В воде этих источников содержится почти весь комплекс минеральных солей, необходимых для развития растений, и достаточное количество углекислого газа. Все это создавало в Рулите идеальные условия для крупной водорослевой фермы. Оставалось только подобрать наиболее соответствующий этим условиям штамм и разработать оптимальную систему разведения водоросли. С обеими проблемами болгарские ученые справились очень быстро. Исследовательские работы начались в 1967 году. Из нескольких штаммов была отобрана Хлорелла вульгарис S. Z. 8/1, хорошо размножающаяся в широком диапазоне температур — от 23 до 41 "С. При этом оказалось, что при высокой концентрации она обладает чрезвычайно благоприятной для ее разведения способностью к терморегуляции...
Схема установки для массового производства хлореллы под открытым небом
Итак, хлорелла разводится в минеральной воде из горячих источников. Сначала воду охлаждают и дегазируют. Выделившаяся углекислота попадает в сборники, а вода с растворенными в ней солями направляется в замкнутый цикл полевой установки (см. схему). Неглубокие, слегка наклонные, открытые желоба, в которые высевается хлорелла, соединены трубами с коллектором. Вода с содержащейся в ней хлореллой стекает из желобов в коллектор. Насос тотчас же возвращает ее обратно в желоба — таким образом достигаются условия для того, чтобы процесс фотосинтеза протекал наиболее интенсивно. Течение воды в желобах тормозится целой системой перегородок. Из желоба в коллектор вода стекает за 5 минут, в коллекторе же задерживается всего на несколько секунд. С каждым оборотом вода содержит все больше хлореллы, становится все зеленее и гуще.
Сбор урожая происходит вечером. Обогащенная хлореллой вода направляется из коллектора в центрифугу, где хлорелла отделяется от воды. Чистая вода перекачивается обратно в полевую установку, а ее потери восполняются свежей водой из источников. По пути в желоба вода обогащается углекислотой (из сборника, где углекислота хранится после дегазации свежей воды) и некоторыми удобрениями, содержащими фосфор, кальций и калий. Хлорелла в виде сухой зеленой массы представляет собой готовый продукт. По материалу журнала «Млоды техник»; приводится по тексту из журнала "Наука и жизнь" времён СССР в переводе 3. БОБЫРЬ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ
▪ Виды и назначение шин
Шины подразделяются на камерные и бескамерные, по конструкции каркаса шины различаются на диагональные и радиальные (радиальные шины бывают со съемным протектором).
Шины изготовляют в зависимости от назначения и условий эксплуатации со следующими рисунками протектора: дорожный (Д), универсальный (У), повышенной проходимости (ПП), зимний (3) и карьерный (Кар).
Кроме того, шины подразделяются по профилю: обычного профиля, низкопрофильные, широкопрофильные, арочные и пневмокатки.
Шины могут быть с постоянным или регулируемым давлением.
Шины выпускаются в обычном исполнении, тропическом и северном.
Бескамерные шины отличаются от обычных отсутствием камеры, а также наличием на внутренней поверхности герметизирующего, а на бортах уплотняющего слоев. Отечественные бескамерные шины выпускаются для некоторых легковых автомобилей.
Бескамерную шину легкового автомобиля монтируют на глубокий обод, соединенный с центральной частью диска колеса при помощи сварки. Вентиль на диске герметически укрепляется при помощи двух уплотняющих резиновых шайб, металлической шайбы и гайки.
Основными преимуществами бескамерных шин являются: повышенная надежность работы шин, обеспечивающая безопасное движение автомобиля; уменьшение времени простоя автомобиля в пути при ремонте проколов шин; меньший нагрев шин во время движения автомобиля. При потере герметичности обода или бескамерной шины она может быть использована как обычная покрышка с вложением в нее камеры.
Шины с регулируемым давлением. Применяют на автомобилях повышенной проходимости, в частности на ГАЗ-66 (12,00-18), ЗИЛ-131 (12,00-20) и др.
Эти шины могут быть камерными и бескамерными. Они отличаются от обычных шин большей шириной профиля, меньшим числом слоев корда, наличием резиновых прослоек между слоями корда, рисунком протектора и способностью некоторое время работать при сниженном давлении воздуха. Шины имеют увеличенную площадь контакта с грунтом, меньшее удельное давление на грунт и обеспечивают высокую проходимость автомобилей. Однако эти шины имеют пониженную грузоподъемность по сравнению с обычными шинами того же размера.
Арочные шины являются бескамерными и имеют профиль в виде арки большой ширины. Эти шины устанавливаются на заднюю ось автомобиля по одной вместо двух обычных. Размеры арочных шин обозначают в миллиметрах, например 1140 x 700, где 1140 — условное обозначение наружного диаметра, а 700 — ширины профиля.
Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Примененные на обычных автомобилях эти шины резко повышают проходимость по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение этих шин на дорогах с твердым покрытием должно быть максимально ограниченным. Промышленность выпускает по специальным заказам небольшие партии этих шин.
Морозостойкие шины. Предназначены для работы в районах с температурой ниже -45°С. Шины изготовляют из морозостойких материалов.
Шины для тропического климата изготовляют из материалов, хорошо выдерживающих высокие температуры.
Шины Р и РС имеют эластичный каркас с меньшим числом слоев корда, чем у обычных шин. Расположение нитей в слоях корда радиальное. Брекер шины выполняется в виде мощного кольца, стягивающего каркас. Часто в брекере этих шин применяется металлокорд. За счет уменьшения числа слоев корда и изменения характера качения радиальной шины уменьшается ее нагрев и проскальзывание протектора при контакте его с дорожным покрытием, что увеличивает срок службы радиальных шин.
Шины РС отличаются от шин Р наличием съемных протекторных колец.
Съемные кольца, кроме протектора, имеют брекерный слой. Обычно выполненный из металлокорда.
Широкопрофильные шины применяются на большегрузных автомобилях и прицепах. Применение широкопрофильных шин позволяет повысить проходимость автомобиля.
▪ Маркировка шин
На каждой шине (покрышке) должно быть четко указано:
а) обозначение (размер);
б) наименование или товарный знак завода-изготовителя;
в) серийный номер, где буква (буквы), стоящая вначале, обозначает сокращенное наименование завода-изготовителя, первые две цифры (римские или арабские) — месяц изготовления, две следующие цифры — год выпуска, все последующие цифры — порядковый номер покрышки (шины);
г) модель шины;
д) знак направления вращения в случае направленного рисунка протектора;
е) для бескамерных шин обозначение «Бескамерная»;
ж) норма слойности, например НС-12 или 12К. Норма слойности условно обозначает прочность каркаса. При одной и той же норме слойности фактическое число слоев каркаса шины может быть различным в зависимости от прочности примененного корда;
з) для морозостойких шин — обозначение «Север»;
и) для тин, подлежащих балансировке, балансировочная метка — красный кружок в налбортовой части, обозначающий самую легкую часть покрышки;
к) номер ГОСТ или ТУ;
л) штамп отдела технического контроля (ОТК) и сортность изделия;
м) в отдельных случаях указывается максимальная допустимая нагрузка на шину;
н) для шин типа Р с текстильным брокером — буква, Т;
о) для шин, предназначенных для ошиновки — буква Ш.
Шины имеют миллиметровое и дюймовое обозначение, например 260-508, в котором первое число (260) — условное обозначение ширины профиля шины, а второе (508) диаметр обода в миллиметрах. В обозначении 5,20-13 первое число (5.20) также условное обозначение ширины профиля шины, а второе — диаметр обода в дюймах. Кроме того, некоторые шины имеют смешанное обозначение, например 280-20, где первое число (280) — условное обозначение ширины профиля в миллиметрах, а второе (20) —диаметр обода в дюймах.
Шины радиальной конструкции имеют в обозначении индекс Р или К, например 260-508Р, 165К13. Радиальные шины со съемным протектором имеют в обозначении индекс РС, например, 7.50-20РС.
Заводы-изготовители обозначаются буквами:
Б — Бакинский шинный завод; Бр — Барнаульский шинный завод; Бц — Белоцерковский шинный завод; Бел — Белорусский шинный комбинат; В — Воронежский шинный завод; Вл — Волжский шинный завод; Д — Днепропетровский шинный завод; Е — Ереванский шинный завод; К — Кировский шинный завод; Кя — Красноярский шинный завод; Л — Ленинградский шинный завод; М — Московский шинный завод; Нк — Нижнекамский шинный завод; О — Омский шинный завод; С — Свердловский шинный завод; Я — Ярославский шинный завод:
▪ Обозначение ободьев колес
Ободья колес грузовых (ГОСТ 10409-74) и легковых (ГОСТ 10408-74) автомобилей имеют миллиметровое или дюймовое обозначение, например: в обозначении 203В-457 число 203 указывает номинальную ширину обода в миллиметрах, буква В определяет размеры профиля бортовой закраины, а число 457 — номинальный посадочный диаметр в миллиметрах; в обозначении 8,0В-18 число 8,0 указывает номинальную ширину в дюймах, буква В определяет размеры профиля бортовой закраины, а число 18 — номинальный посадочный диаметр в дюймах.
В обозначении ободьев легковых автомобилей число указывает ширину обода, а буква определяет размеры профиля бортовой закраины. Например, в обозначении 127К. число 127 — номинальная ширина в миллиметрах, а К определяет размеры профиля бортовой закраины.
▪ Технические параметры шин
Промышленностью автомобильные шины выпускаются в соответствии со следующими ГОСТами:
«Шины пневматические для легковых автомобилей» ГОСТ 4754-74;
«Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов» ГОСТ 5513-75;
«Шины пневматические для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин» ГОСТ 8430-76;
«Шины пневматические с регулируемым давлением» ГОСТ 13298—70.
Некоторые шины выпускаются по специальным техническим условиям (ТУ), в частности шины РС по ТУ 3810438-70.
В табл. 21—26 приведены основные параметры шин, допустимые нагрузки
▪ Гарантийные нормы пробега шин и порядок замены их предприятием-поставщиком
Гарантийные сроки службы новых, восстановленных и отремонтированных шин определяют соответствующие ГОСТы, ОСТы или ТУ.
Заводы-изготовители гарантируют пробег шин до восстановительного ремонта:
а) для шин легковых автомобилей по ГОСТ 4754-74: для диагональных — 33 тыс. км., для шин 6,15-13 (155-330) — 27, 5,20-13 (13С-330) — 24, радиальных — 40 тыс. км (для шин с зимним рисунком протектора нормы гарантийного пробега снижаются на 10%);
б) для шин грузовых автомобилей, автоприцепов и автобусов по ГОСТ 5513-75;
в) для шин с регулируемым давлением по ГОСТ 13298—70;
г) для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (ГОСТ 8430-76).
Примечания.
1. Гарантийный пробег шин (по износу рисунка протектора) для большегрузных автомобилей грузоподъемностью 27 т и выше снижается на 50% при эксплуатации на дорогах с «переходным» или «низшим» типами покрытий.
2. Гарантийный пробег шин 240-381 (8,25-15), применяемых на автопогрузчиках, равен 18 мес, но не более 2,0 тыс. ч., а для шин с Государственным знаком качества — 22 мес, но не более 2,2 тыс. ч.
3. Гарантийный пробег шин 240-381 (8,25-15), применяемых на низкорамных прицепах грузоподъемностью 40,0 т, равен 40 тыс. км.
4. Гарантийный пробег шин 2550Х950-990 (37,5-39) равен 18 мес, но не более 1,0 тыс. ч., а для шин с Государственным знаком качества — 20 -мес, но не более 1,1 тыс. ч.
5. Гарантийный пробег шин 570-711 (21,00-28), применяемых на скрепере МоАЗ-546П-Д357П, равен 20 мес, но не более 1,7 тыс. ч., а для шин с Государственным знаком качества — 22 мес, но не более 2,0 тыс. ч.
Заводы-изготовители гарантируют пробег в пределах указанных норм для шин, выпускаемых по ГОСТ 4754-74, ГОСТ 5513-75, ГОСТ 13298-70, ГОСТ 8430-76, в течение 5 лет с момента их изготовления (включая в этот срок и время складского хранения), для шин 500-635 (18,00-25), 570-838 (21,00-33) — в течение 3 лет.
Шины легковых автомобилей, вышедшие из строя по производственным дефектам за этот период, при пробеге до 10 тыс. км и шины грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов при пробеге до 15 тыс. км, обмениваются предприятием-изготовителем безвозмездно.
Шины с регулируемым давлением обмениваются безвозмездно при пробеге до 6 тыс. км; шины большегрузных автомобилей — при пробеге до 7 тыс. км; шины строительных, дорожных, подъемно-транспортных машин — при пробеге менее гарантийного; шины низкорамных прицепов — при пробеге до 10 тыс, км.
При пробеге шин более указанного минимума предприятие-изготовитель оплачивает стоимость каждого километра недопробега шины до гарантийной нормы. Указанные гарантии и обязательства выполняются при условии, что эксплуатация и хранение шин соответствуют «Правилам эксплуатации автомобильных шин».
Шиновосстановительные предприятия гарантируют (ОСТ 380481-75) послеремонтный пробег покрышек, восстановленных наложением нового протектора, в соответствии с нормами.
Перечень районов, на которые распространяются пониженные гарантийные нормы пробега восстановленных шин: Азербайджанская ССР (кроме г. Баку) —только по грузовым и автобусным; Армянская ССР (кроме г. Еревана); Грузинская ССР (кроме гг. Тбилиси, Батуми, Сухуми); Киргизская ССР (кроме г. Фрунзе); Таджикская ССР (кроме г. Душанбе); Туркменская ССР (кроме г. Ашхабада); Узбекская ССР (кроме г. Ташкента и Ферганской обл.) — только по грузовым и автобусным шинам; Алма-атинская (кроме г. Алма-Аты), (Джамбульская, Чимкентская, Кзыл-ординская, Талды-Курганская, Восточно-Казахстанская области Казахской ССР; Дагестанская АССР; Коми АССР; Тувинская АССР; Якутская АССР; Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Иркутская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области СССР; г. Сочи — только по легковым шинам.
Претензии на недопробег восстановленных шин принимаются шиновосстановительными предприятиями в течение 1,5 лет со дня их восстановления в установленном порядке. Завод по восстановлению шин возмещает стоимость недопробега или безвозмездно ремонтирует шины, не прошедшие после восстановления гарантийной нормы пробега и выбывшие из эксплуатации по причинам, связанным с качеством ремонта.
Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин регламентируются следующими документами.
Письмо Министерства финансов СССР от 25 марта 1975 г. предусматривает нормы эксплуатационного пробега шин грузовых автомобилей и автобусов, выпускаемых в соответствии с ГОСТ 5513—75. Введено с 1 января 1975 г.
Согласно разъяснению Министерства финансов СССР по шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатационного пробега, автотранспортные предприятия по согласованию с вышестоящей организацией утверждают для них временные нормы. При этом начисление сумм на восстановление износа и ремонт шин производится по нормам затрат (в процентах к прейскурантной стоимости комплекта), определенным по методике.
Письмо Министерства финансов СССР от 10.08.1977г. предусматривает нормы эксплуатационного пробега шин легковых автомобилей, выпускаемых в соответствии с ГОСТ 4574-74. Введено с 10.08.1977 г.
Письмо Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР от 13.11.1976 г. предусматривает нормы эксплуатационного пробега крупногабаритных автомобильных шин, изготавливаемых в соответствии с ГОСТ 8430-76;
▪ Балансировка колес
Увеличение скоростей движения автомобилей повышает требования к конструкции, комфортабельности, технико-эксплуатационному состоянию автомобилей и безопасности движения. Этим вызывается и повышение требований к уменьшению дисбаланса как отдельных деталей и узлов автомобилей, так и колес.
Неуравновешенность (дисбаланс) колес вызывает их колебание и биение при движении автомобиля, что снижает комфортабельность и ухудшает устойчивость автомобиля.
Дисбаланс колес также является причиной разрушения отдельных узлов и агрегатов автомобиля, однако в большей мере разрушаются передняя подвеска и рулевое управление автомобиля, что, в свою очередь, вызывает изменение углов установки управляемых колес. Это в конечном итоге снижает долговечность и эксплуатационные качества автомобильных шин.
В настоящее время автомобильные заводы (ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ) устанавливают на выпускаемые автомобили отбалансированные колеса. Однако в процессе эксплуатации балансировка колес нарушается за счет изменения формы новой покрышки, неравномерного износа протектора, перемонтажа шин и ремонта покрышек или камер.
При ТО-2 и после каждого демонтажа шины необходимо проверять балансировку колес автомобилей на стационарных балансировочных стендах (например, «Хофманн» или К-121) с последующей доводкой установленных на автомобиль передних колес передвижными балансировочными стендами (например, «Хофманн» или К-125).
Дисбаланс устраняют установкой балансировочных грузиков, которые крепятся на закраинах ободьев. , .
Автомобильные заводы допускают статический дисбаланс колес в сборе для автомобилей «Москвич» ИЖ, ВАЗ и ЗАЗ не более 500 гс-см для автомобилей «Волга» не более 1000 г-см. Статический дисбаланс определяется, как произведение массы балансировочного грузика на радиус закраин ободьев. Радиус закраин ободьев автомобилей «Москвич», ИЖ, ВАЗ, ЗАЗ составляет 17,3, а для автомобилей «Волга» — 18,5 см. "Краткий автомобильный справочник", 1978 г.
Конструкция молотилки традиционная: корпус, барабан, дека, загрузочная воронка. Корпус и воронка выполнены из десятимиллиметровой фанеры и тонкого стального листа. Барабан — из стальных дисков Ø 300 мм, восьми уголков 25 × 25 мм и рифленых дубовых бичей.
На рисунке сверху вниз:
Блок решет: 1 — корпус, 2 — ось кривошипа, 3 — противовесы, 4 — подшипник скольжения, 5 — верхнее решето, 6 — нижнее решето, 7 — поддон, 8 — желоб верхнего решета, 9 — желоб нижнего решета,
Дека: 1 — корпус, 2 -— болты крепления бичей, 3, 5, 7 — система подвески деки, 4 — бичи, 6 — решето.
Бункер веялки: 1 — корпус, 2 — болты крепления шиберов, 3 — шиберы, 4 — дозатор, 5 — вал дозатора, 6 — щеки воронки, 7 — опоры щек
Молотильный барабан: 1 — диски, 2 — полуоси, 3 — ложе бича, 4 — винты крепления бича, 5 — бичи.
Дека состоит из корпуса (двух листов металла), изогнутой по радиусу мелкоячеистой сетки с прикрепленными к ней шестью такими же, как у барабана, бичами и системы подвески на раме — стальных прутьев, на концах которых имеются регулировочные тяги. Меняя с помощью последних зазор между бичами деки и барабана, можно настраивать агрегат на обмолот различных культур, а также варьировать его качество.
В действие молотилка приводится двумя клиновидными ремнями от электродвигателя, расположенного на нижнем ярусе в середине рамы,
Вымолоченные зерна или семена, проваливаясь сквозь сетку, попадают в емкость, устанавливаемую на полку под деку. Полова и другие отходы выбрасываются барабаном из щели между последним бичом деки и верхней обшивкой молотилки и попадают на решета, где из них путем сепарации извлекаются оставшиеся семена и зерна.
Блок решет сделан наподобие соломотряса зерноуборочного комбайна. Только решет здесь два: с отверстиями Ø 3 мм (верхнее) и Ø 1 мм (нижнее). Под ними — поддон.
В верхнюю часть блока встроен подшипник скольжения; в отрезке капроновой трубки вращается кривошип с противовесами от двигателей мопеда. Нижняя часть блока подвешена на двух голосках из фанеры, которые позволяют ему перемещаться вперед-назад.
Сепарированные фракции по соответствующим желобам попадают в подставленные емкости.
Решета приводятся в действие электродвигателем. От него клиновидный ремень идет на большой шкив кривошипа. Рядом с этим шкивом находится еще один, поменьше, от которого другой ремень идет дальше — к бункеру веялки.
Теперь о том, как устроен бункер, Он сделан из фанеры толщиной 10 мм. Между двумя досками корпуса расположена плоская воронка, в устье которой вращается вал квадратного сечения с дозатором — деревянным цилиндром Ø 50 мм, имеющим четыре продольных канавки. Вращаясь, дозатор захватывает канавками содержимое бункера и равномерными порциями высыпает в устье воронки, а значит, и на решета, где все просеивается.
Если в обрабатываемой массе содержится много сорных частиц, то можно включить вентилятор, который погонит струю воздуха над решетами и сдует мусор. Более тяжелые частицы попадут на решета.
Испытания показали, что веялка работает очень надежно и с высоким качеством, провеивает даже такое «деликатное» вещество, как пчелиная пыльца. Раньше пчеловоды выбирали сор из нее пинцетами, и это отнимало уйму времени. Теперь же надобность в такой кропотливой процедуре отпадает. По статье А. АЛЕКСАНДРОВА в журнале "Моделист-конструктор" времён СССР
[336x700]