[800x565]
Железная дорога Пилатусбан, расположенная в Швейцарии, считается самой крутой зубчатой железной дорогой в мире, ее открытие состоялось в 1889 году. Поезда красного цвета, на которых по специально проложенной железной дороге можно забраться на вершину горы Пилатус, считаются одной из главных достопримечательностей как региона города Люцерн, так и всей Швейцарии.
Маршрут дороги соединяет город Альпнахштадт с вершиной горы Пилатус, невероятно сложный и опасный путь поезд преодолевает за 30 минут, а на обратный путь – затрачивает на 10 минут больше. На завершающем участке пути он проходит через узкий туннель, на выезде из которого пассажиры сразу же могут увидеть край обрыва.
Движение вдоль обрыва продолжается несколько минут, на некоторых участках пути некогда надежные ограждения и насыпи давно обвалились, поэтому рельсы слегка выдаются за край хрупкой скалы. В какой-то момент дорога так резко взбирается вверх, что издалека создается ощущение будто она вовсе вертикальная!
Иногда кажется, что вагончик словно висит над пропастью. Надо сказать, это не обман зрения — в некоторых местах рельсы проходят от обрыва буквально в нескольких сантиметрах.
В течение многих столетий гора Пилатус считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. Про крайней мере об этом рассказывают легенды, которые до сих пор многие родители в Швейцарии читают детям на ночь. Согласно легенде в галереях на вершине горы обитало несколько сказочных драконов, которые периодически утаскивали наверх прекрасных девушек из окрестных деревень, а храбрые швейцарские молодцы бесстрашно ходили их спасать. Сказки сказками — а изображение дракона теперь украшает всю туристическую инфраструктуру, связанную с Пилатусом.
Обратите внимание на фотографии: дракона видите? [800x566]
Недоступной считалась гора еще и из-за другого героя — а именно, Понтия Пилата. Легенда гласит, что дух «пятого прокуратора Иудеи, всадника Понтия Пилата», из-за которого Иисус нашел смерть на кресте, укрылся в одном из местных озер. В 1387 году ужас перед этим призраком, который, как считалось, является здесь причиной непогоды, привел к тому, что тогдашнее правительство Люцерна запретило любые восхождения на гору. Запрет был снят лишь несколько веков спустя. По имени Понтия Пилата гора, якобы, и получила свое название. Другая версия - название горы происходит от латинского слова «pilleatus», что можно перевести как «в войлочной шляпе», что отражает природу Пилатуса, часто укрытого пушистыми облаками.
Как бы там ни было, в конце 19-го века одному из цюрихских промышленников по имени Эдуард Лохер (Eduard Locher) пришла в голову «сумасшедшая», как многие считали тогда, идея построить железную дорогу прямо наверх, до вершины, сделав ее доступной для массового туризма. Нужно учитывать, что тогда в горах Швейцарии безраздельно господствовала технология канатных дорог. И понятно, что к идее Лохера все отнеслись довольно скептически.
Однако будучи опытным инженером, он разработал систему, которая была на самом деле достаточно простой и основывалась на особом виде железной дороги, между рельсами которой дополнительно прокладывается зубчатая рейка (рельса). Соответственно, подвижной состав таких железных дорог должен быть оборудован дополнительным зубчатым колесом.
Данная конструкция оказалась настолько революционной для своего времени, что ее даже показывали на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Трассу длиной в 4,6 километра строили около 600 рабочих, среди них было много итальянцев, которые уже работали ранее на строительстве Сен-Готтардской железнодорожной линии. Труд этот был огромен. Но все работы были завершены всего через 400 дней после их начала, а потому первый поезд с пассажирами по железной дороге «Пилатус» прошел уже 4 июня 1889 года.
Лохер был определенно гениальным инженером: когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher – одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
Обычно путь зубчатой железной дороги состоит из трех рельсов – двух обычных и третьего – зубчатого, располагающегося между первыми двумя. Паровоз, двигающийся по таким рельсам, оборудован специальным зубчатым колесом и может преодолевать довольно крутые подъемы, но поднять состав на рекордные 48 градусов Лохеру удалось с помощью двух горизонтально движущихся зубчатых колес. Гениальная конструкция исправно служит вот уже более 125 лет, доставляя туристов к вершине Пилатуса. За все это время потребовалась лишь одна глобальная модернизация – в 1937 паровоз заменили электровозом, средняя скорость движения которого 9-12 км/час. Примечательный факт: со времен постройки на линии вообще не менялись зубчатые рельсы, проводился только текущий ремонт, а запас их прочности составляет еще 100 лет службы!
Поездка продлится 30 минут и будет чрезвычайно познавательна: всего за полчаса за окном вы увидите широколиственный лес, горный хвойных лес, альпийский луг, настоящую тундру, скалы и, наконец, ледник – все природные ландшафты от равнины до высокогорья.
В настоящее время по дороге постоянно курсирует 10 небольших красных вагончиков, каждый из которых рассчитан на 40 пассажиров. Передвигаются вагоны со скоростью не более 12 км/ч, что позволяет ежечасно перевозить до 340 пассажиров. Во всех вагончиках была максимально воссоздана атмосфера середины прошлого столетия, что делает поездку еще более интересной. Внутри чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза бросаются ручные стеклоподъемники и надпись «не высовываться из окон».
[800x572] Если «не высовываться» из окна, то поездка покажется максимально комфортной, а если все же «высунуться» в подходящий момент, то можно ощутить аромат горных цветов. [750x692]
Чудесный маршрутик.. Чуть напрягают вот эти 48 градусов,да то,
что на некоторых участках пути некогда надежные ограждения и насыпи давно обвалились, поэтому рельсы слегка выдаются за край хрупкой скалы...А вообще-то,конечно же хотелось бы побывать там. Спасибо за интересную экскурсию.