Дмитрий Антонов. Историк, исследователь древнерусской культуры и иконографии
Святой Никола в житии
Святой Никола в житии. Первая половина XVI в. Государственный Эрмитаж
Святой Николай был епископом Мир Ликийских (иначе говоря, города Мира в Ликии). На Руси его обычно изображали в белой фелони 1 с крестами.
1 Фелонь — верхнее одеяние без рукавов, которое сегодня носят священники, а раньше носили также и епископы.
На иконе мы видим его в полный рост, в левой руке он держит Евангелие (такая иконография называется «Никола Зарайский» — в честь конкретного образа, по легенде XIII века, перенесенного в Зарайск из Корсуни 2).
2 Древнерусское название Херсонеса.
Справа и слева от Николы в красных кругах две фигуры — это Христос и Богоматерь «в славе» (знак святости, сияние, которое охватывает всю фигуру, как нимб — голову святого). Так на иконах демонстрировали знаменитое «Никейское чудо». По легенде, на Вселенском соборе 325 года в городе Никея святой Николай сначала обличал, а потом ударил по щеке Ария 3,
3 Арий — основатель арианства, течения христианства, которое отрицало божественную природу Христа и было распространено в Римской империи, на Востоке и т. п.
который отрицал божественную природу Христа. Так как клирики не должны впадать в гнев и тем более поднимать руку на человека, Николая лишили сана и посадили в заключение, в башню. После этого участникам собора было видение, в котором Богородица вернула Николаю знак епископской власти — омофор 4,
4 Омофор — длинная полотняная лента с вышитыми крестами, которая свисает с плеч.
а Христос передал ему Евангелие. Николая немедленно вернули в служение, а учение Ария анафемствовали. Евангелие можно разглядеть в руках Христа (и в левой руке Николая), а омофор — в руках Богородицы (и на плечах святого).
_____________________________________________________________
Святые Борис и Глеб
Святые Борис и Глеб. Новгород, около 1335 года. Государственный исторический музей
Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, крестителя Руси, — первые русские святые, убитые в 1015 году, вероятно, по приказу их брата Святополка (хотя некоторые историки считают иначе) и канонизированные как страстотерпцы (то есть погибшие от рук единоверцев) уже в том же XI веке. Отличить братьев на древнерусских иконах всегда легко: старшего, Бориса, изображали с усами и бородой, как взрослого мужа, а младшего, Глеба, — безбородым, с длинными волосами. На этой иконе у них много атрибутов, которые подчеркивают княжеский статус: это плащи, богатая одежда, вышитая драгоценными камнями, мечи (принадлежность князя как предводителя дружины) и, главное, головные уборы. Такие шапки с меховой опушкой в русской иконографии — непременный знак князя, как корона — знак царя, императора. Если по сюжету требовалось, чтобы князь стоял без шапки (например, перед святым), ее всё равно старались изобразить — либо в руках князя, либо у слуг. Борис и Глеб держат кресты — это символ принятой ими смерти за Христа. Похожим образом в европейской иконографии в руки мучеников вкладывали пальмовую ветвь — символ торжества и победы над смертью (по Евангелию, пальмовыми ветвями, как царя, люди встречали Иисуса, когда он въезжал в Иерусалим).
____________________________________________________________________
Огненное восхождение Илии Пророка
Огненное восхождение Илии Пророка. Русский Север, XVI век. Государственный исторический музей
На иконе показано несколько чудес, происходивших с ветхозаветным пророком Илией. В центре, на фоне алого круга, Илия возносится на небо: согласно библейскому тексту, за ним явилась пламенная колесница, запряженная огненными конями. Иконописец контурно изобразил повозку и лошадей на фоне огненного круга, похожего на солнце. Слева это «солнце» держит ангел — визуальный намек на то, что колесницу поднял на небеса незримый дух, посланный Богом. В правом верхнем углу — полукруглые линии, которые символизируют Небеса, и Господь, встречающий своего пророка.
Еще две сцены внизу отражают библейские рассказы о чудесном питании Илии в пустыне: слева ангел склонился над пророком, чтобы разбудить его и дать воду и пищу (рядом видны сосуды), а правее еду ему приносит ворон (черная птица на горе).
Наконец, человек, который схватил Илию за плащ, — его ученик и преемник пророк Елисей: по тексту он подобрал упавшую с колесницы милоть 5.
5 Милоть — одежда, похожая на шубу; овечья шкура, выделанная мехом наружу.
На иконе Елисей берет ее в руки, будто снимая с плеч Илии, и одновременно стоит на ней, подбирая ее с земли.
______________________________________________________________
Святые Власий и Спиридон
Святые Власий и Спиридон. Новгород, около 1407 года. Государственный исторический музей
Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский жили в III–IV веках. Власий — в Малой Азии, Спиридон — на Кипре. Их церковный сан легко определить по омофорам — длинному белому полотну с крестами, которое спускается с плеч на грудь: это облачение епископов. На иконе святые сидят в окружении гор, которые в древнерусском искусстве часто обозначают не горные хребты, а пейзаж как таковой. Наверху иконописец поместил маленькую фигуру Христа на облаках, а внизу красочно изобразил скот: разноцветных свиней, коров, коз, овец и, вероятно, ослов (между красным быком и серым козлом). Согласно житиям, святой Спиридон, уже будучи епископом, пас овец, а Власий исцелял животных — они собирались у его пещеры и ждали, когда святой выйдет и поможет им залечить раны. Кроме того, однажды он помог вдове вернуть поросенка, которого утащил волк. Животные на иконе отражают не только житийный эпизод с их исцелением, но и древнерусскую традицию почитания святого Власия. У славян он превратился в покровителя скота: святого называли «коровий бог», а в день его памяти в разных регионах приносили ему в дар масло, приводили к церквям коров, чтобы освятить их, пекли специальные хлеба для скота и т. п. Очевидно, что благословляющие жесты у обоих святых относятся не только к молящимся перед иконой людям, но и к изображенным на ней зверям.
_______________________________________________________________
Чудо Георгия о змие
Чудо Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Государственный исторический музей
Святой Георгий, по легенде, спас дочь языческого царя от дракона, который пожирал одного за другим жителей некого ливийского города. Вариантов легенды было несколько: святой либо пронзил змея копьем, либо поразил мечом, либо смирил молитвой. На иконе ангел коронует святого, показывая, что он возвеличен Богом как чудотворец. В крепости видны царь с женой, из‑за плеч у них и из окон выглядывают люди, а внизу изображена спасенная принцесса с веревкой в руках — ею по приказу Георгия девушка обвязала побежденного змея и, как на поводке, привела монстра в город. Георгий рассказал испуганным язычникам о силе Христа, после чего дракона обезглавили.
___________________________________________________________________
Введение во храм
Введение во храм. Вторая половина XVIII века. Государственный исторический музей
По преданию, которое отразилось в Протоевангелии Иакова 6
6 Протоевангелие Иакова — одно из апокрифических Евангелий, не признанных каноническими и верными. В V веке христианские епископы внесли его в список запрещенных книг. Написанный, вероятно, во второй половине II века, этот текст рассказывает о событиях, предшествовавших евангельским, в том числе о жизни Богородицы.
и других неканонических текстах, престарелые Иоаким и Анна, получив дочь как дар от Бога, решили отдать ее в Иерусалимский храм. Когда трехлетнюю Марию отвели туда, она сама взошла по ступеням, не оглядываясь на родителей. Все это изображено на иконе: за плечами Иоакима и Анны выстроились другие девочки — служительницы храма; перед ними, за маленькой Богородицей, стоят ангелы, а наверху Марию встречает первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.
Над головой Захарии — огненный херувим. В Библии действительно рассказано о херувимах, изображенных в первом Иерусалимском храме. Интересно, что позднее некоторые христианские авторы, к примеру русский игумен Иосиф Волоцкий (1439–1515), ссылались на этот факт, чтобы провести границу между греховным поклонением языческим идолам и благочестивым почитанием икон: раз уже в библейские времена иудеи почитали единого Бога и рисовали ангелов, это можно делать и христианам.
За плечами первосвященника на иконе виден занавес: в первом Иерусалимском храме Соломона (X–VI века до н. э.) за занавесом хранились ковчег Завета со скрижалями Моисея, а также манна и посох Аарона, а во втором Храме (516 год до н. э. — 70 год н. э.) — то есть и во времена жизни Марии — за ним была лишь пустота в воспоминание об утраченных святынях. Этот занавес разорвался в момент смерти Христа, что ознаменовало конец Ветхого Завета и начало Нового. Правее изображена главная из святынь, утраченных в период разрушения храма Соломона, символ Ветхого Завета, — каменные скрижали с десятью заповедями. В центре композиции — Бог-Саваоф на херувимах. Наконец, в левой башне можно разглядеть еще одну небольшую сцену — архангел Гавриил приносит Марии еду, пока она трудится в храме.
_____________________________________________________________________
Распятие с предстоящими и святой Николай Можайский
Распятие с предстоящими и святой Николай Можайский. XVII век. Государственный исторический музей
На Руси были популярны складные иконы, которые можно носить с собой (сверху на этом двустворчатом складне видны петли для цепочки или веревки). Во-первых, икона, как и крест или частица мощей, должна была оберегать человека от зла, а во-вторых, как писали иностранцы 7,
7 Например, в XVII веке об этом писали архидьякон Антиохийской церкви Павел Алеппский и австрийский посол Августин Мейерберг.
молитва русских людей всегда обращена к конкретной иконе, поэтому они обязательно возят с собой образа, чтобы молиться перед ними в пути.
Слева на складне — распятие: над крестом видны солнце и луна (по Евангелию, во время казни Христа солнце померкло), а по сторонам от него — Богородица и юный апостол Иоанн, оба скорбно прикрыли лица руками. В правой части — икона Николая Можайского с мечом в левой руке и церковью в правой: по легенде, именно так он явился однажды татарам, осаждавшим Можайск, показывая, что будет защищать этот город.
___________________________________________________________
Рождество Христово
Рождество Христово. Псков, вторая половина XVI века. Государственный исторический музей
На этой иконе изображено множество сюжетов, связанных с рождением Спасителя. На лежащую в центре Марию с Младенцем с небес изливается благодать от Бога-Отца (в лучах можно разглядеть и фигуру Святого Духа, так что на иконе изображена вся Троица). Слева от Бога-Отца — два ангела, которые славят рождение Мессии, а справа еще один ангел приводит пастуха поклониться Младенцу. Пастух стоит ниже, у дерева, а еще один пастух, в шкурах и с тонким посохом, изображен в самом низу иконы. В пещере, где, по преданию, родился Христос (в гостиницах не нашлось места), видны осел и вол. Слева от Богородицы — три волхва: по средневековым толкованиям, эти мудрецы с Востока были царями и звали их Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они пришли в пещеру вслед за пастухами, чтобы принести дары Мессии.
В одном из нижних углов изображена сцена, предшествовавшая Рождеству: ангел является Иосифу во сне и сообщает, что зачатие Марии было непорочным, а ребенок, которого она ждет, будет Спасителем, и ему нужно дать имя Иисус (Мф. 1:19–21). Наконец, в четвертом углу бабы-повитухи омывают Младенца. У этой сцены есть несколько значений. Во-первых, она отсылает к апокрифическим рассказам о повитухах, которых привел Иосиф, но которые оказались не нужны Богородице. Например, в Протоевангелии от Иакова говорится, что повитуха Соломония отказалась поверить в непорочное зачатие и рождение, и из-за этого у нее отнялись руки. Впрочем, она быстро исцелилась, убедившись, что все рассказанное правда, и взмолившись Богу. Во-вторых, эта сценка подчеркивает, что Христос родился во плоти, как всякий человек, и за ним нужно было ухаживать, как за всеми младенцами. В-третьих, после того, как утвердилась практика крестить не взрослых людей, а новорожденных детей, сцена у купели могла символически напоминать важнейший обряд крещения, который делает людей последователями Христа.
____________________________________________________________________
Сошествие Святого Духа
Сошествие Святого Духа. Новгород, XV век. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
Икона посвящена одному из важнейших праздников, который называют Духов день, Троица или Пятидесятница (50-й день после Пасхи). В Деяниях апостолов сказано, что на 40-й день после воскресения Христос вознесся на небеса, а еще через десять дней собравшиеся вместе апостолы услышали шум с небес и увидели огненные языки — они сошли на учеников, те чудесным образом заговорили на разных языках и смогли проповедовать Евангелие по всему миру.
На иконе изображаются двенадцать апостолов (с Матфеем, которого избрали вместо предателя Иуды). Вверху — полукруг, обозначающий небеса, с огненными языками, а прямо под ним, на престоле, — Богородица: хотя тексты не упоминают ее, на иконах Мария непременно появляется в этом сюжете. Два здания за плечами Богоматери соединяет красная ткань, которую в иконографии называют «велум» (от лат. velum — «парус»). Велум часто можно увидеть в композициях с Богородицей: по преданию, в детстве Мария ткала багряную завесу для Иерусалимского храма, а в момент смерти Христа она разорвалась, проведя черту между Ветхим и Новым Заветами. Наконец, внизу иконы, в темном овале, коронованная фигура раскрывает белый платок с двенадцатью свитками. Это Царь-Космос, персонификация мира, зовет апостолов проповедовать Христа народам.
____________________________________________________________
Покров Пресвятой Богоматери
Покров Пресвятой Богоматери. XIV век. A3V / Новгородский музей-заповедник
Иконы «Покров Пресвятой Богоматери» посвящены празднику который, вероятно, зародился в Византии, но широко распространился только на Руси. Возник он благодаря чудесам, связанным с Влахернским храмом в Константинополе. Во-первых, там хранился чтимый образ Богородицы, и каждую неделю во время богослужения прикрывавшая его ткань поднималась и парила в воздухе. Во-вторых (это чудо описано в популярном на Руси греческом Житии Андрея Юродивого, или Константинопольского), однажды во Влахернском храме появилась Богородица с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом. Мария сняла с головы полотно и распростерла его над стоявшими людьми, показывая, что защищает христиан.
В Северо-Западной Руси богородичный культ был очень силен, поэтому празднику посвящены многие храмы и иконы. На этом образе — новгородский вариант иконографии: Богоматерь стоит на фоне русского пятиглавого собора (а вовсе не Влахернской базилики), а ее мафорий 8 держат ангелы.
8 Мафорий — длинный женский плат.
Справа от Марии — святители в епископских одеждах, слева — ангелы. Внизу, справа от храмовых врат, святые во главе с Романом Сладкопевцем. Этот человек служил во Влахернском храме и написал акафист 9
9 Акафист — торжественное песнопение.
Богородице: свиток с акафистом изображен в его руке. Слева от ворот полуобнаженный человек протянул руку прямо к Богородице — его фигуру иконописец удлиняет, чтобы зрительно выделить в композиции. Это юродивый Андрей, визионер, которому открылось чудо: он указывает на Богородицу своему ученику Епифанию.
_________________________________________________________
Успение Богородицы
Успение Богородицы. XV век. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
На иконах Успения изображается прощание первых христиан с Богородицей: Мария лежит на смертном одре, вокруг собрались апостолы (по легенде, Господь чудесным образом перенес их всех по воздуху в Иерусалим) и другие ученики Христа, включая первых епископов Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского, Иакова Иерусалимского и Дионисия Ареопагита — они изображены в белых фелонях с крестами. Богородица показана не только в земной, но и в посмертной жизни: над смертным ложем ее душу держит в руках Христос (на многих иконах еще выше изображены ангелы, которые возносят ее на небеса). Иконописец окружил Христа мандорлой 10,
10 Мандорла — овальная фигура, знак святости.
которую образуют фигуры ангелов и шестикрылых херувимов. Кончики крыльев верхнего херувима выходят за границы мандорлы — автор сделал их красными, как всполохи огня. Внизу изображено еще одно чудо: по преданию, иудейский священник Афония решил остановить еретическую, с его точки зрения, процессию христиан и сбросить Богородицу с одра, но невидимый ангел отсек ему руки. Ужаснувшийся священник поверил в Христа и был исцелен. На иконе виден и ангел с мечом, и красная кровавая линия, которая отделяет кисти рук Афонии.
___________________________________________________________
Крещение
Крещение. Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
На иконе изображено Крещение Господне: слева на берегу стоит Иоанн Креститель, справа — ангелы, в реке — Христос. Однако, если приглядеться, можно обнаружить еще двух персонажей. Под ногами Иисуса изображены полунагие синие человечки, сидящие в потоках Иордана. Они олицетворяют два истока реки — Иор и Дан. Такие фигуры-персонификации (земли, моря, ветра и пр.) христиане позаимствовали из античного искусства — их часто можно увидеть на иконах и миниатюрах. Выглядят они как люди в набедренных повязках, которые отличаются от других персонажей необычным цветом кожи.
Иногда иконы такого типа также называются «Богоявление». Когда Христос крестился в Иордане, с небес на него сошел Святой Дух в образе голубя и раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Так впервые были явлены три ипостаси Бога: Отец, Сын и Дух Святой. В верхней части иконы виден полукруг — символ небес, луч света, который нисходит на Христа. В центре луча изначально был изображен маленький белый голубь, Святой Дух — но икона плохо сохранилась, и разглядеть его уже невозможно. Место, где он находился, луч охватывает, образуя круг, — это значило, что голубь находится в лучах Божьей благодати.
__________________________________________________________
Преподобный Симеон Столпник
Преподобный Симеон Столпник. Конец XV века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
Иконография столпников 11
11 Столпник — христианский подвижник, святой, совершающий подвиг стояния на столпе.
в русском искусстве строится с помощью двух главных фигур — столпа-башни и стоящего на ней святого. Праведника обычно изображают по пояс и так же крупно, как башню внизу. В результате получается специфический образ, напоминающий шахматную фигуру.
На этой иконе видна лестница, ведущая в башню, а сверху — площадка, на которой много лет стоял подвижник, молясь, проповедуя и помогая людям. С башни свешиваются кувшин и корзина, в которых Симеону поднимали еду и воду, а в правом нижнем углу изображен колодец. Это маленькая визуальная подсказка. Икона посвящена Симеону Столпнику, но какому именно, трудно сказать: в христианской традиции есть два широко почитаемых столпника по имени Симеон — Симеон Антиохийский (IV–V века) и Симеон Младший Дивногорец (VI век). В житиях обоих рассказано, как они создавали источники, спасая умирающих от жажды паломников. Как и в случае других святых, носивших одинаковые имена и творивших похожие чудеса, образы двух Симеонов часто смешивались. Старший из святых прожил некоторое время в колодце, прежде чем построить первый столп. Колодцу отведено также важное место в Житии Симеона Младшего: рядом с его столпом был неиссякавший колодец, и водой из него лечились многие люди. Скорее всего, на иконе изображен именно Дивногорец и его чудотворный колодец.
____________________________________________________________
«О Тебе радуется»
«О Тебе радуется». Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
«О Тебе радуется…» — известное в православной церкви песнопение, посвященное Богородице: его создал Иоанн Дамаскин — богослов, живший в VII–VIII веках. Начинается песнопение словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть…».
Эти строки изображаются на русских иконах. На новгородском образе сверху виден собор («освященный храме») на белом фоне с деревьями — традиционное иконографическое обозначение рая («раю словесный»). Богородица сидит в центре, на престоле, окруженная осиянием славы 12,
12 Слава — знак святости, сияние, которое охватывает всю фигуру.
с Младенцем на руках («из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть»), а вокруг стоят ангелы («ангельский собор»). Ниже — разные чины святости: пророки, святители, мученики, преподобные и др., которые показывают «человеческий род». А ближе всех к Богородице стоит Иоанн Дамаскин — он протягивает Марии свиток с написанным им текстом.
___________________________________________________________________
Три отрока в пещи огненной
Три отрока в пещи огненной. Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
В ветхозаветной Книге пророка Даниила рассказано о том, как во времена вавилонского пленения три еврейских отрока отказались поклоняться золотому идолу и были за это брошены по приказу царя Навуходоносора в печь. Однако в огне им явился ангел (позднее христианские авторы утверждали, что это был архангел Михаил) и встал рядом, спасая их от огня. Чудо удивило Навуходоносора, и он приказал прославить иудейского Бога. Это ветхозаветное событие изображено на иконе: три безбородых юноши в ярких иудейских шапках стоят в печи рядом с ангелом; внизу — павшие ниц халдеи (жители Вавилона); справа — Навуходоносор на троне. Нагая фигура с копьем и щитом, стоящая сверху на колонне, — тот самый идол, которому не поклонились отроки. Идолы в иконографии чаще всего изображались так, как здесь: нагими монохромными фигурами. Это отсылка к нагим античным статуям, которые христиане видели на всей территории бывшей Римской империи. На Руси такие скульптуры называли просто — еллинские и римские истуканы (идолы).
_________________________________________________________________
Чудо архангела Михаила в Хонех
Чудо архангела Михаила в Хонех. Новгород, XV–XVI века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
В христианстве архангел Михаил — самый почитаемый из небесных духов, архистратиг (предводитель) ангелов, победитель дьявола и герой множества историй. Чудо архангела Михаила в Хонех изображали на иконах и фресках, ему посвящали храмы и монастыри, например несохранившийся Чудов монастырь в Московском Кремле.
По легенде, во Фригии 13,
13 Фригия располагалась на территории современной Турции.
в городе Колоссы (другое название — Хоны, «расселина»), в храме, посвященном архангелу Михаилу, служил пономарь Архипп Херотопский. Однажды язычники захотели уничтожить церковь с помощью реки: они объединили два потока и направили их на храм. Архипп начал молиться, и тогда архангел Михаил ударил по горе, а вся вода хлынула в образовавшуюся расселину. На иконах кроме Архиппа и архангела Михаила традиционно изображают горы, храм и, главное, спасительный удар посохом, который образует в земле углубление, — и реку, устремляющуюся туда, закручиваясь, как змея.
___________________________________________________________________
Вознесение
Вознесение. Псков, 1542 год. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
Вознесение — один из главных христианских праздников, событие, которое произошло через 40 дней после воскресения Христа. Два Евангелия и Деяния апостольские рассказывают, что Христос вознесся на глазах учеников, «и облако взяло его из вида их» (Деян. 1:9), а два мужа в белых одеждах (ангелы) сказали апостолам, что так же, как он вознесся, Мессия вернется на землю. На иконах при этом традиционно изображали не только апостолов, ангелов и возносящегося Христа, но и Богородицу.
На этом псковском образе Спаситель окружен осиянием славы, причем снизу эту сферу поддерживают и возносят на небо два ангела; еще четыре ангела трубят в трубы. Но самая интересная деталь — ниже: под ногами Христа виден желтый овальный предмет. Это камень, на котором, по средневековой легенде, отпечатался след Иисуса перед тем, как он вознесся на небеса. Камень хранится в храме Вознесения в Иерусалиме, паломники приходили и приходят к нему как к одной из самых почитаемых реликвий. На средневековых европейских изображениях Вознесения можно увидеть этот камень с крупными отпечатками человеческих ног.
________________________________________________________________
Видение пономаря Тарасия
Видение пономаря Тарасия. Новгород, XVI–XVII века. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
Одна из редких икон, изображающих открывшееся видение. По Житию Варлаама Хутынского, в 1505 году пономарю Хутынского монастыря в Новгороде Тарасию явился святой Варлаам и трижды велел ему подняться на крышу церкви и посмотреть на город. В первый раз Тарасий с ужасом увидел, что озеро Ильмень поднялось и готово затопить Новгород. Во второй раз — грозных ангелов, которые стреляли в людей огненными стрелами, несущими моровую язву. При этом на земле ангелы-хранители проверяли по книгам жизни, суждено ли их подопечным пережить мор. Если человек был записан в книге, ангел кропил его водой, и тот выздоравливал; если нет — печальный ангел улетал на небо, а человек умирал. Наконец, в третий раз Тарасий увидел огненную тучу, нависшую над городом. Все это знаменовало гнев Божий за грехи новгородцев. Как и во многих средневековых видениях, кару смягчило заступничество Богородицы: после молитвы Варлаама потоп (поднявшееся озеро) не был послан на людей, город поразили только мор (ангельские стрелы) и пожар (огненная туча). И эпидемия, и пожар действительно случились в Новгороде в 1506–1508 годах, а история о видении была написана, вероятно, в 1515-м.
Сверху на иконе изображена Троица на престоле с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем; по сторонам — разные чины ангелов и святых. Ниже, под облаками, разворачивается видение: ангелы пускают стрелы, под ними видна огненная туча, а сбоку — поднявшееся озеро. Левее изображен Хутынский монастырь (причем церковь показана изнутри, виден иконостас) и Тарасий, который взбирается по лесенке и смотрит на знамение с купола. Внизу, в самом городе и даже на реке, ангелы-хранители с книгами проверяют, что ждет их подопечных.
___________________________________________________
Омовение ног. Взятие Христа под стражу. Поругание Христа
Иван Дерма Ярцев и Андрей Лаврентьев. Омовение ног. Взятие Христа под стражу. Поругание Христа. 1509 год. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
Эта трехчастная икона с евангельскими сценами показывает три последовательных события. Слева Христос моет ноги ученикам; как говорит Евангелие от Иоанна, Иисус омыл ноги апостолам и сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14–17). В память об этом в католической церкви в Великий четверг, перед Пасхой, священник омывает ноги двенадцати прихожанам. В православной церкви ноги омывает архиерей священникам, но обряд совершается редко.
Центральная часть иконы — арест Христа в Гефсиманском саду: Иуда целует своего учителя, указывая стражникам, кого нужно арестовать, а левее апостол Петр отсекает ухо рабу первосвященника, пытаясь защитить Христа (Иисус потом исцелил раба и запретил апостолам сражаться).
Справа — иудеи глумятся над арестованным Христом, танцуют, играют в бубны и трубы. Если приглядеться, у воина на центральном образе и у пяти солдат в сцене поругания на головах надеты шлемы с диагональными прорисями сзади. Это типичные «хохлатые» шлемы, которыми обозначали грешных воинов. Такой знак появился на русских иконах как гибрид шишака, непременного элемента воинской амуниции, и вздыбленных волос, которыми обозначали демонов и грешников.
____________________________________________________________
Великомученик Федор Стратилат с житием
Великомученик Федор Стратилат с житием. XVI век. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
Житийные иконы состоят из двух частей: средника с фигурой святого и множества клейм, которые опоясывают центральный образ и показывают важнейшие сцены из его жития. Читать клейма нужно, как текст, слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник.
На иконе изображен живший в III–IV веках великомученик Федор Стратилат, в воинских доспехах и с круглым щитом за плечами. Четыре верхних клейма начинают рассказ о его жизни. Первая сцена — победа над змеем: по легенде, Федор убил в поле дракона, который угрожал жителям города Евхаит в Малой Азии. После этого он был избран военачальником (стратилатом) города Гераклеи 14
14 На этом месте сейчас расположен турецкий город Эрегли.
и обратил местных жителей в христианство. Вторая сцена — Федор принимает послов римского императора Лициния, который был недоволен этим известием, и приглашает императора в город, пообещав устроить праздник в честь языческих божеств. Следом — явление Христа: он сказал, что не оставит святого. На следующих клеймах — встреча Федора с императором в воротах: он берет у Лициния золотых идолов римских богов (маленькие нагие желтые фигурки) и разбивает их на наковальне, а куски золота раздает бедным. После этого Федора арестовывают и начинают пытать. После разных истязаний (в клейме видно, как его бьют плетьми и сдирают кожу железными кошками) мученика распяли на кресте, но от смерти его спас ангел. Увидев чудо, горожане заступились за Федора — он смог установить в городе порядок, освободить узников и только после этого он добровольно сдался властям, и ему отсекли голову. В последнем клейме изображено перенесение мощей Федора в его родной Евхаит, который он избавил от дракона.
___________________________________________________________________
Поклонение веригам апостола Петра
Поклонение веригам апостола Петра. 1538 год. Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник
По рассказу из апостольских Деяний, в 42 году, когда начались гонения на христиан, иудейский царь Ирод Агриппа приказал арестовать апостола Петра. В темнице его сковали двумя цепями, однако вскоре явился ангел, чтобы освободить апостола: «Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян. 12:1–9). Цепи (вериги), которые остались в тюрьме, взяли христиане и хранили как реликвию. В 439 году иерусалимский патриарх подарил вериги Петра византийской императрице Евдокии, и их перенесли в Константинополь. Одну из цепей Евдокия послала в Рим — она и сегодня хранится в специально возведенном для этого храме Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в оковах). Вторая цепь осталась в Константинополе.
На иконе показаны две сцены. Основное пространство занимает изображение константинопольского храма с веригами: цепи вынесены, перед ними склонился император, за ним стоит епископ и люди, которые пришли поклониться реликвии. Правее — главное событие из Деяний: ангел выводит Петра из темницы, рядом лежат спящие охранники.
________________________________________________________________________
Синодик
Синодик. 1700-е. Фотография В. В. Чистякова / Новгородский музей-заповедник
В XVII веке на Руси широко распространились лицевые, то есть иллюстрированные, синодики — рукописные сборники с миниатюрами, посвященные человеческой смерти и загробной участи. Тексты и изображения рассказывали, что на третий день после смерти душа возносится на небо и проходит посмертные испытания на «мытарственных (налоговых) станциях», где ее поджидают бесы и пытаются найти неисповеданные грехи. Если демонам не удалось бросить душу прямо в ад, она идет дальше и еще 37 дней путешествует в сопровождении ангела.
Изображения из синодиков постепенно перекочевали в храмовые образы — в том числе на эту редкую четырехчастную новгородскую икону. Мы видим, что слева вверху ангел показывает умершему райские красоты: это продолжается шесть дней, и душа «забывает скорбь, прежде бывшую ей от разлучения телеснаго». Справа изображен девятый день после смерти. Душа поклоняется Богу (крохотная нагая фигурка склонилась у ног Христа), а на земле, в церкви, люди поминают умершего. Дальше, до 39-го дня, душе показывают адские мучения: в третьей части иконы видны шесть пещер, где страдают разные грешники (блудникам и прелюбодеям — червь неусыпающий и скрежет зубовный; клеветники, лжесвидетели и льстецы подвешены за языки и т. п.). Наконец, в сороковой день душа снова поклоняется Богу, и он определяет, где ей быть до Страшного суда, а на земле, в церкви, снова творят поминовение.
Представления о загробном хождении души определяют поминальный цикл, а икона позволяет наглядно увидеть, почему нужно молиться за умершего именно в третий, девятый и сороковой дни.
________________________________________________________________
Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский
Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский. Конец XVIII века. Государственный исторический музей
После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын от первой жены — Федор. Еще один сын Грозного, малолетний Дмитрий, родившийся от незаконной седьмой жены Марии Нагой, был удален с родней в Углич — там Нагие жили под присмотром царского дьяка Михаила Битяговского. 15 мая 1591 года царевича нашли мертвым, с перерезанным горлом. Мария немедленно обвинила в убийстве родных Битяговского: сына Данилу и племянника Никиту. Угличане, прибежавшие на крик, поймали и убили их всех, включая самого дьяка. Однако следственная комиссия во главе с будущим царем Василием Шуйским установила, что доказательств убийства нет: царевич, вероятно, ранил сам себя в приступе эпилепсии, а расправа с царскими людьми была незаконной. Угличан отправили в ссылку.
Однако вскоре началась смута, в 1606 году Шуйского выбрали царем, и он был вынужден отбиваться от войск очередного самозванца, называвшего себя выжившим царевичем Дмитрием. Чтобы доказать, что царевич мертв, Шуйский изменил свои показания и начал утверждать, что царевича на самом деле зарезали по приказу Бориса Годунова, а сам он скрывал это, чтобы Годунов не расправился и с ним.
В результате царевич оказывался не самоубийцей, а невинноубиенным. Его мощи перевезли в Москву, от них начали происходить чудеса, и Димитрия канонизировали как страстотерпца (то есть погибшего в беззлобии от рук единоверцев). Любой Лжедмитрий теперь оказывался вдвойне грешником, так как претендовал на то, что прославленный царевич не был убит и не стал святым (впрочем, это не остановило самозванцев).
Это детективное событие конца XVI века и изображено на иконе. В ее центре — святой Димитрий с пальмовой ветвью, знаком мученика, в XVIII веке заимствованным иконописцами из европейского искусства. Слева от царевича — первые сцены: выход на прогулку, убийство и оплакивание тела (чуть выше убийцы пытаются бежать из города). Справа — развязка драмы: убийцы пытаются сломать двери на колокольню, где звонарь собирает людей, и погибают, забитые угличанами.
_____________________________________________________________
Праведный Артемий Веркольский
Праведный Артемий Веркольский. Начало XVIII века. Государственный исторический музей
Композиция этой поздней иконы уже не традиционно древнерусская: нет разделения на средник и опоясывающие клейма с житием — вместо этого фигура святого и повествовательные сцены оказываются в одном пространстве. Почитаемый на Русском Севере святой Артемий Веркольский (1532–1545) — один из редких святых, который известен не благодаря каким-то делам, совершенным при жизни, а из-за необычной смерти. Его, 13-летнего подростка, родители послали в поле, и там мальчика убило молнией. На Руси людей, погибших «напрасной», внезапной смертью, как и колдунов, ведьм и прочих «нечистых» покойников, иногда не хоронили в земле, так как считалось, что такой мертвец был тайным грешником и его похороны могут вызвать неурожай (известная история о том, что труп Лжедмитрия выкопали из земли и сожгли или выстрелили им из пушки, связана как раз с тем, что в народе пошли слухи о неурожае и страшных знамениях над телом «колдуна»-самозванца). Погибшего Артемия положили в поле и прикрыли ветками. По житию, в 1577 году дьякон Агафоник увидел над этим местом свет. Тело нашли нетленным, перенесли в церковь, от мощей начали происходить чудеса, и Артемий стал широко почитаемым святым. На иконе он изображен несколько раз: родители посылают его на работу, он пашет землю, лежит убитый (самого момента удара молнией тут нет), к его телу в облаках слетает ангел и, выше, относит его душу Христу.
_________________________________________________________________________
Блаженный Иаков Боровичский
Блаженный Иаков Боровичский. XVIII–XIX века. Государственный исторический музей
Иаков Боровичский, как и Артемий Веркольский, — необычный святой, который прославился только после смерти. О жизни Иакова неизвестно практически ничего. По житию, зимой 1540 года к селу Боровичи у Новгорода против течения приплыла льдина, на которой стояла обгорелая колода (гроб) с мертвым телом подростка. Люди отталкивали льдину, но она возвращалась назад, а потом юноша явился во сне старейшинам, назвался Иаковом и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня». Тело похоронили, на могиле начались чудеса, и Иаков стал почитаться святым. В 1657 году мощи перенесли в Иверский монастырь на Валдае. На иконе святой стоит на фоне этого монастыря (вверху слева — икона Иверской Богоматери, которой посвящена обитель) в набедренной повязке, как аскет, со скрещенными на груди руками. С одной стороны, в такой позе его описал в своем видении патриарх Никон. С другой — это традиционная иконографическая поза мертвеца или человека, символически умирающего для мира: отшельника, юродивого или монаха, принимающего постриг. Такой жест подчеркивает аскетическую и молитвенную жизнь, которую по преданию провел Иакова.
____________________________________________________________________
Воскресение. Сошествие во ад
Воскресение. Сошествие во ад. Вологда, XVI век. Из книги K. Onasch «Altrussische Ikonen», 1977 год
На иконе Христос спускается в ад. Согласно церковному преданию (в Новом Завете этой истории нет), это случилось в первые дни после распятия Иисуса, до его воскресения на земле. Апокрифическое 15
15 Апокриф — текст, который христианские епископы и богословы признавали не вполне достоверным, сомнительным или просто ложным.
Евангелие от Никодима рассказывает, что дьявол хотел закрыться и спастись от Христа в аду, но врата ада сломались, как только Иисус подошел к ним, и все праведники вышли из преисподней. Внизу на иконе, на темном фоне, видны квадратные замки и топор — это разрушенные запоры ада и символ мучений его бывших пленников. Первыми ад покидают прародители человечества: Христос держит за руку Адама, а с другой стороны в красной одежде стоит Ева (из-за их первородного греха и сами они, и все их потомки после своей смерти и до самого прихода Христа мучались в преисподней). Над Адамом — цари Давид и Соломон (в коронах), пророк Захария, Даниил (на голове у него традиционная в иконографии иудейская шапка) и последний из пророков — Иоанн Креститель. Над Евой Моисей ведет за собой иудеев. Узниками ада вместо спасенных Христом праведников стали дьявол и его слуги: внизу, под сломанными вратами ада (на них стоит Христос), два ангела бьют бесов длинными трезубцами.
arzamas.academy
(Продолжение следует)