Александр Градский – выдающийся советский и российский музыкант, мастер разных жанров и инструментов, талантливый автор песен, поэт и композитор, а также один из основателей русского рока.
Он обладал высшими званиями и наградами в России (народный артист РФ, Государственная премия РФ) и Приднестровье (народный артист ПМР). В этой статье мы расскажем о его жизненном пути, музыкальных достижениях и вкладе в развитие музыки.
Александр появился на свет в 1949 году в уральском городе Копейске, который относится к Челябинской области. В семилетнем возрасте он переехал в Москву со своей семьей. Его отец, Борис Абрамович, работал инженером-механиком, а мать, Тамара Павловна, редактировала литературный журнал «Театральная жизнь».
В 1963 году Александр лишился своей мамы, которая скончалась от недуга. В честь её памяти и любви он взял её фамилию Градский, отказавшись от отцовской Фрадкин. Он с горечью и нежностью вспоминал об этом:
«Я совершенно точно знаю, что эту женщину безумно люблю. Как рассказывал мне папа, она на смертном одре, уже практически ничего не говоря, в течение последнего дня все время повторяла моё имя».
После гибели матери Александр не мог найти своего места в жизни: то останавливался у бабушки, то у отца, то у других родственников.
Александру Градскому многие присваивают титул «отца русского рока», хотя он не был пионером этого жанра. Его коллектив «Славяне», основанный в 1965 году, перепевал иностранные хиты на английском языке. Прорыв в русском роке сделали же «Сокол» и «Скифы», которые пели на родном языке и писали свои песни.
Александр Градский обладал глубокими музыкальными знаниями. С детства он стремился поступить в Гнесинскую академию (не училище) и реализовал свою мечту – стал студентом факультета академического пения. Позже он продолжил свое образование в Московской консерватории, где был подопечным советского композитора Тихона Хренникова.
В конце 70-х годов он снова оказался в Гнесинке, но уже как преподаватель вокала. Он также руководил кафедрой вокала в ГИТИС. В 1967 году он получил приглашение в Донецкую филармонию на два месяца… в роли саксофониста.
В 1988 году Градский стал артистом Большого театра, где два сезона пел в опере. Его ролью был Звездочет в «Золотом петушке» Римского-Корсакова. Он не только выходил на сцену, а официально состоял в труппе.
Александр Градский написал музыку к более чем сорока игровым фильмам и многочисленным документальным и мультипликационным лентам. Одна из его песен, «Любовь», которую он создал и спел для фильма Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», принесла ему мировую славу и титул «Звезды года» по версии журнала Billboard в 1974 году.
Александр рассказывал, что режиссер увидел его в студии и даже хотел предложить ему главную роль:
«Потом я вдруг в профиль повернулся, и Кончаловский расстроился: «Нет, с таким длинным носом, боюсь, его не утвердят на роль».
А песня «Как молоды мы были», которая стала знаковой для Градского, принадлежит Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову. Она изначально создавалась для женского голоса, но сейчас мы не можем представить её в другом исполнении.
Пахмутова и Добронравов сочинили её для фильма Юрия Борецкого «Моя любовь на третьем курсе», снятого по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского».
Александр Градский был не только певцом, но и композитором. Он написал несколько балетов и рок-опер, среди которых «Стадион» — произведение о перевороте в Чили и судьбе поэта и певца Виктора Хары.
В рок-опере Градский сыграл роль Певца, а другие герои были озвучены Пугачевой, Боярским, Кобзоном, Макаревичем и Камбуровой.
Александр Градский впервые побывал за границей в 1988 году. Его пригласили в США на фестиваль «Музыка мира», где он дал концерт в знаменитом «Карнеги-холле» и познакомился с мировыми звёздами — Шарлем Азнавуром, Лайзой Миннелли, Джоном Данвером, Крисом Кристофферсоном, Дайон Уорвик, Сэмми Дэвисом и другими.
Александр Градский не скрывал своего критического отношения к пению Лайзы Миннелли, с которой он познакомился в 1988 году в США. Он считал, что она пела плохо, хотя признавал её как «очень интересную женщину». По его словам, Миннелли была удивлена, когда узнала, что он из России, и не верила, что там могут так петь. Она поверила ему только после того, как он произнёс несколько «грязных слов по-русски». Их она узнала ещё от Михаила Барышникова.
Александр Градский не раз испытывал и терял семейное счастье. Его первый брак с Натальей Смирновой был «молодёжным поступком», как он сам говорил, и длился всего три месяца. Его вторая жена – Анастасия Вертинская, дочь легендарного Александра Вертинского, была актрисой. Они прожили вместе два года и ещё два года официально не разводились.
Александр Градский был счастлив в третьем браке с Ольгой Фартышевой, с которой они прожили 23 года и воспитали двоих детей – сына Даниила и дочь Марию. После развода с Ольгой Градский нашел свое счастье с актрисой Мариной Коташенко, которая была рядом с ним 18 лет. У них также родились два сына – Александр и Иван.
Вот что думает о своей личной жизни сам Градский:
«Жены занимают в моей жизни очень большое место, но при этом каждая занимает свое. Всех своих женщин, с которыми мне довелось быть в романе, даже «ночных бабочек», я хорошо помню».
Александр Градский имел множество замечательных песен или других музыкальных работ, которые заслуживают внимания. О некоторых мы уже сказали ранее и рекомендуем вам их прослушать или посмотреть живое выступление. Но некоторые из них мы решили оставить на десерт:
«Я - Гойя» – одна из самых амбициозных работ Градского, посвящённая испанскому художнику Франсиско Гойе. Это рок-опера, состоящая из 12 частей, в которой Градский исполняет все партии и играет на разных инструментах. Рок-опера была записана в 1980 году, но вышла только в 1991 году.
«Песня о корабле» – эпическая песня из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятого Никитой Михалковым в 1974 году. Песня рассказывает о судьбе революционеров, которые пытаются доставить золото партии через враждебную территорию. Градский написал музыку и слова к этой песне и исполнил ее своим мощным голосом.
«Нам не жить друг без друга» – ещё одна песня на стихи Добронравова и музыку Пахмутовой, которая стала хитом в 1984 году. Она выражает чувства любви и преданности между двумя людьми, которые не могут быть вместе из-за обстоятельств. Песня была посвящена жене Градского Анне Соколовой.
«Мастер и Маргарита» – ещё одна рок-опера Градского, основанная на знаменитом романе Михаила Булгакова. Рок-опера была создана в 1989 году и состоит из 18 частей. В ней Градский также исполняет все роли и играет на разных инструментах. Рок-опера получила высокую оценку критиков и слушателей.
Александр Градский – музыкант, которому восхищаются все знатоки и ценители музыки. Его музыкальное чутье и профессионализм являются результатом не только обучения, но и даны ему от рождения. Он всегда отличался от других своим видением и чувствованием музыки. Он также давал нам надежду на то, что наша эстрада станет богаче талантливыми и самобытными артистами благодаря его примеру. Надеемся, что мы его не разочаруем.
______________________________________________