
Лето 1872 года, тихая улочка в предместье Парижа.
Мальчик сидит на ступенях дома.
На коленях он держит альбом, в руке - карандаш.
Мир вокруг полон жизни, и в его альбоме - необычайно талантливые наброски цветов, деревьев, птиц…
Но он упорно стремится нарисовать кое-что другое, и это кое-что никак не выходит.
Он думает об этом день и ночь, но все попытки тщетны.
Ему 12 лет, его зовут Рене Лалик, и однажды он станет великим.

В тот год он получил свою первую награду за успехи в рисовании, а уже в 16 лет окунулся в мир искусства с головой - поступил подмастерьем к известному ювелиру, посещал школу декоративного искусства, затем совершенствовал навыки в Лондоне и Париже.
Сперва он работал простым чертежником в ювелирных фирмах, но затем его эскизы начали активно использовать, поначалу скрывая имя автора.
Такая ситуация категорически не устраивала Рене, и, поднакопив денег, он открыл собственное дело.
На пороге 25-летия он принял участие в ювелирной выставке в Лувре.
Его ждала карьера респектабельного ювелира, создающего украшения по известным образцам и лишь иногда позволяющего себе вольности, человека почтенного и уважаемого.
Но Рене был не просто талантливым юношей с прекрасным образованием.
Он был гением.
Традиционное ювелирное дело - драгоценные металлы, баснословно дорогие камни, геометрические формы - быстро наскучило Рене с его живым воображением и беспокойным характером.
Он твердил, что намерен «пробовать что-то новое и возмутительное» - и эти слова стали лейтмотивом его творчества.
Именно в те годы зарождался модерн, которому суждено было просуществовать недолго, но перевернуть с ног на голову культурную жизнь всей Европы.
Рене Лалик не просто подхватил модное веяние - он стал одним из основателей стиля.
Владельцы ювелирных салонов смеялись ему в лицо:
«Разве станет почтенная мать семейства носить брошь в виде каких-то ласточек?
А эти плебейские колосья, что за ерунду вы выдумываете, месье Лалик!».
Но стоило Рене воплотить свои идеи в материале, как они, завороженные, выплачивали ему любую сумму и просили повторить в нескольких экземплярах.
На выставке в Парижском салоне дю Шан-де-Марс Лалик совершил настоящую революцию.
Критики были возмущены - сочетать драгоценные металлы с черепаховым панцирем и слоновой костью?
А тот кошмарный клубок змей полагается крепить на корсаж?
Да что себе позволяет этот выскочка?!
Зрители же - в основном зрительницы - пришли в восторг.
У молодого ювелира появились свои поклонницы.
Одной из них была великая актриса Сара Бернар.
Неординарный характер и необычная внешность этой женщины завораживали Лалика.
На долгие годы она стала для него музой и покровительницей.
Бернар обожали, Бернар подражали - и спрос на украшения Лалика только рос.Он был настоящим возмутителем спокойствия.
Именно он ввел в моду украшения с женскими образами - по тем временам это было просто неприлично.
В 1900-м году женская одежда была весьма консервативна - закрытые темные платья, чопорность и благопристойность.
Крупные, смелые украшения Рене Лалика (и в стиле Лалика, ведь подражание его работам стало сродни массовому помешательству среди ювелиров) требовали обнаженного тела.
И светские львицы решительно облачились в платья с глубокими вырезами и открытыми плечами.
Русская императрица Александра Федоровна тоже не осталась равнодушной к мастерству французского гения - заказы от императорской семьи поступали ему неоднократно.
Лалик-ювелир был феноменально популярен и успешен, но однажды все изменилось.
Бесконечный поиск новых материалов отбросил Рене на много лет назад, туда, в предместье Парижа, в начало 1870-х, туда, где маленький мальчик рыдал и рвал на клочья свои рисунки, потому что не мог изобразить…
Облака.
Сейчас, уже состоявшимся пятидесятилетним мужчиной, бешено знаменитым ювелиром, счастливым мужем и отцом, он нашел ответ.
Карандаш не сохранит изменчивой легкости облаков - но стекло с этой задачей справится.
Так ювелир Рене Лалик стал стеклодувом.
Во многом этому поспособствовала и встреча со знаменитым парфюмером Франсуа Коти.
Он тоже был известным скандалистом: однажды, получив отказ в продаже духов, Коти разбил флакон прямо в бутике.
Посетители, околдованные незнакомым и странным ароматом, стали наперебой требовать продать им этот парфюм.
Существовавший тогда дизайн флаконов ему совершенно не нравился - Коти считал, что флакон должен соответствовать аромату, отражать его дух, его идею.
Однажды, прогуливаясь без особой цели по улицам Парижа, он увидел витрину ювелирного магазина Рене Лалика и понял: вот оно.
Поначалу Рене предстояло лишь рисовать эскизы, доверяя воплощение стеклодувом завода «Баккара», но результат ему не понравился.
Лалик был человеком эпохи Возрождения, чудесным образом заброшенным в индустриальный XX век.
Если материалы и технологии не позволяют воплотить его идеи – что ж, он сам изобретет что-то новое!
Он создавал потрясающей красоты флаконы для духов - таких же новаторских, как и его изделия, вазы для современных интерьеров и светильники, словно украденные из сновидений.
А в последние годы жизни увлекся оформлением интерьеров - и, разумеется, преуспел.
Основанную им компанию унаследовал сын, затем - внучка, а в 2008 году владельцем Lalique стал Сильвио Денц - преданный поклонник и коллекционер изделий Рене Лалика.
Сегодня Lalique остается выпускает предметы декора, ювелирные изделия и собственные духи, сотрудничает с современными гениями дизайна и остается верным идеям своего основателя и его неустанному стремлению к ускользающей красоте.
Флаконы, созданные Рене Лаликом - предмет коллекционирования.
Источник
  | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|