• Авторизация


Что символизировали на Руси девы-птицы: Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим и Матерь Сва 28-06-2025 18:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!



рдждопаапол (700x377, 564Kb)




Оглавление

Алконост и Сирин
Гамаюн
Стратим-птица
Матерь Сва

Птица в славянской культуре считается сакральным символом. Его различные вариации можно встретить в легендах о сотворении мира, сказках и былинах. Наш быт полнится приметами и суевериями, связанными с пернатыми. Стаи грачей летают высоко, а затем резко опускаются вниз? Значит, скоро начнётся дождь. Воробьи купаются в лужах? Это к хорошей погоде. Увидели мёртвую птицу на дороге? Ждите скорых перемен в жизни. Над вашим домом каркает ворон? Будьте осторожны, это к худу. А если вы нашли перо, то ваше заветное желание исполнится.

А что символизируют в нашем фольклоре мифические птицы? Были ли они исконными или заимствованы у других? В этой статье поговорим о женских образах, к которым относятся Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим и Матерь Сва.

Алконост и Сирин

Эти две птицы с женским лицом, как правило, изображаются в паре. Они олицетворяют неотделимые друг от друга печаль и радость. По преданиям XVII–XVIII веков Сирин обитает в «едемском раю», а Алконост где-то вблизи него. Обе они поют околдовывающими сладкими голосами. И если последняя дарует утешение, то первая – убивает. Песни Алконоста пронизаны светлой печалью. Песни Сирина радостны, но смертельно опасны, это роднит её с сиренами. В Алконосте часто видят переложение древнегреческой легенды о женщине, которая после гибели мужа бросилась в море, но по воли богов уцелела и превратилась в алкиона, то есть зимородка.

Однако это не значит, что славянские девы-птицы были заимствованы у греков, это лишь более современная интерпретация. Самые разные девы-птицы и в более древние времена повсеместно изображались на Руси. Их можно было увидеть на наличниках крестьянских изб, в росписях и вышивке. Образ некой волшебной райской птицы встречается на предметах быта наших предков: на посуде, сундуках, прялках, одежде и санях. Исследователи считают, что олицетворял он не коварство сирен, а радость и всепобеждающую силу солнца, поскольку являл собой охранительный символ. В дохристианские времена он ассоциировался с раем, светом и богами.

Традиционный для прялок русского севера образ птицы с широко распахнутыми крыльями нёс в себе пожелание счастья и благополучия хозяевам дома. В археологических находках Прикамья, которые исследователи относят к V-IX векам, встречаются птицы с человеческим ликом на груди. По мнению учёных, это был своего рода оберег. Птичья символика пронизывала зодчество древних славян: от желобов до формы крыши. Наиболее архаичными считаются изображения райской птицы с обнажённой грудью, которая была воплощением кормилицы, охранительницы рода и божественной силы природы.

Гамаюн

На Руси Гамаюн была посланницей богов, которая славила их и оглашала высшую волю. Наши предки верили, что Гамаюн ведает обо всём на свете: ей известно прошлое, настоящее и будущее, она знает всё о богах и смертных. Но вот только растолковать её предсказание способен не каждый: нужно уметь видеть тайные знаки. Крик вещей птицы обещал людям счастье и хорошую весть. В «Голубиной книге» конца XV – начала XVI века, в которой описывается происхождение мира, людей и устройство Вселенной, есть такие строки:

Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь…
Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам…
Отчего зачался весь Белый Свет?
Солнце Красное как зачалось?
Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились?
И задули как ветры буйные?
Разгорелись как зори ясные?…

В иранском эпосе можно встретить зеркальное отражение Гамаюн, зовётся оно Хумаюн. Эта птица является носительницей радости. Некоторые учёные считают, что это один и тот же образ, соответственно, на Русь он пришёл с востока. Другие исследователи предполагают, что он родом из общей индоевропейской культуры, поэтому может считаться одинаково исконным как для персов, так и для славян.

У птицы Гамаюн есть ещё одна интересная черта, которая роднит её со Стратим-птицей. Речь о вызывающем бурю полёте:

«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн – птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей».


Стратим-птица


В той же самой «Голубиной книге» упоминается и Стратим-птица, которая живёт на Океане-море. Она признаётся «всем птицам мати». Может, поэтому на изображениях её голову венчает хрустальная корона?

А Стратим-птица всем птицам мати,
А живет она на Океане-море,
А вьет гнездо на белом камене;
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим-птицы
И на ее на детушек на маленьких,
Стратим-птица вострепенется,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися,
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червленые корабли
С товарами драгоценными!

В других древних славянских преданиях Стратим-птица (или Страфиль-птица) поднимает бурю, когда кричит. Буря эта поглощает корабли и целые города. Древние славяне считали Стратим праматерью всех птиц, поэтому восходит она к языческим славянским образам всех волшебных птиц. Также она является олицетворением неукротимых сил природы (в особенности океана) и берегиней, которая укрывает всю землю своими крыльями. Она не только вызывает и укрощает бури, но и спасает свет от напастей и бед. В сказках Стратим помогает героям, которые заслужили её доверия (спасли птенцов).

Матерь Сва

Образы славянских дев-птиц тесно связаны друг с другом, порой они как бы перетекают один в другой. Поэтому можно считать, что все они восходят к единому языческому верованию, но представляют собой различные его ипостаси. В разной степени они связаны с природными силами, божествами и светом. Все они являют собой древний всеобъемлющий образ женщины-птицы, которая связана с процветанием, силой и благом.

До наших дней дошло очень мало сведений о Матери Сва, что позволяет предположить, что именно она является изначальным образом этих созданий. Матерь Сва признана покровительницей Русской земли и прародительницей всех родов. Некоторые считают её воплощением Лады, славянской богини весны и пахоты, покровительницы брака и любви. Также иногда в ней видят жену бога-кузнеца Сварога.

Матерь Сва может принимать облик вещей птицы Гамаюн, чтобы даровать людям прозрение и доносить истину. Обычно она изображается с распростёртыми крыльями и закованной в броню. Поэтому ей приписывают охранительные функции. Она вдохновляет воинов на ратные подвиги, защищает землю от врагов и прогоняет их, излучая свет и огонь (кстати, это и яркое оперенье роднит её с Жар-птицей).

https://dzen.ru/a/ZfQNZgPJj3LVMJUX?ysclid=mcg4aarrys860791815

аполдопавапол (700x415, 175Kb)




--------


Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн


Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.

Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.


ba1ea068ebbb71c7bc792d8f5e05ddca (700x510, 107Kb)


Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.


Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.



аплдждлопапол (575x700, 208Kb)



С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам.

Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.



Птица гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн - птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..


https://veles.bz/articles/ptitsy-solnechnogo-sada-sirin-alkonost-gamayun



0241f5f0ab1de97a1e2107b9a82c90bb (680x526, 118Kb)




----------



Волшебные птицы из русского фольклора

В русском фольклоре – мифах, легендах и сказках – встречается множество самых разных, загадочных и удивительных птиц.

Сирин, Алконост, Гамаюн

Вот, например, считалось, что три птички прилетают прямо из райского сада: Сирин, Алконост, Гамаюн.

О них когда-то пел Владимир Высоцкий:

"...Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!"


Высоцкий ошибся: Сирин, по легендам, своими песнями навевала грусть-печаль и могла довести людей до гибели, а Алконост, напротив, веселила и утешала сердца людей.

Сирин и Алконост обычно летают парой.

Алконост – это прекрасная дева-птица, имеющая одновременно и руки, и крылья. На голове ее корона. По преданию, Алконост откладывает яйца на берегу моря, и пока птенцы не вылупятся, на море стоит штиль.

У птицы Сирин только крылья, рук у нее нет. Вместо короны вокруг ее головы сияние. Она боится шума. Чтобы прогнать ее, люди стреляют из пушек, звонят в колокола.

Гамаюн часто предстает в виде прекрасной девы-птицы, но в первых мифах говорилось, что это просто безногая птичка с великолепным опереньем. Гамаюн – птица вещая. Ей открыты все тайны земли и неба, она рассказывает о них в своих божественных песнях.

Тот, кто услышит ее, сам станет всезнающим и ясновидящим.


Стратим и Феникс

Птица Стратим с женским лицом считается прародительницей всех птиц. Она способна вызывать бури и штормы. Стратим – владычица океана.

Птица Феникс встречается в том числе и в славянских мифах. Она способна сгорать дотла и возрождаться из пепла. Это символ вечного обновления.

И отдельно нужно сказать о волшебных птицах из русских народных сказок.

Жар-птица, Финист и Царевна-Лебедь

Сияют золотые перья Жар-птицы и сверкают алмазные глаза. Охраняет она яблоню с золотыми яблоками. Прекрасно ее пенье, но в клетке она не поет. Может говорить по-человечески и исполнять желания.

Царевна-Лебедь придумана Пушкиным как героиня сказки о царе Салтане, но на основе целого ряда женских образов из русских народных сказок.

Финист Ясный Сокол - герой одноименной сказки. Молодой мужчина превращается в сокола и прилетает к своей возлюбленной.


Образы этих птиц вдохновляют художников, поэтов и музыкантов и запечатлены во многих произведениях искусства.



рлдопврлдж (540x700, 502Kb)




Птицы в славянской мифологии

Ольга Панчишкина


Уточка

УТКА считается птицей Рода и воплощением Макоши. Мировая Уточка, породившая Мир. Она подняла со дна Молочного Океана Бел-горюч камень Алатырь. Именно она снесла два яйца – Явь и Навь, воплощение добра и зла, жизни и смерти. И она же снесла волшебные железные и золотые яйца, из которых вылупились птицы: Матерь Сва, Орел, Алконост, Стратим, Гамаюн, Финист, Рарог, Ворон, Обида, Грифон, Могол, Сирин.
Утка изображена на гербах многих поселений России.

Стратим

СТРАТИМ — воплощение Стрибога. Также его ездовая птица. Она же Строфиль и Строфилиус. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой.
Живёт на море-океане. Считается, что Стратим всем птицам мать. Её крик вызывает на море бурю. Когда Стратим взлетает, вздымаются огромные валы, способные потопить корабли, разверзаются глубочайшие бездны, и смывает с берегов города и леса. Сохранилось загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Птица Матерь Сва

МАТЕРЬ СВА — птица, ипостась Лады, Великой Небесной Матери. Посланница Бога Вышня. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Покровительница Руси. Слава. Дух реки Славы (Волго-Дона). Часто принимает образ Гамаюн. В Индии она птица Матаришван. Изображалась в защитной броне, с крылом в виде щита. Её сила заключена в магическом слове, которым она вдохновляет воинов и сама набрасывается на врага, бьет крыльями и разит клювом.
"Птица Матерь Сва...это Огонь Веры, суть само Ведическое Знание". (С)

Орёл

ОРЁЛ — птица Перуна Громовержца, его ипостась. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Именно Орёл в сказаниях многих народов сопровождает Громовержца. Перун может превращаться в Орла, может летать на нём, посылать его с различными поручениями. Орёл широко распространён в геральдике.

Гамаюн

ГАМАЮН — птица вещая, посланница Велеса, Крышня, Коляды и Даждьбога. Родилась из золотого яйца Мировой Уточки. Живёт в Ирии. Это огромная птица. Лик у неё женский, тело птичье. Гамаюн способна к перевоплощению, целиком становясь девой.
Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, Богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. Она поёт людям божественные гимны и предсказывает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По древнему поверью крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Слово «гамаюнить» значит баюкать.
«Гамаюн может влиять на людей… своей силой… говорит много, помогает людям праведным, может … раскрыть секрет… научить… волхованию… Ее пение вдохновляет на подвиги». (с)
Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Также она вызывает ветер и дождь.
«Существует поверье: если Гамаюн крыльями повеет кому-нибудь на голову — быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервет свой полет — это чревато большими бедами.
Если же падает на землю и погибает, то знак предвещает смерть высокопоставленного лица, князя». (с)
Гамаюн изображена на многих гербах поселений России.
Есть мнение, что Гамаюн и Гаруда одна и та же птица.

Рарог

РАРОГ — огненный сокол, воплощение Семаргла. Рарог появился из золотого яйца Мировой Уточки. Кроме того, он по пpеданию может вылупиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог имеет вид хищной птицы с искрящимся телом, пламенеющими перьями, сиянием, и огненным вихрем, вырывающимся из клюва.
"Рарог обладает удивительной способностью: в виде огненного вихря, смерча или урагана перемещаться в пространстве и времени. Очень часто Рарог посещает человеческое жилье, где он может быть добрым гостем, а может оказаться предвестником пожаров и смерти, сжигая и убивая все на своем пути". (с)

Обида

ОБИДА — чёрный Лебедь, птицедева печали, обиды. Рождена Навью. Купается в облаках и плещется в синем океане. Всегда противостоит Орлу, Соколам — птицам верховных светлых Богов. Она очень воинственна и находится в свите птиц, сопровождающих Магуру. Борется с врагами Руси. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Изображена на гербе г. Еманжелинска Челябинской области.

Могол

МОГОЛ (она же — Магур или Магура, Могуль в сказках) — Могучая птица Индры, его воплощение. Рождена Навью, но служит воле Богов мира Прави. В других источниках Магура дочь Перуна и Дивы Додолы.
Упоминается в «Велесовой книге». От её имени образовано слово «могила». Когда Магура рычит по-звериному, свистит по-змеиному, все травы-муравы уплетаются, лазоревы цветочки осыпаются, а темные леса к земле приклоняются.
Птица Магура очень воинственна, всегда присутствует на поле битвы. Она сродни Валькирии. Магура осеняет павшего героя широкими крыльями, касается губами его холодных уст и даёт выпить убитому сначала глоток мёртвой воды из серебряной чаши, а затем глоток живой воды из золотой чаши. Воин, отведавший живой воды от Магуры, получает вечное безсмертие и отправляется в Ирий.

Ворон

ВОРОН (не путать с вороной и грачом) — один из творцов мира, сотворил овраги, ущелья. Родился из железного яйца, снесённого Мировой Уточкой. Ворон воплощение Чёрного Змея, в то же время птица Вещая, верный спутник Бога Варуны. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия и сообщает о том, каких высот они достигли в своем развитии. Ворон хранитель живой и мёртвой воды. У Одина есть два Ворона шпиона: Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели.
Ворон есть в геральдике викингов и в германской геральдике.

Грифон

ГРИФОН или НОГАЙ — наполовину лев, наполовину орёл. Рождена Навью. Вьет гнездо на двенадцати дубах. Преграждает путь к Рипейским горам, охраняет золото Ирия, яблони с золотыми яблоками, способен отыскивать и тайно хранить золото. Грифон стережёт проход в Пекело. От его крика вянут цветы, трава, и все падают замертво.
Грифон был одним из основных символов Великой Тартарии.

Жар-птица

ЖАР-ПТИЦА — в славянских сказках чудесная птица, которая живёт в тридесятом царстве. Жар-птица золотая, питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и безсмертие. Когда она поёт, из ее раскрытого клюва вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний.

Финист

ФИНИСТ — сокол Бога Волха и Ярилы. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Птица-воин, защитник Руси, страж границ, способный отличить правду от лжи. Волшебное перо Финиста обладает чудесными свойствами, в том числе устраняет на пути все преграды. Греческое имя Феникс - это искаженное русское Финист.

Алконост

АЛКОНОСТ — птица Зари, воплощение Хорса и Крышня. Полуптица, полуженщина. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Управляет ветрами и погодой. Держит в руках лотос. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Зла от неё людям нет.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной Богами в зимородка.

Сирин

СИРИН — тёмная птица, посланница тёмных сил, рождена Навью. Является тёмным воплощением Велеса. "Причём, в данном контексте тёмный – вовсе не значит плохой, этот эпитет приобретает значение «иной», «не явный», «глубинный», возможно даже «истинный»". (с)
Сирин полуженщина несравненной красоты, полуптица. Перья Сирин синего, чаще тёмно-синего, либо пурпурного цветов.
Живёт в Ирии. На землю спускается, чтобы вывести птенцов. Сирин знает ответ на любой вопрос и может исполнить любое желание. Но кто услышит её голос, забывает всё на свете и умирает.
"Однако в исключительных случаях тёмная птица может быть послана богом мудрости для того, чтобы предупредить человека о чем-либо или помешать совершить недостойный поступок". (с)
"Греческая Сирена явно с ней в одной стае летала" (с)
Сирин изображена на гербе г. Пучеж Ивановской области. Памятник Сирин есть в Великом Новгороде.

Птица Див

ПТИЦА ДИВ – воплощение бога Дыя.
Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть, и он старался предупредить людей об опасности, но часто оставался неуслышанным и непонятым, поэтому его пророчества никому не приносили удачи и счастья.
«В разгар боя он веял своими крыльями над теми, кто был обречен на поражение, и клики его чудились погребальным плачем, последним прощанием с жизнью, с белым светом...» (С)
"Слово о полку Игореве":
«Див кличет вверху дерева...» (С)


Кукушка

КУКУШКА – сакральная птица Живы, богини жизни, и Числобога.
Она в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных сроках и их грехах. Кроме того, кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами. Именно она приносит родным весть с того света.
«По русским поверьям, кукушка и сизая галочка хранят у себя райские ключи или ключи от Вырия; с их прилетом пробужденный Перун отпирает небо и низводит на землю плодотворное семя дождя». (с)
Раньше на Руси вдова сравнивалась с кукушкой.
С кукушкой связано много примет:
Например, начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.
Или, если к 12 июля кукушка не перестанет куковать и рожь силой не нальется, будет неурожайный год.
В сказке о Царевне - лягушке Василиса оборачивается серой кукушкой, и её уносит вихрь.

Юстрица

ЮСТРИЦА – огромная чёрная злобная птица, воплощение холеры. Рождена Мировой Уточкой из железного яйца.
Тело у неё птичье, а хвост и головы, которых множество, змеиные, крылья железные.
«Ночами пролетает над деревнями и, где заденет воду железным крылом, там начинается мор… Юстрица несла болезнь холеру, которая выкашивала целые селения».



ecfd2066b7a18ec01be897f74a7b4c13 (450x450, 32Kb)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Что символизировали на Руси девы-птицы: Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим и Матерь Сва | Вересковый_ветер - Дневник Вересковый_ветер | Лента друзей Вересковый_ветер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»