• Авторизация


Открытие имени Борис Шаляпин. 07-02-2016 22:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (БОРИС ШАЛЯПИН. ТАЛАНТЛИВЫЙ ОТПРЫСК.)

Создание этого материала, напомнило мне поговорку «Курочка по зернышку». Казалось бы, культовая фигура русской культуры – Федор Шаляпин, но в статьях о нем практически нет рассказа о детях, только упоминания. Казалось бы, сын оперного баса стал заметной фигурой американской эмиграции и автором известных портретов, но о нем пара статей с общими фразами, не более. Поэтому «выискивал» все, что связано с именем Бориса Шаляпина. В создании этого материала помог мне замечательный альбом «В доме отца. Картины Бориса Шаляпина», любезно подаренный директором Дома-музея Ф.Шаляпина в Москве Элеонорой Вениаминовной Соколовой и сотрудником музея Евгенией Горенштейн. Спасибо им огромное за это уникальное издание!

Борис Федорович Шаляпин
Boris Chaliapin


22 сентября 1904, Москва – 1979, Истон, штат Коннектикут, США

[показать]

Борис Шаляпин Автопортрет

Русский художник и иллюстратор, гражданин США, старший сын великого оперного певца Федора Ивановича Шаляпина.




Родина

Борис Шаляпин родился в Москве в 1904 году, и был третьим из шести детей и при этом старшим сыном оперного певца Федора Шаляпина и итальянской балерины Иолы Торнаги, выступавшей в Италии, Франции, Америке и бывшей два года прима-балериной Русской частной оперы С.И.Мамонтова в Москве.

[показать]

Ф. И. Шаляпин с сыном Борисом

Иола Игнатьевна Торнаги родилась в городе Монца (недалеко от Милана), долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению сына Фёдора, переехала в Рим и скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет.
Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде и они поженились в 1896 году. Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами.

[показать]

Борис Шаляпин Иола Игнатьевна Торнаги-Шаляпина 1934 г.

Имея уже семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, 1882—1964), у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди), прожила больше всех его детей и скончалась на 98-ом году жизни.
Фактически у Шаляпина было две семьи одновременно. Первый брак был не расторгнут, а второй не зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой — другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.

[показать]

Борис Шаляпин Федор Иванович Шаляпин 1934 г.

С детства Борис хотел стать певцом, но отец настаивал, чтобы он стал художником, чтобы сын всю жизнь не стоял в его тени, тем более, что с раннего возраста Борис проявил интерес к рисованию, рисуя без удержу на всем и везде. Здесь нужно отметить, что и сам Федор Иванович неплохо рисовал и даже занимался скульптурой.

[показать]

Ф.И.Шаляпин с сыном Борисом 1912 г.

[показать]

Борис Шаляпин Сергей Павлович Дягилев 1910 г.
(Судя по дате на рисунку, этот портрет Борис нарисовал в 6 лет)

[показать]

Борис Шаляпин Портрет Пушкина 1912 г.

В 1919 г. Борис приехал в Петроград и поступил в академическую мастерскую В.И. Шухаева.
В 1920-1923 гг. учился в Москве в Государственных свободных творческих мастерских у Д.Н. Кардовского, А.Е. Архипова и Ф.И. Захарова.

В 1923 г. поступил на скульптурный факультет Высших художественно-технических мастерских, посещал мастерскую С.Т. Коненкова на Красной Пресне. В этот период его ближайшим другом был художник Василий Почиталов, который тоже учился во ВХУТЕМАСе у Александра Шевченко.

[показать]

В. В. Почиталов с Борисом Шаляпиным в своей мастерской 1960е г.

Когда Борис уехал в Европу, Василий Почиталов намеревался уехать вслед за другом, но не успел: уже опустился «железный занавес».
Кстати, с именем скульптора Коненкова связаны сведения о личной жизни молодого Бориса Шаляпина.

Маргарита

В юности Шаляпин встречался с дочерью присяжного поверенного из заштатного городка Сарапула Маргаритой Воронцовой (1896-1980). Девушка была старше Бориса на 8 лет.

[показать]

Маргарита Воронцова

Маргарита училась на юридических курсах мадам Полторацкой и проживала на Поварской, в семье доктора Ивана Бунина, который в свою очередь был дружен с Ф.Шаляпиным.
Большую часть свободного времени Маргарита и проводила в доме Шаляпиных, она дружила с дочерью певца Ириной, а Борис, как написано выше, был ее возлюбленным. Дело даже шло к свадьбе, когда Маргариту застали флиртующей с самим хозяином дома (некоторые авторы даже пишут – в постели с Шаляпиным).
Скандал закончился тем, что у нее появился очередной жених - незадачливый молодой скульптор Петр Бромирский, который и познакомил Маргариту с Коненковым.
Коненков влюбился с первого взгляда, долго добивался девушку и даже получал отказы "из-за большой разницы в возрасте".

Судя по письму, сохранившемуся в шаляпинском архиве, в одно время Маргарита вдруг воспылала прежней страстью к Борису Шаляпину и тайком бегала на свидания. Но очень скоро она сделала выбор в пользу титула "Ваше Превосходительство", который полагался супруге действительного члена Императорской Академии художеств и стала мадам Коненковой, прожившей интересную и авантюрную жизнь.

[показать]

Маргарита Коненкова

Сопоставляя даты, прихожу к выводу, что Шаляпин встречался с Воронцовой уже когда та была Музой Коненкова, видимо, в период, когда последний в течении шести лет "яростно" добивался руки девушки (искусствоведы пишут, что Маргарита стала моделью для скульптора в 1916 году). Когда же Шаляпин поступил учиться в мастерскую Коненкова в 1923 году, Маргарита была уже замужней дамой (свадьба состоялась в 1922 году). В конце 1923 года Коненковы уехали в США.

[показать]

Boris Chaliapin Sketching Sculptor Sergei Konenkov фото Карла Мейдонса

Впрочем, в одном из изданий я прочел совсем другую версию, вовсе не связанную с Борисом, но рассказывающую о страстном романе Маргариты Коненковой и Федора Шаляпина уже в Америке.
«Стремительный роман с Федором Шаляпиным подтверждают очевидцы. Однажды во время приема Маргарита и Шаляпин закрылись в спальне - просто встали и на глазах у всех удалились. Это произошло настолько откровенно, что не прореагировать Коненков не мог. Он стучал в дверь, звал, ругался, потом у него потекли слезы. Когда дверь открылась, Федор Шаляпин выглядел смущенным. Маргарита нисколько. Остановилась возле рыдающего Коненкова и тихо сказала: "Гости же..."
Уже глубоким стариком Коненков все не мог забыть ей эпизода с Федором Шаляпиным.
- Успокойся, детка, ничего там не было, - уверяла Маргарита».

Заканчивая рассказ о Маргарите, остается добавить, что в 1935 году она познакомилась с Альбертом Эйнштейном, и его любовная связь с Маргаритой протянулась через всю их жизнь, и роман этот был очень трогательным и красивым. Замечу, при живом Коненкове!
Злые языки утверждают, что ее чувства санкционировали в НКВД. Есть много статей о том, что Маргарита Коненкова была советской разведчицей. Но это уже другая история. О Маргарите я написал лишь в связи с ее "причастностью" к судьбам Шаляпиных.

Чужбина

В 1925 г. по вызову отца Борис приехал в Париж и продолжил обучение в академии Ф. Коларосси у Шарля Герена.
В 1927 г. во время гастролей Ф.И. Шаляпина в Англии, Борис провел первую выставку своих работ в фойе театра Ковент-Гарден в Лондоне.

[показать]

Борис Шаляпин Русский купец 1927 г.

[показать]

Борис Шаляпин Сабинянка

[показать]

Борис Шаляпин Эскиз костюма 1933 г.

Творческая жизнь Бориса Шаляпина начиналасьсь в России, но протекала, увы!, главным образом за рубежом - во Франции и в США.
Борис Федорович обладал широким диапазоном художественного дарования. Об этом говорят его произведения, среди которых ряд великолепных портретов выдающихся деятелей искусства ХХ века - музыкантов, артистов театра, кино и балета.

Особой притягательностью обладают портреты близких людей.

[показать]

Ф.И.Шаляпин с сыновьями Федором и Борисом, 1928 г.

[показать]

Борис Шаляпин Шарж "Отцы и дети"

Борису Шаляпину принадлежит серия живописных, графических и скульптурных портретов отца.
Шаляпин очень гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну, и сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

[показать]

Борис Шаляпин Портрет отца артиста, Федора Шаляпина январь 1931 г.

Художник много писал отца, изображая его как на сцене в известных образах и в гримерных комнатах перед спектаклем, так и вне сцены, в быту. Эти рисунки и картины в 1920-е и 1930-е годы создали Шаляпину значительную репутацию портретиста.

Образы, созданные Федором Шаляпиным, в рисунках сына

[показать]

Борис Шаляпин Ф.И.Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Ж.Массне

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Борис Шаляпин Борис Годунов в одноименной опере М.Мусоргского
Борис Шаляпин Сальери ("Моцарт и Сальери" Н.Римского-Корсакова)
Борис Шаляпин Галицкий ("Князь Игорь" А.Бородина)
Борис Шаляпин Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж.Россини) 1931 г.
Борис Шаляпин Мельник ("Русалка" А.Даргомыжского)

Особенно удались мастеру портреты Сергея Рахманинова, с которым семью Шаляпиных связывала тесная дружба, и его дочерей. Близкие отношения художника и композитора связали, когда они оба оказались на чужбине.
Портрет Рахманинова 1929 года написан на даче под Парижем. Он пользовался успехом на выставках художника в США, Франции, Англии и Чехии.

[показать]

Борис Шаляпин Портрет С.В. Рахманинова 1929 г.

Второй портрет 1940 года создавался на даче композитора на берегу Атлантического океана во время работы над «Симфоническими танцами». «Капризная модель» - отшучивался о себе композитор. Через 3 года Рахманинова не стало.

[показать]

Борис Шаляпин Портрет Сергея Рахманинова 1940 г.

Желающих приобрести картину было много, но художник решил, что портрет должен находиться в России. И когда к художнику обратилась директор рахманинского Музея Е.Н.Алексеева с просьбой продать полотно Фонду, то Борис Федорович сделал царский жест и подарил портрет музею.

Как я уже отмечал выше, Борис Шаляпин рисовал портреты детей и внуков великого композитора.

[показать] [показать] [показать]

Борис Шаляпин Ирина Рахманинова начало 1930х
Борис Шаляпин Ирина Рахманинова в лодке. Франция 1930 г.
Борис Шаляпин Софья Волконская (внучка С. Рахманинова).

В 1930-х гг. работал как художник театра, создав декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна (1930-34 г.г.) и кинофильму «Дон Кихот». Искусствоведы считают, что в афишах к кинофильму «Дон Кихот» и к гастролям Федора Шаляпина в Русской опере Борис раскрылся, как мастер плаката.

[показать]

Борис Шаляпин Эскиз декорации к фильму "Дон Кихот" 1930-34 г.г.

[показать] [показать]

Борис Шаляпин Эскиз к опере Рубинштейна Демон. Дворец 1930-34 г.г.
Борис Шаляпин Эскиз к опере Рубинштейна Демон. Келья 1930-34 г.г.

Участвовал Шаляпин в зарубежных выставках русского искусства, например, в выставке «Мира Искусства» в 1921 году в Париже.
В 1934 году Шаляпину была присуждена золотая медаль Парижской Всемирной выставки.

Сохранились воспоминания о жизни Бориса и в Италии, куда он приезжал во время гастролей отца в 20е годы и уже из Америки и в 30е, и в 60-е годы.

[показать]

Борис Шаляпин Брачиано. Италия 1960 г.

Внучка Горького, дочь его сына Максима, Марфа Максимовна, вспоминала, что Горького в Иль-Сорито на Капри окружало русское эмигрантское общество, Максим выпускал газету «Соррентийская правда», где писали все, друзья и гости, например, Борис Шаляпин, брат и сестра Ходасевичи.

Внучка Федора Шаляпина, дочь его младшей дочери от первого брака, актрисы Русской труппы Татьяны Павловой в Париже Татьяны Федоровны и итальянского журналиста Эрметте Либерати , живущая в Риме, рассказывала в интервью журналистке Ирине Баранчеевой:
«Борис часто приезжал в Рим и останавливался в гостинице рядом с площадью Испании. Мы часто навещали его там, вместе обедали на террасе, и он угощал нас икрой. Он сделал карандашные портреты жены моего брата и моего сына, пока тот говорил ему: «Спокойной ночи!». Борис был очень весёлым человеком, с чувством юмора. Например, ему не нравился Пикассо, и он нарисовал на него карикатуру: Пикассо стоит с ночным горшком в руках. А внизу подпись: «Пи-пи-ка-ка-ссо-ссо!» Этот рисунок висел у мамы в туалете».

В 1935 г. Борис Шаляпин с семьей переехал в США, поселившись в Нью-Йорке.
Впервые Борис попал в США, сопровождая отца на гастроли.
Интересная деталь – путешествуя в Америку на одном судне, Борис плыл в каюте третьего класса, в то время как Федор Иванович занимал шикарные апартаменты в первом классе.
Но нужно отметить, что великий бас старался всегда пропагандировать искусство сына, говоря современным языком – "пиарил его по полной".
Доподлинно известно, что по условиям контракта в гостиницах, где останавливался Федор Шаляпин (а это были отели экстра класса), на первом этаже должна была экспонироваться выставка работ его сына. Таким образом, совершив турне по Америке, Федор Иванович познакомил американцев и с сыном – художником.
Вскоре Борис Шаляпин стал гражданином США.

[показать]

Борис Шаляпин Автопортрет

В своем творчестве Борис всегда отдавал предпочтение портрету, исполнив замечательные портреты К.А. Коровина, К. Фаррера, П.П. Трубецкого и многих других. Очень интересно выполнены графические портреты Толстого, Горького, Коровина.

[показать]

Борис Шаляпин Константин Коровин в гостях у Шаляпиных 1930 г.

[показать]

Борис Шаляпин Портрет М.И. Цветаевой 1933 г.

Естественно, и в Нью-Йорке он пытался стать модным портретистом. Но, увы (или к счастью!), стал лишь, художником-иллюстратором, зато в таком известном издании, как журнал «Тайм» (Time).

Как считают многие критики, Борис Шаляпин был мастером приторного салонного фотореализма и сравнивают его «слащавые портреты» с картинами А. Шилова или Н.Сафронова.
О нем даже писали: «Этот американизировавшийся мастер салонного портрета много писал по заказу, в следствие чего его академически поставленная техника стала все больше склоняться в сторону создания поверхностного образа».

[показать]

Борис Шаляпин Портрет светской дамы 1935 г.

Однако в бесконечном ряду красоток и красавцев того же Голливуда Б. Шаляпиным созданы и образы русских актеров из балетной труппы Монте-Карло — Н. Вершининой, Н. Орлова в костюме барабанщика. Особенно эффектен портрет танцовщика Д. Ростова в образе Паганини, выполненный художником в 1928 году.

Борис Шаляпин хорошо знал артистический мир, чувствовал его атмосферу.
Так, в драматическом образе итальянской актрисы Марии Фьори он воплотил идеал красоты женщины 1930-х годов. Портрет актера Владимира Соколова (1939) дает представление о жизни артиста в довоенном Голливуде.

[показать]

Борис Шаляпин Портрет актрисы Марии Фьори 1936 г.

[показать]

Борис Шаляпин Актер Владимир Соколов. Голливуд 1939 г.

Проникновенные пейзажи-воспоминания говорят о том, что художник успешно работал и в этом жанре. Кроме этого, как говорится, для души Борис Шаляпин писал натюрморты и создавал деревянные скульптуры.

[показать]

Борис Шаляпин Лазурный берег. Франция 1930-34 г.г.

[показать]

Борис Шаляпин Русский пейзаж 1931 г.

Яркая личность со злым чувством юмора, Шаляпин был любимцем и среди соотечественников, и среди американцев. Он очень часто с женой Хелен (еще ее называют Хельча) устраивал в своем доме в Коннектикуте «русские вечеринки» с водкой и икрой. Очень часто он рисовал и свою жену (к сожалению, не нашел нигде информацию о ней). Известно лишь, что поженились они примерно в 1942 году, и от этого брака родилась дочь Ирина.

[показать]

Борис Шаляпин Хелен Шаляпина 1936 г.

[показать] [показать] [показать]

Борис Шаляпин Отдых на терассе. Портрет Хелен Шаляпиной 1930е
Борис Шаляпин Хелен Шаляпина 1939 г.
Борис Шаляпин Ирина Борисовна Шаляпина в детстве 1937 г.

Хотя в этой математике есть свои нестыковки, дату женитьбы я вычислил, исходя из того, что в 1961 году Шаляпины отмечали 19-летие свадьбы, но многие портреты Хелен при этом датированы серединой 30х годов, да и портрет 3х-летней Ирины датирован 1937 годом. Надеюсь, биографы художника когда нибудь внесут ясность в этот вопрос!

Эпоха «Тайм»

Шаляпин был официальным иллюстратором «Тайм» в течении 40 лет (с 1939 по 1970 год), написав для обложек более 400 картин - иллюстраций. Если быть совсем точным – 419! Это были портреты знаменитостей музыкального, литературно-художественного и политического мира.

[показать]

Princess Margaret (июнь 1949 )

[показать]

Boris Chaliapin John F. Kennedy 1960 г.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Lt. General Lucius Clay (июнь 1945)
Marlon Brando (октябрь 1952)
Queen Elizabeth II (февраль 1952)
Мерилин Монро (май 1956)
Cassius Clay (март 1963)

Уточню, что на одном из сайтов называются немного другие даты – 24 августа 1942 года (портрет Джавахарлала Неру – первая работа для Тайм) и 1970 год (портрет Ричарда Никсона).
С работой в Тайме связана целая коллекция интересных фактов и забавных историй. Приведу некоторые из них.

Шаляпин, как и другие его коллеги-иллюстраторы, был «заложником заголовка дня», поскольку Тайм был еженедельным журналом. Чтобы идти в ногу с событиями, редакция поручала художникам писать портреты «в стол», для архива, создавая, таким образом, своеобразный банк репродукций.
Например, Шаляпиным был создан портрет принцессы Елизаветы для ближайшего номера журнала, но накануне стало известно о смерти короля Георга VI, проблем не возникло, ибо портрет короля был написан еще несколько месяцев назад.
Редакторы Тайма вообще пользовались услугами иллюстраторов на конкурсной основе, не предупреждая об этом самих художников, они давали тему сразу нескольким из них, а затем просто выбирали лучшую работу.

Иногда художникам приходилось рисовать разных людей на идентичном фоне, как это случилось с двумя кандидатами на пост премьер-министра Японии в 1955 году. Борис написал и Итиро Хатояму, и Сигэру Есиду. В результате Хатояма победил на выборах и появился 14 марта на обложке, а Есида оказался на чердаке в Истоне.

Реальный перфекционист, Шаляпин часто делал разные версии одного и того же портрета.
Например, президента Союза работников автомобильной промышленности Вальтера Рейтера , он рисовал на фоне различных автомобилей, пока не придумал машину, которая объединяла многие марки.

Очень часто Борису приходилось писать «вслепую», имея перед собой только черно-белую фотографию героя и описание пожеланий редакторов.
Так, в 1962 году, работая над портретом министра сельского хозяйства Орвилла Фримана , Шаляпин получил от редактора телеграмму с описанием цвета глаз и волос, фирмы очков, пальто и галстука, с добавлением: "Мы хотим, чтобы он выглядел, как будто у него много забот».

Конечно, такую работу нельзя назвать творческой, это было больше похоже на конвейер. Например, получив в 1947 году заказ на портрет продюсера бродвейских мюзиклов «Оклахома», «Карусель» и «Show Boat» - Оскара Гаммерштейна.
Шаляпин вместе с заказом получил подробную «инструкцию» от редактора Даны Такер:
За Портрет, известных мюзиклов такой хит как, Oklahoma! и карусель, редактор Dana Tasker поручил Шаляпина о предыстории:
"Нужно изобразить две или три музыкальных ноты с типичными образами мюзиклов Гаммерштейна внутри. Эти персонажи - миниатюры должны включать:
1) девушку в старомодном костюме, желательно с зонтиком,
2) ковбоя крутящего лассо;
3) студентку колледжа по моде 1925 года, возможно, в енотовом пальто.
К этому можно добавить персонаж «мамочка» (а-ля Show Boat) в цвете, если хотите ".

[показать]

Oscar Hammerstein II (октябрь 1947)

Обычно Шаляпин работал акварелью или гуашью, и при этом мог работать невероятно быстро.
В ночь, когда неизвестный русский парень по имени Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, Борис и Хелен до 4 утра «пили водку» отмечая 19-ю годовщину своей свадьбы.
А в 8 утра позвонил редактор, чтобы сообщить, что им необходимо сегодня же портрет Гагарина.
Несмотря на то, что портрет космонавта так и не привезли до самого вечера, мучимый жестоким похмельем и посмотревший на фото в утренних газетах, Шаляпин завершил работу в рекордные семь часов. Этот портрет стал обложкой Тайм 21 апреля 1961 года.

[показать]

Yuri Gagarin (апрель 1961)

В 1963-м журнал «Тайм» главную тему одного из своих номеров решил посвятить Телониусу Монку – известному музыканту-джазмену. Более тридцати раз журналисты интервьюривали музыканта, буквально по одному слову выжимая из него сведения о его взглядах.
Портрет Монка для обложки готовил Борис Шаляпин.
Работал Борис быстро и изобразил Монка за четыре сеанса. Тому же понадобилась целая неделя, чтобы разучить имя художника: Шаль-я-пин.
Назначенный на 29 ноября выход журнала был отменён: за неделю до того застрелили президента Кеннеди, и вместо Монка обложку журнала заняла голова нового президента Линдона Джонсона. Монк отреагировал на это событие тем, что стал носить ковбойскую шляпу марки Стетсон, в которой фотографировался Джонсон.
«Тайм» с Монком на обложке появился лишь год спустя - в ноябре 1964-го.

[показать]

Thelonius Monk (февраль 1964)

Неожиданный, курьезный поворот событий был связан с обложкой журнала, опубликованной 11 января 1960 года.
Обложка была посвящена теме демографического взрыва, на ней в центре была изображена африканская женщина, кормящая грудью ребенка, в окружении еще тридцати разнообразных женских и детских фигур.
Отметив, что "три женщины изображены голыми по пояс, и у двух детей не нарисованы подгузники и видны их причинные места", канадская полиция выдала ордер на арест Бориса Шаляпина с формулировкой "картина является порнографической, чем разрушает мораль молодежи в Северной Америке".

[показать]

Population Explosion (январь 1960)

Художнику тут же припомнили русское происхождение, а губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер даже заявил в прессе: «Я не знаю этого человека, но это не уменьшает моего отвращения к этим подлым человеческим существам, которые через порнографический вирус пытаются просачивать коммунизм в нашу страну красным потоком крови ".
Даже не помогло заявление ФБР о том, что Шаляпин только родился в России, что он американский гражданин и работает в известном и солидном издании Time.
И все же 18 лет работы в еженедельном журнале новостей «победили», «защитниками» художника стали его портреты многих выдающихся людей Америки. Чтобы "реабилитироваться", художнику пришлось даже написать "политическую" картину, посвященную сложным отношениям США и СССР периода "холодной войны", на которой он изобразил нешуточную схватку "русского" медведя с буйволом, видимо, олицетворявшим Америку.

[показать]

Bear and Bull (июнь 1962)

Неудивительно, что Шаляпин еще при жизни заслужил прозвище "Мистер Время"(Mr. TIME).
Остается добавить, что Борис Шаляпин, работая в Тайме, создал замечательную галерею и своих бывших соотечественников.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Andrei Gromyko (август 1947)
Igor Stravinsky (июль 1948)
Joseph Stalin (март 1953)
Nikita Khrushchev (сентябрь 1961)
Artur Rubinstein (февраль 1966)

Как иллюстратор Борис Шаляпин выполнил также рекламные плакаты для пишущих машинок Remington и сберегательных облигаций США.

Послесловие

Уехав из Москвы в 1925 году, Борис Шаляпин приехал на родину спустя 35 лет – в апреле 1960-м году.

[показать]

Борис Шаляпин с сестрой Ириной в Москве

[показать]

Борис Шаляпин Ирина Федоровна Шаляпина. Париж. 1932 г.

Старанием его и других детей Шаляпина в Москве открылся Дом-музей отца на Новинском бульваре в особняке, где Борис провел детство, где в 1918 году Шаляпина "выселили" в маленькую мансарду, а из особняка устроили большую коммунальную квартиру. В конце 1970х , к Олимпиаде-80, дом вообще хотели сносить, но стараниями музейных работников была предотвращена эта варварская акция. Чиновники даже не задумывались, что это здание - одна из немногих сохранившихся городских усадеб XVIII века, которую в мае 1910 года приобрел Шаляпин.
В 1988 году здесь, наконец-то, был открыт музей. Правда, сам Борис Федорович этого радостного события не застал. Он умер в 1979 году. Но по его завещанию в музей отца были переданы его концертные костюмы и много других интересных экспонатов.

[показать]

Театральный зал музея

[показать]

Зеленая гостиная

И последняя интересная история.
Донна Моффлей в своей статье о художнике пишет, что уже после смерти Бориса Шаляпина, на чердаке его дома в Истоне, штат Коннектикут, среди оставшихся работ художника, спрятанных в шкафу, были обнаружены 139 прекрасно сохранившихся портретов некоторых из наиболее значимых людей двадцатого века, которые по разным причинам так и не появились на обложках Тайм. Там же была обнаружена коробка с письмами и рисунками.

Об этом вдове художника Хелен Шаляпиной, бывшей в свое время агентом , пресс-секретарем и продюсером художника, сообщили ее внучатый племянник Эрик Шварц и его жена, Дебра Фрам, проживающие в бывшем доме Шаляпиных в Гринвиче.
Дебра Фрам – художник-график и волонтер галереи Флинн в библиотеке Гринвича, предложила все это экспонировать в галерее. Хелен согласилась с энтузиазмом, чтобы в очередной раз познакомить всех с неизвестными страницами творчества мужа, но через некоторое время она умирает, так и не успев организовать эту выставку.

Члены семьи Шаляпина были приглашены в Истон, чтобы выбрать себе часть работ известного родственника и решить судьбу остальной найденной коллекции. Так часть неопубликованных портретов попали в Смитсоновскую Национальную портретную галерею в, документы в Национальный архив Колумбийского Университета, а картины маслом в музейные коллекции и на аукционы.

[показать]

Борис Шаляпин Пианист Байрон Джанис 1971 г.

[показать]

Борис Шаляпин Лиловый конь 1973 г.

15 июня 2009 года Третьяковская галерея провела выставку "Американские художники из Российской империи". На ней были представлены работы 40 художников - выходцев из России, оказавшихся в Америке в первой половине ХХ века и сыгравших значительную роль в формировании американского авангарда и абстрактного экспрессионизма, во второй половине ХХ века превративших Нью-Йорк в одну из мировых художественных столиц. Среди представленных авторов был и Борис Шаляпин.

К счастью, ныне ряд работ художника вернулся в Россию и находится в Доме-музее его отца – Федора Ивановича Шаляпина.

Использованы материалы Википедии, словарей, сайта Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Москве, архивного сайта газеты "Time", статьи кандидата искусствоведения Светланы Бобровой "Влюбленный Энштейн" в журнале "Итоги" за 2001 год.
Другие источники:
www.maslovka.org
www.mofflymedia.com
news.nv.ru
www.rian.ru
www.antiq.info
mecenat-and-world.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Открытие имени Борис Шаляпин. | Coksha - Дневник Coksha | Лента друзей Coksha / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»