• Авторизация


Великий Вторник Страстной Седмицы. Картины, толкование, фрески. 15-04-2025 19:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


О чем говорит Евангелие Великого вторника?

Citaty2 (700x377, 305Kb)

Великий Вторник.

Весь этот день Иисус Христос проводит в Иерусалимском храме, беседуя с самыми разными людьми.

Со Своими учениками. С народом — благочестивыми иудеями, собравшимся в Иерусалиме в преддверии празднования ветхозаветной пасхи.

С верхушкой иерусалимского общества — первосвященниками, книжниками и старейшинами, которые пытаются поставить Христа в тупик, подловить Его, задавая разные каверзные вопросы.

К ним Господь обращает в конце концов гневную речь, которую мы слышим на утреннем богослужении Великого Вторника; начинается она словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! (Мф. 23:13—36).

Се, оставляется вам дом ваш пуст... не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

— это последнее, что бросает Своим недругам Иисус, уходя из храма (Мф. 23:38,39).

Их «дом» — храм, в котором священники все еще возносят молитвы и приносят жертвы Богу, — отныне будет пустовать: Господь посетил его, но остался неузнанным.

А теперь Он навсегда покидает его.

Фреска в Соборе святой Софии в Великом Новгороде. «Апокалипсис, 19-я глава»
 
Апостолы же услышат сегодня от Христа три важных притчи: о десяти девах, ожидающих жениха (Мф. 25:1–12);
о талантах — серебряных слитках, которые господин на время отдал слугам, чтобы те пустили их в дело и заработали для него прибыль (Мф. 25:14–30);

и о Страшном Суде, где определится вечная участь каждого человека в зависимости от того, проявлял ли он к своим ближним любовь или был равнодушен (Мф. 25:31–46).

Квинтэссенция всех этих притч — тот самый призыв, который мы слышим сегодня на литургии:

Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42).

Что значат эти слова?

Все притчи, сказанные Спасителем в Великий Вторник, — о том, как важно оказаться готовым к заключительному моменту человеческой истории, когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31, 32).

Бодрствуйте! Не расслабляйтесь! — один из важнейших призывов, с которым Христос обращается к Своим ученикам.

Пять неразумных дев, которые не запасли достаточно елея (масла) для своих светильников и ушли покупать его, как раз когда явился жених, — это образ человека, который за всю свою жизнь не удосужился приобрести добродетели: человеколюбие, милосердие, готовность помогать бедным, объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Эрнест Карлович Липгарт (1847—1932) — русский художник и декоратор. Академик живописи ИАХ. «Притча о мудрых и неразумных девах»,1886, холст, масло. 135 x 91 Третьяковская галерея, Москва

Запасаться ими нужно было заранее.

02_pesnopeniya_devi (700x377, 262Kb)

Когда Господь вновь придет на землю — внезапно, неожиданно для всех, — начинать творить добро будет уже поздно.

Дополнение к этой мысли предложил преподобный Серафим Саровский.

Wise_And_Foolish_Virgins_WilliamBlake (578x700, 460Kb)

Уильям Блэйк. Десять Дев.

Елей, которым нужно успеть запастись за время земной жизни, — это благодать Духа Святого, говорил преподобный.

Спастись без нее невозможно, а приобретается она только добрыми делами во имя Христово.

Джеймс Кристенсен - Десять дев

В притче о талантах есть образ лукавого раба и ленивого (Мф. 25:14), который испугался вложить серебро, доверенное ему господином, в дело и зарыл его в землю, опасаясь, как бы ненароком не лишиться и того, что есть.

Когда господин вернулся, этот слуга вернул ему припрятанное: вот тебе твое.

Но в ответ услышал гневные слова:

Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим (Мф 25:25, 27), то есть, согласно толкованию Иоанна Златоуста, поделиться полученным даром с другими людьми.

Любой дар, приобретаемый от Бога, человек должен использовать на пользу другим, добавляет блаженный Феофилакт Болгарский.

В противном случае он теряет этот дар; «а проявивший большее усердие приобретет и дар больший».

К бодрствованию, то есть активному совершению добрых дел, призывает и притча о Страшном Суде.

Люди, которые деятельно заботились о ближних — кормили голодных, давали приют странникам, посещали больных и заключенных и т. д., — наследуют Царство, уготованное… от создания мира (Мф 25:34).

А кто этого не делал, именно за это и осуждается.

Не только за какие-то греховные поступки, нет — за отсутствие добрых поступков, за бездействие.

Анжерский гобелен, XIV в. (700x533, 499Kb)

Анжерский гобелен, XIV в.

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39 https://radiovera.ru/rv_gospel/evangelie-ot-matfeja-glava-23-stihi-29-39

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В грозных пророческих слова обличения, адресованных книжникам и фарисеям, слышится острейшая боль Богочеловека: столько раз Бог пытался достучаться до сердец духовных лидеров еврейского народа — но результат всякий раз был трагическим.

Пророков не принимали, презирали, убивали — а напоследок и Самого Сына Божия приколотят ко Кресту. Иисус произносит страшные слова.

Это уже не просто обличение, постановка диагноза. Это приговор, не подлежащий пересмотру: вот, теперь ваш дом — окончательно пуст...

По сей день образ опустевшего дома — очень сильно действует на любого человека.

Ведь пока в доме хоть кто-то живёт — и сам дом тоже — живой.

Даже если это беспомощный старик, еле-еле передвигающий ноги — всё равно — всё живое. Но вот ушёл навсегда из дома его житель — и дом неизбежно умирает.

Как тело без души — только лишь труп, так и дом без людей — обречённое на разрушение строение.

Дракон и зверь Апокалипсиса. Б. Факундус. 1047 г.

Что же хочет сказать этим образом Христос, обращаясь к иудеям?

То, что в их доме Богу стало невыносимо душно. Он многократно пытался открыть окна — но всякий раз жёстко получал по рукам.

И вот, Бог уходит. Он не сжигает этот дом, Он не проклинает его, Он не наказывает тех, кто хочет и дальше задыхаться по своей же воле. Он просто уходит. Тихо. Без скандалов. Незаметно. И вот это — на самом деле — страшно.

Но ведь так происходит не только в ситуации с некогда богоизбранным народом.

Фреска «Агнец Божий, Альфа и Омега». (700x466, 394Kb)

Фреска «Агнец Божий, Альфа и Омега»

У Бога каждый человек — без исключения — любим, а значит, и призван быть в общении со своим Творцом и Спасителем.

Ко всякому человеку Бог тем или иным образом заходит в дом его души 

— причём не декларируя, не заявляя во всеуслышание о Своём появлении.

Просто приходит — и на душе становится светло.

Всё мигом оказывается на своих местах.

Исчезает тоска и безнадёжность.

Появляется вкус к жизни и тихая, благодарная радость.

Но чтобы Бог не ушёл из дома души

 — и не оставил его пусты

надо учиться 

наверное, кто-то подумал сейчас 

— «как удерживать Бога в душе как можно дольше!»

Нет, Бога не «удержишь» насильно!

Чем крепче попытаешься ухватить, удержать, присвоить это тонкое состояние сонастроенности Божественном — тем скорее оно исчезнет.

Всё, что мы на самом деле можем сделать с нашей, человеческой, стороны

 — это распахнуть двери и окна настежь, хорошенько проветрить внутренний мир от затхлого запаха зацикленности на себе, самости

 — и с верой и надеждой терпеливо ждать этого самого дорогого посещения!

jFyPaRoMGmw (700x356, 407Kb)

1. Источник

2. Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Великий Вторник Страстной Седмицы. Картины, толкование, фрески. | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»