С начала XVIII века в доме на участке Литейного проспекта был расквартирован Преображенский полк. Первоначальный владелец дома 46, по некоторым данным, мог быть подполковник Преображенского полка граф Бурхард Кристоф фон Миних.
В 1859 году дом был значительно перестроен по проекту архитектора Александра Пеля, выкупившего его в личное пользование. С этих пор стали появляться очертания садика. А дом номер 46 до сих пор называют домом Пеля.
![]()
Вторая важнейшая перестройка дома и сада связана с именем Фёдора фон Крузе. Участок перешёл в собственность Крузе в 1905 году, началась большая реконструкция.
![]() ![]()
Позже нефтепромышленник Павел Гукасов пригласил для перестройки архитектора Александра Хренова. Именно в этот период в саду появился фонтан, современный облик ему придали в 1910 годах и сравнительно недавно его реконструировали и вернули на свое законное место.
![]() ![]()
Садик на Литейном - одно из немногих старинных внутридворовых зелёных мест, сохранившихся в Петербурге, своё негласное название "Сен-Жермен" получил из-за схожести с французскими садиками.
Здесь находятся сразу два сада, расположенные друг за другом. В советские годы эти места посещали поэты и художники, которые называли это место также на французский манер "Пале-Руайаль", "Бельведер".
![]() ![]()
Ансамбль сада состоит из трех элементов: двор эпохи Возрождения, за ним - усадьба времен Пушкина, а с южной стороны - небольшая хозяйственная зона со скромным флигелем.
![]()
Архитекторы считают сад дома Пеля "детищем Серебряного века".
![]()
На французский манер его ещё называли "Пале Рояль" или "Бельведер". Все эти наименования прикрепились за местом в советское время.
![]()
Говорят, в своё время садик был свидетелем выступлений Фёдора Шаляпина и Анны Ахматовой. А в начале XX века в коммунальную квартиру к своей музе Марии Андреевой приходил Максим Горький.
Затем одна творческая элита Петербурга сменилась другой: в 60–70 годы прошлого столетия во дворике с садом и фонтаном вновь собирались музыканты, поэты и писатели. Здесь бывали Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев. Вероятно, привлекало их и расположенное неподалёку кафе "Сайгон".
![]()
Старожилы дома на Литейном уверяют, что этот фонарный столб - один из первых фонарных столбов Петербурга. Всего по периметру дворика их два, один почти не сохранился, второму повезло больше.
Раритетный фонарный столб - с механической тягой. Светильник в нём зажигали канатным способом. Фонарь произведён на чугунолитейном заводе Франца Карловича Сан-Галли.
![]()
Уже в современный период у парадных слева и справа от входа во дворик появились лифты. Они,конечно же, изменили вид здания, а фасад одного из домов лишился маски сатира. Красоту принесли в жертву удобства.
Фото: «Фиеста», Ирина Геттингер (karpovka.com)
|