АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
▪ Бензины
Эксплуатационно-технические свойства автомобильных бензинов. Важнейшими эксплуатационно-техническими свойствами бензинов являются: антидетонационные, карбюрационные, антикоррозионные свойства, а также стабильность и загрязненность.
Детонационная стойкость характеризует способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя автомобиля без возникновения детонации.
Детонационную стойкость бензина оценивают октановым числом, определяемым по так называемым моторному (ОЧ/М) и исследовательскому (ОЧ/И) методам.
Разница в октановых числах, определенных по исследовательскому и моторному методам, характеризует «чувствительность» бензина. Для повышения детонационной стойкости бензинов к ним добавляют антидетонационные присадки, например тетраэтилсвинец (ТЭС), применяемый в виде этиловой жидкости, в состав которой входят также выносители, предназначенные для уменьшения отложений на деталях двигателя.
Бензины, содержащие присадку тетраэтилсвинца (этилированные бензины), ядовиты, поэтому для отличия от неэтилированных бензинов их окрашивают в яркие цвета (оранжевый, зеленый, синий, желтый).
Карбюрационные свойства характеризуют способность бензина обеспечивать легкий пуск, полноту испарения и сгорания топлива. Карбюрационные свойства бензина оценивают по его фракционному составу: температуре начала кипения, температуре перегонки 10, 50 и 90%, а также величиной давления насыщенных паров бензина.
Антикоррозионные свойства характеризуют степень коррозионного действия бензина на детали топливной системы и на износ двигателя.
Стабильность бензина (химическая) характеризует его склонность к осмолению при длительном хранении, а также к образованию смолистых отложений во впускном тракте двигателя и нагара в камерах сгорания.
Стабильность бензина оценивается величиной индукционного периода, содержанием в нем фактических смол и нестабильных продуктов вторичной переработки нефти.
Для повышения стабильности бензина при его изготовлении могут вводиться антиокислительные присадки (ингибиторы).
Физическая стабильность бензина характеризуется содержанием легких фракций, улетучивающихся при хранении.
Загрязненность бензина механическими примесями или водой не допускается, так как может вызвать засорение, а в зимнее время года и замерзание топливной системы.
Ассортимент автомобильных бензинов. Для карбюраторных автомобильных двигателей применяют бензины, выпускаемые по ГОСТ 2084-67, следующих марок:
А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98;
бензин «Экстра» по ОСТ 38.01.9-75.
В маркировке бензинов буква А обозначает, что бензин является автомобильным, буква И показывает, что октановое число определяется по исследовательскому методу, цифры обозначают минимально допустимое октановое число.
Автомобильные бензины, за исключением марки АИ-98, подразделяют на летний и зимний. Бензин марки АИ-98 является всесезонным.
Летние бензины марок А-66, А-72, А-76 и АИ-93 предназначены для применения .во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября. В южных районах допускается применять летний бензин всесезонно.
Зимние бензины марок А-66, А-72, А-76 и АИ-93 предназначены для применения в период с 1 октября по 1 апреля.
В период перехода с летнего бензина на зимний и наоборот допускается применять как летний, так и зимний бензины, а также их смесь.
Бензины по ГОСТ 2084-77 выпускаются как этилированными, так и неэтилированными.
Бензины А-66 и А-72 применяют для нефорсированных двигателей грузовых и легковых автомобилей и автобусов (ГАЗ-51, ЗИЛ-150, ГАЗ-20 «Победа», ПАЗ-651 и др.). Бензин А-72 полностью заменяет бензин А-66, и его применение предпочтительнее.
Бензин А-76 применяется для ряда легковых автомобилей (ЗАЗ-966, ГАЗ-21, «Москвич-408» и др.), для грузовых автомобилей (ГАЗ-53, ЗИЛ-130 и др.) и для автобусов (ЛАЗ-695, ЛАЗ-697; ПАЗ-672 и др.).
Бензин АИ-93 предназначен для двигателей современных легковых автомобилей («Москвич-412, -2138, -2140», ГАЗ-24, семейства ВАЗ и др.), для автобусов (ЛиАЗ-677 и др.), для грузовых автомобилей (Урал-375 и др.), а также для перспективных грузовых автомобилей.
Бензины АИ-98 и «Экстра» предназначены для легковых автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия.
▪ Дизельные топлива
Эксплуатационно-техническими свойствами дизельных топлив, влияющими на поведение топлива в двигателе, являются: воспламеняемость, способность к смесеобразованию, содержание серы. стабильность, антикоррозионные свойства, вязкость, отсутствие воды и механических примесей.
Воспламеняемость характеризует способность дизельного топлива самовоспламеняться после впрыска его в цилиндр двигателя. Воспламеняемость дизельных топлив характеризуется периодом задержки самовоспламенения .и оценивается цетановым числом. Для повышения цетановых чисел дизельных топлив к ним добавляют присадку — изопропилнитрат в количестве до 1%.
Смесеобразующие свойства характеризуют тонкость распыла и легкость испарения распыленного топлива, обеспечивающих полноту сгорания, устойчивую работу дизельного двигателя па малых нагрузках и бездымный выпуск при больших нагрузках. Смесеобразующие свойства дизельного топлива определяются его фракционным составом.
Антикоррозионные свойства характеризуют коррозионное действие топлива на детали топливной системы, на детали двигателя и подшипники коленчатого вала, изготовленные из свинцовистой бронзы. Коррозионность дизельного топлива обусловливается наличием в нем .соединений серы, кислот и щелочей. Для снижения вредного действия содержащихся в дизельном топливе органических кислот и серы следует применять моторные масла с специальными присадками.
Вязкость характеризует способность топлива к прохождению по топливоподающей системе. Вязкость дизельного топлива оценивают величиной кинематической вязкости, выраженной в сантистоксах.
Бесперебойность подачи топлива зависит от вязкости и чистоты топлива. В дизельном топливе не допускается наличие механических примесей и воды.
Стабильность топлива характеризует его склонность к осмолению, образованию смолистых отложений и нагаров в топливоподаюшей аппаратуре и камере сгорания, а также возможность закоксовывания форсунок. Стабильность топлива определяется содержанием в них нестабильных продуктов, оцениваемых величиной йодного числа и фактических смол.
Ассортимент автомобильных дизельных топлив. Для эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями выпускают топливо для быстроходных дизельных двигателей по ГОСТ 4749-73 и топливо дизельное автотракторное по ГОСТ 305-73. Для автомобильных двигателей топливо по ГОСТ 4749-73 с содержанием серы до 0,2% выпускают следующих марок: ДА — дизельное арктическое, ДЗ — дизельное зимнее, ДЛ — дизельное летнее.
По ГОСТ 305-73 выпускаются две подгруппы топлив: с содержанием серы до 0,2% и от 0,21 до 0,5%. В каждой подгруппе четыре марки: А — арктическое, ЗС — зимнее северное, 3 — зимнее, Л— летнее. Топлива марок Л и ДЛ применяют при температуре окружающего воздуха 0°С и выше, марок 3 и ДЗ — при температуре минус 20°С и выше, марок ЗС и ДА — при температуре минус 30°С и выше, марки А при температуре минус 50°С. Для автомобилей предпочтительнее применение дизельного топлива с содержанием серы не более 0,2%.
▪ Сжиженные газы
В соответствии с ГОСТ 20448-75 (взамен ГОСТ 10196-62) предусматривается выпуск сжиженных газов следующих марок для использования на газобаллонных автомобилях:
СПБТЗ — смесь пропана и бутана технических зимняя;
СПБТЛ — смесь пропана и бутана технических летняя.
Пропан и пропилен являются основными компонентами сжиженного газа, которые обеспечивают оптимальное давление насыщенных паров в газовом баллоне.
Бутановая составляющая, которая включает в себя нормальный бутан, изобутан, бутилен, изобутилен и другие изомеры, является наиболее калорийной составляющей сжиженных газов и легкосжимаемым компонентом. Наиболее целесообразно применять газ с большим содержанием бутановых фракций в летнее время и в районах с жарким климатом.
Сжиженные газы обладают большим коэффициентом объемного расширения. Поэтому в случае полного заполнения баллона, т. е. без наличия паровой подушки, даже незначительное повышение температуры газа приведет к резкому увеличению давления в баллоне, которое составляет примерно 7 кгс/см2 на каждый градус повышения температуры сжиженного газа. Отечественные автомобильные баллоны для сжиженного газа имеют объем паровой подушки, равный 10% от полной емкости баллона.
Октановое число, характеризующее антидетонационные свойства топлива, у сжиженных газов выше, чем у бензинов, и находится для разных газов в пределах от 90 до 120.
В связи с тем, что сжиженные газы не имеют запаха, для обнаружения наличия их в воздухе, при утечках из газовых систем в них вводятся одоранты — пахучие вещества. Добавление одорантов в сжиженный газ в необходимых концентрациях не- вредно для человека и не разрушает материалы, из которых изготавливаются узлы и детали газовых систем. В качестве одоранта используется, например, этилмеркаптан, запах которого ощущается при его содержании в количестве 0,19 г на 1000 м3 воздуха. "Краткий автомобильный справочник", 1978 г.
ДЛЯ РЕМОНТНЫХ, сборочных, монтажных работ механиком Львовым разработана конструкция подвижного подъемника. Такое устройство установлено на колесной платформе, имеющей руль управления и четыре статические опоры. Сам подъемник выполнен в виде многозвенных, шарнирно связанных секций. Для управления такой многозвенной стрелой служат гидродомкраты, а для ее поворота используется специальное поворотное устройство в виде нескольких подвижных опор. Подъем груза осуществляется электромеханической лебедкой, размещенной на конце стрелы. В исходном состоянии подъемник складывается в компактную конструкцию, способную разместиться вместе с платформой в небольшом гараже.
Данное устройство более простое в изготовлении и наладке в сравнении с существующими подъемниками. Оно экономичнее, чем стандартные типы гидроподъемников, и может быть использовано в качестве малых и средних средств механизации грузоподъемных и монтажных работ в автохозяйствах, сборочных цехах малых предприятий, на стройках, в сельском хозяйстве. Сделан эскизный проект устройства. Необходима организация для разработки КД и выпуска подъемника. Кандидат технических наук П. КУРАПОВ, газета "Есть идея!" № 6, 1993 г.
Главное богатство Сахалина и его будущность, быть может, завидная и счастливая, не в пушном звере и не в угле, как думают, а в периодической рыбе. Часть, а быть может, и вся масса веществ, уносимая реками в океан, ежегодно возвращается материку обратно в виде периодической рыбы. Кета, или кита, рыба из лососевых, имеющая размеры, цвет и вкус нашей семги, населяющая северную часть Великого океана, в известный период своей жизни входит в некоторые реки Северной Америки и Сибири и с неудержимою силой, в количестве буквально бесчисленном, мчится вверх против течения, доходя до самых верхних, горных потоков. На Сахалине это бывает в конце июля или в первой трети августа. Масса рыбы, наблюдаемая в это время, бывает так велика и ход ее до такой степени стремителен и необычаен, что кто сам не наблюдал этого замечательного явления, тот не может иметь о нем настоящего понятия. О быстроте хода и о тесноте можно бывает судить по поверхности реки, которая, кажется, кипит, вода принимает рыбий вкус, весла вязнут и, задевая за рыбу, подкидывают ее. В устья рек кета входит здоровая и сильная, но затем безостановочная борьба с быстрым течением, теснота, голод, трение и ушибы о карчи и камни истощают ее, она худеет, тело ее покрывается кровоподтеками, мясо становится дряблым и белым, зубы оскаливаются; рыба меняет свою физиономию совершенно, так что люди непосвященные принимают ее за другую породу и называет не кетой, а зубаткой. Она ослабевает мало-помалу и уже не может сопротивляться течению и уходит в затоны или же стоит за карчей, уткнувшись мордой в берег; здесь ее можно брать прямо руками, и даже медведь достает ее из воды лапой. В конце концов, изнуренная половым стремлением и голодом, она погибает, и уже в среднем течении реки начинают встречаться во множестве уснувшие экземпляры, а берега в верхнем течении бывают усеяны мертвою рыбой, издающею зловоние. Все эти страдания, переживаемые рыбой в период любви, называются «кочеванием до смерти», потому что неизбежно ведут к смерти, и ни одна из рыб не возвращается в океан, а все погибают в реках. «Неодолимые порывы эротического влечения до издыхания,— говорит Миддендорф,— цвет идеи кочевания; и такие идеалы в тупоумной влажно-холодной рыбе!»
Не менее замечателен ход сельди, которая периодически появляется по прибрежьям моря весною, обыкновенно во второй половине апреля. Сельдь идет громадными стадами, «в невероятном количестве», по выражению очевидцев. Приближение сельди всякий раз узнается по следующим характерным признакам: круговая полрса,белой пены, захватывающая на море большое пространство, стаи чаек и альбатросов, киты, пускающие фонтаны, и стада сивучей. Картина чудесная! Китов, следующих в Аниве за сельдью, такое множество, что корабль Крузенштерна был окружен ими и на берег должно было ездить «с осторожностью». Во время хода сельди море представляется кипящим *.
* Один из авторов видел японскую сеть, которая «занимала в море окружность в три версты и, прикрепленная к берегу, образовывала род мешка, откуда постепенно вычерпывали сельдей». Буссе в своих записках говорит: «Японские невода часты и чрезвычайно велики. Один невод окружает пространство сажен на 70 от берега. Но каково было мое удивление, когда, не дотащив невод сажен на 10 от берега, японцы оставили его в воде, потому что эти 10 сажен невод до того был наполнен сельдями, что, несмотря на все усилия 60 работников, они не могли более притянуть невод к берегу... Гребцы, закладывая весла для гребки, выбрасывали ими по несколько сельдей и жаловались, что они мешают, грести». Ход 'сельди и ловля ее японцами подробно описаны у Буссё и Мицуля. »
Нет возможности даже приблизительно определить, какое количество рыбы может быть поймано каждый раз во время ее хода в сахалинских реках и у побережьев. Тут годилась бы всякая очень большая цифра. Во всяком случае, без преувеличения можно сказать, что при широкой и правильной организации рыбных ловель и при тех рынках, .какие давно уже существуют, в Японии и Китае, ловля периодической рыбы на Сахалине могла бы приносить миллионные доходы. Когда еще на юге Сахалина распоряжались японцы и рыбные ловли в их руках едва начинали развиваться, то уж рыба приносила около полумиллиона рублей ежегодно. По расчету Мицуля, добывание ворвани в южной части Сахалина требовало 611 котлов и до 15000 саж. дров, и одна лишь сельдь давала 295 806 руб. в год.
С занятием Южного Сахалина русскими рыбные ловли перешли в стадию упадка, в котором находятся до сего дня. «Где недавно кипела жизнь, давая пищу инородцам-аинцам и солидные барыши промышленникам, — писал в 1880 г. Л. Дейтер *, — там теперь почти пустыня». Рыбные ловли, производимые теперь в обоих северных округах нашими ссыльными, ничтожны, иначе их и назвать нельзя. Я был на Тыми, когда уже в верховьях шла кета и на зеленых берегах там и сям попадались одинокие фигуры рыболовов, вытаскивавших крючками на длинных палках полуживую рыбу. В последние годы администрация, ищущая заработков для поселенцев, стала делать им заказы на соленую рыбу. Поселенцы получают соль по льготной цене и в долг, тюрьма затем покупает у них рыбу по дорогой цене, чтобы поощрить их, но об этом их новом ничтожном заработке стоит упомянуть только потому, что тюремные щи из рыбы местного поселенческого приготовления, по отзывам арестантов, отличаются особо отвратительные вкусом и нестерпимым запахом. Ловить и загото.влять рыбу поселенцы не умеют, и никто их этому не урну; тюрьма в районе теперешних ловель забрала себе лучшие места, им же предоставила пороги и мели, где они рвут свои дешевые самоделковые сети о карчи и камни. Когда я был в Дербинском, там каторжные ловили для тюрьмы рыбу. Начальник острова ген. Кононович приказал собраться поселенцам и, обратясь к ним с речью, упрекнул их, что в прошлом году они продали в тюрьму рыбу, которую нельзя было есть. «Каторжный — ваш брат, а мой сын,— сказал он им. — Обманывая казну, вы этим самым наносите вред вашему брату и моему сыну». Посел&нщы согласились с ним, но по их лицам видно было, что и в будущем году брат и сын будут есть вонючую рыбу. Даже если поселенцы как-нибудь научатся заготовлять рыбу, то все-таки этот новый заработок не даст населению ничего, так как санитарный надзор рано или поздно должен будет запретить употребление в пищу рыбы, пойманной в верховьях.
* «Морская газета», 1880 г., № 3.
На тюремных рыбных ловлях в Дербинском я присутствовал . 25 августа. Надолго затянувшийся дождь наводил на всю природу уныние; было трудно ходить по скользкому берегу. Сначала мы зашли в сарай, где 16 каторжных под руководством Василенки, бывшего таганрогского рыбалки, солили рыбу. Было уже посолено 150 бочек, около 2000 пудов. Впечатление такое, что если бы Василенко не попал на каторгу, то никто бы тут не знал, как надо обращаться с рыбой. Из сарая спуск к берегу, на котором шесть каторжных очень острыми ножами пластают рыбу, выбрасывая ее внутренности в реку; вода красная, мутная. Тяжелый запах рыбы и грязи, смешанной с рыбьей кровью. В стороне группа каторжных — все мокрые и босиком или в чирках—закидывает небольшой невод. При мне вытащили два раза, и в оба раза невод был полон. Вся кета имеет крайне подозрительный вид. У всех оскалены зубы, сгорбились спины и тела покрыты пятнами. .Почти у каждой рыбы брюхо окрашено в бурый или зеленый цвет, выделяются жидкие испражнения. Выброшенная на берег рыба засыпает очень скоро, если она уже не заснула в воде или пока билась в неводе. Те немногие экземпляры, на которых не было пятен, назывались серебрянками; их бережно откладывали в сторону, но не для тюремного котла, а.«на балычки».
Здесь нетвердо знают естественную историю рыбы, заходящей периодически в реки, и еще нет убеждения, что ее следует ловить только в устьях и в нижнем течении, так как выше она становится уже негодной. Плывя по Амуру, я слышал от местных старожилов жалобы, что у устья де вылавливают настоящую кету, а до них доходит только зубатка; и на пароходе шли разговоры о том, что пора упорядочить рыбные ловли, то есть запретить их в нижнем течении *.
* Кстати сказать, на Амуре, очень богатом рыбою, рыбные промыслы организованы довольно слабо, и, как кажется, потому, что промышленники скупятся пригласить из России специалистов. Здесь, например, ловят во множестве осетров, но никак не могут приготовить икру так, чтобы она походила на русскую хотя бы по внешнему виду. Искусство здешних промышленников остановилось на кетовых балыках и не пошло дальше. Г. Л. Дейтер писал в «Морской газете» (1880 г., № 6), что будто бы некогда на Амуре составилась компания рыбного промысла (из капиталистов), затеяли дело на широких основаниях и сами себя угощали икрою, фунт которой им самим обходился, как говорят, от 200 до 300 рублей серебром.
В то время как в верховьях Тыми тюрьма и поселенцы ловили тощую, полуживую рыбу, в устье ее контрабандным образом промышляли японцы, загородив частоколом реку, а в нижнем течении гиляки ловили для своих собак рыбу несравненно более здоровую и вкусную, чем та, которая заготовлялась в Тымовском округе для людей. Японцы нагружали джонки и даже большие суда, и то красивое судно, которое Поляков в 1881 г. встретил у устья Тыми, вероятно, приходило сюда и этим летом.
Чтобы рыболовство получило значение серьезного промысла, надо придвинуть колонию ближе к устью Тыми или Пороная. Но это не единственное условие. Необходимо также, чтобы с ссыльным населением не конкурировал свободный элемент, так как нет такого промысла, в котором, при столкновении интересов, свободные не брали бы верха над ссыльными. Между тем с поселенцами конкурируют японцы, производящие ловлю контрабандным образом или за пошлины, и чиновники, забирающие лучшие места для тюремных ловель, и уже близко время, когда с проведением сибирской дороги и развитием судоходства слухи о невероятных богатствах рыбы и пушного зверя привлекут на остров свободный элемент; начнется иммиграция, организуются настоящие рыбные ловли, в которых ссыльный будет принимать участие не как хозяин-промышленник, а лишь как батрак, затем, судя по аналогии, начнутся жалобы на то, что труд ссыльных во многих отношениях уступает труду, свободных, даже манз и корейцев; с точки зрения экономической, ссыльное население будет признано бременем для острова, и с увеличением иммиграции и развитием оседлой и промышленной жизни на острове само государство найдёт, более справедливым и выгодным стать на сторону свободного элемента и прекратить ссылку. Итак, рыба составит богатство Сахалина, но не ссыльной колонии *.
* Для тех ссыльных, которые живут теперь у устьев небольших речек и у моря, рыболовство может служить подспорьем в хозяйстве и давать некоторый заработок, но для этого надо снабжать их хорошими сетями, селить у моря только тех, кто и на родине жил у моря, и т. д.
В настоящее время японские суда, которые являются на юг Сахалина для ловли рыбы, платят пошлину по 7 к. с пуда золотом. Обложены пошлиной Также все продукты, приготовленные из рыбы, например, удобрительный тук, селедочный и тресковый жир, но доход со всех этих пошлин не достигает и 20 тысяч, и это почти единственный доход, получаемый нами от эксплуатации сахалинских богатств.
Кроме кеты, в сахалинские реки периодически заходят также родственные ей горбуша, кунджа или гой и чевица; постоянно живут в пресных водах Сахалина форель, щука, чебак, карась, пескарь и корюшка, которая называется огуречником, так как сильно пахнет свежим огурцом. Из морских рыб, кроме сельди, ловятся треска, камбала, осетр, бычок, который здесь так велик, что глотает корюшку целиком. В Александровске один каторжный промышляет длиннохвостыми раками, очень вкусными, которые называются здесь чиримсами или шримсами.
Из морских млекопитающих у берегов Сахалина водятся в громадном количестве киты, сивучи, или морские львы, тюлени и котики. Подходя на «Байкале» к Александровску, я видел много китов, которые гуляли парочками по проливу и резвились. Близ западного берега Сахалина возвышается над морем одинокая скала, называемая Камнем Опасности. Очевидец, находившийся на шхуне «Ермак» и хотевший исследовать этот камень, писал: «Еще за 1½ мили от камня нам стало очевидным, что скала занята сплошь громадными сивучами. Рев этого громадного дикого стада поразил нас; звери .достигали баснословной величины, так что издали казались целыми скалами... Сивучи были величиною около 2 саженей и более... Кроме сивучей, .как скала, так и море вокруг камня кишели морскими котиками» («Владивосток», 1886 г., № 29). О том, каких размеров могут в наших северных морях достигать китоловный и тюлений промыслы, видно из страшной цифры, приводимой одним из авторов: по вычислениям американских китоловных арматоров, в продолжение 14 лет (до 1861 г.) вывезено из Охотского моря жиру и уса на двести миллионов рублей (В. Збышевский. Замечания о китоловном промысле в Охотском море.—«Морской сборник», 1863 г., №4). Но, несмотря на их. по-видимому, блестящее будущее, эти промыслы не обогатят ссыльной колонии, потому именно, что она ссыльная. По свидетельству Брэма, «охота за тюленями есть повальная беспощадная бойня, где грубость соединяется с совершенною бесчувственностью. Поэтому и не говорят — охотиться за тюленями, а бить тюленей». И «самые дикие племена поступают при этой охоте гораздо человечнее цивилизованного европейца». А когда убивают палками котиков, то мозг брызжет во все стороны и глаза у бедных животных выскакивают из орбит. Ссыльных, особенно тех, которые присланы за убийство, должно беречь от подобных зрелищ.
О добыче морской капусты я говорил уже при описании селения Мауки. На этом промысле в период времени с 1 марта по 1 августа поселенец зарабатывает от 150 до 200 рублей; треть заработка идет на харчи, а две трети ссыльный приносит домой. Это хороший заработок, но, к сожалению, он пока возможен только для поселенцев Корсаковского округа. Плату за труды рабочие получают задельную и потому размер самого заработка находится в прямой зависимости от навыка, усердия и добросовестности,— качества, которыми обладает далеко не всякий ссыльный, потому и не всякий ходит в Мауку *.
Среди ссыльных много плотников, столяров, портных и проч., но большинство их сидит без дела или занимается хлебопашеством. Один каторжный слесарь делает берданки и уже четыре продал на материк, другой — делает оригинальные цепочки из стали, третий — лепит из гипса; но все эти берданки, цепочки и очень дорогие шкатулки так же мало рисуют экономическое положение колонии, как и то, что один поселенец на юге собирает по берегу китовую кость, а другой — добывает трепангу. Все это случайно. Те изящные и дорогие поделки из дерева, которые были на тюремной выставке, показывают только, что на каторгу попадают иногда очень хорошие столяры; но они не имеют никакого отношения к тюрьме, так как не тюрьма находит им сбыт и не тюрьма обучает каторжных мастерствам; до последнего времени она пользовалась трудом уже готовых мастеров. Предложение труда мастеров значительно превышает спрос. «Тут даже фальшивых бумажек сбывать негде», — сказал мне один каторжный. Плотники работают по 20 коп. в день на своих харчах, а портные шьют за водку**.
* Благодаря морской капусте и сравнительно мягкому климату юго-западное побережье я считаю единственным пока местом на Сахалине, где ссыльная колония возможна. В 1885 г. и одном из заседаний Общества изучения Амурского края было прочитано интересное сообщение о морской капусте теперешнего владельца промысла Я. Л. Семенова. Сообщение это напечатано во «Владивостоке», 1У85 г., .№№ 47 и 48.
** До сих пор мастера находили себе заработок только и постах у чиновников и богатых ссыльных. К чести местной интеллигенции сказать, за услуги мастеров она платит всегда щедро. О таких случаях, как доктор, кладущий в околодок сапожника под видом больного, чтобы тот шил для его сына сапоги, или чиновник, записывающий к себе в прислуги модистку, которая шьет даром на его жену и детей, — о таких случаях говорят здесь как о печальных исключениях.
Если теперь подвести итог доходам, какие получает в среднем ссыльный от продажи зерна в казну, охоты, рыболовства и проч., то получится довольно жалкая цифра: 29 руб. 21 коп. (по данным инспектора сельского хозяйства). Между тем каждое хозяйство должно в казну в среднем 31 р. 51 к. Так как в сумму дохода вошли также, кормовые и пособия от казны и деньги, полученные по почте, и так как доход ссыльного составляется главным образом из заработков, которые дает ему казна, платя ему подчас умышленно/высокую цену, то добрая половина дохода оказывается фикцией и долг в казну на самом, деле выше, чем он показан. А. П. Чехов, "Остров Сахалин"
ПИТЬЕВАЯ ВОДА ИЗ ГРАВИЙНОГО КАРЬЕРА
Для снабжения городов питьевой водой наиболее пригодны подземные водные источники. Много воды скапливается в отложениях гравия вблизи рек. По мере отбора воды для нужд города ее запас в толще гравия пополняется водой, просачивающейся через грунт из реки. Но во многих странах эти отложения близ рек все чаще используются для массовой добычи песка и гравия. После выемки гравия образуются искусственные водохранилища объемом иногда в миллионы кубических метров.
Работники братиславского водопровода показали, что эти водохранилища, возникающие на месте заброшенных карьеров, можно использовать не только для организации отдыха трудящихся, но и как источники питьевой воды. Для улучшения качества воды, накапливающейся в карьере, перед подачей в водопровод она проходит двухступенчатую обработку с применением озона и активированного угля. Для охраны «питьевых» карьеров от загрязнения вокруг них устанавливается защитная зона. Novosti Vedy a Tehniki № 7, 1974