Идея снабдить примитивный микроорганизм персональным экипажем не только красива, но, оказывается, обладает значительным потенциалом развития. Ученые заставили зеленый плесневый грибок, размеры которого могут составлять до нескольких метров в диаметре, управлять шестиногим роботом. Грибок контролирует движения устройства, заставляя его забиваться в темные уголки помещения. Клаус-Петер Цаунер из Саутгемптонского университета, разработавший робот, говорит, что этот эксперимент позволит найти более легкий путь для управления подобными устройствами. Ученые вырастили грибок Phusarum polycephatum в форме-шестиграннике и удаленно, при помощи компьютера, подключили каждый из его «лучей» к определенной ноге аппарата. Если эта идея получит дальнейшее развитие, то, возможно, такие живые организмы будут встраиваться прямо в корпус робота. Юрий ЕЛДЫШЕВ, газета "В мире науки" от 2 февраля 2006 г.
Эксперт по терроризму У Лакер пришел к выводу, что женщины-члены террористических структур, как правило, более мужественны, более преданны идеалам и целям организации и более фанатичны. Сторонники подобной точки зрения приводят в пример отношения полов в живой природе, где "грязную" работу во многих случаях выполняют именно самки. Так, среди многих видов комаров, в т.ч. малярийных, именно самки жалят и питаются кровью своих жертв. В львиной "семье" функция добывания пищи опять же возложена на львиц, а львы исполняют роль защитников территории и всего поголовья прайда; самки пауков и богомолов вообще сразу же после соития умерщвляют своих партнеров и т. д. Подобное поведение зоологи объясняют жесткой "природной целесообразностью", а также необходимостью продолжения рода или вида.
Психологи и психиатры приходят к выводу, что некоторые особенности женской генетики выступают причиной того, что женская агрессия, как и женский алкоголизм, очень трудно поддается трансформации или лечению. По физической силе, выносливости мужчина превосходит женщину, но по своим природным психическим, психологическим возможностям она может превзойти мужчину, мобилизоваться, настроиться на такие поступки, которые многим представителям сильного пола не под силу. ;
Вместе с тем было бы неверно истолковывать природу "дамского" терроризма только лишь природными, психолого-генетическими особенностями представительниц человечества.
Стремление женщины к террористической деятельности в современных условиях может объясняться своеобразным протестом против существующей социальной реальности, ее места и роли в обществе. Специалисты университета штата Нью-Йорк в своем исследовании "Межрегиональные тенденции женского терроризма" полагают, что во многих странах и регионах планеты именно невозможность участвовать в обычных формах политической деятельности толкает женщин к терроризму, ибо они не влиятельны, а их роль в жизни не заметна. Именно эта "незаметность" делает женщин особо привлекательными для террористов. Неприятие обычной модели женской судьбы указывает террористке путь к обретению смысла существования. Через собственную неудовлетворенность она стремится к новой идентичности. Стать членом организации, по словам одной террористки, значит преодолеть отчужденность, почувствовать себя частью "целого", покончить с разорванностью существования, перейти к "подлинной" жизни... Владимир Викторов, газета "ВПК" от 19-25 октября 2005 г.
▪ Проблема авторезонанса: состояние комфорта – это естественное подчинение ритмам природы
Журналист берёт интервью в разгар финансового кризиса:
– Как вы поступите, если курс доллара вырастет вдвое?
– Будем работать в 2 смены.
– Потрясающе! А если втрое?
– Будем работать в три смены.
– Обалдеть! А если вчетверо?
– Придётся работать без выходных
– Вы – герои! А где же вы трудитесь?
– В морге.
Символичное применение золота, среднее между украшением и утилизацией – маски фараонов. Это для нас повод затронуть еще одну деликатную тему.
Вряд ли ритуальные услуги стоит отдавать роботам полностью хотя бы потому, что они начнут утилизировать покойников как в к/ф «Водный мир» либо поступят как в Освенциме – будут делать абажюры из человеческой кожи. В то же время информационные технологии внедряются в похоронное дело. В частности, крупное похоронное бюро с годовым оборотом $2,5 млрд. за оказание ритуальных услуг примерно 630 тысячам семей и владеющее 1600 кладбищами и залами для панихид уже нуждается в единой системе управления с целью обеспечения своих сотрудников доступом к интегрированным данным и отчетам. Это обусловлено многообразием функций: контроль за собственностью на кладбищах, управление работой объектов похоронного дела, договорами и контрактами, взаимодействием со страховыми компаниями и трастовыми фондами (имеются в виду случаи оплаты похорон при жизни). В такую IT–инфраструктуру органично можно интегрировать многие информационные технологии – даже OpenCV.
Есть очень близкое к жизни применение технологии OpenCV – сделать посмертную маску. Эволюция посмертных масок шла к логическому финалу: от сверхдорогих золотых для фараонов и гипсовых для более доступной элиты (уровня Пушкина) – а теперь и каждому по карману будет это удовольствие, если применить OpenCV.
Обращаясь к литературным произведениям, видим, что человека, ради не только его самого, но и окружающих, необходимо освободить от видов деятельности, к кторым общество относится с чувством брезгливости. В этом практический смысл термина «экосистема«, взятого на вооружение западными высокотехнологичными компаниями и значащего направленность промышленных компьютерных технологий на нужды каждого конкретного человека. В этом ключе шедевром industrial-компьютеростроения можно считать робот-унитаз, анализирующий содержимое внутренностей человека и сообщающий об отклонениях в организме, а также рекомендующий диету.
На первый взгляд, это космическая технологии, но космос сродни авиации, и в этом смысле показательна судьба алюминия. В 1854 году один килограмм алюминия стоил 1200 рублей, тогда как золото – 1000 рублей. Император Наполеон III, когда химик Сент-Клер-Девилль разработал способ получать много алюминия, решил поразить придворных и иностранных гостей. Получив от ученого крупную партию металла, император передал его ювелирам, которые изготовили множество брошек, серег и браслетов к очередному балу. Но сенсации не получилось.
«После пребывания на танцующих, – рассказывал со слов Девилля Дмитрий Менделеев, – все украшения потускнели – все это окислилось от пота, все это разъелось немножечко, и блестящие сначала украшения стали после бала к делу непригодными».
Вот и прогноз о будущем золота: по аналогии, алюминий не состоялся как ювелирный материал, но стал незаменим в авиации.
Мог ли Ленин это предвидеть? Да, конечно: Ленин мог предвидеть всё, что угодно.
▪ Проблема садов и парков: они – воплощение человеческой мечты увидеть рай на земле
Нувориш обращается к слуге, который кормит рынок в аквариуме:
– Завтра мы уезжаем. Передай поварихе, что рыбок она будет солить вместо тебя.
Уход за растениями и животными: можно ли его роботизировать?
Признаки раба бесстыжего, годного, чтобы смотреть за собаками или лошадьми, таковы: нужно, чтобы у него было чистое лицо и чистое тело, лицо круглое, тонкие руки и ноги, темно-серые глаза, отливающие в синий, высокий рост, молчаливость, волосы темно-рыжие, плоские.
Кей-Кавус, «Кабус-наме» (Глава XXIII «О покупке рабов и ее правилах»), XI в.
Еще в 2002 году в исследовании, подготовленном Экономической комиссией ООН для Европы и Международной федерацией по робототехнике, базирующейся в Стокгольме, было отмечено, что в спросе на роботы-газонокосилки наблюдается настоящий бум. В этом контексте закономерно появление робота Solar Mover. Он имеет два колёсных двигателя со встроенной коробкой передач, ножевой диск и три инерционных ножа. Рекомендуемая площадь стрижки – 1200 м?. Рабочую зону определяет проволочное заграждение по периметру газона, получающее слабый ток от генератора солнечной батареи (в правой нижней части рис. 4.7). Косилка стрижет почти постоянно, и это означает, что мелкие обрезки травы быстро разлагаются и удобряют почву и их не надо собирать граблями. При приближении к кромке газона сенсор обнаруживает границу. Косилка разворачивается и стрижет в противоположном направлении. Сенсор обнаруживает также другие препятствия на пути газонокосилки: деревья, камни, садовую мебель и т. д.
Проблема любовника–газонокосильщика сегодня устранена
А робот-газонокосильщик Auto Mover оснащен батареей, которую самостоятельно подзаряжает от сети, как только «почувствует голод». Работает даже ночью, стрижет бесшумно и постоянно. Он имеет два колёсных двигателя со встроенной коробкой передач, ножевой диск и три инерционных ножа. Рекомендуемая площадь стрижки – 1500 м?.
А всё–таки хорошо в день зарплаты на Савана–Ривере!
– Но я тоже хочу иметь свой сад!
– Видишь: садовником ты быть не хочешь, а сад иметь хочешь. Тогда рано или поздно кто-то опять захочет поджечь твой дом.
Из телефильма «Адъютант его превосходительства»
Сад тоже требует ухода, но лучше, если вместо садовника будет лейка с программным управлением, которая, при необходимости, сама поливает комнатные растения. Лейка оснащается монитором, который оценивает уровень влажности и температуру, имеет собственный резервуар для воды и подключена к телефонной линии для того, чтобы послать предупреждение владельцу зеленых насаждений, если показатели падают ниже нормы. Существует еще такая вещь, как гидропот – цветочный горшок, в верхней камере которого находятся субстрат и корневая система растения, а нижняя камера, заполненная питательным раствором, содержит помпу и таймер, благодаря которым питательный раствор доставляется к корневой системе через определённые промежутки времени.
А вот о сборе урожая в саду мы поговорим в главе, посвященной роботизации индустрии питания. Что же касается роботизации ухода за животными, в таковой нуждаются лишь животные, которых мы будем есть. А за декоративными животными человек должен ухаживать сам, поскольку заводит их по своей воле: это не люди, соседство с которыми он не волен выбирать. Возвращаясь к теме предыдущей главы, отметим, что были и аномалии: конюх Джон Браун был почти фаворитом английской королевы Виктории, что нервировало, правда, не её покойного мужа, а всех подданных короны.
Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, её надо меньше кормить и больше доить.
▪ Проблема общества потребления: тронул – плати
Если продавщица вам улыбается, значит, она вас не только обвесила, но и обсчитала.
Улыбка – самая точная цена. Специфика розничной торговли в том, что вы можете никого не обвешивать и не обсчитывать, но выручка всё равно составит больше, чем положено. Это закон торговли. Вывод – задачу робототехники надо решать параллельно с задачей отмены денег. В то же время изобретён робот для продажи кока-колы: он повысит цену в жару или если очень длинная очередь. Но если для мира капитализма это нормально, то именно вопрос мелких денег погубил роботизацию торговли в СССР. Вместо того, чтобы строить коммунизм и идти к отмене денег, стали разрабатывать сложные системы расчетов в торговых автоматах.
В Директивах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану было сказано: «Организовать массовое производство автоматов для торговли и общественного питания». За дело взялись в Московском опытном конструкторском бюро. Естественно, памятуя историю с созданием атомной бомбы, возникла мысль скопировать лучшие образцы торговых автоматов, широко распространенных во многих странах Запада. Только в США на тот момент насчитывалось около двух миллионов роботов-продавцов. Но в наших условиях западные автоматы оказались мало применимы.
Например, зарядки табачного автомата полусотней пачек сигарет хватало в Дании на весь воскресный день. А у нас хватило бы на час: за день табачный киоск продавал около 500 пачек «Беломорканала» и такое же количество «Севера» и «Прибоя», не говоря уже о сигаретах и папиросах других сортов.
Не устраивала и недостаточная автоматизация ряда зарубежных конструкций. Покупатель опускает монету, а затем должен нажать еще разные кнопки, повернуть рычаги, открыть ящички с товарами... Понятно, что нашего человека это приводило бы в раздражение и у нас всё это моментально бы разломали.
Наконец, зарубежные конструкции были слишком дороги. Например, шведский автомат для продажи напитков в бутылках обладал пятью электромоторами и тридцатью реле, представляя собой мини-АТС. Стоимость такого автомата даже в крупносерийном производстве составила бы около 30 тысяч советских рублей. И нашим конструкторам было сказано: стоимость любого советского торгового автомата не может превысить в среднем 3-5 тысяч рублей. Вот почему советские специалисты использовали принципы типового проектирования.
Основные узлы немногочисленны: монетник, получающий деньги, механизм выдачи товаров и, наконец, устройство для зарядки автомата, для подготовки его к торговле. В более сложных автоматах, торгующих мороженым, газированной водой, фруктовыми соками, пивом, к основным узлам добавляются холодильники или, напротив, подогревательные устройства для отпуска горячего чая, какао, кофе.
Подобные автоматы для продажи бутербродов и выпечки, установленные в своё время в фойе Московского энергетического института, помогли автору этих строк без ущерба для здоровья и семейного бюджета получить высшее образование
Вот как был задуман автомат для продажи газированной воды. Покупатель включит его и, нажав кнопку, выберет себе или чистую газированную воду или же воду с одним из сортов сиропа, которых в автомате будет несколько. Опустив деньги, он получит сдачу, и точно отмеренная порция воды заполнит бумажный стаканчик.
Было подсчитано, что за один лишь летний сезон в одной только Москве замена продавцов автоматами сэкономит 30 миллионов рублей. Все процессы, начиная от сатурации и охлаждения до продажи воды, полностью автоматизированы.
Автомат был спроектирован и передан о производство. Правда, возникла проблема: обыкновенный бумажный стаканчик. Их требовалось на каждый автомат 300 тысяч в год. Для 40 тысяч автоматов за год это составит 12 миллиардов стаканчиков, а производственная мощность фабрики, которая их выпускала, измерялась сотыми долями этого количества.
В автомате для продажи мороженого конструктор предусмотрел сбережение холода. На коротком пути от хранилища мороженого до покупателя установлены промежуточные камеры, своего рода шлюзы холода.
Автоматы, установленные в вестибюлях школ, должны были торговать тетрадями и карандашами. Коричневатый, отделанный никелем шкаф не только продаст карандаш, но при желании и мгновенно заточит его.
Так вот, монетник. Получив деньги, он включает механизм, выдающий покупку. Но товаров много, цены на них разные, и потому конструкторы разработали три типа монетников: от самого простого, подобного тому, что стоит в телефонном автомате и довольствуется одной монетой, до более сложных, способных складывать достоинства разных монет, выдавать сдачу, выбрасывать разного рода суррогаты, если кто-либо пытался обмануть их. Ясно, что всё это далеко от рациональности и идеологически неверно – в итоге, и деньги остались, и торговые автоматы не появиились.
То есть, стимулы должны соответствовать политической системе. В мире капитализма всё более понятно. Так, мощная американская компания ConAgra, специализирующаяся в производстве пищевых продуктов, приобрела более мелкую компанию Golden Valley Microwave Foods только потому, что та имела опыт распространения продукции через торговые автоматы. Подобные же коммерческие интересы лежали и в основе создания технологии RFID: сегодня радиометки на товарах в магазине помогают торговцам проводить инвентаризацию, а покупателям – быстро находить нужный товар. И роботам тоже: в университете шт. Юта создан робот–поводырь для содействия слепым людям делать покупки в супермаркете, где он находит нужный товар по радиочастотным меткам, ориентируясь при помощи лазерного дальномера.
Что касается специфики нашей страны, то она проявилась в начале 2007 года, года, когда было запрещено иностранцам торговать на российских рынках. И тут выяснилось, что большинство «неиностранцев» (то есть, местных жителей) успели облениться и вставать за прилавок уже не хотели: не хотели для этого просыпаться рано утром, работать без выходных, выслушивать хамство от новых буржуа, плевки в лицо по поводу растущих цен, общаться с милицией, наркоманами, рекетом и т. д. Стало ясно: именно теперь пора развивать автоматизированную торговлю, тем более, что робот–продавец не продаст несовершеннолетнему водку и сигареты (для этого роботы–продавцы должны быть подключены к банку биометрических данных всего населения).
В 1997 г. уже был опубликован проект роботизации видеопроката, основанный на обработке предпочтений российских киновидеорецензентов, отражавших вкусы разных категорий зрителей. Среди рецензентов встречаются люди талантливые и тонко чувствующие, способные обратить внимание потенциального зрителя на самые выигрышные моменты даже самого никчемного фильма. Подобные рецензии, сопровождаемые соответствующими кинофрагментами должны были, согласно проекту, быть заведены на справочно-информационные терминалы в пунктах реализации видеопродукции - и покупатель, в соответствии со своим настроением, выбирал бы фильм «по душе«, а не по бессмысленной картинке на обложке видеокассеты. Очевидно, что продажи видеопродукции при этом существенно возросли бы, причем велась бы статистика продаж – и именно этим проект не понравился тогдашним королям российского видеобизнеса, поскольку он сделал бы индустрию прозрачной, лишив их неучтённых прибылей. Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Приведём пример из практически этой же сферы, показывающий, что цивилизация встречает упорное сопротивление.
Речь идёт о системе контроля радиоканалов и телевизионных звуковых каналов на предмет соблюдения ими авторских прав, разработанной в Санкт-Петербурге. Мы поинтересовались у разработчиков, пользуется ли их продукт спросом? Да, ответили нам, но только у зарубежных (даже у латиноамериканских) авторско-правовых организаций. В России же на тот момент не было ни одной продажи, несмотря на то, что информация о системе была отправлена в организации по защите авторских прав – оттуда попросту не пришло ни одного ответа. Что понятно: роботизация охраны авторских и смежных прав направит мощные финансовые потоки, минуя лишние карманы, законным получателям – в том числе, в виде налогов в бюджет. Впрочем, ничего страшного нет: после вступления России в ВТО к нам придут те же латиноамериканцы и роботизируют авторско-правовые отношения.
Право, кстати, отслеживает новые формы торговли, чтобы поставщик товара не очень страдал от того, что потребитель отстаивает своё privacy (как говорится, покупатель всегда прав – до тех пор пока он жив). В частности ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей («Дистанционный способ продажи товара») предусматривает, что «Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней». В то же время:
«Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально–определённые свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем».
У продавцов–людей может найтись довод в свою защиту: человек тяготеет к маленькому магазинчику, где он постоянный покупатель. Но именно «постоянным покупателем» многие быть и не хотят, поскольку им неприятно, что продавец их запоминает, знает их привычки и запрашиваемый ассортимент – то есть, вникает в их privacy. Такие покупатели предпочитают автоматизированные супермаркеты, где имеют дело каждый раз с разными кассирами, воспринимая их как безликих роботов.
Примерно такой же дизайн, как на рис. 4.10 и 4.11 имеют следующие торговые автоматы:
– по продаже штучной продукции (снеков) «Vision», имеющий режимы санитарного контроля и запрета выдачи просроченного продукта, ассортимент до 56 видов продукта;
– кофе–машина «Coffeemar G500», имеющая 18 кнопок выбора и отдельные канистры для молока, шоколада, сахара, кофе–порошка; работает на зерновом кофе;
– автомат по продаже горячих и холодных обедов «Gourmet», способный одновременно продавать горячие и холодные продукты; время приготовления и температура разогрева от 1-0 до 95 град. С может задаваться на каждый вид продукции индивидуально; в холодильной камере выдерживается температура от 0,5 до 9 град. С;
– антивандальные механические автоматы для продажи различных видов (до 48 позиций)товара;
– роботизированные магазины розничной торговли «Гастроном24», работающие в автономном режиме 24 часа в сутки с возможностью продажи до 200 наименований продуктов, сигарет и сопутствующих товаров.
Кроме того, разработана Astute Control – телеметрическая система дистанционного контроля и управления (через GSM–терминалы) торговыми автоматами SAECO, передающая в офис как статистику продаж. так уведомления о неисправностях и о том, что подходят к концу продукты и расходные материалы.
Но торговый робот должен отличаться от простого торгового автомата тем, что, работая в распределённых розничных сетях, он должен уметь идти на изменение розничных цен, предоставление скидки и т. п. Робот должен производить анализ продаж: фиксировать у товара цвет или размер и анализировать по этому признаку продажи товаров. При описании товара можно задать количество минимального остатка товара и анализировать остатки товара в сравнении с минимальным количеством.
Помочь программировать торговых роботов может исследование корпорации IBM, опубликованной в ноябре 2007 г. Оно отмечает падение лояльности клиентов в сфере торговли продовольственными товарами и рекомендует продавцам продуктов питания «лучше изучить» своих покупателей. Здесь надо отметить, что IBM предлагает розничным продавцам продовольственных товаров решения для кассовых терминалов и технологии самообслуживания, поставляет клиентам из этой отрасли программное обеспечение, ИТ-сервисы и консультационные услуги.
Согласно результатам этого исследования IBM, большинство потребителей высказало неудовлетворенность работой своего основного продавца продовольственных товаров. 73% из 6000 потребителей в США, опрошенных в процессе исследования, продемонстрировали негативное отношение или отсутствие лояльности к своему местному супермаркету. Стойкая неудовлетворенность своим поставщиком оказывает непосредственное влияние на выбор, который делают потребителей. Лишь 27% клиентов продовольственного магазина выступают в роли его «сторонников». Это – лояльные клиенты, которые рекомендуют свой магазин другим, делают большинство своих покупок именно в этом магазине и всегда отдают предпочтение этому магазину, вместо того, чтобы пойти к его конкуренту. Как показывает анализ результатов опроса, «сторонники» ставят высшие баллы за качество обслуживания, ассортимент товаров, работу персонала и наличие продуктов, а также положительно оценивают деятельность магазина в такой недавно появившейся в опросных листах категории, как социальная ответственность.
«Совершенно очевидно, что уровень лояльности клиентов снизился в сфере торговли продуктами питания, поскольку продавцы, сосредоточив все усилия на снижении цен, недостаточно внимания уделяют формированию положительного покупательского опыта, – отмечает Фред Бальбони, ведущий специалист отделения IBM Global Retail Industry службы IBM Global Business Services. – Сегодня формирование дифференциации в обслуживании потребителей на основе изучения их потребностей и анализа их претензий требует от продавцов совершенно нового подхода. Поставщики продовольственных товаров, которые стремятся к глубокому пониманию нужд своего потенциального клиента и применяют это знание в своих бизнес-операциях, предлагая покупателям персонализированное обслуживание, привлекут к себе множество активных сторонников и просто лояльных клиентов».
«Результаты исследования IBM свидетельствуют, что традиционные розничные продавцы продуктов питания сталкиваются сегодня с целым рядом проблем, привнесенных нынешними искушенными покупателями, – говорит Раймонд Р. Барк, профессор делового администрирования школы бизнеса имени Э.У. Келли (E.W Kelley School of Business) при Университете штата Индиана (Indiana University). – Торговцам продовольственными товарами нужно улучшать свою способность чутко реагировать на нужды каждого отдельного покупателя. Это требует персонализированного обслуживания и налаженной обратной связи с клиентами».
Анализ результатов исследования IBM показывает, что специализированные магазины, торгующие товарами определенного ассортимента и уделяющие повышенное внимание качеству обслуживания покупателей и выбору товаров, добиваются большего успеха по сравнению с традиционными продовольственными магазинами. По данным опроса, 46% респондентов, которые совершают покупки в специализированных магазинах, выступают их «сторонниками». «Специализированные магазины оптимизируют свои операции в соответствие со специфическими нуждами своих клиентов, предлагают ассортимент товаров, который привлекателен именно для своего круга покупателей. Эти магазины лучше оснащены всем тем, что необходимо для формирования тесных персональных связей с клиентами», – добавляет Фред Бальбони из IBM.
Рассказывают, что в преддверии «Олимпиады–80» в Москве хотели повсеместно установить автоматы для продажи модного импортного напитка. Идея забуксовала, когда автоматы стали барахлить, ибо обслуживающие механики придумали разбавлять концентрат – автоматы этого просто «не поняли». Тогда и был закончен спор о том, кто такие работники торговли – физики или лирики? Это – химики.