[показать]
[показать] Год 1492, 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому. С этого года новый год, Новолетие, стал исчисляться с 1 сентября вместо 1 марта. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел "исцелять сокрушенных сердцем…" В 1700 году летоисчисление стало вестись от рождества Христова и началом года стало 1 января. По церковному календарю новолетие по-прежнему отсчитывается от 1 сентября, которое по григорианскому календарю в нынешнем веке выпадает как раз на 14 сентября. Так что с Новым годом вас и с приходом настоящей уже золотой осени. лето закончилось... Природа начала новый виток от умирания до возрождения, от смерти к новой жизни.
[показать]
[показать] Крыжицкий К.Я. Осень *** Вот и лето прошло, Словно и не бывало. На пригреве тепло. Только этого мало.
Все, что сбыться могло, Мне, как лист пятипалый, Прямо в руки легло, Только этого мало.
Понапрасну ни зло, Ни добро не пропало, Все горело светло, Только этого мало.
Жизнь брала под крыло, Берегла и спасала, Мне и вправду везло. Только этого мало.
Листьев не обожгло, Веток не обломало... День промыт, как стекло, Только этого мало.
Арсений Тарковский 1967
[показать]
[показать] Остроухов И. С. Золотая осень
Что есть интересного на этот счет?
Ну вот хотя бы такие факты: "Традиция новогоднего празднества 1 сентября пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция. Через год миланским эдиктом император Константин I допустил свободное вероисповедание христианства, а с 325 года сделал его государственной религией Римской империи. Поворот Константина I к христианству произошел в день его битвы с Максенцием. В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – «в честь императора Константина».
[показать] Шевчук Василий Никольский скит. Валаам 2006
[показать] Жуковский С.Ю. Ясная осень. Бабье лето 1899
В Литве и Польше с 1362 года новый год начинался 1 января, а летосчисление велось «от Рождества Христова». Такая же система была распространена и на территориях, находившихся под влиянием этих государств, в частности встречается в украинских летописях того времени. На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.
[показать] Васильев Ф.А. Осенний лес 1873
[показать] Киселев А. А. Осень в лесу 1908
[показать] Шевчук Василий Осень на Валааме
Интересно, что 1492 год от Рождества Христова ожидали как «роковой» год – год «конца мира», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин пишет: «Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим Хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. Сия несчастная мысль, владычествуя в умах, вселяла в людей равнодушие ко славе и благу отечества… думая, что все ненадолго». Уверенность в конце мира была настолько велика, что пасхальные таблицы в Греции и Руси ограничились 1492 годом. Однако год истек, все «успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется», а Московский церковный собор сразу же сентябре утвердил пасхалию на последующие годы и перенес начало года на 1 сентября."
[показать] Кремер А. Осень в парке
[показать] Осипов А.Е. Осень в Сокольниках 1947
[показать] Остроухов И.С. Осенний пейзаж
[показать] Поленов В.Д. Золотая осень 1893
[показать] Шишкин И.И. Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888
[показать] Шишкин И.И. Осень 1892
[показать] Шишкин И.И. Осень 1894
[показать]
[показать] Юнге Е. Ф. Осенний день в Лефортовском саду 1892 * * * Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
И каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят - я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн - таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
А.С.Пушкин
[показать]
[показать] |