Юношески лучезарный, полный энергичного движения привлекает поэтическим преломлением народнопесенных жанров и интонаций.
Первый концерт является 15 сочинением композитора. Сочинение его приходится на 1795—1796 годы, на период активных гастролей по Европе, впервые сочинение было продемонстрировано пражской публике.Окончательная его версия относится к 1798 году.
Спустя два года Бетховен доработал собственное сочинение и выступил 2 апреля 1800 года в Вене.
Исполнялся ли ор. 15 публично после академии 1800 года при жизни Бетховена, неизвестно; во всяком случае, сам он его более не играл.
Критики увидели в произведении большое количество красоты и красочности. В 1833 году была напечатана партитура.
Фортепианный концерт No. 1, до мажор
(Piano Concerto No. 1 (C-dur), Op. 15)
1. Allegro con brio. (Быстро с огнем)
2. Largo (Протяжно)
3. Rondo Allegro scherzando (Быстро игриво)
Первая часть открывается легким оркестровым звучанием, ведущая роль отдана струнным инструментам. Изящна и виртуозна партия фортепиано, она лишь слегка поддерживается оркестром.
Вторая часть полностью отражает стиль Бетховена. Музыкальная тема исполняется солистом. Кантилена построена ритмически свободно, периодически возникают паузы, которые добавляют драматизма.
Третья часть написана в форме рондо. Танцевальность является главным качеством музыки. Музыкальные темы, как картинки в калейдоскопе постоянно сменяют друг друга. Кажется, что преобладает импровизационность, но это лишь видимость, а не действительность. Отдельную роль играет шутливая и непринужденная кода. На мгновение оркестр замолкает, финальная фиоритура оказывается ложной, и после длительной ферматы оркестр полнозвучно завершает произведение.
Многие музыковеды отмечают, что первый концерт имеет ряд сходств с произведениями других композиторов венской классической школы. Это подтверждается сглаженными контрастами, наличием юмора. Тем не менее, даже в раннем творчестве уже можно проследить характерные для сочинителя приемы.
Интересные факты
Тема второй части первого концерта легла в основу многих революционных песен, в том числе песни «Молодая гвардия», которая была популярна в прошлом веке в нашей стране.
В 1922 г. советский поэт А. И. Безыменский перевел на русский язык слова стихотворения А.Айдерманна «Заре навстречу», исполнявшегося на музыку
австрийского композитора Л. Кнебельсбергера.
В первом концерте Бетховен использовал подлинную мелодию гимна Великобритании.