Итог работы всей съемочной группы – эмоции зрителя. Эти эмоции рождаются от просмотра изображения на экране, музыки, сюжета, правдивости фильма, игры актеров и многих других факторов. Автором изображения на экране является оператор. Именно глазами оператора зритель видит то, что происходит на экране. Оператор остается с кадром «один на один», он единственный запечатлевает действо, поэтому так важно творческое начало и профессионализм в его работе. Оператор – настоящий универсал, владеющий в равной степени творческой палитрой и техническими приемами. В этом и привлекательность, и сложность профессии.
Профессия оператора расположилась где-то между техникой и искусством.
Это хитросплетение технических премудростей и познаний в разнообразных областях искусства и культуры. Оператор – художник экрана. Конечный результат работы художника заключается в рамку холста, а работы оператора – в рамку кадра. Кистями, красками и карандашами оператора являются свет, камеры, оптика и многочисленные технические приспособления. И оператор, и художник пользуются такими понятиями как: масштаб, выбор точки зрения, ракурс, колорит и контраст и т.п.
Оператор должен научиться думать глазами. Глаза служат ему дополнительным мыслительным органом. Он воспринимает пространство через перспективу создания композиции, мысленное представление, как это снять, какая может получиться картинка. Профессиональный кинооператор должен уметь создать настроение, вызвать у зрителя эмоции посредством одной лишь картинки, как если бы он снимал немое кино.
Труд оператора во время съемок довольно напряженный. Здесь недостаточно только творческого подхода. С одной стороны надо быть самостоятельным художником, с другой – неукоснительно соблюдать требования режиссера и не отходить от замысла сценариста. Также оператору нужны: молниеносная реакция, внимательность, терпение и физическая выносливость, поскольку рабочий день ненормирован, условия съемок могут быть довольно суровыми, а аппаратуру нередко приходится носить на себе.
Эта профессия родилась в кино как техническая. Первые операторы были документалистами, и запечатлевали на кинопленку различные исторические и социальные моменты. Профессии режиссера и сценариста потребовались ей позднее. Вообще, многие технические средства содержат в себе потенциал будущего искусства. Так было и с фотографией, и впоследствии с телевидением.
Телекамеры также прошли эволюцию от первых громоздких, неподвижных - до современных, с которыми можно прыгать, бегать, наклоняться и приседать. Вместе с ними менялся и профессиональный темперамент оператора – от статичного и, во многом ограниченного, до необычайно подвижного и самостоятельного в творческих порывах. Развитие кино привело к развитию этой профессии, и сегодня оператор – полноправный со- творец создаваемого произведения.
Это развитие продолжается и сейчас, вслед за бурным развитием техники, дошедшей до уровня цифровых технологий, которые предоставляют творческим личностям неограниченные возможности.