• Авторизация


Мировоззренческое, ч.1 01-04-2005 10:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


То, что будет ниже и дальше под тем же заголовком - я даже не знаю, как это обозвать. Во всяком случае, это точно не для дневника в том виде, в котором он сложился. Но просто, если вернуться к изначальной его идее, он должен помогать думать. И куда-то эти мысли складывать тоже надо.
Я думаю, это никому не интересно и даже тоскливо. Но закрывать все равно не буду, из принципа. ))) Просто если кому-то это не нужно и неинтересно - плюньте, да не читайте. Я никому, кроме себя самого, ничего сказать не хотел.


Традиционно непоколебимой аксиомой считается, что цивилизация человечества – полный синоним европейской цивилизации. Остальные варианты развития воспринимаются, как «отсталые» и рано или поздно неизбежно выходят на столбовую дорогу, проложенную Европой.

Если задуматься над предметом и просто осмыслить обещизвестные факты, то становится очевидным, что человечество создало много разных вариантов развития, и даже если считать некоторые из них действительно отсталыми, то другие успели развиться нисколько не меньше, чем европейская модель, а то и гораздо больше.

Единственным критерием, обеспечившим превосходство западной модели, была сила. Нет смысла говорить о том, как именно утверждалась европейская цивилизация в Латинской Америке. Или в Северной Америке. Или в Африке. Или в Австралии. Можно допустить, что африканские или индейские племена воспринимались, как «дикари». Уже сложнее – с инками. Совсем плохо – с Индией, Китаем или Японией. Киплинг, к примеру, побывав в Японии, писал, что японскую цивилизацию необходимо поместить под стеклянный колпак и беречь, как «находящуюся вне любой конкуренции». То есть, понимание было.

Но речь не о справедливости или обоснованности исторических процессов. Речь о том, что Европа утвердила свое превосходство над остальным миром и навязала всем собственную модель развития, как единственно верную, именно и исключительно силой. И, наверное, имеет смысл сильно задуматься – можно ли считать силу окончательным доказательством правоты. Собственно, именно так и принято считать. Хотя, если подумать, то встает большой вопрос, кто во всех этих процессах был дикарем в большей степени. Варвары тоже покорили Рим, но это почему-то никого не убеждает, что их культура была прогрессивнее.

Прогресс – как раз ключевое слово. Именно благодаря прогрессу европейская цивилизация оказалась сильнее. У нее были пушки, винтовки и большие железные корабли. Собственно, никто больше в мире не воспринимал технический прогресс, как фундаментальную и бесспорную ценность. Остальные модели развития как-то пытались вписываться в мир, не кромсая его по живому под себя. И получается, собственно, замкнутый круг: прогресс обеспечивает превосходство в силе, сила гарантирует убедительность аргументов в пользу прогресса, как единственно верного пути.

Как бы там ни было, мне не кажется убедительной мессианская роль Европы. Существовало множество самых разнообразных моделей, каждая из которых имела шанс привести людей к совершенно иному образу жизни. Все они на сегодняшний день уничтожены или продолжают существовать уже в форме неких хобби для чудаков или экзотических изюминок для туристов.

Поэтому, когда речь заходит о том, что нам неизвестен другой образ жизни и другой образ мышления – меня плющит. Все это нам известно. Надо просто попробовать посмотреть на то, что создавали люди, не свысока. Потому что сильнее – не значит мудрее. Скорее, даже наоборот. И поэтому мудрость, которую мы иногда так мучительно ищем, скорее всего, уже кто-то до нас нашел. Просто очень трудно поверить, что дикари могут быть мудрее. Но это уже зависит от того, что и кого понимать под словом «дикарь».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Ульса 01-04-2005-10:20 удалить
Неужели ты перечитывал Данилевского "Россия и Европа"?

собственно, не думаю, что для того же Китая Христианская Европа является победившим путем развития.
Жабенья, а ты в каком обществе хотел бы жить, только честно?
Жабенья 01-04-2005-10:43 удалить
Ульса, стыдно признаться, но я не знаю, кто такой Данилевский. )))
карточный_деспот, я не думаю в таких плоскостях. Я пытаюсь построить свою внутреннюю модель.

На самом деле, все это - вводная часть. Для чего нужна - видно из части второй. Ни за один из посылов я биться не буду. Это только кирпичи в фундаменте другого этапа размышлений.
Ульса 01-04-2005-10:54 удалить
Данилевский - русский ученый, который впервые выссказал мысль, что нельзя мерять развитие цивилизации по тому, насколько оно отстает от Англии, Франции и пр. стран Европы. Он рассматривал истории цивилизаций отдельно, впервые предложил говорить об истории Китая отдельно, а не как о "дикости, в которой они пребывали до прихода колонизаторов". Цивилизационный подход затем был весьма успешно развит западными учеными и закончился на том, что европейская культура была признана загнивающей и находящейся в стадии умирания по всем признакам. Культ наживы и превосходство роли развлечений над культурой - одни из признаков.
Жабенья 01-04-2005-11:18 удалить
Спасибо. Значит, надо было больше читать, чтобы не приходить ко всему самостоятельно.)))
Но как уже стало видно из дальнейшего, основное не это.
Ульса 01-04-2005-11:20 удалить
Жабенья, собств не за что, интереснее подумать, почему этот подход все же не является господствующим. А уж тут надо явно думать самим.
Жабенья 01-04-2005-12:25 удалить
А по этому поводу давно уже все известно: массовое (оно же господствующее) - это секс, еда и зрелища. Все остальное массам не близко.
Ульса 01-04-2005-12:33 удалить
я имею в виду "господствующий научный подход". Хотя. возможно философия науки преувеличивает ее значение в формировании картины мира на бытовом уровне.
Исходное сообщение Жабенья
Традиционно непоколебимой аксиомой считается, что цивилизация человечества – полный синоним европейской цивилизации. Остальные варианты развития воспринимаются, как «отсталые» и рано или поздно неизбежно выходят на столбовую дорогу, проложенную Европой.
Кем считается? Это несколько обывательское представление, увязшее в аксиомах 17 века. :) Иное - не есть отсталое. :)
Исходное сообщение Ульса
Данилевский - русский ученый, который впервые выссказал мысль, что нельзя мерять развитие цивилизации по тому, насколько оно отстает от Англии, Франции и пр. стран Европы. Он рассматривал истории цивилизаций отдельно, впервые предложил говорить об истории Китая отдельно, а не как о "дикости, в которой они пребывали до прихода колонизаторов". Цивилизационный подход затем был весьма успешно развит западными учеными и закончился на том, что европейская культура была признана загнивающей и находящейся в стадии умирания по всем признакам. Культ наживы и превосходство роли развлечений над культурой - одни из признаков.
я плакаль весь. (с)
Я, конечно, понимаю, что Россия - родина слонов, но это, мягко говоря, не так...

Жабенья, я лучше тихо в уголке посижу, хорошо, а то сейчас всю "научную" дискуссию испорчу на фиг. :D Мне больше нравится ненаучность поста - вот за СВОИ мысли спасибо.
Ульса 02-04-2005-20:26 удалить
я даже не буду предлагать пройти в библиотеку, просто открываем учебник по социологии, ищум слова "цивилизационный подход" и находим там фамилию Данилевского, которого Тойнби и компания признают первопроходцем подхода. Если очень нужно, могу поискать свои записи к семинарам, которые вела у студентов в прошлом году.
С точки зрения истории социологии первым, кто заговорил о различиях европейской и иных цивилизаций был итальянский мыслитель первой половины 18 века Джан Батиста Вико. Помимо Данилевского и практически одновременно с ним идею о различных культурно-исторических типах (равно цивилизациях) высказывал немецкий философ и историк Якоб Буркхардт. У них эту идею и заимствовали Тойнби, Шпенглер и иже с ними. И никаких конспектов не надо. :)
Про своё отношение к социологии как науке лучше умолчу. :D
Кстати, только из гостей. Продемонстрировала Ваш пост "своей тусовке". Благодарность Вам от трёх докторов и двух кандидатов исторических наук за веселье. :D
Жабенья 02-04-2005-23:25 удалить
Если компанию повеселил пост - я рад, что оказался полезен.))) Если имелся в виду комментарий... Милые барышни, если этот спор принципиален - давайте вы его разрулите между собой. Если не слишком - давайте соскочим. Не вижу повода, чесслово.
Жабенья, повеселил не Ваш пост - ни в коем случае, а процитированные мной "знания" "лектора" Ульса. Прошу прощения за краткий экскурс - повелась на ни на чём не обоснованный апломб, что редко себе позволяю. Больше не буду. Каюсь: Россия - родина слонов, социология - наука, Данилевский - первопроходец и вообще пуп земли, а пайцзы - ой, это из другого спора... :D
Да нет, правда, каюсь... Ибо давала себе зарок не вмешиваться в обсуждение истории, литературы, лингвистики и проч. Это нехорошо с моей стороны - человек всё равно не признает ошибок, а злиться будет долго и злонамеренно. Больше не буду.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мировоззренческое, ч.1 | Жабенья - ДеЖабю | Лента друзей Жабенья / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»