Квакеры, пожалуй, одно из самых миролюбивых религиозных движений в протестантизме. В 1960-1961 годах они провели пеший марш за мир из Сан-Франциско в Москву. Пройдя 10 тысяч километров, группа квакеров оказалась в Советском Союзе, где им оказали самый тёплый приём. Квакеры известны не только своим походом через полмира. США им обязаны Пенсильванией, которая, будучи провинцией Британской империи, обладала самыми прогрессивными порядками. Впрочем, за свои новаторские взгляды квакерам пришлось пострадать.
Марш через полмира
Группа квакеров из десяти человек начала свой путь в декабре 1960 года. После молебна в Сан-Франциско они объединились в «Комитет ненасильственных действий» (CNVA). Их цель — способствовать установлению мира во всём мире. Для этого десять квакеров прошли пешком через США, а затем отбыли в Европу, в Англию. Комитет к этому времени вырос до 15 человек. Там на молебен пятнадцати пришло 6 тысяч человек.
Затем — Франция. Здесь, пожалуй, самый жёсткий приём. Членов Комитета сразу же посадили в тюрьму на неделю, а затем депортировали в Англию. Правительство воевавшей в те годы с Алжиром Франции расценило призывы к миру как антифранцузскую пропаганду. Вторая попытка высадки была явно успешней. Прибыв в Бельгию, квакеры не встретили никакого сопротивления и прошли в Западную Германию.
В ФРГ к квакерам отнеслись с подозрением, им запретили любую политическую пропаганду и прохождение мимо американских военных баз. В соседней Восточной Германии, куда группа квакеров прибыла в августе 1961 года, их тоже приняли настороженно. Однако разрешили распространить 15 тысяч листовок, призывавших к миру, среди восточнонемецких протестантов.
[600x341]
Квакеры на пути в СССР
Первый тёплый приём после Англии квакерам оказали в Польше. «Мы были поражены теплотой этих скромных, бедных людей», — вспоминал квакер Дэвид Рич.
Квакеры в СССР
Никите Хрущёву квакеры написали письмо ещё весной 1961. Он ответил им, написав, что с радостью встретит их марш мира в Советском Союзе. 15 сентября 1961 года квакеры вступили на территорию Белоруссии, где число участников марша увеличилось до 31 человека. Известно, что несколько квакеров-американцев от непривычной русской еды (грубого хлеба, сала, печёного в золе картофеля, кислого молока) заболели дизентерией, их пришлось доставлять из Минска в Москву на самолёте.
[600x395]
Квакеры на Красной площади
Члены «Комитета ненасильственных действий» вступили на Красную площадь 3 октября 1961 года. Единственное описание марша квакеров в советской печати встречается только в «Истории Москвы» 1967 года. Краткая выдержка оттуда:
«Советская столица была конечным пунктом пешего марша мира большой группы американских борцов за мир осенью 1961 г. от Сан-Франциско до Москвы. Этот марш проходил через семь стран: США, Англию, Бельгию, ФРГ, ГДР, Польшу и Советский Союз. Протяженность этого беспримерного похода составила 10 тыс. км. 3 октября 1961 г. в Москве на Красной площади представители советской общественности торжественно встретили 31 участника похода».
В Москве квакеры встретились с женой Никиты Хрущёва Ниной Кухарчук и передали просьбу о сокращении ядерного оружия её мужу. Американские верующие провели несколько встреч с рабочими на московских заводах, и везде их встречали радушно. Советские власти разрешили квакерам распространить 100 тысяч листовок с призывами за мир. Один из американских репортёров писал, что среди семи стран мира только в СССР квакеры встретили интеллектуальную свободу и искреннее желание мира на Земле.
Что за название-то такое странное «квакеры»?
Официальное самоназвание — Религиозное общество друзей. Как это обычно бывает, самые устойчивые имена дают людям их враги (вспомнить, хотя бы «троцкистов»). Так случилось и с квакерами. Это слово сначала использовали противники тогдашнего «Христианского общества друзей внутреннего света» в качестве уничижительного. Английское «quakers» переводится как «трепещущие». Дескать, квакеры слишком боязливы. Название имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятная гласит, что во время суда основатель протестантского направления Джордж Фокс на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога». Судья не растерялся и обозвал Фокса «трепетуном», то есть квакером (quaker).
Во что верят
В 1646 или 1647 году сын ткача из Лестершира Джордж Фокс объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе Божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. В 1652—1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».
С тех наплодилось множество различных околоквакерских движений, которые могут подчас придерживаться абсолютно противоположных взглядов на некоторые вещи, однако всех их объединяет приверженность четырём «свидетельствам», принципам.
[300x350]
Джордж Фокс
Во-первых, квакеры постулируют равенство всех людей перед Богом: все люди независимо от каких-либо внешних различий, пола, расы, национальности, религиозной принадлежности, социального статуса и так далее равны перед Богом. Как следствие, квакеры категорически осуждают любые формы угнетения и дискриминации одних людей другими. Из этого принципа выросло квакерское равноправие между мужчинами и женщинами, борьба за отмену рабства и игнорирование привилегий.
Другой важный принцип — честность: квакеры считают необходимым всегда говорить правду, также они отвергают любую клятву или присягу, так как они могут привести к необходимой лжи или лжи во благо. Не менее важна для квакеров простота в жизни. Они стремятся довольствоваться только необходимыми для жизни благами, избегать роскоши и излишеств.
[600x450]
Памятный знак в деревне Фенни Дрейтон (Англия), где родился Дж. Фокс
Четвёртое свидетельство вытекает из предыдущих само собой: квакеры пацифисты, они также выступают против обязательной воинской повинности. Именно стремление к миру приведёт их в Россию.
Гонения
Квакеры во времена Английской республики пользовались небольшим расположением лорда Кромвеля. Однако с реставрацией всё изменилось. В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных групп, сложившихся в Англии того времени. Квакеры критиковали католиков, англиканскую церковь и пуритан в лице пресвитериан.
[600x493]
Квакерша Мэри Дайер следует к месту казни в публичном парке Бостона, Массачусетс, 1 июня 1660
За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 году были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 — Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.
[600x412]
Один из лидеров квакеров, Джеймс Нейлер — оштрафован и избит
Лесная страна Пенна
Именно так со смеси латыни и английского переводится Пенсильвания (silva — лес). Основатель штата английский аристократ Уильям Пенн получает от короля Англии Карла II в уплату долга землю в североамериканских колониях в 1681 году. Пенн тогда заведует материальными делами общины квакеров. Для своей лесной страны (названной, правда, в честь отца) Уильям пишет конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Пенсильвания — «убежище для свободомыслящих европейцев».
[600x412]
Рождение Пенсильвании, художник Жан Леон Жером Феррис, 1910 г.
Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но и также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 году договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии.
[400x462]
Квакер Уильям Пенн, основатель Пенсильвании, в юности. Пенсильвания имела одну из самых либеральных конституций
Квакеры в истории России
Квакеры, понятное дело, не открыли для себя Россию в XX веке. Впервые они посетили Русское царство в 1697 году. Тогда английские квакеры старались обратить внимание Петра I на условиях, в которых находятся крепостные, убеждали Петра Алексеевича в необходимости открытия школ для простых людей.
Следующий контакт — при Александре I. Квакер Даниэль Уилер занимался осушением болот вокруг Санкт-Петербурга. Затем квакеры посетили брата царя Александра, Николая I в 1854 году. Они пытались предотвратить Крымскую войну.
[600x399]
«Квакерская свадьба». Говард Пайл. 1885
В начале ХХ века квакеры из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.
В Москве в 1921—1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.