• Авторизация


Без заголовка 15-01-2022 18:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

Икона дня: Учимся разбираться в иконописи на конкретных примерах (окончание)

Дмитрий Антонов. Историк, исследователь древнерусской культуры и иконографии

Жены-мироносицы у Гроба Господня

content_05022_web (450x601, 371Kb)

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Около 1497 года. Из книги О. В. Лелековой «Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год», в 2 т., 2011 год

По евангельским рассказам, после того, как Христа похоронили, к его гробу пришли несколько женщин: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и другие. Они хотели исполнить погребальный об­ряд — умастить тело благовониями — и обсуждали, как откатить огромный ка­мень, которым была закрыта гробница. Однако еще до их прихода камень отвалил ангел; он встретил женщин, показал пустую гробницу и сказал, что Христос воскрес. Именно этот момент — первое известие о воскресении Иисуса — изображен на  иконе. В гробу виден пустой погребальный саван. А справа внизу лежат охранники, которые были пристав­лены ко входу, чтобы христиане не украли тело Христа. Когда ангел спустился и открыл гробницу, «стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28:4).

________________________________________________________________

Видение Иоанна Лествичника

content_0Ikona_VidenIoannaLestvGRMweb (450x651, 152Kb)

Видение Иоанна Лествичника. Новгород, XVI век. Из книги М. В. Алпатова «Древнерусская иконопись / Early Russian Icon Painting», 1978 год

В Библии есть рассказ о том, как праведный Иаков однажды увидел во сне лестницу, протянувшуюся до  небес: «Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:12–13).

Однако в древнерусской иконографии образ небесной лестницы часто исполь­зовали в несколько другом контексте. Эта икона отсылает к произведению «Лествица райская» богослова VI века Иоанна Лествичника. В нем рассказано, какие грехи нужно преодолевать монахам: весь текст разде­лен на 30 глав, и каждая из них представляет отдельную ступень к спасению (поэтому мо­нашеская жизнь уподобляется лестнице Иакова, которая ведет на небеса). На иконе мы видим лестницу, по которой поднимаются монахи. Рядом кру­жатся бесы и пытаются сбросить их вниз. Некоторые иноки действи­тельно оступаются и падают в ад (он изображен в виде провала в земле и крас­ной «пасти ада», в которой грешники и демоны выстроились вокруг стола с яст­вами — символа земных удовольствий). Другие монахи успешно подни­маются на небеса: ангелы слева несут им венцы, а во вратах рая их встречают Христос, Богородица, Иоанн Креститель и небесные духи. Левее на обла­ках — святые разных чинов: преподобные монахи, аскеты и др. А внизу, на фоне церкви, стоит сам Иоанн Лествичник и указывает инокам на лестницу как на  путь спасения.

_______________________________________________________________________

Битва новгородцев с суздальцами

content_web (450x628, 484Kb)

Битва новгородцев с суздальцами. Новгород, XVI век. Из альбома «Новгородская икона XII–XVII веков», 1983 год

Икона разделена горизонтально на три части — три регистра. В каждом из них можно увидеть один или два сюжета. Все вместе это — подробный рас­сказ о чуде, которое, по легенде, сотворила новгородская икона «Богоматерь „Зна­мение“» (то есть эта икона посвящена другой, чудотворной иконе). В на­чале 1170  года Новгород атаковали войска нескольких князей под командова­нием сына Андрея Боголюбского Мстислава Суздальского. Новгородцы готови­лись к обороне. Слева в верхнем регистре архиепископ Иоанн в окружении многих людей выносит из храма чудотворный образ и молится ему, а справа икону переносят на стену защитного острога. В центре среднего регистра — безре­зультатные переговоры с  суздальцами. Слева — приготовившиеся к битве нов­городцы и икона на стене острога, а справа подошедшее войско пускает стрелы. По легенде, одна из стрел попала в икону, развернув ее в сторону горо­да, и по­сле этого произошло чудо: нападавшие ослепли, перестали разбирать, где вра­ги, а где союзники, и были разбиты. В нижнем регистре мы видим сра­жение, причем атака суздальцев и их бегство слиты в одной фигуре войска, ко­торое будто разваливается на две части: спереди всадники бьются, а  сзади — ска­чут прочь, так что один из двух коней на переднем плане развернут впе­ред, а вто­рой — назад. На стороне новгородцев можно заметить четырех святых — их нимбы позволяют определить, где на иконе праведники, а где грешники.

_________________________________________________________________

Святой Иоанн Предтеча

content_05152_web (450x591, 393Kb)

Иоанн Предтеча. XVII век, Крит. Государственный исторический музей 

На иконе изображен последний из пророков — Иоанн Предтеча, крестивший Христа. Часто рядом отдельно изображается отсеченная голова Иоанна: здесь ее нет, но опознать Иоанна можно по дру­гим знакам. Первый — это милоть, одежда из шкур, которую Предтеча носил в пустыне. Шкура видна на левом плече, тогда как правое закрывает тога. Вто­рой знак — слегка всклокоченные волосы. В отличие от волос демонов и греш­ников, которые в русской иконо­графии традиционно стоят дыбом, поднимаясь вверх огромным хохлом или вздыбленными патлами, немного взлохмаченная прическа — знак не греха, а  аскезы. Такой прической обычно наделяли аскетов и отшельников, таких как Иоанн.

arzamas.academy

preview_icon_picture-9dffce67-6c97-41c8-901d-bb669447a677 (360x360, 2Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | panimarina - Дневник panimarina | Лента друзей panimarina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»