Правовая система прогнила...?! И вероятно уже давно...
Всё ниже указанное является моим чисто субъективным мнением и не является утверждением, возможно в настоящее время в некоторых подразделениях указанные факты устранены. Данные факты не из цикла художественных измышлений, а результат многолетних наблюдений и бесед с работниками правоохранительных структур. Однако если же это происходило и происходит, значит эта система вероятно ещё существует.
Из опыта своей не маленькой жизни и основанные на наблюдениях, а так же в беседе с бывшими и настоящими сотрудниками правоохранительных органов мною было установлено, что решение конечной инстанции (суда), не всегда соответствовало совершённому преступлению или правонарушению. Может в суд представляются материалы, собранные не в полном объёме, что создаёт трудности при рассмотрении и принятия окончательного решения? Если это соответствует действительности, то это только одна из сторон того айсберга, который находиться на поверхности, а если посмотреть вглубь?!
Что подвигло меня начать написать данное повествование – одна из передач, возможно «Линия защиты» от 22.05.2010г., о создателе документального фильма А.Соколова о трагическом последствии «перевоспитания в местах лишения свободы» бывшего десантника, фамилию которого, извините сейчас вспомнить не могу. Впоследствии А.Соколова самого «привлекли» к уголовной ответственности, и насколько я понял, по сомнительному приговору.
В данной передаче говорилось о том, как парень, уволившись с вооружённых сил, совершил преступление. Как именно было совершено этим парнем данное преступление в данной передаче не говорилось (как пояснили, за хулиганские действия – драку). И это что - рецидив, неужели нельзя было применить меру наказания не связанную с лишением свободы? Я не буду обсуждать решение суда, так как не знаю обстоятельств происшедшего, возможно санкции статьи за данное преступление не имело такового. Но это не самое главное, а то, что каким «исправленным» вышел данный, когда то стройный и красивый десантник.
Матери вначале сообщили о гибели сына, однако впоследствии сын оказался живой, но находился в госпитале. И когда в данном исправительном учреждении приняли решение, что данный осуждённый уже не представляет опасности для общества – освободили. Однако каким!!! Данный, как я уже ранее говорил красивый и стройный десантник, после неоднократных избиений (независимо кем, пусть, даже если сокамерниками) был парализован. Какова дальнейшая жизнь данного человека, даже при условии, что он не сломается. И это происходит в правовом государстве, которое беспокоится о каждом его гражданине!?
Где же тогда были сотрудники данного учреждения, оперативные работники, которые должны получать информацию о ранее совершённых и планирующихся правонарушениях среди осуждённых, если же не дай бог они сами не приложили к этому свою руку. Даже при просмотре программы, где показывают человека, который на то, что практически не двигается – у него парализованные ноги, он даже с трудом разговаривает.
Тем самым можно понять даже недалёкому в медицине обывателю, что дальнейшая жизнь молодого человека обречена на инвалидную коляску. И что же получается, что наша правовая система «исправила» данного человека, - конечно, но как именно и какой ценой? А также, куда смотрят надзорные организации и прокуратура, или у них согласно проведённым проверкам и предоставленным материалам всё согласно конституции и декларации по защите прав человека. И после происшедшего я уверен, что максимально возможно впоследствии за данный ициндент применено к контролирующим органам – это ответственного за данную линию работы «уволят, с переведением на равнозначную должность». А может необходимо наказывать соответствующих работников и служащих, непосредственно ответственных за соблюдение законности и недопущение нарушений прав человека во время нахождения в исправительном учреждении, а также руководителей данных сотрудников. Проводить независимую проверку комиссий, состоящих из независимых сотрудников и гражданских лиц на выборной основе. И впоследствии при выявлении нарушений самих привлекать к уголовной ответственности минимально за халатность, а в случае подтверждения служебных преступлений, привлекать к ответственности с применением лишения свободы, что бы сами на себе испытали «ту сторону луны» и в надзиранее другим.
В то же время некоторые преступники за совершение тяжкого преступления, не будем вдаваться в квалификацию, выходят с зала суда осуждёнными условно, что впоследствии даёт им время для дальнейшего совершения подобных или ещё более тяжких преступлений. Даже не будем заострять внимание о совершении преступлений детьми и родственниками вышепоставленных сотрудников МВД (что давно не редкость), начальников министерств, депутатов и работников администраций, которые прекращаются на первоначальном уровне за договорённостью сторон. А где же привлечение к ответственности за сам факт преступления, что указано в соответствующей санкции статьи уголовного кодекса. Я понимаю также о гуманности нашего законодательства, однако необходимо во время рассмотрения каждого уголовного дела необходимо объективно рассматривать каждого субъекта преступления, с целью недопущения нежелательных последствий и ошибок. Однако этому предшествуют ряд существующих обстоятельств. И вот здесь возможно и начинаются первые провалы правовой системы.
Первоначально преступление выявляются и регистрируются работниками МВД, которые впоследствии собирают первичный материал – опрашивают потерпевшего, а также непосредственных очевидцев (если таковые имеются), в ином случае проводят поверку, оперативно-розыскные мероприятия по установлению возможных очевидцев и лиц, причастных к данному преступлению. Данное расследование проводиться оперативно-следственной группой, которой иногда, что не редко бывает, в одно и то же время иногда необходимо выезжать на два сообщения о преступления. И если же группа разбивается, для более оперативного установления обстоятельств происшедшего, то следователь и криминалист следовательно остаётся в одном месте, и после сбора материала отправляются на другое место происшествия, что не всегда является оптимальным для раскрытия преступлений и влияет на полноту сбора материалов. Чаще всего первоначально на место происшествия приходит уполномоченный участковый инспектор, обслуживающий данную территорию. Участковый инспектор или вместе с оперативным сотрудником уголовного розыска, закреплённым за данным участком являются основными сотрудниками при проведении первичных мероприятий.
А оперативность последних зависит от его участка, количества жителей, протяжённости участка и наличие транспорта. Однако как обычно происходит в большинстве случаев, норма по количеству жителей превышает, тем самым протяжённость участка увеличена, а о его транспорте вообще говорить не приходиться. И это же при условии в данное время благоприятной обстановки на обслуживаемом участке, отсутствие нарушений общественного порядка в указанное время. Не будем даже учитывать о наличии количества материалов у оперативного и участкового уполномоченного, в большинстве которых составляют материалы прерогатива рассмотрения которых – суд. Где то, кто то во время пьяного торжества, подрались два родственника – заявление в милицию. Дома пьяный муж начал скандал, жена вызывает милицию, пишет заявление, а впоследствии в суд так и не обращается. И многое другое, а ведь эти материалы отнимают время для расследования более тяжких преступлений. Многие материалы впоследствии так и пылятся на полках архива без дальнейшего применения. А ведь можно просто некоторую категорию правонарушений, прерогатива рассмотрения которых – суд, отнести непосредственно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в суд данного района, особенно, что касается семейно-бытовых отношений.
А ведь первичный сбор материалов является основным и при основательном, конкретном подходе – результативным. Что оределённо необходимо при расследовании преступлений, особенно тяжких, установления и задержание лиц причастных к данному преступлению. Так как большинство преступлений раскрываются именно в данный период, то есть, в период предварительного расследования (в течение 3-5 дней). В ином случае, с дальнейшим увеличением времени с момента преступления, вероятность раскрытия уменьшается пропорционально.
Начиная с момента выезда на место происшествие первое, что создаёт трудности это наличие топлива в автомобиле. Если же коммерсант «предоставил материальную помощь для борьбы с преступностью по собственному желанию» в полном объёме( что возможно и происходит до настоящего времени), значит автомобиль (чаще всего он один) и если нет других происшествий, всегда и вовремя приедет на место происшествия. В ином случае выезд совершит после проведения определённых процедур пополнения топлива (иногда за счёт самих сотрудников милиции), так обеспечение топливо-смазочными материалами ограниченно. А ведь неизвестно сколько потребуется топлива на предстоящие сутки. Об оснащении работников милиции мы говорить не будем, да бы не позорить перед сотрудниками других ведомств, например налоговой милиции. Как говорят мужчины, тем более офицеры никогда не плачут, но от этого страдает дело и наши граждане, - законопослушные налогоплательщики. И как не говорят большие начальники об обеспечении работников милиции в полном объёме, большей частью это остаётся на бумаге или переходит в собственность начальников ОВД. О наличии большого количества материалов, в большинстве которых прерогатива рассмотрения которых – суд, я говорил уже выше.
Некоторую часть своего повествования я хотел бы обратить внимание на материальную часть обеспечения работников правовой системы. Для разрешения материалов, что включает в себя проезд в транспорте (маршрутном такси – для экономии времени), приобретения канцелярских товаров и оборудования для рабочих компьютеров и принтеров. Иногда также оперативным сотрудникам для выполнения своих служебных обязанностей необходимо выезжать в другие населённые пункты, где так же на проезд, проживание и питание необходимы материальные средства. Есть, конечно «командировочные», но они предназначены для больших расстояния.
А иногда возникает необходимость внесения добровольных взносов на праздники и дни рождения начальствующего состава и их родственников, приобретения им также канцелярских принадлежностей, мебели и оборудования. И если у работника милиции нет «спонсора», данные взносы приходиться платить из собственной зарплаты. Большая проблема также состоит соответственно в размере данной оплаты и внесенного соответственно труда и времени, так как иногда работники милиции, такие как оперативные работники уголовного розыска и уполномоченные участковые инспекторы милиции при совершения преступления находятся на данном участке и занимаются сбором материалов, опросом вероятных очевидцев, проведением оперативных мероприятий с целью установления очевидцев и лиц, причастных к совершению данного преступления в течении в среднем до двух суток непрерывно, в зависимости от тяжести данного преступления. Где необходимо питаться в кафе или другом общепите, в крайнем и большинстве случаев приобретать продукты питания.
Общее впечатление о милиции всегда складывается при первом общении с данными сотрудниками. Что не всегда откладывает хорошее впечатление. Это касается системы контроля в виде количественного показателя. Начиная с работников патрульно-постовой службы, у которых минимальный показатель в основном три протокола по появлению в пьяном виде в общественном месте, заканчивая оперативных сотрудников по количеству раскрываемости преступлений, в не зависимости от качества расследования. Поэтому в обществе говорят, если идёт человек, который после трудового дня зашёл в кафе и выпил двести грамм спиртного, то его естественно от усталости может слегка качнуть, а постовые естественно тут как тут. Хотя внешний вид опрятный, речь внятная, своим видом ничего не оскорбляет, ни к кому не пристаёт, проходящие люди возможно и не заметили данного гражданина. А тому всё причина – показатель. И поэтому сотрудники патрульно-постовой службы в каждом из нас, в первую очередь, видят возможность поднять ежедневный показатель по количеству привлечённых к административной ответственности. Хотя сотрудники милиции обязаны, в первую очередь, защищать граждан от совершения в отношении их противоправных действий. Спасибо, конечно, что в государственные праздники хоть не останавливают. Если же в ГИБДД ввели закон о том, что бы не останавливать без причины водителя, то проходящего человека беспричинно останавливать и лишать свободного передвижения записано в конституции (ст.21, 23). А вот тех, которые в состоянии сильного алкогольного опьянения лежат в общественных местах и действительно оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность – Бомжей, они никогда не трогают. Даже не пытаются каким-либо образом оградить их или потребовать покинуть места отдыха прилично одетых граждан, особенно с детьми. Хотя хотелось бы мне кажется как гражданину правовой страны (как все называют и хотят верить в это), что бы главным показателем был естественно в качестве, а никоем образом в количестве. В этом конечно, ещё много решает кадровая система при выборе сотрудников милиции. Необходимо в самом начале при приёме на службу, устанавливать истинные причины выбора данной профессии и первоначальном стремлении кандидата. Потому что многие, приходя в «исполнительную власть» используют данную власть в корыстных целях, наблюдая за некоторыми своими коллегами. Хотя как я писал уже выше, это заставляет, возможно, сама система. Даже не умеющего решать «коммерческие» вопросы, научиться этому для экономии своей зарплаты при приобретении канцелярских товаров и другого. Впоследствии некоторыми сотрудниками данная ситуация привлекает и используеться, эти «взносы» использует в личных целях, а для этого количество этих взносов естественно повышает.
При наличии огромного количества материалов (как говорилось выше) и ограничении в сроках исполнения, очень сложно собрать материал в полном объёме и требуемого качества. Сейчас это даже можно увидеть в телевизионных сериалах и фильмах, хотя большая часть этих существующих проблем там естественно скрыта. В процессе проверки и сбора материала по сообщению о преступлению или правонарушению, в связи с наличием огромного количества материалов и ограниченном времени, сотруднику милиции (опер. розыска или участковому инспектору) приходиться практически разрываться, что впоследствии естественно влияет на качество материалов. Ведь для того, что бы качественно собрать материал, необходимо непосредственно заниматься только данным материалом, особенно, если он требует оперативных мероприятий. Следовательно, некоторые материалы собираются поверхностно, не совсем в полном объеме, которые впоследствии и являются основным материалом первичной проверки переданный следователю. А так как и у следователя, достаточно материалов на расследовании, после проведения следственных действий, конечным итогом в основном вероятно в суд и ложиться такой материал, основанный на первичном сборе.
Я не хочу принизить уровень профессиональности сотрудников правоохранительных органов, которые в большинстве своём выполняют качественно и профессионально свои обязанности, однако установленные требования и порядок получения информации, материальное и техническое оснащение остались ещё с послевоенных времён. А если что и появляется, то это за счёт личного приобретения сотрудниками правоохранительных органов. Я не говорю уже о создании объединенной базе данных в системе МВД, что бы оперативный сотрудник имел быстрый доступ к информации о преступлениях, лицах причастных к данным преступлениям, что является иногда основополагающим при проверке сообщений.
Дальнейшая инстанция рассмотрения материала о преступлении или правонарушении – суд. И здесь также остались старые порядки и требования рассмотрения уголовных дел. Во многом решение суда при рассмотрении уголовного дела зависит от квалификации судьи, наличие полного объективно собранного материала, профессионализме прокурора и адвоката. Но иногда ничто вышеуказанное несравнимо с вышепоставленным родственником осуждённого, и впоследствии решения данного суда определённо предсказуемо. Это вполне возможно в наше время, так как работники суда при рассмотрении данных уголовных дел действительно опасаются по поводу дальнейшей работы в судебной системе. Это в народе давно известно как «позвоночные» дела, которые с периода первичной проверки до приговора суда проводятся по «звонку». А ведь как обычно потерпевшими в данных преступлениях являются обычные простые граждане, и на основании чего судят о правоохранительных и судебных органах. Как можно защитить гражданина России от преступников и правонарушителей, когда в определённых случаях сами сотрудники данных органов бывают не защищёнными. Можно много говорить о коррупции в правоохранительных и судебных органах, однако при этом никаких коренных изменений не проводить. А если проводить, то большей частью на бумаге. А в действительности, все идёт по старому руслу, при отсутствии какого-либо обеспечения, и держится в основном на энтузиазме сотрудников.
Также мне хотелось сказать своё субъективное мнение о работе в системе исправления и наказания. Я, конечно же, понимаю что лица, неоднократно совершившие преступления впоследствии, в основной её части (если не все), после освобождения будут продолжать совершать преступления. И в зависимости от тяжести совершённого преступления данный преступник получает соответственное наказание. Вроде бы так и должно быть. Но почему тогда происходит, что рецидивист практически получает все блага гражданской жизни, а человек, который в состоянии опьянения совершил хулиганские действия (при этом практически не осознавал своих действий) иногда лишён самых обыкновенных человеческих потребностей. Мне очень сложно говорить о данной системе, потому, что полученные сведения бывают иногда просто противоречивы. Но одно совпадающее – отсутствие в учреждениях законодательства по защите прав человека.
Если же неоднократно происходят нарушения в исправительных учреждениях, в правоохранительных и судебных органах, тогда почему на протяжении уже почти двадцати лет не привлечен ни один руководитель министерства или управления. Как обычно находят «простых стрелочников», которые иногда даже не причастны к происшедшему, а возможно просто стали не угодными начальству по ряду причин.
Когда же простой Российский гражданин сможет увидеть своими глазами, что вся правовая система работает на должном уровне, преступления раскрываются согласно действующего законодательства, при этом суд принимает решение о наказании согласно содеянному и на основе законодательства, на основе полного собранного материала с учётом личностных данных. А в системе наказаний единожды оступившегося человека не унизят, а помогут доступно понять о недопущении совершения подобных и других преступлений, правонарушений. При этом в любой из систем будут соответственно видеть в нём, в первую очередь человека. И обращаться с ним будут, самое главное, как с полноценным человеком, а не как совсем потерянным человеком. Только тогда можно сказать, что мы живём в правовом государстве, где права человека соблюдаются на мировом уровне!