[показать]Шарлемань Адольф Иосифович — русский батальный, исторический и жанровый живописец, автор Атласной колоды — самого известного в России рисунка игральных карт.
[показать]
[показать]
Родился в 1826 году в Санкт-Петербурге в семье архитектора, внук приехавшего из Руана в Россию во времена Екатерины II французского скульптора Жана-Батиста Боде-Шарлеманя.
Общее образование Шарлемань получил в училище при петербургской лютеранской церкви святого Петра. С 1848 года обучался в Академии художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Федора Антоновича Бруни, а потом батальной в классе профессора Богдана Павловича Виллевальде.
Во время обучения в Академии Шарлемань получил: в 1852 году малую серебряную медаль за эскиз "Кавалергарды в Красном Селе", в 1853 большую серебряную медаль за картину "Подвиг рядового-карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова в битве под Аустерлицем", в 1854 году малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы "Эпизод из венгерской кампании 1848 года".
Большую золотую медаль за написанную по академической программе картину "Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда" (Гатчинский дворцово-парковый музей-заповедник) Шарлемань получил в 1855 году.
[показать]
Большая золотая медаль предоставила художнику право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, Шарлемань отправился в Мюнхен, где написал картины: "Торжественная встреча фельдмаршала Суворова в Милане в апреле 1799 года",
[показать]
"Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией" и
"Последний ночлег Суворова в Швейцарии в деревне Эльм кантон Гларус".
За эти произведения Шарлемань был удостоен в 1859 году звания академика. Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль "помпадур" по версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии.
По возвращении в Санкт-Петербург в 1861 году художник написал надпрестольные и другие образа для католической церкви при Пажеском корпусе и церкви при Выборгском римско-католическом кладбище; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В 1867 году Шарлемань представил на академической выставке картину «Петр II в Петергофе» (Тонированная бумага, акварель, белила 17,7 х 26,2)
[показать]
Частное собрание за которую позже получил звание профессора. Работа художника была приобретена императрицей Марией Александровной Романовой, вследствие этого положение Шарлеманя в петербургских общественных и художественных кругах упрочилось.
Шарлемань сотрудничал в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, много работал как иллюстратор в журналах, участвовал в подготовке костюмов для "исторических балов" великого князя Владимира Александровича.
Эскиз Большого государственного герба Российской империи, утвержденный Александром III 24 июля 1882 года
От Императорской карточной фабрики Шарлеманю наряду с другими художниками поступил заказ на создание эскизов игральных карт для их массового полиграфического производства. Проект игральных карт Адольфа Шарлеманя стал самым удачным. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски - черную, синюю, желтую и красную. Однако не только "технологичность" сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен. Рисунки карт Адольфа Шарлеманя, почти не изменившись, используются в России до настоящего времени. Исключение — на карте бубнового туза ранее в подлинном варианте был изображен герб Российской империи.
Скончался живописец в 1901 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище.
Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 г. (военно-исторический музей, 1879г.)
[показать]
Празднование 25-летнего юбилея Царскосельской железной дороги в Павловском концертном зале, 1862
[показать]
Гвардия на постое в деревне во время маневров в 1851 году (Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург 1851г.).
[показать]
Вступление русских войск в Париж в 1814 году (Музей-панорама «Бородинская битва», 1877г., г.Москва).
[показать]
Взятие лейб-гвардии Конным полком французского знамени 4-го линейного полка под Аустерлицем. 1805 год (Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург 1852г.).
[показать]
Жанровые сценки.
Детство
Концертный зал Павловского дворца.
Пётр I накрывает заговорщиков в доме Циклера 23 февраля 1697 года (1884г.)
«Драгуны времён Северной войны (1720-е годы)». 1871.