• Авторизация


История иконы Антонов 18-07-2021 15:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

Икона дня: Учимся разбираться в иконописи на конкретных примерах (начало)

regular_photo-1e17503e-18d0-49f4-8435-fc1850d91e85 (300x300, 44Kb)

Дмитрий Антонов. Историк, исследователь древнерусской культуры и иконографии

Святой Никола в житии

content_WOA_IMAGE_1web (450x668, 337Kb)

Святой Никола в житии. Первая половина XVI в. Государственный Эрмитаж

Святой Николай был епископом Мир Ликийских (иначе го­воря, города Мира в Ликии). На Руси его обычно изображали в белой фелони  1 с кре­стами. 

Фелонь — верхнее одеяние без рукавов, которое сегодня носят священники, а раньше носили также и епископы.

На иконе мы видим его в полный рост, в левой руке он держит Еванге­лие (такая иконо­графия называется «Никола Зарайский» — в честь конкретного образа, по легенде XIII века, перенесенного в Зарайск из  Корсуни  2).

2 Древнерусское название Херсонеса. 

Справа и слева от Николы в красных кругах две фигуры — это Христос и Богоматерь «в славе» (знак святости, сияние, которое охватывает всю фигуру, как нимб — голову свя­того). Так на иконах демонстрировали зна­менитое «Никейское чудо». По ле­генде, на Вселенском соборе 325 года в горо­де  Никея святой Николай сначала обли­чал, а потом ударил по щеке Ария  3,

Арий — основатель арианства, течения хри­стианства, которое отрицало божественную природу Христа и было распространено в Римской империи, на Востоке и т. п.

который отрицал божественную при­роду Христа. Так как клирики не должны впадать в гнев и тем более поднимать руку на человека, Николая лишили сана и посадили в заключение, в башню. После этого участникам собора было видение, в кото­ром Богородица вернула Нико­лаю знак епископской власти — омофор  4,

Омофор — длинная полотняная лента с вышитыми крестами, которая свисает с плеч.

а Христос передал ему Еванге­лие. Николая немедленно вернули в служение, а учение Ария анафемствовали. Евангелие можно разглядеть в руках Христа (и в левой руке Николая), а омо­фор — в  руках Богородицы (и на плечах святого).

_____________________________________________________________

Святые Борис и Глеб

content_01134_web (450x682, 130Kb)

Святые Борис и Глеб. Новгород, около 1335 года. Государственный исторический музей

Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, крестителя Руси, — первые русские святые, убитые в 1015 году, вероятно, по приказу их брата Святополка (хотя некоторые историки считают иначе) и кано­низированные как страстотерпцы (то есть погибшие от рук единоверцев) уже в том же XI веке. Отличить братьев на  древнерусских иконах всегда легко: старшего, Бориса, изображали с уса­ми и бородой, как взрослого мужа, а младшего, Глеба, — безбородым, с длин­ными волосами. На этой иконе у них много атрибутов, которые подчер­кивают кня­жеский статус: это плащи, богатая одежда, вышитая драгоценными камня­ми, мечи (принадлежность князя как предводителя дружины) и, главное, го­ловные уборы. Такие шапки с меховой опушкой в русской иконографии — не­премен­ный знак князя, как корона — знак царя, императора. Если по  сюжету требова­лось, чтобы князь стоял без шапки (например, перед святым), ее всё ра­вно ста­рались изобразить — либо в руках князя, либо у слуг. Борис и Глеб дер­жат кре­сты — это символ принятой ими смерти за Христа. Похожим образом в евро­пейской иконографии в руки мучеников вкладывали пальмовую ветвь — сим­вол торжества и победы над смертью (по Евангелию, пальмовыми ветвями, как царя, люди встречали Иисуса, когда он въезжал в Иерусалим).

____________________________________________________________________

Огненное восхождение Илии Пророка

content_00937web (450x556, 101Kb)

Огненное восхождение Илии Пророка. Русский Север, XVI век. Государственный исторический музей

На иконе показано несколько чудес, происходивших с ветхозаветным пророком Илией. В центре, на фоне алого круга, Илия возносится на небо: согласно биб­лейскому тексту, за ним явилась пламенная колесница, запряженная огненны­ми конями. Иконописец контурно изобразил повозку и лошадей на фоне ог­ненного круга, похожего на солнце. Слева это «солнце» держит ангел — визу­альный намек на то, что колесницу поднял на небеса незримый дух, посланный Богом. В правом верхнем углу — полукруглые линии, которые символизируют Небеса, и Господь, встречающий своего пророка.

Еще две сцены внизу отражают библейские рассказы о чудесном питании Илии в пустыне: слева ангел склонился над пророком, чтобы разбудить его и дать воду и пищу (рядом видны сосуды), а правее еду ему приносит ворон (черная птица на горе).

Наконец, человек, который схватил Илию за плащ, — его уче­ник и преемник пророк Елисей: по тексту он  подобрал упавшую с колесницы милоть  5.

Милоть — одежда, похожая на шубу; овечья шкура, выделанная мехом наружу.

На ико­не Елисей берет ее в руки, будто снимая с плеч Илии, и одно­временно стоит на ней, подбирая ее с  земли.

______________________________________________________________

Святые Власий и Спиридон

content_00562_web (450x630, 146Kb)

Святые Власий и Спиридон. Новгород, около 1407 года. Государственный исторический музей

Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский жили в III–IV веках. Власий — в Малой Азии, Спиридон — на Кипре. Их церковный сан легко опре­делить по омофорам — длинному белому полотну с  крестами, которое спуска­ется с плеч на грудь: это облачение епископов. На иконе святые сидят в окру­жении гор, которые в древнерусском искусстве часто обозначают не горные хребты, а пейзаж как таковой. Наверху иконописец поместил маленькую фи­гуру Христа на облаках, а внизу красочно изобразил скот: разноцветных сви­ней, коров, коз, овец и, вероятно, ослов (между красным быком и серым коз­лом). Согласно житиям, святой Спиридон, уже будучи епископом, пас овец, а Власий исцелял животных — они собирались у его пещеры и ждали, когда свя­той выйдет и поможет им залечить раны. Кроме того, однажды он помог вдове вернуть поросенка, которого утащил волк. Животные на иконе отражают не только житийный эпизод с их исцелением, но и древнерусскую традицию почитания святого Власия. У славян он  превратился в покровителя скота: свя­того называли «коровий бог», а в день его памяти в разных регионах приносили ему в дар масло, приводили к церквям коров, чтобы освятить их, пекли специ­альные хлеба для скота и т. п. Очевидно, что благословляющие жесты у обоих святых относятся не только к молящимся перед иконой людям, но и к изобра­женным на ней зверям.

_______________________________________________________________

Чудо Георгия о змие

content_05131web (500x485, 121Kb)

Чудо Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Государственный исторический музей

Святой Георгий, по легенде, спас дочь языческого царя от дракона, который пожирал одного за другим жителей некого ливийского города. Вариантов ле­генды было несколько: святой либо пронзил змея копьем, либо поразил мечом, либо смирил молитвой. На иконе ангел коронует святого, показывая, что он возвеличен Богом как чудотворец. В крепости видны царь с женой, из‑за плеч у них и из окон выглядывают люди, а внизу изображена спасенная принцесса с веревкой в руках — ею по приказу Георгия девушка обвязала побежден­ного змея и, как на поводке, привела монстра в город. Георгий рассказал испу­ган­ным язычникам о силе Христа, после чего дракона обезглавили.

___________________________________________________________________

Введение во храм

content_05139_web (450x529, 101Kb)

Введение во храм. Вторая половина XVIII века. Государственный исторический музей

По преданию, которое отразилось в Протоевангелии Иакова  6

Протоевангелие Иакова — одно из апокри­фических Евангелий, не признанных канони­ческими и верными. В V веке христианские епископы внесли его в список запрещен­ных книг. Написанный, вероятно, во второй половине II века, этот текст рассказывает о событиях, предшествовавших евангель­ским, в том числе о жизни Богородицы.

и других нека­нонических текстах, престарелые Иоаким и Анна, получив дочь как дар от Бо­га, решили отдать ее в Иерусалимский храм. Когда трехлетнюю Марию отвели туда, она сама взошла по ступеням, не  оглядываясь на родителей. Все это изо­бражено на иконе: за плечами Иоакима и Анны выстроились другие девочки — служительницы храма; перед ними, за маленькой Богородицей, стоят ангелы, а наверху Марию встречает первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.

Над головой Захарии — огненный херувим. В Библии действительно рассказано о херувимах, изображенных в первом Иерусалимском храме. Интересно, что позднее некоторые христианские авторы, к примеру русский игумен Иосиф Волоцкий (1439–1515), ссылались на этот факт, чтобы провести границу между греховным поклонением языческим идолам и благочестивым почитанием икон: раз уже в  библейские времена иудеи почитали единого Бога и рисовали ангелов, это можно делать и христианам. 

За плечами первосвященника на иконе виден занавес: в первом Иерусалимском храме Соломона (X–VI века до н. э.) за занавесом хранились ковчег Завета со скрижалями Моисея, а также манна и посох Аарона, а во втором Храме (516 год до н. э. — 70 год н. э.) — то есть и во времена жизни Марии — за ним была лишь пустота в воспоминание об утраченных святынях. Этот занавес разорвался в момент смерти Христа, что ознаменовало конец Ветхого Завета и начало Нового. Правее изображена глав­ная из святынь, утраченных в период разрушения храма Соломона, символ Вет­хого Завета, — каменные скрижали с  десятью заповедями. В центре компози­ции — Бог-Саваоф на херувимах. Наконец, в левой башне можно разглядеть еще одну небольшую сцену — архангел Гавриил приносит Марии еду, пока она трудится в  храме.

_____________________________________________________________________

Распятие с предстоящими и святой Николай Можайский

content_05219_web (660x434, 115Kb)

Распятие с предстоящими и святой Николай Можайский. XVII век. Государственный исторический музей

На Руси были популярны складные иконы, которые можно носить с собой (сверху на этом двустворчатом складне видны петли для цепочки или верев­ки). Во-первых, икона, как и крест или частица мощей, должна была оберегать человека от зла, а во-вторых, как писали иностранцы  7,

7 Например, в XVII веке об этом писали архидьякон Антиохийской церкви Павел Алеппский и австрийский посол Августин Мейерберг.

молитва русских людей всегда обращена к конкретной иконе, поэтому они обязательно возят с собой образа, чтобы молиться перед ними в пути.

Слева на складне — распятие: над крестом видны солнце и луна (по Евангелию, во время казни Христа солнце померкло), а по сторонам от него — Богородица и юный апостол Иоанн, оба скорбно прикрыли лица руками. В правой части — икона Николая Можайского с мечом в левой руке и церковью в правой: по  ле­генде, именно так он явился однажды татарам, осаждавшим Можайск, пока­зывая, что будет защищать этот город. 

___________________________________________________________

Рождество Христово

content_05130_web (450x626, 132Kb)

Рождество Христово. Псков, вторая половина XVI века. Государственный исторический музей

На этой иконе изображено множество сюжетов, связанных с рождением Спаси­теля. На лежащую в центре Марию с Младенцем с небес изливается благодать от Бога-Отца (в лучах можно разглядеть и фигуру Святого Духа, так что на ико­не изображена вся Троица). Слева от Бога-Отца — два ангела, которые славят ро­ждение Мессии, а справа еще один ангел приводит пастуха поклониться Мла­денцу. Пастух стоит ниже, у дерева, а еще один пастух, в шкурах и с тонким посохом, изображен в самом низу иконы. В пещере, где, по преданию, родился Христос (в гостиницах не нашлось места), видны осел и вол. Слева от Богороди­цы — три волхва: по средневековым толкованиям, эти мудрецы с Востока были царями и звали их Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они пришли в пещеру вслед за пастухами, чтобы принести дары Мессии.

В одном из нижних углов изображена сцена, предшествовавшая Рождеству: ангел является Иосифу во сне и сообщает, что зачатие Марии было непороч­ным, а ребенок, которого она ждет, будет Спасителем, и ему нужно дать имя Иисус (Мф. 1:19–21). Наконец, в четвертом углу бабы-повитухи омывают Младенца. У этой сцены есть несколько значений. Во-первых, она отсылает к апокрифическим рассказам о повитухах, которых привел Иосиф, но кото­рые оказались не нужны Богородице. Например, в Протоевангелии от  Иакова говорится, что повитуха Соломония отказалась поверить в непорочное зачатие и рождение, и из-за этого у нее отнялись руки. Впрочем, она быстро исцели­лась, убедившись, что все рассказанное правда, и  взмолившись Богу. Во-вто­рых, эта сценка подчеркивает, что Христос родился во плоти, как всякий чело­век, и за ним нужно было ухаживать, как за всеми младенцами. В-третьих, после того, как утвердилась практика крестить не взрослых людей, а новоро­жден­ных детей, сцена у купели могла символиче­ски напоминать важнейший обряд крещения, который делает людей последо­вателями Христа.

____________________________________________________________________

Сошествие Святого Духа

content_3web (450x672, 126Kb)

Сошествие Святого Духа. Новгород, XV век. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Икона посвящена одному из важнейших праздников, который называют Духов день, Троица или Пятидесятница (50-й день после Пасхи). В Деяниях апостолов сказано, что на 40-й день после воскресения Христос вознесся на небеса, а еще через десять дней собравшиеся вместе апостолы услышали шум с небес и уви­дели огненные языки — они сошли на учеников, те чудесным образом за­гово­рили на разных языках и смогли проповедовать Евангелие по всему миру.

На иконе изображаются двенадцать апостолов (с Матфеем, которого избрали вместо предателя Иуды). Вверху — полукруг, обозначающий небеса, с огнен­ными языками, а прямо под ним, на престоле, — Богородица: хотя тексты не упоми­нают ее, на иконах Мария непременно появляется в этом сюжете. Два  здания за плечами Богоматери соединяет красная ткань, которую в ико­ногра­фии на­зывают «велум» (от  лат. velum — «парус»). Велум часто можно увидеть в компо­зициях с Богородицей: по преданию, в детстве Мария ткала багряную завесу для Иерусалимского храма, а в момент смерти Христа она разорвалась, проведя черту между Ветхим и Новым Заветами. Наконец, внизу иконы, в тем­ном ова­ле, коронованная фигура раскрывает белый платок с двенадцатью свит­ками. Это Царь-Космос, персонификация мира, зовет апостолов проповедо­вать Хри­ста народам.

____________________________________________________________

Покров Пресвятой Богоматери

content_17anons (450x538, 97Kb)

Покров Пресвятой Богоматери. XIV век. A3V / Новгородский музей-заповедник

Иконы «Покров Пресвятой Богоматери» посвящены празднику который, веро­ятно, зародился в Византии, но широко распространился только на Руси. Воз­ник он благодаря чудесам, связанным с Влахернским храмом в Константино­поле. Во-первых, там хранился чтимый образ Богородицы, и каждую неделю во  время богослужения прикрывавшая его ткань поднималась и парила в возду­хе. Во-вторых (это чудо описано в популярном на Руси греческом Житии Анд­рея Юродивого, или Константинопольского), однажды во Влахернском храме появилась Богородица с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом. Мария сняла с головы полотно и распростерла его над стоявшими людьми, показывая, что защищает христиан.

В Северо-Западной Руси богородичный культ был очень силен, поэтому празд­нику посвящены многие храмы и иконы. На этом образе — новгородский вари­ант иконографии: Богоматерь стоит на фоне русского пятиглавого собора (а во­все не Влахернской базилики), а ее мафорий  8 держат ангелы.

Мафорий — длинный женский плат.

Справа от Ма­рии — святители в епископских одеждах, слева — ангелы. Внизу, справа от хра­мовых врат, святые во главе с Романом Сладкопевцем. Этот человек служил во Влахернском храме и написал акафист  9  

Акафист — торжественное песнопение.

Богородице: свиток с акафистом изображен в его руке. Слева от ворот полуобнаженный человек протянул руку прямо к Богородице — его фигуру иконописец удлиняет, чтобы зрительно вы­делить в композиции. Это юродивый Андрей, визионер, которому открылось чудо: он указывает на Богородицу своему ученику Епифанию.

_________________________________________________________

Успение Богородицы

content_2web (450x682, 136Kb)

Успение Богородицы. XV век. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

На иконах Успения изображается прощание первых христиан с Богородицей: Мария лежит на смертном одре, вокруг собрались апостолы (по легенде, Господь чудесным образом перенес их всех по воздуху в  Иерусалим) и другие ученики Христа, включая первых епископов Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского, Иакова Иерусалимского и Дионисия Ареопагита — они изображе­ны в белых фелонях  с  крестами. Богородица показана не только в земной, но и в посмертной жизни: над смертным ложем ее  душу держит в руках Хри­стос (на многих иконах еще выше изображены ангелы, которые возносят ее на  небеса). Иконописец окружил Христа мандорлой  10, 

10 Мандорла — овальная фигура, знак святости.

которую образуют фигуры ангелов и шестикрылых херувимов. Кончики крыльев верхнего херу­вима выходят за границы мандорлы — автор сделал их красными, как всполохи огня. Внизу изображено еще одно чудо: по преданию, иудейский священник Афония решил остановить еретическую, с его точки зрения, процессию христиан и сбросить Богородицу с одра, но невидимый ангел отсек ему руки. Ужаснувшийся священник поверил в Христа и был исцелен. На иконе виден и ангел с мечом, и красная кровавая линия, которая отделяет кисти рук Афонии.

___________________________________________________________

Крещение

content_1 (450x562, 126Kb)

Крещение. Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

На иконе изображено Крещение Господне: слева на берегу стоит Иоанн Крести­тель, справа — ангелы, в  реке — Христос. Однако, если приглядеться, можно обнаружить еще двух персонажей. Под ногами Иисуса изображены полунагие синие человечки, сидящие в потоках Иордана. Они олицетворяют два исто­ка реки  — Иор и Дан. Такие фигуры-персонификации (земли, моря, ве­тра и пр.) христиане позаимствовали из  античного искусства — их часто можно увидеть на иконах и миниатюрах. Выглядят они как люди в  набедренных по­вязках, которые отличаются от других персонажей необычным цветом кожи.

Иногда иконы такого типа также называются «Богоявление». Когда Христос крестился в Иордане, с небес на него сошел Святой Дух в образе голубя и раз­дался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Так впервые были явлены три ипостаси Бога: Отец, Сын и Дух Свя­той. В  верхней части иконы виден полукруг — символ небес, луч света, кото­рый нисходит на Христа. В центре луча изначально был изображен маленький белый голубь, Свя­той Дух — но икона плохо сохранилась, и  разглядеть его уже невозможно. Место, где он находился, луч охва­тывает, образуя круг, — это значило, что голубь находится в лучах Божьей бла­годати.

__________________________________________________________

Преподобный Симеон Столпник

content_4web (425x700, 115Kb)

Преподобный Симеон Столпник. Конец XV века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Иконография столпников  11 

11 Столпник — христианский подвижник, святой, совершающий подвиг стояния на стол­пе. 

в русском искусстве строится с помощью двух главных фигур — столпа-башни и стоящего на ней святого. Праведника обычно изображают по пояс и так же крупно, как башню внизу. В результате получа­ется специфический образ, напоминающий шахматную фигуру.

На этой иконе видна лестница, ведущая в башню, а сверху — площадка, на ко­торой много лет стоял подвижник, молясь, проповедуя и помогая людям. С башни свешиваются кувшин и корзина, в  которых Симеону поднимали еду и воду, а в правом нижнем углу изображен колодец. Это маленькая визуальная подсказка. Икона посвящена Симеону Столпнику, но какому именно, трудно сказать: в  христианской традиции есть два широко почитаемых столпника по имени Симеон — Симеон Антиохийский (IV–V века) и Симеон Младший Дивногорец (VI век). В житиях обоих рассказано, как они создавали источники, спасая умирающих от жажды паломников. Как и в случае других святых, но­сивших одинаковые имена и творивших похожие чудеса, образы двух Симео­нов часто смешивались. Старший из святых прожил некоторое время в колод­це, прежде чем построить первый столп. Колодцу отведено также важное место в Житии Симеона Младшего: рядом с его столпом был неиссякавший колодец, и водой из  него лечились многие люди. Скорее всего, на иконе изображен именно Дивногорец и его чудотворный колодец.

____________________________________________________________

«О Тебе радуется»

content_5web (450x563, 170Kb)

«О Тебе радуется». Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

«О Тебе радуется…» — известное в православной церкви песнопение, по­священное Богородице: его создал Иоанн Дамаскин — богослов, живший в VII–VIII веках. Начинается песнопение словами: «О Тебе радуется, Благо­датная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть…».

Эти строки изображаются на русских иконах. На новгородском образе сверху виден собор («освященный храме») на белом фоне с деревьями — традицион­ное иконографическое обозначение рая («раю словесный»). Богородица сидит в центре, на престоле, окруженная осиянием славы  12,

12 Слава — знак святости, сияние, которое охватывает всю фигуру.

с Младенцем на руках («из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть»), а вокруг стоят ангелы («ангель­ский собор»). Ниже — разные чины святости: пророки, святители, мученики, преподобные и др., которые показывают «человеческий род». А ближе всех к Богородице стоит Иоанн Дамаскин — он протягивает Марии свиток с напи­санным им текстом.

___________________________________________________________________

Три отрока в пещи огненной

content_6web (450x570, 150Kb)

Три отрока в пещи огненной. Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

В ветхозаветной Книге пророка Даниила рассказано о том, как во времена вави­лонского пленения три еврейских отрока отказались поклоняться золотому идолу и были за это брошены по приказу царя Навуходоносора в печь. Однако в огне им явился ангел (позднее христианские авторы утверждали, что это был архангел Михаил) и встал рядом, спасая их от огня. Чудо удивило Навуходоно­сора, и он приказал прославить иудейского Бога. Это ветхозаветное событие изображено на иконе: три безбородых юноши в  ярких иудейских шапках стоят в печи рядом с ангелом; внизу — павшие ниц халдеи (жители Вавилона); спра­ва — Навуходоносор на троне. Нагая фигура с копьем и щитом, стоящая сверху на колонне, — тот самый идол, которому не поклонились отроки. Идолы в ико­ногра­фии чаще всего изображались так, как здесь: нагими монохромны­ми фи­гурами. Это отсылка к нагим античным статуям, которые христиане ви­дели на всей территории бывшей Римской империи. На Руси такие скульптуры на­зывали просто — еллинские и римские истуканы (идолы).

_________________________________________________________________

Чудо архангела Михаила в Хонех

content_10web (450x555, 388Kb)

Чудо архангела Михаила в Хонех. Новгород, XV–XVI века.   Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

В христианстве архангел Михаил — самый почитаемый из небесных духов, архистратиг (предводитель) ангелов, победитель дьявола и герой множества историй. Чудо архангела Михаила в Хонех изображали на иконах и фресках, ему посвящали храмы и монастыри, например несохранившийся Чудов монастырь в  Московском Кремле.

По легенде, во Фригии  13,

13 Фригия располагалась на территории современной Турции.

в городе Колоссы (другое название — Хоны, «рассе­лина»), в храме, посвященном архангелу Михаилу, служил пономарь Архипп Херотопский. Однажды язычники захотели уничтожить церковь с помощью реки: они объединили два потока и направили их на храм. Архипп начал мо­литься, и тогда архангел Михаил ударил по горе, а вся вода хлынула в обра­зовавшуюся расселину. На иконах кроме Архиппа и архангела Михаила тра­диционно изображают горы, храм и, главное, спасительный удар посохом, который образует в земле углубление, — и реку, устремляющуюся туда, закручиваясь, как змея.

___________________________________________________________________

Вознесение

content_11web (450x617, 114Kb)

Вознесение. Псков, 1542 год. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Вознесение — один из главных христианских праздников, событие, которое произошло через 40 дней после воскресения Христа. Два Евангелия и Деяния апостольские рассказывают, что Христос вознесся на  глазах учеников, «и обла­ко взяло его из вида их» (Деян. 1:9), а два мужа в белых одеждах (ангелы) сказа­ли апостолам, что так же, как он вознесся, Мессия вернется на землю. На ико­нах при этом традиционно изображали не только апостолов, ангелов и возносящегося Хри­ста, но и Богородицу.

На этом псковском образе Спаситель окружен осиянием славы, причем снизу эту сферу поддерживают и  возносят на небо два ангела; еще четыре ангела трубят в трубы. Но самая интересная деталь — ниже: под ногами Христа виден желтый овальный предмет. Это камень, на котором, по средневековой легенде, отпечатался след Иисуса перед тем, как он вознесся на небеса. Камень хранится в храме Вознесения в  Иерусалиме, паломники приходили и приходят к нему как к одной из самых почитаемых реликвий. На  средневековых европейских изображениях Вознесения можно увидеть этот камень с крупными отпечатка­ми человеческих ног.

________________________________________________________________

Видение пономаря Тарасия

content_12web (450x557, 113Kb)

Видение пономаря Тарасия. Новгород, XVI–XVII века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Одна из редких икон, изображающих открывшееся видение. По Житию Вар­лаама Хутынского, в 1505 году пономарю Хутынского монастыря в Новгороде Тарасию явился святой Варлаам и трижды велел ему подняться на крышу цер­кви и посмотреть на город. В первый раз Тарасий с ужасом увидел, что озеро Ильмень поднялось и готово затопить Новгород. Во второй раз — грозных анге­лов, которые стреляли в  людей огненными стрелами, несущими моровую язву. При этом на земле ангелы-хранители проверяли по  книгам жизни, суждено ли их подопечным пережить мор. Если человек был записан в книге, ангел кропил его водой, и тот выздоравливал; если нет — печальный ангел улетал на небо, а человек умирал. Наконец, в третий раз Тарасий увидел огненную тучу, навис­шую над городом. Все это знаменовало гнев Божий за  грехи новгородцев. Как и во многих средневековых видениях, кару смягчило заступничество Богороди­цы: после молитвы Варлаама потоп (поднявшееся озеро) не был послан на лю­дей, город поразили только мор (ангельские стрелы) и пожар (огненная туча). И эпидемия, и пожар действительно случились в Новгороде в 1506–1508 годах, а история о видении была написана, вероятно, в 1515-м.

Сверху на иконе изображена Троица на престоле с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем; по сторонам — разные чины ангелов и святых. Ниже, под облаками, разворачивается видение: ангелы пускают стрелы, под ними видна огненная туча, а сбоку — поднявшееся озеро. Левее изображен Хутын­ский монастырь (причем церковь показана изнутри, виден иконостас) и Тара­сий, который взбирается по  лесенке и смотрит на знамение с купола. Внизу, в самом городе и даже на реке, ангелы-хранители с  книгами проверяют, что ждет их подопечных.

___________________________________________________

Омовение ног. Взятие Христа под стражу. Поругание Христа

content_13web (700x251, 81Kb)

Иван Дерма Ярцев и Андрей Лаврентьев. Омовение ног. Взятие Христа под стражу. Поругание Христа. 1509 год. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Эта трехчастная икона с евангельскими сценами показывает три последова­тельных события. Слева Христос моет ноги ученикам; как говорит Евангелие от Иоанна, Иисус омыл ноги апостолам и сказал: «Итак, если Я, Господь и Учи­тель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14–17). В память об этом в католической церкви в Великий четверг, перед Пасхой, священник омывает ноги двенадцати прихожанам. В православной церкви ноги омывает архиерей священникам, но обряд совершается редко.

Центральная часть иконы — арест Христа в Гефсиманском саду: Иуда целует своего учителя, указывая стражникам, кого нужно арестовать, а левее апостол Петр отсекает ухо рабу первосвященника, пытаясь защитить Христа (Иисус потом исцелил раба и запретил апостолам сражаться).

Справа — иудеи глумятся над арестованным Христом, танцуют, играют в бубны и трубы. Если приглядеться, у воина на центральном образе и у пяти солдат в сцене поругания на головах надеты шлемы с диагональными прорисями сзади. Это типичные «хохлатые» шлемы, которыми обозначали грешных вои­нов. Такой знак появился на русских иконах как гибрид шишака, непременного элемента воинской амуниции, и вздыбленных волос, которыми обозначали демонов и грешников.

____________________________________________________________

Великомученик Федор Стратилат с житием

content_14web (450x556, 111Kb)

Великомученик Федор Стратилат с житием. XVI век. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Житийные иконы состоят из двух частей: средника с фигурой святого и множе­ства клейм, которые опоясывают центральный образ и показывают важнейшие сцены из его жития. Читать клейма нужно, как текст, слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник.

На иконе изображен живший в III–IV веках великомученик Федор Стратилат, в воинских доспехах и с  круглым щитом за плечами. Четыре верхних клейма начинают рассказ о его жизни. Первая сцена — победа над змеем: по легенде, Федор убил в поле дракона, который угрожал жителям города Евхаит в  Малой Азии. После этого он был избран военачальником (стратилатом) города Гера­клеи  14 

14 На этом месте сейчас расположен турецкий город Эрегли.

и обратил местных жителей в христианство. Вторая сцена — Федор принимает послов римского императора Лициния, который был недоволен этим известием, и приглашает императора в город, пообещав устроить празд­ник в честь языческих божеств. Следом — явление Христа: он сказал, что не ос­тавит святого. На следующих клеймах — встреча Федора с императором в воро­тах: он берет у Лициния золотых идолов римских богов (маленькие нагие жел­тые фигурки) и разбивает их на наковальне, а куски золота раздает бедным. После этого Федора арестовывают и начинают пытать. После разных истязаний (в клейме видно, как его бьют плетьми и сдирают кожу железными кошками) мученика распяли на кресте, но от смерти его спас ангел. Увидев чудо, горожа­не заступились за Федора — он смог установить в городе порядок, освободить узников и только после этого он добровольно сдался властям, и ему отсекли голову. В последнем клейме изображено перенесение мощей Федора в его род­ной Евхаит, который он избавил от  дракона.

___________________________________________________________________

Поклонение веригам апостола Петра

content_15web (438x700, 151Kb)

Поклонение веригам апостола Петра. 1538 год. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

По рассказу из апостольских Деяний, в 42 году, когда начались гонения на хри­стиан, иудейский царь Ирод Агриппа приказал арестовать апостола Петра. В темнице его сковали двумя цепями, однако вскоре явился ангел, чтобы осво­бодить апостола: «Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И  цепи упали с рук его» (Деян. 12:1–9). Цепи (вериги), которые остались в тюрьме, взяли христиане и  хранили как реликвию. В 439 году иерусалимский патриарх подарил вериги Петра византийской императрице Евдокии, и их пе­ренесли в Константинополь. Одну из цепей Евдокия послала в Рим — она и  се­годня хранится в специально возведенном для этого храме Сан-Пьетро-ин-Винколи (Свя­той Петр в  оковах). Вторая цепь осталась в Константинополе.

На иконе показаны две сцены. Основное пространство занимает изображе­ние константинопольского храма с веригами: цепи вынесены, перед ними скло­нился император, за ним стоит епископ и люди, которые пришли поклониться реликвии. Правее — главное событие из Деяний: ангел выводит Петра из  тем­ницы, рядом лежат спящие охранники.

________________________________________________________________________

Синодик

content_16anons (450x545, 118Kb)

Синодик. 1700-е. Фотография В. В. Чистякова / Новгородский музей-заповедник

В XVII веке на Руси широко распространились лицевые, то есть иллюстриро­ванные, синодики — рукописные сборники с миниатюрами, посвященные человеческой смерти и загробной участи. Тексты и  изображения рассказывали, что на третий день после смерти душа возносится на небо и проходит посмерт­ные испытания на «мытарственных (налоговых) станциях», где ее поджидают бесы и пытаются найти неисповеданные грехи. Если демонам не удалось бро­сить душу прямо в ад, она идет дальше и еще 37 дней путешествует в сопро­вождении ангела.

Изображения из синодиков постепенно перекочевали в храмовые образы — в том числе на эту редкую четырехчастную новгородскую икону. Мы видим, что слева вверху ангел показывает умершему райские красоты: это продол­жается шесть дней, и душа «забывает скорбь, прежде бывшую ей от разлучения телеснаго». Справа изображен девятый день после смерти. Душа поклоняется Богу (крохотная нагая фигурка склонилась у ног Христа), а на земле, в церкви, люди поминают умершего. Дальше, до 39-го дня, душе показывают адские му­чения: в третьей части иконы видны шесть пещер, где страдают разные греш­ники (блудникам и прелюбодеям — червь неусыпающий и скрежет зубовный; клеветники, лжесвидетели и  льстецы подвешены за языки и т. п.). Наконец, в сороковой день душа снова поклоняется Богу, и он  определяет, где ей быть до Страшного суда, а на земле, в церкви, снова творят поминовение.

Представления о загробном хождении души определяют поминальный цикл, а икона позволяет наглядно увидеть, почему нужно молиться за умершего именно в третий, девятый и сороковой дни.

________________________________________________________________

Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский

content__-VIII-6267_1-2web (660x246, 66Kb)

Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский. Конец XVIII века. Государственный исторический музей

После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын от первой жены — Федор. Еще один сын Грозного, малолетний Дмитрий, родившийся от неза­конной седьмой жены Марии Нагой, был удален с  родней в Углич — там Нагие жили под присмотром царского дьяка Михаила Битяговского. 15 мая 1591  года царевича нашли мертвым, с перерезанным горлом. Мария немедленно обви­нила в убийстве родных Битяговского: сына Данилу и племянника Никиту. Угличане, прибежавшие на крик, поймали и убили их  всех, включая самого дьяка. Однако следственная комиссия во главе с будущим царем Василием Шуйским устано­вила, что доказательств убийства нет: царевич, вероятно, ранил сам себя в при­ступе эпилепсии, а  расправа с царскими людьми была незаконной. Угличан отправили в ссылку.

Однако вскоре началась смута, в 1606 году Шуйского выбрали царем, и он был вынужден отбиваться от  войск очередного самозванца, называвшего себя вы­жившим царевичем Дмитрием. Чтобы доказать, что царевич мертв, Шуйский изменил свои показания и начал утверждать, что царевича на самом деле зарезали по приказу Бориса Годунова, а сам он скрывал это, чтобы Годунов не расправился и с ним.

В результате царевич оказывался не самоубийцей, а невинноубиенным. Его мощи перевезли в Москву, от  них начали происходить чудеса, и Димитрия канонизировали как страстотерпца (то есть погибшего в  беззлобии от рук единоверцев). Любой Лжедмитрий теперь оказывался вдвойне грешником, так как претендовал на то, что прославленный царевич не был убит и не стал святым (впрочем, это не  остановило самозванцев).

Это детективное событие конца XVI века и изображено на иконе. В ее центре — святой Димитрий с  пальмовой ветвью, знаком мученика, в XVIII веке заим­ствованным иконописцами из европейского искусства. Слева от царевича — первые сцены: выход на прогулку, убийство и оплакивание тела (чуть выше убийцы пытаются бежать из города). Справа — развязка драмы: убийцы пыта­ются сло­мать двери на колокольню, где звонарь собирает людей, и погибают, забитые угличанами.

_____________________________________________________________

Праведный Артемий Веркольский

content__-VIII-1713_1web (450x530, 124Kb)

Праведный Артемий Веркольский. Начало XVIII века. Государственный исторический музей 

Композиция этой поздней иконы уже не традиционно древнерусская: нет раз­деления на средник и  опоясывающие клейма с житием — вместо этого фигура святого и повествовательные сцены оказываются в одном пространстве. Почи­таемый на Русском Севере святой Артемий Веркольский (1532–1545) — один из редких святых, который известен не благодаря каким-то делам, совершен­ным при жизни, а из-за необычной смерти. Его, 13-летнего подростка, роди­тели послали в поле, и там мальчика убило молнией. На Руси людей, погибших «напрасной», внезапной смертью, как и колдунов, ведьм и прочих «нечистых» покойников, иногда не хоронили в земле, так как считалось, что такой мертвец был тайным грешником и  его похороны могут вызвать неурожай (известная история о том, что труп Лжедмитрия выкопали из земли и сожгли или выстре­лили им из пушки, связана как раз с тем, что в народе пошли слухи о неурожае и  страшных знамениях над телом «колдуна»-самозванца). Погибшего Артемия положили в поле и прикрыли ветками. По житию, в 1577 году дьякон Агафоник увидел над этим местом свет. Тело нашли нетленным, перенесли в церковь, от мощей начали происходить чудеса, и Артемий стал широко почитаемым святым. На иконе он изображен несколько раз: родители посылают его на ра­боту, он пашет землю, лежит убитый (самого момента удара молнией тут нет), к его телу в облаках слетает ангел и, выше, относит его душу Христу.

_________________________________________________________________________

Блаженный Иаков Боровичский

content__-VIII-302_1web (450x538, 78Kb)

Блаженный Иаков Боровичский. XVIII–XIX века. Государственный исторический музей 

Иаков Боровичский, как и Артемий Веркольский, — необычный святой, кото­рый прославился только после смерти. О жизни Иакова неизвестно практиче­ски ничего. По житию, зимой 1540 года к селу Боровичи у  Новгорода против течения приплыла льдина, на которой стояла обгорелая колода (гроб) с мерт­вым телом подростка. Люди отталкивали льдину, но она возвращалась назад, а потом юноша явился во сне старейшинам, назвался Иаковом и сказал: «Я такой же хри­стианин, как и вы. Не гоните меня». Тело похоронили, на мо­гиле начались чу­деса, и Иаков стал почитаться святым. В 1657 году мощи перенесли в  Иверский монастырь на Валдае. На иконе святой стоит на фоне этого монастыря (вверху слева — икона Иверской Богоматери, которой по­священа обитель) в набедрен­ной повязке, как аскет, со скрещенными на  груди руками. С одной стороны, в такой позе его описал в своем видении патриарх Никон. С другой — это тра­диционная иконографическая поза мертвеца или человека, символически умирающего для мира: отшельника, юродивого или монаха, принимающего постриг. Такой жест подчеркивает аскетическую и  молитвенную жизнь, которую по преданию провел Иакова.

____________________________________________________________________

Воскресение. Сошествие во ад

content_00392web (406x700, 459Kb)

Воскресение. Сошествие во ад. Вологда, XVI век. Из книги K. Onasch «Altrussische Ikonen», 1977 год

На иконе Христос спускается в ад. Согласно церковному преданию (в Новом Завете этой истории нет), это слу­чилось в первые дни после распятия Иисуса, до его воскресения на земле. Апо­крифическое  15 

15 Апокриф — текст, который христианские епископы и богословы признавали не вполне до­стоверным, сомнительным или просто ложным.

Евангелие от Никодима рассказывает, что дьявол хотел за­крыться и спастись от Христа в аду, но врата ада сломались, как только Иисус подошел к ним, и все праведники вышли из преисподней. Внизу на иконе, на темном фоне, видны квадратные замки и топор — это разрушенные запоры ада и символ мучений его бывших пленни­ков. Первыми ад покидают праро­дители человечества: Христос держит за руку Адама, а с  другой стороны в красной одежде стоит Ева (из-за их первородного греха и сами они, и все их потомки после своей смерти и до самого прихода Христа мучались в преисподней). Над Адамом — цари Давид и  Соломон (в коронах), пророк Захария, Даниил (на голове у него традиционная в иконо­графии иудейская шапка) и последний из пророков — Иоанн Креститель. Над Евой Моисей ведет за собой иудеев. Узниками ада вместо спасенных Христом праведников стали дьявол и его слуги: внизу, под сломанными вратами ада (на них стоит Христос), два ангела бьют бесов длинными трезубцами.

arzamas.academy

(Продолжение следует)

preview_icon_picture-9dffce67-6c97-41c8-901d-bb669447a677 (360x360, 2Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История иконы Антонов | panimarina - Дневник panimarina | Лента друзей panimarina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»