• Авторизация


СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ 13-03-2020 13:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


▪ Масла для двигателей
В качестве смазочных материалов для автомобильных (карбюраторных и дизельных) двигателей применяются высокоочищенные нефтяные дистиллятные и остаточные масла селективной или сернокислотной очистки.
Для улучшения эксплуатационных свойств в масла вводят присадки, позволяющие повысить надежность и долговечность работы двигателей. Присадки добавляют к маслам в небольших количествах— от сотых, а иногда и тысячных долей процента до 10-15%.
По своему действию присадки делятся на следующие основные группы:
вязкостные, повышающие вязкость масла и улучшающие вязкостно-температурные свойства масел;
депрессорные, понижающие температуру застывания масел;
антиокислительные, препятствующие образованию в работавшем масле продуктов окисления, вызывающих коррозию металла и загрязненность двигателя;
антикоррозионные, образующие на поверхности деталей защитные пленки,
предохраняющие их от коррозии;
моющие, удерживающие продукты загрязнения масла во взвешенном состоянии и препятствующие их осаждению из масла на поверхность деталей;
многофункциональные (комплексные), улучшающие одновременно несколько эксплуатационных свойств масел.
Вязкостные и депрессорные присадки не входят в состав: многофункциональных присадок.
Эксплуатационно-технические свойства масел для двигателей. Важнейшими эксплуатационными свойствами масел для двигателей являются: вязкостно-температурные, противоизносные, антикоррозионные, антиокислнтельные, моющие, стабильность и др.
Вязкостио-температурные свойства масел для двигателей характеризуют их способность образовывать масляный слой, разделяющий металлические поверхности трущихся деталей, что обеспечивает уменьшение трения и износа. Вязкостно-температурные свойства моторных масел определяются кинематической вязкостью при 100, 50 и 0°С, температурой застывания, а также величиной индекса вязкости, характеризующего степень изменения вязкости масел в зависимости от температуры. Масла, применяемые в зимнее время и всесезонно, должны иметь высокий индекс вязкости, более низкую температуру застывания и меньшую вязкость при низких температурах, чем. летние масла.
Антикоррозионные свойства масел для двигателей характеризуют коррозионное действие масла налетали двигателя, а также защитное действие, предохраняющее детали двигателя от коррозии агрессивными веществами, и, кроме того, способность масла нейтрализовать агрессивное действие серы, содержащейся в дизельном топливе, на детали цилиндрр-поршневой группы и подшипники из свинцовистой бронзы.
Стабильность масел характеризует их способность противостоять окислению и окислительной полимеризации, т. е. образованию в масле кислых коррозионных агрессивных продуктов, а также образованию нерастворимых продуктов окисления, отлагающихся на деталях двигателя в виде лака, нагара и шлама. Образование нерастворимых продуктов ведет к загрязнению двигателя, вызывает пригорание поршневых колец и забивание масляных каналов и фильтров.
Моющие (диспергирующие свойства) масел характеризуют способность предотвращать отложение загрязнений на деталях двигателей, в первую очередь, на деталях цилиндро-поршневой группы.
Противоизносные и противозадирные свойства масел характеризуют способность создавать на поверхности трущихся деталей защитную пленку, предохраняющую от непосредственного контакта металлических поверхностей при больших нагрузках, вызывающих задир, сваривание, схватывание, усталостные разрушения и другие виды повышенного износа деталей.
Температура вспышки характеризует фракционный состав и испаряемость масел. Масла с повышенной испаряемостью имеют большое количество легких фракций, способных вызывать угар масла. Чем ниже температура вспышки, тем больше угар масла.
Наличие присадок характеризует большинство эксплуатационно-технических свойств масел и оценивается содержанием в масле основания присадок (бария, кальция, фосфора, цинка и др.) и запасом щелочности. Для зольных присадок их содержание в масле может быть косвенно оценено по величине зольности масла. .
В масле не должно быть воды и механических примесей. Стандартами и техническими условиями их содержание допускается лишь в очень незначительных количествах.
Ассортимент масел для автомобильных двигателей. По условиям применения масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
Условное обозначение марок масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 «Масла моторные. Классификация» включает букву М, обозначающую моторное амасло, цифры, обозначающие класс вязкости (8, 10, 12 или 6з/10), букву Б, В или Г, обозначающую группу по эксплуатационным свойствам (допустимую степень форсировки двигателя), и цифровой индекс 1 или 2, обозначающий соответственно масла для карбюраторных и для дизельных двигателей.
Примеры обозначения марки масла:
М-8Б1 — масло моторное для малофорсированных карбюраторных двигателей, имеющее вязкость .при 100°С 8сСт;
М-8Б2 — масло моторное для среднефорсированных дизельных двигателей, имеющее вязкость при 100°С 10сСт;
М-б3/10Г1 — масло моторное всесезонное для высокофорсированных карбюраторных двигателей, имеющее вязкость при 100°С 10сСт. Цифра 6 в этой маркировке обозначает класс вязкости масла, у которого величина вязкости при минус 18°С лежит в пределах 2600-10400 сСт; буква 3 в индексе обозначает, что масло содержит загущающие (вязкостные) присадки и предназначено для применения как зимнее или всесезонное.
Маркировка автомобильных масел, выпускаемых по стандартам и техническим условиям, утвержденным до 1974 г., как правило, не учитывает группу эксплуатационных свойств.
Масла для карбюраторных двигателей имеют маркировку, в которой буква А обозначает принадлежность масла к классу автомобильных, буква К обозначает масла кислотной очистки, буква С — масла селективной очистки. Цифра (число) показывает кинематическую вязкость масла в сантистоксах.
В маркировке масел для дизельных двигателей буква Д обозначает масло для дизельных двигателей, буква С указывает на то, что это масло изготовлено из сернистых нефтей, остальные обозначения те же, что и в маркировке масел для карбюраторных двигателей.
У большинства отечественных грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями масло заменяют при ТО-2, у дизельных и легковых автомобилей, как правило, через одно ТО-1. Для автомобилен ГАЗ-24 «Волга», «Москвич-412» при применении масел М121, М8Г1 и М63,/10Г1 срок его замены составляет 8-10 тыс. км, а для автомобилей семейства ВАЗ — 10 тыс. пробега.
Ряд масел (например, ДВ-АСЗп-10 и др.) заменяют через 15-18 тыс. км пробега автомобиля.
Очистка масла при работе двигателя. При работе автомобильного двигателя масло, находящееся в системе смазки, загрязняется механическими примесями и продуктами окисления. Одним из важнейших средств для поддержания достаточной чистоты масла является непрерывная фильтрация его через фильтры.
По тонкости отсева (величине пор) все фильтры делятся па фильтры тонкой и грубой очистки масел. Фильтры грубой очистки монтируются непосредственно на блоке цилиндров двигателя и включаются в систему смазки последовательно, т. е. через них проходит все масло. Для отечественных автомобильных двигателей применяют два основных типа фильтров грубой очистки: пластинчато-щелевой или ленточно-щелевой. Обслуживание маслофильтров грубой очистки заключается в том, что после пробега 150-200 км необходимо провернуть на несколько оборотов рукоятку.
Не допускается разбирать фильтр грубой очистки в случаях тугого проворачивания рукоятки фильтра, а следует промыть его в керосине. Промывка корпуса фильтра и фильтрующего пакета должна проводиться и при сезонном обслуживании автомобиля.
Фильтры тонкой очистки, как правило, сменные. Фильтрующие элементы изготавливают из фетра, хлопчатобумажной или минеральной ваты, картона, бумаги и т. п. На отечественных автомобилях устанавливаются в основном картонные фильтрующие элементы.
Фильтрующие элементы отличаются по размерам в порядке номеров — 1, 2 или 3. Номера 1 и 2 фильтрующих элементов различаются между собой только по высоте, а 3 и по диаметру.
На отечественных автомобилях наибольшее распространение получили масляные фильтры ЭФ-КП-1, ЭФ-КП-2 и ДАСФО-ЭФА-3 (ЭФ-КП — означает «элемент фильтрующий с квадратными прокладками», а ДАСФО-ЭФА — двухсекционный суперфильтр-отстойник, энергично фильтрующий автолы). Цифра после индекса элемента указывает его номер.
В настоящее время на автомобильном транспорте наибольшее распространение получили полнопоточные бумажные фильтрующие элементы. Полнопоточные элементы имеют величину пор порядка 30—50 мкм (в то время, как у частичнопоточных фильтрующих элементов она составляет 8-10 мкм, а у фильтров грубой очистки зазоры составляют 100-120 мкм и более. Эти фильтры включаются в магистраль последовательно, т. е. через них проходит все масло. Поэтому они и называются полнопоточными.
Полнопоточные масляные фильтры у автомобилей семейства ВАЗ, «Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга», автобусов Икарус-180, -260, -556 заменяют одновременно с заменой масла в двигателе. При установке полнопоточных фильтров замена фильтра без замены масла, равно как замена масла без замены фильтра, неэффективна и не может быть рекомендована.
Относительно широко распространяются центробежные маслоочистители — центрифуги, которые устанавливают на некоторых двигателях вместо фильтра тонкой очистки (или вместе с ним), а на ряде двигателей — и вместо фильтра грубой очистки. Основными частями такого маслоочистителя являются корпус и ротор. Вращение ротора с частотой 5000-7000 об/мин происходит за счет реакции струй масла.
Основное отличие центробежных маслоочистителей состоит в том, что они отбирают примеси по признаку массы, в то время как бумажные — по размерному. Уход за центробежными фильтрами сводится к своевременной очистке ротора от отложений через 3-4 тыс. км пробега. Толщина слоя отложений на стенках ротора центрифуги не должна превышать 15-18 мм. С увеличением количества отложений качество очистки масла резко ухудшается. У исправно работающего центробежного маслоочистителя ротор продолжает вращаться в течение 3-5 мин после остановки двигателя. Это вращение сопровождается характерным шумом.
Регенерация масел. Отработавшие масла, слитые из системы смазки двигателя, могут быть повторно использованы после их регенерации (восстановления). При регенерации масел с присадками к ним добавляют такой же процент присадки, как и для свежих масел. Автотранспортные предприятия должны собирать и сдавать на регенерацию отработавшие масла -в количестве не менее 15% от расхода свежих масел. Отработавшие масла должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21046-75.
Автомобильные масла, регенерированные на предприятиях Главнефтеснаба и полностью удовлетворяющие требованиям ГОСТ или ТУ на соответствующие свежие масла (при наличии паспорта, подтверждающего качество регенерированного масла), можно применять наравне со свежими маслами. Отработавшие масла, собираемые на автотранспортных предприятиях, подразделяют на две группы: ММО (масла моторные отработавшие) и СНО (смесь нефтепродуктов отработавших). Все моторные — индустриальные и другие очищенные — масла могут сливаться в один резервуар, в который не допускается сливать лишь промывочные жидкости, неочищенные трансмиссионные масла и консистентные смазки. В группу СПО сливают сильно загрязненные масла, трансмиссионные масла, консистентные смазки. В эту группу запрещен лишь слив продуктов не нефтяного происхождения
Масла группы М'МО принимают все нефтебазы и АЭС, а масла группы СНО — только специально выделенные нефтебазы.
В РСФСР эти вопросы регламентируются «Руководством по сбору, хранению и сдаче на регенерацию отработавших и применению регенерированных масел на автотранспортных предприятиях», утвержденным Минавтотрансом РСФСР и согласованным с Главнефтеснабом РСФСР.
▪ Трансмиссионные масла
Для смазки деталей коробок передач, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов автомобилей применяют трансмиссионные масла. В качестве автомобильных трансмиссионных масел могут быть использованы: высокоочищенные нефтяные остаточные масла; масла, полученные на основе экстрактов (отходов) масел; неочищенные остаточные продукты прямой перегонки (нигролы), а также смеси остаточных продуктов с маловязкими маслами.
Для улучшения эксплуатационно-технических свойств автомобильных трансмиссионных масел к ним добавляют присадки: противоизносные, противозадирные, вязкостные, депрессорные, антиокислительные, антикоррозионные, противопенные и др.
Эксплуатационно-технические свойства трансмиссионных масел. Основными эксплуатационно-техническими свойствами автомобильных трансмиссионных масел являются: вязкостно-температурные, антикоррозионные, противоизносные и противозадирные, стабильность, липкость, поверхностно-активная способность, нейтральность к уплотнительным материалам узлов трансмиссии автомобилей.
Вязкостио-температурные свойства трансмиссионных масел характеризуют их способность создавать масляный слой, разделяющий металлические поверхности трущихся деталей, и обеспечивать надежную смазку шестерен при всех температурных режимах работы агрегатов трансмиссии автомобиля.
Масла, применяемые зимой, должны иметь меньшую вязкость при низких температурах и более низкую температуру застывания, чем летние масла.
Антикоррозионные свойства и стабильность трансмиссионных масел характеризуют те же свойства, что и масел для двигателей, и определяются теми же методами.
Противоизносные и противозадирные свойства трансмиссионных масел характеризуются их способностью создавать на поверхности трущихся деталей прочную защитную пленку, предохраняющую от непосредственного контакта металлические поверхности при больших удельных нагрузках, вызывающего задир, схватывание, сваривание, усталостные разрушения и другие виды повышенного износа деталей. Противоизносные свойства трансмиссионных масел оценивают по содержанию основания присадок, обобщенному показателю износа ОПИ, нагрузке сваривания Р и критической нагрузке Рц.
Загрязненность водой, механическими примесями и растворителями ухудшает эксплуатационные свойства масел. В маслах, содержащих серу, не допускается даже следов воды.
Вспениваемость ухудшает смазывающие свойства трансмиссионного масла и вызывает его выбрасывание через уплотнения и вентиляционные отверстия, а потому в масло следует добавлять противопенные присадки.
Для предохранения от разрушения резиновых уплотнений трансмиссионное масло проверяют, как оно воздействует на уплотняющие материалы.
Ассортимент трансмиссионных масел. В автомобильных трансмиссиях применяют автомобильные трансмиссионные масла общего назначения, специальные автомобильные трансмиссионные ма,сла, а также авиационные и специальные масла для двигателя.
Трансмиссионные масла, выпускаемые по ГОСТам и ТУ, утвержденным до 1957 г., специальных обозначений не имеют и подразделяются только по условиям их применения (3 — зимний, Л — летний). Трансмиссионные масла, вы-пускаемые по ГОСТам и ТУ, утвержденным после 1857 г., имеют маркировку, в которой буква Т обозначает, что масло трансмиссионное, буква А — автомобильное, буква С, что масло получено из сернистых нефтей, буква п, что масло содержит присадку, цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100°С в сантистоксах.
Для главных передач, кроме гипоидных, применяют обычные трансмиссионные масла, а для главных' передач автомобилей, имеющих гипоидное зацепление, применяют только специальные трансмиссионные масла для гипоидных передач. Применять для этих узлов обычные негипоидные масла запрещается, так как в гипоидных зацеплениях удельные нагрузки значительно превышают удельные нагрузки в обычных спирально-конических передачах.
▪ Консистентные (пластичные) смазки
Для смазки узлов автомобилей, недостаточно уплотненных от попадания влаги и пыли, а также узлов, в которых жидкие масла не удерживаются, приприменяют консистентные (пластичные) смазки. Кроме того, консистентные смазки используют для защиты открытых металлических поверхностей от коррозии при консервации.
Эксплуатационно-технические свойства консистентных (пластичных) смазок. Основными эксплуатационно-техническими свойствами консистентных смазок, определяющими их работоспособность в узлах трения и обеспечивающими надежную работу, являются: вязкостно-температурные, противоизносные, антикоррозионные свойства, тепло- и влагостойкость, механическая стабильность.
Вязкостио-температурные свойства консистентных смазок характеризуют легкость их поступления к смазываемым поверхностям и возможное вытекание из смазываемых узлов. Вязкость смазок выражается величиной эффективной вязкости (в паузах) при данной температуре и средней скорости деформации. Для обеспечения легкого прокачивания (при смазке через пресс-масленки при помощи солидолонагнетателей) смазка должна иметь небольшую эффективную вязкость при температуре заправки и небольших скоростях деформации. Для устранения вытекания смазка не должна иметь слишком малую вязкость при рабочих температурах и больших скоростях деформации.
Противоизносные свойства консистентных, смазок определяются качеством базового масла, видом загустителя и наличием дополнительных противоизносных компонентов.
Теплостойкость характеризует максимально допустимые температуры работоспособности смазки, при превышении которых прочность смазки резко снижается, смазка приобретает текучесть, сбрасывается центробежными силами, и вытекает из смазываемых узлов. Теплостойкость смазок оценивают по условному показателю — температуре каплепадения, которая должна на 15-20°С превышать рабочую температуру смазки. По этому показателю смазки делятся на низкоплавкие (ниже 65°С), среднеплавкие (65-100°С) и тугоплавкие (более 100°С). Теплостойкость зависит от вида загустителя. Смазки, изготовленные на кальциевых мылах, являются низкоплавкими, на натриевых — тугоплавкими.
Прочность консистентной смазки характеризует способность сопротивляться действию сил, сбрасывающих или срывающих смазку со смазываемой поверхности, и оценивается величиной предела прочности на сдвиг.
Влагостойкость характеризует способность консистентных смазок противостоять эмульгированию, растворению и смыванию водой. Это свойство является весьма важным для узлов, работающих в условиях возможного контакта с водой (шарниры рулевого управления, подшипник водяного насоса и др.).
Антикоррозионные свойства характеризуют степень агрессивного воздействия смазок и продуктов возможного их окисления на металлические поверхности смазываемых узлов. Консистентные смазки не должны оказывать коррозионного действия на металлы, не должны содержать водорастворимых кислот. Содержание свободных щелочей допускается лишь в очень небольших количествах.
Стабильность характеризует способность консистентных смазок сохранять свои первоначальные свойства при длительном хранении и под воздействием внешних причин. Следует различать коллоидную, химическую, термическую и механическую стабильность.
Коллоидная стабильность характеризует способность смазки противостоять отпрессовыванию минерального масла.
Химическая стабильность характеризует способность смазки противостоять окислению кислородом воздуха при хранении и применении.
Термическая стабильность характеризует способность смазки работать без изменения ее свойства при высоких температурах.
Механическая стабильность характеризует способность смазки сохранять свою структуру при механическом воздействии. Смазки с недостаточной механической стабильностью быстро размягчаются, разжижаются и выбрасываются из узла или механизма автомобиля.
Загрязнение примесями характеризует противоизносные и антикоррозионные свойства консистентных смазок и их стабильность.
Ассортимент консистентных смазок. Применяемые для смазки автомобилей консистентные смазки можно подразделять на антифрикционные — для смазки узлов 'трения и предохранительные — для защиты металлических поверхностей при консервации автомобилей. В зависимости от эксплуатационно-технических свойств смазок и условий работы смазываемых узлов антифрикционные консистентные смазки подразделяются на смазки широкого назначения и специальные. В зависимости от вида загустителя различают кальциевые смазки (солидолы), натриевые (коксталины), литиевые, бариевые, алюминиевые и др. Большое распространение получили смазки на смешанных мылах-загустителях: кальциево-натриевые, кальциево-литиевые, натриево-литиевые и т. д.
Для узлов и механизмов автомобилей всех моделей, смазываемых при помощи солидолонагнетателей, необходимо применять кальциевые или литиевые смазки, обладающие хорошей влагостойкостью и средней теплостойкостью: пресс-солидол С или в крайнем случае солидол С. В подшипниках ступиц колес и других узлах автомобиля, работающих при повышенных температурах, следует применять тугоплавкую кальциево-натриевую смазку ЯНЗ-2 или литиевую смазку Литол-24. Для приборов электрооборудования, подшипников карданного вала и закрытых подшипников рекомендуется применять тугоплавкие, влагостойкие литиевые смазки ЦИАТИМ-201 или № 158. Для листов рессор, буксирных тросов/крюков и т. п. механизмов следует применять графитную смазку.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
В автомобилях применяются следующие основные виды специальных жидкостей: тормозные, амортизаторные, низкозамерзающпс охлаждающие (антифризы), для механизмов с гидравлическим приводом и для обмыва стекол.
В качестве амортизаторных жидкостей и масел для механизмов с гидравлическим приводом применяют высокоочищенные маловязкие нефтяные масла или смеси различных масел, а иногда специально приготавливаемые смеси масел, содержащие присадки.
В качестве тормозных жидкостей применяют спиртокасторовые смеси и гликоли.
В качестве антифризов применяют смеси этиленгликоля с водой и антикоррозионной присадкой.
Эксплуатационно-технические свойства специальных жидкостей. Основными эксплуатационно-техническими свойствами специальных жидкостей являются: вязкостно-температурные, противоизносные, антикоррозийные свойства, стабильность, а также воздействие на уплотняющие детали.
Вязкостно-температурные свойства должны обеспечивать возможность использования специальных жидкостей в широком диапазоне температур (от -50 до + 80°С). От большинства специальных жидкостей требуется низкая температура зцстывания (ниже -50°С), достаточная вязкость при положительных температурах (8-16 сСт при +50°С) и невысокая вязкость при низких температурах (1500—5000 сСт при -40°С).
Стабильность характеризует возможность длительного использования специальных жидкостей без замены. Для повышения стабильности в них вводят специальные присадки.
Антикоррозионные свойства специальных жидкостей характеризуют их агрессивное воздействие на металл (сталь, чугун, алюминиевые и цинковые сплавы и др.).
Противоизносные свойства характеризуют способность специальных жидкостей обеспечивать уменьшение трения и предохранять от износа или задира детали механизмов, в которых они применяются.
Воздействие на резину — весьма важное свойство специальных жидкостей, так как большинство жидкостей работает в агрегате с резиновыми уплотнителями. Воздействие на резину оценивается "изменением объема резиновых деталей при длительном выдерживании их в жидкости, а также изменением упругих свойств резины.
Ассортимент специальных жидкостей. Тормозные жидкости по характеру основы подразделяются на спиртокасторовые и гликолевые. Для большинства автомобилей, кроме ГАЗ-13, ГАЗ-24 и их модификаций рекомендуется применение гликолевой тормозной жидкости «Нева» (ТУ 6-09-550—73). .
Спиртокасторовые жидкости БСК, и ЭСК обладают хорошими смазывающими свойствами, не вызывают коррозии металлических деталей гидравлического привода и не оказывают разрушающего действия на резиновые детали, но имеют неудовлетворительные вязкостно-температурные свойства. Поэтому рекомендуется применять их лишь в средней полосе Советского Союза.
Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М обладает удовлетворительными вязкостно-температурными свойствами, не разрушает резиновые детали, но обладает плохими смазывающими свойствами, вызывает коррозию деталей гидравлического привода и, кроме того, ядовита. Поэтому перед заправкой ею гидравлического привода тормозной системы необходимо тормозные цилиндры смазать касторовым маслом, а при его отсутствии — жидкостью БСК.
Смешивать тормозные жидкости, изготовленные на разных основах, нельзя, так как это приводит к расслоению жидкости и потере ее основных эксплуатационных свойств.
Для гидравлических амортизаторов применяют специальные амортизаторные жидкости, представляющие собой маловязкие масла (веретенное, трансформаторное, турбинное), или их смеси.
Для заполнения системы охлаждения автомобильных двигателей, как правило, применяют низкозамерзающие жидкости — антифризы, представляющие собой смесь воды с этиленгликолем и антикоррозионной присадкой.
Для обмыва стекол автомобилей применяется жидкость для стеклоомывателя НИИСС-4. Жидкость НИИСС-4 в чистом виде, не применяется, так как отрицательно действует на краску автомобиля и должна быть разбавлена водой в следующих соотношениях в зависимости от температуры окружающего воздуха.
При обращении с жидкостью НИИСС-4 необходимо иметь в виду, что она огнеопасна и ядовита. Она представляет собой смесь изопропилового спирта и дистиллированной воды в количествах (по массе): 79% спирта, 20,9% воды и 0,1% сульфанола.
Жидкость НИИСС-4 изготовляется заводами «Союзбытхима» по ТУ 38-10230—76. ,
НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Госплан СССР Постановлением от 9 октября 1975 г. № 111 утвердил «Временные линейные нормы расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта», которые введены в действие с 1 января 1976 г.
Нормы расхода топлива повышаются:
а) при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0°С): в южных районах — до 5%, в районах с умеренным климатом — до 10, в северных районах — до 15, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — до 20%. Отнесение местностей к указанным районам (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним) осуществляется советами министров союзных республик. Периоды применения зимних норм для автомобилей устанавливаются облисполкомами, крайисполкомами или советами министров союзных республик;
б) при работе на дорогах в горных местностях (свыше 1500 м над уровнем моря) — до 10%;
в) при работе на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10%; '
г) для автомобилей и автобусов, условия работы которых в черте города требуют частых остановок (перевозка продуктов, очистка почтовых ящиков, инкассация, вывозка мусора и др.) — до 10%;
д) при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобиля — до 10%;
е) для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге первой 1000 км — до 5%;
ж) при постоянной работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятий, внутри цехов — до 10%;
з) при работе в карьерах, в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ — до 20%;
и) при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов как исключение — до 35% на срок не более одного месяца. Перечень дорог, по которым устанавливаются повышенные нормы и период их применения, определяются облисполкомами, крайисполкомами или советами министров союзных республик;
к) при учебной езде — до 25%;
л) при погрузочно-разгрузочных работах, где по условиям противопожарной безопасности запрещается останавливать двигатель (нефтесклады, спецсклады и др.), на 1 ч простоя автомобиля устанавливается дополнительный расход топлива, исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега;
м) для автомобилей, работа которых не учитывается в тоннокилометрах (с почасовой оплатой) на 10%.
Нормы расхода топлива снижаются при работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием до 15%.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода жидкого топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и автомобиля после ремонта и др.) разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.
Для автомобилей, работающих в качестве технологического транспорта в специфических условиях эксплуатации (лесовозы, трубовозы и т. д.), по которым линейные нормы расхода топлива не утверждены постановлением, они устанавливаются министерствами, ведомствами СССР и советами министров союзных республик, исходя из утвержденных норм для аналогичных моделей автомобилей.
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на 100 км пробега определяются увеличением или уменьшением нормы расхода топлива, установленного для базового автомобиля на каждую тонну превышения или снижения собственной массы специального автомобиля против базового: для автомобилей с карбюраторными двигателями — на 2,0 л и с дизельными — на 1,3 л.
Госпланом РСФСР 31.12.1975 г. (Постановление № 292) также утверждены временные нормы расхода жидкого топлива для автомобилей. "Краткий автомобильный справочник", 1978 г.
 
..По резиновой трубке подводится воздух в смеситель банки. На узкий конец конуса плотно надевается кольцо, к которому припаяны три или четыре насадки с разными отверстиями для подачи раствора.
Для той же цели можно применить баллон с краном от опрыскивателя, в который налит раствор и создано давление подкачкой воздуха до 0,5 атм.
Модернизированный пылесос можно применять для многих целей.
Перспективным способом защиты растений от вредителей является введение туманообразиого распыла препаратов под пленочное укрытие над кустарниками малины, смородины, крыжовника, ягодника, овощными и цветочными культурами. Опыты с пылесосом показали большую эффективность применения его в этих целях.
Рис. 1. Наконечник с закрытой емкостью: 1 — патрубок шланга пылесоса, 2 — впаянный конус, 3 — емкость на 1-2 л. 4 — пробка, 5 — запорный конус, 6 — наконечник-насадка, 7 — канюля, 8 — шланг подачи раствора.
Рис. 2. Наконечник без емкости: 1 — насос для подкачки раствора, 2 — наконечник-насадка, 3 — кронштейн-держатель.
Рис. 3. Наконечник со смесителем: 1 — патрубок шланга пылесоса, 2 —  емкость, 3 — распылитель, 4 — шланг подачи раствора, 5 — смеситель, 6 — напорный шланг.
Рис. 4. Наконечник с открытой емкостью для опрыскивания и побелки крон: 1 — патрубок шланга пылесоса, 2 — наконечник, 3 — емкость, 4 — открытая горловина, 5 — сопло Ø 3-4 мм, 6 — кронштейны — держатели емкости.
Рис. 5. Универсальный наконечник: 1 — конусный наконечник, 2 — распылитель, 3 — кронштейн-держатель, 4 — распылитель.
Раствор или дым нагнетается с большой скоростью. Например, площадь под земляникой 50-60 м2 при высоте пленки от земли 30-35 см заполняется при помощи пылесоса в 3-5 мин. Весной, когда деревья цветут, пылесос поможет спасти их от заморозков дымом. Введение тонкораспыленной воды в дым делает его «тяжелым», стелющимся над землей устойчивой пеленой. Один пылесос может «закрыть» дымом площадь сада 1,5-2 га.
При опрыскивании кустарников и нижних ярусов деревьев пылесос сбивает с них бабочек, гусениц, личинок; сильная струя воздуха, введенная внутрь кроны или куста, покрывает раствором все листья и мелкие веточки. В течение нескольких минут пылесос обрабатывает туманообразным раствором, питательным или защитным раствором парник или теплицу. Пылесос может частично заменить пчел. Если во время цветения направить струю воздуха на цветущие деревья, то созревающая пыльца будет перемещена на 8-10 м, попадет на другие деревья и поможет опылению.
Я пробовал делать так: присоединял шланги к обоим патрубкам — всасывающему и напорному, на конец всасывающего шланга надевал круглую щетку и проводил ею по цветущим веточкам, стряхивая пыльцу. Часть ее попадала в пылесос и переносилась в напорный шланг, конец которого направлялся на соседние деревья. Безусловно, какая-то часть пыльцы опыляла соседние цветки.
А вот другой пример: в дождливую погоду, с перемежающимися прояснениями опыление цветков задерживается иногда на неделю и больше. В виде опыта я после дождя «просушил» теплым воздухом некоторые деревья. Выдуваемый пылесосом воздух нагревается через 3-5 минут непрерывной работы до 20-30°.
Некоторые возможности пылесосного агрегата я не испытал, но в положительных результатах не сомневаюсь. Во-первых, очень просто автоматизировать работу пылесоса, так как он включается простым замыканием контактов выключателя. Если параллельно им установить реле времени и автоматически замыкать от соответствующего датчика, то пылесос будет включаться на определенный отрезок времени.
Во-вторых, он может создать над открытыми сверху парниками туман из тонкого распыла питательных смесей. Обычно через установленные промежутки времени включается насос, который распыляет смесь. Такую роль и пылесос может выполнить без затруднений.
Подобным образом можно использовать пылесос для увлажнения парников под рамами без поднятия рам и т. д.
Можно изготовить опрыскиватель из пылесосного агрегата (он продается в магазине). По габаритам агрегата (у «Чайки» около 200 х 200 мм) делается ящик из фанеры. Торцевые стенки для прочности вырезают из доски толщиной 1,5-2,0 мм: здесь крепятся шланг, розетка и выключатель, а также ремень или ручка для переноски.
Одна из стенок ящика (крышка) устанавливается на шурупах, остальные закрепляются наглухо на клею с полной герметизацией швов. Ящик тщательно шпаклюется и покрывается водоупорной краской. Под агрегат обязательно кладут прокладку из электроизоляционного материала, чтобы .избежать случайного замыкания. Устанавливая агрегат, тщательно уплотняют место соприкосновения ободка всасывающего отверстия со стенкой ящика, чтобы сжатый воздух не попадал во всасывающий патрубок. Вес такого аппарата в собранном виде не превышает 4 кг.
На опрыскивание с его помощью одной 12-15-летней яблони требуется 1-2 мин.; расход раствора при мелкокапельном распылении не превышает 1 л. Усилие на рукоятке насоса, подающего раствор к наконечнику (например, ГШ-2 — гидропульта), — 1 кг. Струя распыления — длиной до 4-5 м с широким захватом.  По статье В. СЕРГЕЕНКО в журнал "Моделист-конструктор" времён СССР

[388x700]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ | Лакшери-роботы - Справочник "Кто есть кто в робототехнике" | Лента друзей Лакшери-роботы / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»