• Авторизация


Апостолы Петр и Павел в искусстве. Раннехристианские времена,и в эпоху Средневековья. 12-07-2024 14:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Автор: епископ Балашихинский Николай - отсюда

«Они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».
Блаженный Августин

Немного найдется православных храмов, где не было бы икон первоверховных апостолов Петра и Павла — учителей вселенной, твердых и боговещанных проповедателей веры Христовой.

Лобызание (ασπασμός) апостолов Петра и Павла, XIV век, монастырь св. ап. Иоанна Богослова, о. Патмос, Греция.

Для раннехристианских времен апостолы Петр и Павел, несомненно, являются наиболее часто изображаемыми. С IV в., когда был установлен день их совместной памяти, появляются и их совместные иконы.
К концу IV в. относится ряд замечательных памятников раннехристианского искусства – это стеклянные сосуды и медальоны с позолотой, на которую наносился рисунок.

Между двумя слоями стекла располагался тончайший слой золота с выгравированными изображениями. Поначалу эти изделия (а они в Риме известны с III в.) не имели религиозного предназначения – это были одиночные или семейные портреты владельцев с надписями пожелания здоровья или мифологическими сюжетами.

Исследователями высказывается мнение, что технология изготовления этих изделий из «позолоченного стекла» имеет египетские корни.

Отметим также, что немалое количество их содержит иудаистскую символику. Почти все памятники из позолоченного стекла небольшого размера, от 5 до 10 см.


Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Однако в IV в. появляются и христианские поминальные стеклянные сосуды с позолотой, на донце которых нанесены изображения библейских сюжетов и изображения святых; заздравных надписей на них не делали.

В научный обиход эти памятники вошли относительно недавно, работ по их систематизации и их значению в формировании христианской иконографии мало, а в отечественной литературе нет даже устойчивой терминологии. Коллекции этих изделий имеются в музеях Ватикана, в Британском музее в Лондоне и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Среди них – целый ряд изображений апостолов Петра и Павла, представляющих разные иконографические типы.

Среди ранних работ раннехристианских времен – целый ряд изображений апостолов Петра и Павла, представляющих разные иконографические типы.

Приведем некоторые из них, но прежде напомним, что сохранилось – правда, в апокрифе (т. н. «Деяниях Павла и Феклы» II в.) – описание внешности апостола Павла: это человек «лысый, низкорослый, со сросшимися бровями, с носом выступающим».

Эти характерные черты делают легко узнаваемыми изображения апостола Павла.

Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой. Одеяния апостолов – хитон и гиматий; в руках они обычно держат свитки (реже – кодекс) с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью; у апостола Петра могут находиться в руках ключи (Мф. 16:19).

Именно таковыми предстают Первоверховные апостолы и на фресках в катакомбах св. Феклы, и в традиционной иконографии в Византии и на Руси.

Донце поминального сосуда IV в. из Ватиканского собрания представляет один из вариантов ранней иконографии, укоренившейся позднее в византийском и западном искусстве и на Руси встречавшийся реже: апостолы внимательно смотрят друг на друга, словно собираются начать важный разговор.

Изображение погрудное. Над головами апостолов общий венец, символ победы.

Приведем еще одно подобное изображение апостолов – каменный рельеф IV в. из Национального археологического музея в Аквилее (Италия).

1707123 (550x424, 365Kb)

Рельеф на камне. IV–V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Принято считать, что эта иконография показывает завершение происходившего в Антиохии спора между апостолами. Петр считал поначалу, что благовествовать ему следует прежде всего среди иудеев, а новообращенным необходимо принимать и исполнять иудейские традиции.

Павел, проповедь которого была обращена прежде всего к язычникам, считал ненужным для христиан обрезание и прочие иудейские обряды (см. Гал. 2).

Еще один памятник того же времени находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

WuIgpry_RG4 (580x589, 329Kb)

Здесь также изображен Христос: Он находится между апостолами (Его фигура значительно меньшего размера) и водружает на их головы венцы.

Совместное изображение апостолов Петра и Павла, начиная с IV в., получает широкое распространение и как символ соборности Церкви – в это время Первым и Вторым Вселенскими Соборами был выработан и утвержден Символ веры.

Видимо, развитие этой темы – единения апостолов в своем служении и соборности Церкви – можно видеть в таких сюжетах, как «Церковь Торжествующая» середины IV в. из Метрополитен-музея.

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Здесь между фигурами апостолов помещена еще и женская фигура, надписанная как Перегрина.

Составители каталога музея Метрополитен указывают, что сведений о святой с таким именем нет, и возможно, это имя некоей знатной римлянки, каким-то образом помогавшей апостолам.

В Ватиканском музее есть подобный памятник с изображением святой Агнии.

Еще одно изображение из Метрополитен-музея – апостолы Петр и Павел, стоящие возле колонны с хризмой, монограммой имени Иисуса Христа – относится к концу IV в.

Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Со времен императора Константина Великого, увидевшего на небе знамение Креста, хризма использовалась для лабарума – воинского штандарта.

Говоря об узнаваемости изображений Первоверховных апостолов, хотелось бы привести еще ряд замечательных изображений раннего средневековья.

Ранние иконы VI—VII веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику.

Некоторые произведения сохраняют отдельные черты античного натурализма и живописный иллюзионизм (например, иконы «Христос Пантократор» и «Апостол Пётр» из монастыря Святой Екатерины на Синае), другие же склонны к условности, схематичности изображения (например, икона «епископ Авраам» из музея Далема, Берлин, икона «Христос и святой Мина» из Лувра).


Апостол Петр. Деталь иконы «Деисус». монастырь святой Екатерины

Иной, не античный, художественный язык был свойствен восточным областям Византии — Египту, Сирии, Палестине.

В их иконописи изначально выразительность была важнее, чем знание анатомии и умение передать объём.

Апостол Петр. Энкаустическая икона. VI век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

На энкаустической иконе VI в. из монастыря св. Екатерины на Синае апостол Петр изображен с короткой бородой и аккуратной шевелюрой. Икона поясная; в левой руке у него крест, а в правой – ключи.

Две мозаичные иконы из базилики Сан Витале в Равенне созданы в середине VI в.

Иконы оплечные; апостолы проницательно смотрят на зрителя. У апостола Петра аккуратная гладкая борода и седые волосы; у Павла борода темная и гораздо длиннее, лоб высокий, но волосы на голове присутствуют. Оба образа вполне узнаваемы.

1707125 (700x275, 400Kb)

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Более позднее, первой трети IX века, мозаичное изображение капеллы Сан-Дзено церкви Санта Прасседе в Риме также представляет апостолов вполне узнаваемыми.

DSC_0453 (700x553, 659Kb)

Мозаичное изображение св.апостолов в капелле Сан-Дзено церкви Санта Прасседе в Риме

Петр, с седой бородой и власами главы, держит в левой руке ключи, а правой указывает на Престол Божий, расположенный в центральной части композиции. Павел в левой руке держит свиток, а правую простер в направлении Престола. Волосяной покров его соответствует общепринятой традиции.

Очень выразительна фреска конца XII в. из монастыря Ватопед на Афоне; в сохранившемся фрагменте апостол Петр изображен с седой кудрявой бородой и шевелюрой, а у Павла широкий, до самого темени, лоб и гладкая темная борода.

1707126 (616x700, 669Kb)

Афон, Хиландар, VIII в.

Завершим наш обзор изображений раннехристианских времён еще одним афонским шедевром – иконой VIII в. из монастыря Хиландар.

Первоверховные апостолы изображены в рост; они бережно поддерживают символическое изображение храма, в алтаре которого находится престол со стоящим на нем потиром. Апостол Петр держит в левой руке свиток и ключи; у Павла в руках книга.

Как видно из приведенных примеров, уже в раннехристианские времена была выработана устойчивая иконографическая традиция апостолов Петра и Павла.

Они вполне узнаваемы внешне, а их взаимное расположение почти всегда напоминает зрителю о девятом члене Символа веры – догмате о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Этому соответствует твердо укоренившаяся на Руси традиция размещения икон апостолов Петра и Павла в деисусном чине иконостаса.

Это первая часть статьи.

Добавление от себя - пример из Русской иконографии.

04696_hires (700x531, 507Kb)

Причащение апостолов (верхняя часть мозаики) София Киевская, первая половина XI в.

( МОЗАИКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ – ВИЗАНТИЙСКИЙ  ШЕДЕВР  В  СЕРДЦЕ РУСИ)

Цветовая палитра киево - софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д.

Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков.

Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов...(тут)

Мозаика. Причащение апостолов. София Киевская, первая половина XI в (700x466, 469Kb)

Причащение апостолов. ( Левая часть ). София Киевская, первая половина XI в.

1373026348_009 (611x700, 674Kb)

фрагмент левой части , ап. Петр и Иоанн Богослов. Мозаика: Причащение апостолов. София Киевская, первая половина XI в.

ПЕтр (355x468, 263Kb)

апостол Петр

image001 (700x338, 417Kb)
фрагмент. В правой части , ап.Павел.

Павел (337x479, 260Kb)

Вторая часть : Иконография первоверховных апостолов Петра и Павла

Иконографическая традиция апостолов Петра и Павла, пришедшая на Русь из Византии, бережно сохранялась, в некоторых случаях творчески перерабатываясь.

Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтири.

z_4c1e40f6 (505x700, 383Kb)

«Хлудовская Псалтирь» Апостол Пётр, к которому обращается Христос.

Кафизма 6, псалом 38, стих 2.
Идифум ("восхваляющий"). "Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим".

Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III — начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской (ср. Фил. 3:5) внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом.

Апостолы Пётр и Павел. середина XI в. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 236 × 147 см. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород

Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон — из Софийского собора в Новгороде.

Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород.

В настоящее время исследователи датируют ее серединой ХI в. — возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород.

Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иван Грозный вместе с другими чтимыми святынями вывез её из Великого Новгорода в Москву.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины ХХ в.

Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород.

После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник.

В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен.

Это не только характерная внешность апостолов.

Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра — свернутый свиток — символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (ср. Ин. 21:15–17) и золотые ключи (Мф. 16:19).

Между апостолами — чуть выше, словно в отдалении — оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Апостол Петр, повторяя благословляющий жест Христа, также сложил руку в именословном благословении, а десница апостола Павла со сложенными перстами находится на уровне груди, словно он осеняет себя крестным знамением.

Фигуры апостолов слегка развернуты друг к другу — и к находящемуся между ними Спасителю.

Belozersk_icon (455x700, 526Kb)

Апостолы Пётр и Павел. Первая треть XIII в. Дерево, левкас, темпера. 139 х 90 х 2,5см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург  (из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске)

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу ХII — началу ХIII вв. и находится в Государственном Русском музее.

Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний — книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет.

Этот иконографический тип также получил на Руси распространение — примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная.

Примеров дальнейшего развития первого — «новгородского» — иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало.

Петр апостол. Греция,13 век. Дерево, темпера 93 х 61,3 см. Коллекция Думбартон-Окс в Вашингтоне   - копия (460x700, 455Kb)

Апостол Петр. Греция, ХIII в. Дерево, темпера 93 х 61,3 см. Коллекция Думбартон - Окс в Вашингтоне 

На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах.

Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных.

Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простерты ко Христу.

На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом.

Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина.

Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными — как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми.

Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ).

До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

В XVIII в. части иконостаса были переданы в Саввин Сторожевский монастырь, потом попали в Успенский собор на Городце, а в 1918 г. случайно были найдены в сарае близ Успенского собора.

Величественная фигура апостола Павла с высоким, с глубокими морщинами, лбом — одно из самых известных изображений святого.

Ростовые иконы первоверховных апостолов в составе деисуса встречаются весьма часто.

Петр, апостол. Происходит из деисусного чина Падчеварской Михаило-Архангельской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии.  (255x700, 230Kb)

Апостол Петр.  Начало XVI в. Дерево, темпера. Из деисусного чина Падчеварской Михаило-Архангельской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии

Приведем несколько примеров икон XVI в. с изображением апостолов Петра и Павла из деисусного чина.

В Новгородском музее-заповеднике (НГОМЗ) хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Апостол Павел. (245x700, 221Kb)

Апостол Павел. Начало XVI в. Дерево, темпера. Из деисусного чина Падчеварской Михаило-Архангельской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось).

У апостола Павла книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т. 4, ч. 1, с. 461).

  

Слева - Апостол Петр. Иконостас Софийского собора в Новгороде. Начало XVI в.

Справа - Апостол Павел. Иконостас Софийского собора в Новгороде. Начало XVI в.

В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью.

Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра — с Вознесением.

 

1. Апостол Петр и Сретение Господне. Из деисусного и праздничного чина церкви св. Димитрия в Поле. Середина XVI в. Псковский музей.

2. Апостол Павел и Сретение Господне. Из деисусного и праздничного чина церкви св. Димитрия в Поле. Середина XVI в. Псковский музей.

Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы — это, скорее, монгольский тип лица.

  Апостол Павел. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле.  (306x700, 28Kb)

Слева - Апостол Павел. Справа - Апостол Петр. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле.

Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.

Царские врата. Монастырь св. Павла. XVII в. ( Афон )

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы — как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне.

Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла.

На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали.

«Петр и Павел с житием». Сер. XVI в. Дерево,  162 × 119 см.  Новгородский гос. историко-арх. и худож. музей-заповедник, Новгород , Из церкви Петра и Павла в Кожевниках. подробно тут

Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая — сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно.

В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе — и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

«Петр и Павел с житием». Путешествие апостола Павла на Сицилию (651x700, 922Kb)

«Петр и Павел с житием». Клеймо: «Путешествие апостола Павла на Сицилию»

«Петр и Павел с житием»  Клеймо. Обращение Савла (521x700, 625Kb)

«Петр и Павел с житием»  Клеймо. «Обращение Савла»

«Петр и Павел с житием» клеймо. Изведение апостола Петра из темницы (532x700, 512Kb)

«Петр и Павел с житием» клеймо. «Изведение апостола Петра из темницы»

«Петр и Павел с житием».  клеймо  Взятие апостола Петра под стражу (652x700, 748Kb)

«Петр и Павел с житием».  клеймо  «Взятие апостола Петра под стражу»

«Петр и Павел с житием». клеймо Усекновение главы апостола Павла (652x700, 716Kb)

«Петр и Павел с житием». клеймо «Усекновение главы апостола Павла»

«Петр и Павел с житием». клеймо Распятие апостола Петра.  (652x700, 699Kb)

«Петр и Павел с житием». клеймо «Распятие апостола Петра».

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Список использованной литературы:

1. Квливидзе Н.В. Иконография апостолов – Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002.

2. Лазарев Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986.

3. Охоцимский Андрей. Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея. Christ Civilization, 2013, май. http://christ-civ. livejournal.com/226298.html

4. Фомин М.В. О раннехристианской погребальной традиции. Попытки реконструкции. «Проблемы теологии». Вып. 3. Материалы Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2–3 марта 2006 г. Екатеринбург, 2006.

5. Βασιλάκη Μ. Εικόνα με τον ασπασμό Πέτρου και Παύλου. Συμπόσιο της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρεῖας. 1987. Τ. 23. [Αθήνα]

6. Ostoia V. The Middle Ages: Treasures from the Cloisters and the Metropolitan Museum of Art (exh. cat.) Los Angeles, 1969.

7. Testini, P. L’Iconografia degli Apostoli Pietro e Paolo nelle Cosiddette «Arti Minori». Saecularia Petri et Pauli. Studi di Antichita Cristiana: Pontificio Instituto di Archeologia Cristiana, 28. Vatican City, 1969. Р. 241–323.

8. Weitzman Kurt, ed. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Сatalogue of the Exhibition. Metropolitan Museum of Art. N.-Y., 1979.

Автор: епископ Балашихинский Николай - отсюда

Клин православный. Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Сайт храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина

Новый сайт правклин.рф

Источник: mepar.ru

[372x700]

Мы вспоминаем Петра и Павла, Двенадцать апостолов, семьдесят апостолов — и перед нами не та идиллическая картинка, которая часто представляется: были у Христа ученики, послушно Его слушали, а потом понесли Его весть по миру. Нет, это особый мир индивидуальностей. Каждый апостол — неповторимая личность.

LHKzIXzUV0M (535x700, 454Kb)

Апостолы Петр и Павел. Вторая четверть XVII века. Из Богоявленской церкви села Семеновское Дмитровского района Московской области. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Те же Петр и Павел — два полюса человечества.

Апостол Петр — простой, некнижный человек, ставший в духе Божьем великим проповедником Воскресения Христова.

Апостол Павел — фарисей, мудрец, любитель учености.

Кто-то из прочих двенадцати и семидесяти апостолов ближе к Петру, кто-то — к Павлу. В этих образах мы должны увидеть и себя, и тех, кто нас окружают. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Нельзя требовать от всех одного пути исповедания веры. Но каждый в меру своих талантов может проповедовать Христа.

Этот апостольский мир — свидетельство многогранности любви Христовой, обращающей к себе все человечество. Нужно только сердце открыть — поверить, оставить все свое, взять крест и пойти за Ним.

эта цитата отсюда

[700x555]

Апп. Петр и Павел. Фреска монастыря Ватопед, Афон, XII век.

[700x468]

Явление Воскресшего Христа апостолу Павлу на пути в Дамаск . Роспись церковной стены

458bb42e4db9bd51b1b043dd7108f55f (700x568, 458Kb)

икона

Много источников указано в тексте, вот ещё

https://www.icon-art.info/

https://vk.com/wall204979315_5498?ysclid=lyrlyj1qot495108357&z=album-69510717_254355742

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апостолы Петр и Павел в искусстве. Раннехристианские времена,и в эпоху Средневековья. | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»