучения (следует учесть, что Институт проводит исследования в области новых технологий образования).
Фирма "Нимбус Юнисофт": домашние кинотеатры MagicTV на базе процессоров Pentium MMX/Pentium II (с частотами 166-333 МГц) с DVD-ROM, встроенным спутниковым тюнером и мультимедиа-мониторами размером 29, 34 и 36",
Ну а разрекламированный DLP-проектор, выставлявшийся на "Комтеке" еще одной фирмой, полностью разочаровал в смысле качества изображения, которое практически не отличалось (во всяком случае, на стенде этой фирмы) от "картинки" LCD-проекторов.
В секторе носителей для записи и воспроизведения ВМП сенсацию произвела фирма Sony Corporation, анонсировавшая разработанную совместно с Fuji Photo Film Co., Ltd систему 3,5" флоппи-диска емкостью 200 Мбайт. Столь высокая емкость вкупе со скоростью считывания 3,6 Мбайт/с и скоростью записи 1,2 Мбайт/с позволяет системе работать с цифровыми видео и звуком. В то же время система обратно совместима по чтению и записи с распространенным стандартом 3,5" флоппи-диска емкостью 1,44 Мбайт, что позволяет позиционировать ее для РС и ноутбуков (система включает дисковод и магнитную головку с двойным зазором — для "новых" HiFD и для "обычных" 2HD 3,5" флоппи-дисков).
Благодаря новому сверхтонкому металлическому покрытию диска, высокой линейной плотности записи и скорости вращения диска 3600 об/мин HiFD уже в определенной степени представляет собой альтернативу формату CD, но, как было сказано на пресс-конференции, Sony не прекращает работать над дальнейшим улучшением технических характеристик HiFD. В таком случае можно ожидать, что для основной массы персональных компьютеров отпадет необходимость в устройствах воспроизведения компакт-дисков (применительно к компакт-дискам так и не удалось решить проблему дешевой индивидуальной перезаписи, и все аудио- и мультимедиа-записи вполне могут перекочевать на HiFD, которые, в свою очередь, могут вытеснить формат MD в портативных записывающих аудиоплейерах — благо, стандарт DVD-аудио запаздывает) и на все случаи жизни будет достаточно дисковода HiFD. Тогда есть повод поздравить организации, управляющие имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей — количество компьютеров и носителей для воспроизведения видео- и звукозаписей вырастет в миллионы раз, а ведь с них предусмотрены отчисления по ст. 26 закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ТКТ. 1998. № 2).
Справка. Если HiFD получит в России гораздо более широкое признание, чем формат MiniDisk, взяв на себя в числе прочих и его функции, это резко ускорит решение вопроса об отчислениях с "чистых" носителей. Именно после выхода на рынок формата MiniDisk (точнее — через три месяца), несущего в силу доступности в домашних условиях многократной перезаписи музыки с цифровым качеством угрозу "копирайту ", в США был принят Audio Yjmt Recording Act, по которому продажная цена на "чистые "цифровые звуконосители и цифровую звукозаписывающую аппаратуру повышается соответственно на 3 и 2%. От собранной суммы 2/3 образуют фонд, 60% денег из которого идет фирмам звукозаписи и 40% исполнителям, а 1/3 достается авторам и издателям.
Показательное совпадение: одновременно с "Комтеком " проходило утверждение С. Кириенко на пост премьер-министра, и во время второй попытки он заявил в Госдуме, что появится закон об отчислениях с "чистых" видеокассет. Однако известно, что кое-кто из консультирующих г-на Кириенко по этому вопросу добивается, чтобы немалая доля собранных денег шла не столько создателям фильмов, сколько киношно-телевизионным олигархам. И в случае победы подобного командно-административного подхода поставщики носителей и аппаратуры столкнутся с чем-то вроде продразверстки эпохи военного коммунизма, когда, как говорили на Тамбовщине, "комиссары на наш хлебушек покупают за границей автомобили и катают стриженых баб ". А прецедент номенклатурных поборов с видеокассет позволит ведомствам, курирующим компьютерную, мультимедийную и музыкальную индустрии, добиться налога в свой карман и с других носителей. Тем не менее все не так плохо: пусть Кириенко создаст хоть какой-нибудь механизм отчислений, а дальше все будет развиваться вне зависимости от олигархов — в соответствии с рыночными демократическими принципами бизнес-схемы индустрии сверхъемких носителей, опубликованной в предыдущих номерах "ТКТ".
На фоне динамичного совершенствования аудиовидеоносителей очень странно выглядит ситуация с форматом DVD, и эта странность на нынешнем "Комтеке" проявилась в полной мере. Действительно, на выставке находились представители заводов, так или иначе анонсировавших свой потенциал в тиражировании DVD: Уральский электронный завод, фирма CD-ROM & Video CD Service, фирма RMG Records. Но если по заказам на тиражирование разнообразных CD у них работа идет достаточно активная, то заказами на тиражирование DVD они, мягко говоря, не избалованы. Точно так же не завалены заказами на диски DVD однократной и многократной записи фирмы, данный товар на выставке предлагавшие: Verbatim, Fujifilm, Ritec и др. Как и ожидалось, поставщики компьютерной техники заявили на "Комтеке" компьютеры с устройствами воспроизведения DVD, а также отдельные блоки для работы с DVD: Klondike, DPI, Toshiba, Creative, Best Union, Samsung, Panasonic, Sony и др. Однако, как зачастую признавались стендисты, это было скорее данью моде, чем предметом коммерции: наличие аббревиатуры "DVD" в экспозиции придает фирме особый шик и помогает "толкать" публике технику попроще. Не обошлось и без недоразумений. В частности, в программе семинаров Comtek'98 ключевым в области DVD значился семинар "Первые реализации и дальнейшие перспективы технологии DVD", ответственной за проведение которого была указана фирма DPI. DPI — серьезная фирма, являющаяся официальным представителем компании Apple Computer в России, и, хотя она и не числится в лидерах DVD-индустрии, все же ожидалось, что под ее маркой состоится фундаментальный семинар, достойный уровня "Комтека". Однако в числе сидевших в президиуме оказались люди, возможно и имевшие отношение к DPI, но говорившие вещи, явно не прибавлявшие этой фирме авторитета. Например, некто, официально представлявший зарубежную фирму-производителя DVD-плейеров, не предназначенных с техническо-правовой точки зрения для работы в Росии, намекал, что как частное лицо он советует обращаться к своим дилерам, а уж те найдут выход из положения. На таком, в основном, уровне проходил и весь семинар. Что теперь будут думать люди о фирме DPI? Тем не менее, пользу от DVD мы на выставке все же поимели: общаясь на эту тему с московскими компьютерными фирмами, мы обнаружили, что многие из них, не воспринимая DVD как предмет серьезного бизнеса, начинают на основе новейших процессоров производить рабочие станции для профессиональной обработки видео и графики, в связи с чем заинтересованы сотрудничать с "ТКТ".
Конструктор игр "Сценарий Game", дающий возможность даже непрофессионалу самостоятельно разрабатывать компьютерные игры различной сложности (а профессионалу, как добавили на стенде авторы проекта, позволяющий существенно ускорить и улучшить компоновку видеофильмов и мультимедиа-дисков), представила компания Lanck, базирующаяся в Москве и Санкт-Петербурге. Создание игры происходит на поле, называемом "Игровой комнатой". В процессе создания рисунки этой комнаты, игрока, персонажей и препятствий могут изменяться, характеристики объектов игры анализируются, значимость каждого события в контексте развития сюжета оценивается и т.д. Также в ходе выставки компания провела пресс-конференцию, посвященную годовщине успешного сотрудничества с фирмой Nokia Display Products по продвижению в России ее 15, 17, 19 и 21" мониторов.
Преемственность в развитии форматов носителей сопровождается и преемственностью в развитии фирм-производителей оборудования. Так, корни концерна NSM AG (его продукцию на выставке представляла фирма ProSoft) находятся в бизнесе музыкальных автоматов, и закономерно, что сегодня концерн специализируется на выпуске CD-библиотек. Автоматические CD-библиотеки и авточейнджеры для хранения и оперативного представления данных предлагаются различного типа: емкостью до 150 дисков, с ридером/рекордером, со многими скоростными приводами для функционирования в сетевых приложениях с распределенным доступом большого количества пользователей, с интеллектуальным доступом, с "бесконтактной" системой перемещения дисков и т.д. Также автоматические библиотеки CD-ROM/CD-R значились и в каталоге фирмы Sony: устройства серии CDL-2000 вмещают до 250 дисков, имеют до 6 накопителей и скорости передачи информации 1800 кбайт/с (считывание 12Х) и 600 кбайт/с (запись 4Х); число переключений на отказ — 1000000 циклов.
С еще одним аспектом архивирования информации уместно связать конкурс "Золотой сайт-98", церемония награждения победителей которого состоялась на "Комтеке". Более 70 интернет-сайтов участников конкурса были опубликованы в журнале на CD-ROM "Аурамедиа", выпущенном к выставке Comtek'98 и содержащем ее мультимедиа-каталог. Фактически "Аурамедиа" является периодическим журналом на компакт-диске и имеет подписные индексы, а значит, подпадает под действие закона РФ "Об обязательном экземпляре документов" и, следовательно, вместе с данным журналом на государственное хранение должны попадать и опубликованные в нем интернет-сайты — хотя и опосредованно. Тем не менее, это реальное зарождение механизма архивирования материалов, публикуемых в "русском Интернете", рассмотренного в № 3 "ТКТ" за 1998 г.
Компания Iomega, специализирующаяся в области персональной съемной памяти, расширила свои предложения поставками мультимедиа-продюсера Buz. Это интегрированное решение для захвата видеоизображений, в котором объединены плата захвата видеосигнала, контроллер Ultra SCSI и комплект ПО. Buz позволяет превратить РС в мультимедиа-студию, обеспечивая оцифровку и сжатие видео в реальном времени, воспроизведение видеоизображения с разрешением 740 х 480 (30 фрагментов в секунду, цвет 24 бит, PAL) и передачу данных со скоростью до 20 Мбайт/с.
Информационно-внедренческая компания "ИВК" разработала телевизионную приставку "ИВК Set-TopBox" — для тех, "кто не хочет тратиться на покупку дорогостоящего монитора большого диаметра, используя обычный домашний телевизионный приемник". Представленная модель приставки 1620/16 создана на базе процессора Pentium 166 МГц с технологией MMX и включает модем 56 Кбод.
Фирма LG Electronics привезла широкоформатный дисплей LV-HMD 10, надеваемый на голову зрителя подобно очкам. Дисплей, имея 180 тыс. активных элементов, обеспечивает разрешение 350 твл. Восприятие изображения обещано такое же, как от широкоформатного экрана 60". Вес устройства, называемого еще Dream Eye, — 200 г. Обзор по горизонтали — 28,5°, по вертикали — 21,4°.
Подытоживая увиденное на выставке Comtek'98, можно констатировать стремление компаний, начинавших со сборочной, конструкторско-монтажной, дистрибьюторской или узкоспециальной деятельности, выйти на более высокий уровень, характеризуемый весомым наличием креатива, управления интеллектуальной собственностью и направленностью на массового потребителя. Абстрагируясь от конкретных названий ряда московских фирм, чтобы более прямолинейно формулировать их амбиции, назовем основные переходные фазы:
— фирма, изготавливающая и продающая компьютеры, купила фирму, производящую компьютерные игры и мультимедиа-справочники;
— фирма, разрабатывающая бухгалтерское ПО, начала выпуск игровых программ, мультимедиа-книг и мультимедиа-справочников;
— фирма, торгующая популярными мультимедийными компакт-дисками, включила в ассортимент инструментарий для их разработки;
— фирма, выпускающая работающие с видеодисками компьютеры, выступила как демонстратор новых мультимедийных продуктов на CD-ROM.
Это внешняя сторона дела. А глубинная его сторона заключается в том, что, как ни удивительно, нам удалось встретить среди представителей таких фирм людей, осведомленных о перспективе аккумулирования у себя, в процессе управления авторскими правами, отчислений от "чистых" носителей и воспроизводящих устройств согласно вышеупомянутой ст. 26. А. П. БАРСУКОВ, журнал "ТКТ" № 6, 1998 г.
Автомобильный вариант. На «Связь-Экспокомм'99« предлагались средства для ТВ- и радиовещания фирмы Unique Broadband Systems Inc. О профиле фирмы говорит следующее: только в Россию и страны СНГ она поставила более 15 систем MMDS, а в США выиграла тендер по поставке в Нью-Йорк цифровой системы прямого спутникового радиовещания для автомобилистов. В результате был заключен контракт на 3,7 млн долл. с нью-йоркской корпорацией «СД Радио, Инк.» — одной из двух компаний, имеющих национальные лицензии на прямое спутниковое вещание для автомобилистов. Контракт подразумевал оснащение 100-канальной радиостанции в Нью-Йорке (50 музыкальных каналов и 50 разговорного, спортивного и др. жанров) полным комплектом оборудования: передатчики, модуляторы, смесители, декодеры, контрольная аппаратура, не включая поставку автомобильных приемников и приемных антенн. Далее запланировано развертывание системы в более чем 40 городах США. Оборудование фирмы UBS может работать в стандарте Eureka 147, характерном для Азии, Европы и Канады, и быть адаптировано под стандарты, принятые в других странах. В России интересы UBS представляет санкт-петербургская фирма «Юник». А. Барсуков, журнал "ТКТ" № 7, 1999 г.
[500x275]