• Авторизация


Илья Репин. 50 мужских портретов. К 180-летию со дня рождения 14-11-2024 22:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Женские портреты Репина ЗДЕСЬ

Илья Ефимович Репин, вдохновенный и поистине величественный художник, имя которого звучит как гимн в душах ценителей искусства. Илья Ефимович — настоящий дар России всему человечеству.

В этом неповторимом творце, родившемся на харьковской земле 5 августа 1844 года, судьба соткала не просто художника, а человека, сохраняющего в своих работах язык души, отражающего в себе проникновенные и многогранные оттенки русской культуры и истории, глубинность народных традиций.

7. Илья Репин.  «Автопортрет». 1878г. Государственный Русский музей   (537x700, 20Kb)

Илья Репин.  «Автопортрет». 1878г. Государственный Русский музей 

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина.

Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям.

Репин - художник, в портретной живописи которого запечатлена целая эпоха жизни России.

Запечатлена в лицах его знаменитых современников - по преимуществу представителей мира искусства (которое никогда не было в России только искусством, но всегда - чем-то большим).

В частности, кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков - в этом ряду находится и «Портрет Михаила Глинки, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила».

10. Илья Репин. «Автопортрет». 1887. Холст, масло.   Государственная Третьяковская галерея   (581x700, 34Kb)

Илья Репин. «Автопортрет». 1887. Холст, масло.  Государственная Третьяковская галерея

37. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Холст, масло,  (521x700, 342Kb)

Илья Репин. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Холст, масло.

Илья Репин. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Холст, масло, 1908 г

Илья Репин. Портрет С.И. Мамонтова. 1880г.

Отношения между Репиным и Мамонтовым были очень близкими и тесными, они сотрудничали на протяжении многих лет. Считается, что Мамонтов был одним из первых покровителей Репина, поддерживающих его финансово и помогающих ему продвигать своё искусство. В свою очередь, Илья Ефимович не только создавал произведения для театра Мамонтова, но и украшал своими картинами и росписями интерьеры его дома.

Портрет Саввы Ивановича Мамонтова является не только произведением высокого художественного мастерства, но и символом тесных связей между двумя выдающимися личностями русской культуры.

Надо отметить, что мастер создавал портрет Мамонтова в 1885 году, в тот период, когда меценат увлёкся организацией театральной деятельности и организацией выставок «Передвижников». Портрет отличается особой экспрессивностью и динамикой. Репин прекрасно передал черты лица Мамонтова, его силу и энергию, что символизировало его богатую личность и влиятельное положение в обществе.

42. Лев Толстой 1887 (490x700, 301Kb)

Илья Репин. «Портрет Л.Н.Толстого» 1887 г.

Этот портрет принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Он был написан в течение трех дней — с 13 по 15 августа.

Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение.

Этот удачно выбранный момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты. Легкий разворот кресла в пространстве позволяет придать позе писателя особенную непринужденность, не прибегая к сложному ракурсу фигуры.

Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста.

Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой — все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски.

Лев Толстой босой, 1901 (252x700, 180Kb)
Илья Репин. Лев Толстой босой, 1901г.

Очень часто Репин писал Льва Толстого, с которым он познакомился и сблизился в 1880 году. В репинском наследии насчитывается около 40 портретов Толстого, сделанных маслом, акварелью и карандашом. Например, картина «Л.Н. Толстой босой» запечатлела великого писателя на лесной дорожке.

46. Лев Толстой на отдыхе в лесу, 1891 (551x700, 484Kb)

Илья Репин. Лев Толстой на отдыхе в лесу, 1891г.

Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Жаркий летний воздух, свежая зелень листвы, густая прохладная тень от дерева, под которымотдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель.

44. Лев Толстой за работой, 1891 (514x700, 302Kb)

Илья Репин. Лев Толстой за работой, 1891

43. Лев Толстой за чтением, 1891 (700x532, 283Kb)

Илья Репин. Лев Толстой за чтением, 1891

В портретах Репина есть одна характерная черта, а именно: умение в каждом человеке найти нечто глубоко интересное, то есть объективный подход к изображаемой натуре.

В портретах Перова, Крамского, Ярошенко мы всегда чувствуем присутствие самих художников, их восприятие и оценку людей.

В портретах Репина изображенный человек говорит всегда сам за себя. Автора этих портретов мы чувствуем лишь в необычайной живости изображения, в силе ощущения человеческого своеобразия, в мастерстве его воплощения.

Именно этой своей особенностью, то есть яркой жизненностью образа, поразил современников Репина «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880).

Писемский, Алексей Феофилактович  (550x700, 339Kb)

Илья Репин. Портрет  Алексея Феофилактовича  Писемского.

«Основой его мировоззрения навсегда остался несколько скептический здравый смысл вместе с сильным русским самосознанием; чужестранное его не интересовало, но ни Россию, ни русских он не идеализировал и не разделял националистического идеализма славянофилов» Мирский Д. С.

Образ Писемского, созданный Репиным, представляет собой великолепный пример реалистического мастерства в портрете. В человеке, как он предстает перед нами в действительности, чаще всего его сущность бывает затушевана случайными, преходящими чертами. Требование реализма в портретном искусстве заключается в том, чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, определяющее в его характере. Вот почему портрет может рассказать о человеке яснее, определеннее, ярче, чем непосредственное впечатление от него в действительности.

Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность.

Оно определяло мировосприятие Писемского и, в известной степени, скептический, язвительный тон его произведений.

В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Раскрытию этого замысла подчинены и композиция портрета, и освещение модели, и выбор аксессуаров.

Писемский изображен сидящим, опершись на палку, в повороте три четверти к зрителю, но с глазами, устремленными прямо на него. Таким образом, Репин дал нам почувствовать живую подвижность взгляда, как бы за кем-то следящего.

Освещением модели сбоку художник выявил наиболее важные для характеристики Писемского черты его внешнего облика: высокий умный лоб, резкие мешки у глаз, глубокие складки кожи болезненно-желтого лица, плотно сжатый неулыбающийся рот.

Все это вместе взятое создает представление о Писемском как о человеке остропроницательном, живо реагирующем на окружающее, но отравленном желчью, подорванном мучительной болезнью.

В характеристике Писемского существенная роль принадлежит и таким деталям, как упрямо торчащие надо лбом волосы, всклокоченная борода, широкий не по моде бант под воротничком, мешковатый пиджак, суковатая палка.

В манере одеваться, причесываться, носить бороду, в выборе для себя именно такой корявой палки раскрывает Репин стремление Писемского к своеобычности как характерный штрих в его психологическом облике. В результате перед нами образ Писемского, необычайно верно раскрывающий его натуру, отразившуюся и в характере его творчества.

Илья Репин. Портрет художника А.И. Куинджи. 1877г.

Илья Репин. «Портрет композитора А. К. Глазунова». 1887

Илья Репин. «Портрет военного инженера А. И. Дельвига» (1882).

Аристократ, генерал, барин до мозга костей, Дельвиг изображен Репиным с не меньшей степенью понимания его человеческой сущности, чем все предыдущие модели.

Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку.

Он сидит совершенно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Фигуру Дельвига облегает черный мундирный китель, украшенный серебряным шитьем, пышными серебряными эполетами и увешанный орденами.

Голова Дельвига, опирающаяся вторым подбородком на тугой воротник мундира, несколько откинута назад. Поэтому его взгляд получает направление сверху вниз.

Лицо Дельвига, с хорошо промытыми морщинами и расчесанными усами, – выхоленное лицо барина.

Его, по сравнению с фигурой и головой, непропорционально маленькие руки – это тоже мягкие холеные руки аристократа.

Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты.
Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия.
Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига.
Воспроизведение знаков генеральского достоинства определяли для Репина не только внешний облик Дельвига, но и составляли ключ к пониманию его внутреннего самочувствия.
Та эмоция, то чувство, которые были вложены Репиным в живопись эполет, были эмоцией, чувством самого Дельвига, раскрывали его отношение к своему мундиру, его наслаждение своим генеральским великолепием.

26. Портрет композитора М.П.Мусоргского 1881г. (560x700, 379Kb)

Илья Репин. Портрет композитора М.П.Мусоргского 1881г. 71,8 х 58,5 см, холст, масло.

Прижизненный портрет кисти Ильи Репина практически сразу был признан классикой жанра.

Модест Петрович Мусоргский - бывший офицер лейб-гвардии Преображенского полка, давно оставил службу ради музыки и потерял право лечиться в военном госпитале за государственный счет.

Увы, материального благополучия музыка не принесла. Это сегодня мировой оперный репертуар невозможно представить без его шедевров — «Бориса Годунова» и в меньшей степени «Хованщины». Новые постановки осуществляются каждый год, публика исправно раскупает билеты, исполнители получают солидные гонорары.

А тогда новаторскую и в то же время глубоко национальную оперу Модеста Петровича не оценили ни публика, ни критики, ни даже композиторы-единомышленники. Платить за лечение ему было нечем...Всё-таки друзья смогли его оставить в госпитале на лечение,снабдив поношенной одеждой...

А теперь он умирал. Сгубила его всем известная русская болезнь.

Одни говорят, что Мусоргский топил в вине обиду на пренебрежительное отношение современников к его выстраданным произведениям. Другие — что он не смог оправиться от смерти любимой матери. Третьи винят веселые нравы, царившие в офицерской среде. Но причина недуга уже не имела значения.

В истории болезни 41-летнего композитора значились цирроз печени, белая горячка и паралич конечностей... И Репин, хорошо знавший Мусоргского и высоко ценивший его музыку, немедленно отправился в госпиталь запечатлеть лицо композитора для потомков. Сохранилось несколько фотографий молодого Мусоргского, а вот портретов не было.

Живописцу пришлось работать без мольберта, чуть ли не на коленке. Мусоргский сидел возле стола, фоном служила стена больничной палаты. Времени на творческие поиски у художника не было.

Но портрет Мусоргского, написанный всего за четыре сеанса, стал одной из вершин его творчества.

Много можно написать об этом портрете, но главное - это задумчиво-отрешенный взгляд человека, ненадолго присевшего у порога вечности. И от этой безжалостной правды еще больше жаль гения, которому так много было дано и который так легкомысленно, так глупо распорядился своим божественным даром.

Столь проникновенных портретов у Репина больше нет. Впрочем, он больше никого и не писал при таких обстоятельствах. Критик Владимир Стасов свидетельствовал, что «из всех знавших Мусоргского не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета».

А художника Крамского особенно взволновали глаза Мусоргского: «Они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты — а много ли на свете портретов с таким выражением?»

Илья Репин. Портрет художника И.Н.Крамского. 1882

28. Портрет композитора А.Г.Рубинштейна. 1881 - копия (604x600, 231Kb)

Илья Репин. Портрет композитора А.Г.Рубинштейна. 1881

Репин писал портреты быстро, в несколько сеансов, и никогда их не переделывал. Модели художника всегда представлены в конкретной, легко прочитываемой жизненной ситуации: как правило, это ситуация «диалога» - со зрителем или с невидимым собеседником.

Илья Репин. Михаил Глинка во время работы над оперой «Руслан и Людмила». 1887 (700x575, 117Kb)

Илья Репин. Михаил Глинка во время работы над оперой «Руслан и Людмила». 1887г.

Илья Репин. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова. 1893 (493x700, 121Kb)

Илья Репин. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова. 1893г.

Илья Репин. Алексей Иванович Шевцов (1815 - после 1869 гг.) 1868г.  Холст, масло. 14х27см.  Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева в Бишкеке.

Архитектор, преподаватель рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексей Иванович Шевцов - был отцом первой жены Ильи Репина - Веры Шевцовой.

29. Менделеев. 1885г. (563x700, 414Kb)

Илья Репин. Менделеев. 1885г.

Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры.

30. Владимир Васильевич Стасов  (569x700, 140Kb)

Илья Репин. «Портрет Владимира Васильевича Стасова» 1873г. Холст, масло 78 x 63 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) - виднейшая фигура в русском искусстве второй половины XIX века. Он выступал главным идеологом реализма, поставившего своей задачей не «развлекать», а «просвещать» и «направлять» - другими словами, воздействовать на жизнь, менять её.

Наряду с И. Крамским, сыграл значительную роль в становлении Репина как художника.

Портрет еще сохраняет строгость и сдержанность ученической манеры Репина- живописца. Он традиционен по композиции: в профиле критика читается уверенность и величавость. Этот первый портрет больше всего нравился художнику,так как по его мнению точнее всего отражал натуру Стасова, этого "страстного юношу в 50 слишним лет".

Стасов. 1883г. - копия (589x700, 496Kb)

Илья Репин. «Портрет В.В.Стасова»1883г. Холст, масло. 74 x 60 см. Государственный Русский музей

В очертании фигуры, в движении головы, полуоткрытых губах, фиксированном, прямом взгляде отчетлив "сценарий" портрета - критик, созерцающий произведение искусства. По свидетельству Репина, Стасов был "грозою многих критиков, его боялись" .

Репин поразительным образом " угадал" в фигуре критика не только " пламенного рыцаря" , но и сурового консерватора, агрессивно-враждебного по отношению к художникам нового поколения, каким он предстает, например, в воспоминаниях живописца Василия Переплетчикова....

Здесь Стасов как будто внимательно смотрит на невидимого зрителю собеседника. Свет, льющийся из окна справа, резко очерчивает старческие морщины, завитки седой бороды. Репин пишет длинными пастозными мазками,пишет увлеченно, быстро, темпераментно. Художник останавливает мгновение, о чем выразительно говорят полуоткрытые, будто замершие на полуслове губы Стасова.

Стасов. 1889г. масло по дереву. 40 × 37,6 см. Государственная Третьяковская галерея (568x700, 487Kb)

Кисти Репина принадлежит и другой известный «Портрет В.В. Стасова», 1889.

Энергию и волю Стасова, его бойцовский характер, его «брутальность» Репин прекрасно выразил в этом портрете.

Сам портрет можно назвать «говорящим» - глядящий с него пронзительным взглядом художественный критик словно вызывает зрителя на диалог, пристально оценивая его. Такой «диалогизм» - одна из отличительных особенностей портретной живописи Репина.

В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.


Илья Репин. Владимир Васильевич Стасов

36. Белорус. 1892 (474x700, 414Kb)

Илья Репин. «Белорус» 1892г.

39. Портрет А.Ф.Кони. 1898 (637x700, 433Kb)

Илья Репин. «Портрет А.Ф.Кони». 1898.

В манерах и поведении каждого человека можно найти черты, нарушающие общее представление о личности. Однако эти же черты и составляют неповторимость, особенность любой индивидуальности. Найти момент равновесия между случайным, сиюминутным, и характерным, типическим - одна из главных задач портретиста.

33. Портрет композитора П.И.Бларамберга. 1884 - копия (600x614, 100Kb)

Илья Репин. «Портрет композитора П. И. Бларамберга». 1884г.

Илья Репин. Еврей на молитве. 1875 (580x700, 55Kb)

Илья Репин. «Еврей на молитве». 1875г.

34. Портрет Ивана Евграфьевича Ададурова. 1884-1885 - копия (629x600, 97Kb)

Илья Репин. «Портрет Ивана Евграфьевича Ададурова». 1884 -1885 гг.

Илья Репин. Портрет В.М. Васнецова. 1870 (510x700, 55Kb)

Илья Репин. «Портрет В.М. Васнецова». 1870г.

47. Виктор Михайлович Васнецов. 1875 - копия (630x600, 368Kb)

Илья Репин. «Виктор Михайлович Васнецов». 1875г.

40. Портрет архитектора Филиппа Дмитриевича Хлобощина. 1868 (700x605, 326Kb)

Илья Репин. «Портрет архитектора Филиппа Дмитриевича Хлобощина». 1868г.

Илья Репин. Портрет Н.И. Пирогова. 1881 (580x700, 51Kb)

Илья Репин.« Портрет Н.И. Пирогова». 1881

41. Портрет И.С. Тургенева. Государственная Третьяковская галерея (537x700, 93Kb)

Илья Репин. «Портрет И.С. Тургенева». Государственная Третьяковская галерея

783964_original (590x700, 543Kb)

51. Портрет Л.Н.Андреева (Летний отдых). 1905. Холст, масло. 93х71,5см. Омский  областной музей изобразительного искусства (506x700, 312Kb)

Илья Репин. «Летний отдых». Леонида Андреева. 1905г. Холст, масло, 93х71,5см. Омский областной музей изобразительного искусства.

pvsaHyrR73E (463x640, 237Kb)

Илья Репин. «Портрет историка Ивана Егоровича Забелина». 1877г. Холст, масло, 113 х 86см. Государственная Третьяковская галерея

35. Академический сторож Ефимов. Около 1870  (546x700, 383Kb)

Илья Репин. «Академический сторож Ефимов». Около 1870г.

49. Мужичок из робких (589x700, 398Kb)

Илья Репин. «Мужичок из робких»

48. Мужик с дурным глазом- (545x700, 419Kb)

Илья Репин. «Мужик с дурным глазом»

50. Бурлаки на Волге. 1870-73. . Бурлак. Этюд к картине  (579x700, 368Kb)
Илья Репин. «Бурлак». Этюд к картине «Бурлаки на Волге». 1870-73. .

«Запорожский полковник» (668x699, 443Kb)
Илья Репин. «Запорожский полковник» фрагмент картины «Запорожцы» (1880–1891) Холст, масло. 2,03х3,58 м. Русский музей

«Казак» (Атаман Серко) (700x638, 663Kb)

Илья Репин. «Казак» (Атаман Серко). фрагмент картины «Запорожцы» (1880–1891) Холст, масло. 2,03х3,58 м. Русский музей

51. этюд (497x700, 389Kb)

Илья Репин. «Горбун». Этюд к картине «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Холст, масло.  Третьякова


Илья Репин. «Старшина, со спины, освещенный солнцем». 1885г.

55. Николай II. 1895 Рі. Государственный Р СѓСЃСЃРєРёР№ музей (349x700, 367Kb)   Портрет Николая II. РЅР° крыльце. 1806Рі (357x700, 286Kb)
Илья Репин. 1.«Николай II».. 1895 г. Государственный Русский музей. 2. «Портрет Николая II. на крыльце». 1806г

79. Илья Репин. «Автопортрет». 1920г. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»   (700x560, 72Kb)

Илья Репин. «Автопортрет». 1920г. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Сегодня уже никто не отрицает, что творчество Репина действительно является «визитной карточкой» русского реализма, сказавшего своё громкое слово в истории мировой живописи.

источники:

https://legacy-time.ru/blog/ilya-efimovich-repin-stil-texnika/?ysclid=m3hg6tkxjk380784303

http://ourarts.ru/?p=1460&ysclid=m3hiviiems559532731

https://dzen.ru/a/ZftQEUY_OUnJhykr?ysclid=m3hljl6dqo548541241

https://vk.com/wall-104682367_266?ysclid=m3hlz4hda697285195

https://synergytimes.ru/switch/ilya-repin-zagadochnaya-prostota-nepovtorimosti

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Люба47 15-11-2024-18:20 удалить
Галина, добрый вечер! очень интересная тема поста! Спасибо!
Ответ на комментарий Люба47 # Ещё планирую детские портреты и пейзажи.
Люба47 16-11-2024-14:56 удалить
Ответ на комментарий Пчёлка_Майя_1 # Это здорово!
Ответ на комментарий Люба47 #


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Илья Репин. 50 мужских портретов. К 180-летию со дня рождения | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»