
Иван Айвазовский не был ловеласом, если влюблялся, то навсегда. Однако женщины недолго ценили его преданность и любовь. Свое счастье он нашел только с третьей попытки, когда художнику исполнилось 65 лет.

Феодосия – небольшой портовый городок у подножья Крымских гор.

Детские рисунки художника не сохранились.
Чуть свет мальчик вскакивал с постели и бежал к морю. Там впервые и увидел он алые паруса. Словно вынырнув из воды, лучи солнца ударили по парусам корабля, и те заалели
Картина потрясла детское воображение, и он кинулся рисовать это видение. Лениво накатывавшие волны слизнули с песка его рисунок. Впору было расплакаться. Понесся к дому. И уже в следующую минуту по стене белого дома… плыл парусник. Нарисованный углем! Мать заохала. Отец нахмурился, но сына наказывать не стал.

Начало осени 1837 года. В России с трепетом ждали прибытия балетной дивы Марии Тальони. Зрители заполнили петербургский Большой (Каменный) театр. Успех был оглушительным. Ей, вскочив с мест, аплодировали даже дамы, что до тех пор не укладывалось в рамки приличий.
Да и мода подносить артистам цветы пошла с ее появлением на русской сцене.
Сам Николай I, большой любитель балета, не скрывал своего восхищения Тальони.

В аристократических гостиных производила она впечатление дамы с безукоризненными манерами. Ее туалеты, безупречно сдержанные, но элегантные, к тому же с изюминкой, заставляли смотреть во все глаза и, конечно, подражать. Так, в моду вошла «шляпка Тальони».
Рассказывали, что однажды модистка, увидев на голове балерины свое очередное изделие, чуть не расплакалась:


Возможно, так выглядели «шляпки Тальони»
«Что вы наделали! Я специально отогнула поля вашей шляпки, чтобы они не помялись, а вы так ее и надели!» «Помилуйте, – обескуражено оправдывалась Тальони, – я думала, так ее и полагается носить». Стоит ли говорить о том, что шляпки балерины тут же вошли в моду.
Появились карамель «Тальони». Журналы писали о тюрбанах а la Sylphide в честь несравненной итальянки.
Кто такая Мария Тальони?

Мария Тальони (1804 – 1884) – прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони
Именно с Марии Тальони в балете появилась пачка и танец на пальцах ног, на пуантах.

Отец придумал для нее пуанты, в музее хранится их подлинный экземпляр.
♦ ♦ ♦
Знакомство студента Императорской Академии художеств Ивана Айвазовского с Марией Тальони

накомство студента Императорской Академии художеств Ивана Айвазовского с Марией Тальони началось с курьеза: ее экипаж случайно задел его и он упал. Сердобольная дама довезла «жертву» до дома, а на другой день прислала ему билет на свой спектакль. Так он и начался, их неожиданный роман…
С наступлением Великого поста, когда Россия уставала от увеселений, она уезжала на гастроли по Европе. Узнав, что Тальони весну и лето проводит в Венеции, блестящий выпускник Академии художеств Айвазовский убеждает профессуру, что будущему маринисту всенепременно надо постажироваться в Италии. И вот он впервые за границей, в играющей красками осени Венеции, городе ста островов.
В ожидании приезда Тальони художник рисовал Венецию

И. К. Айвазовский Итальянский пейзаж. Вечер 1858г, холст, масло, 108 x 160 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.

И. К. Айвазовский Лунная ночь 1858г, холст, масло, 121x191 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.
И. К. Айвазовский Туманное утро в Италии 1864, Холст, маслo 208x149 , Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.
дача свалилась на молодого художника нежданно-негаданно: прослышав, что Папа Римский Григорий XVI готов приобрести для Ватикана его «Хаос» – романтический морской пейзаж, Айвазовский от души преподносит картину понтифику сам.
Тронутый благородным жестом художника, Папа самолично награждает его золотой медалью. Успех превосходит все ожидания Айвазовского. В один из весенних дней 1841 года в салоне, куда он сдавал часть своих полотен, ему передали, что две его картины купила великая Мария Тальони.

«Хаос»
Гоголь шутил по этому поводу: «Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».
Теперь он знал, что она в Италии. Волнение захлестывало его. И пока он пребывал в растерянности, ему в гостиницу доставили письмо в знакомом с голубем конверте, в котором Айвазовский нашел билет на «Сильфиду».

И снова она порхала на сцене, и снова он ждал ее у артистического подъезда. По дорожке, усыпанной цветами от поклонников, Тальони побежала к своей гондоле, страстным голосом окликнув: «Синьор Айвазовский, ну что же вы, я жду!»
Катались они в тот вечер долго. В уютном палаццо балерины Айвазовский купался в женских ласках. По утрам он писал картины, прислушиваясь к звукам музыки из комнаты Марии, где она репетировала. Встречались они в полдень за завтраком, и снова катались по каналам, пьянея от воздуха моря и счастья. И как-то, признавшись в любви, он позвал ее замуж…

Разница ли в возрасте в 13 лет, тревога ли, что ее особая привязанность к сцене может встать меж ними, привели к тому, что напряжение между Айвазовским и Тальони росло. Однажды, в день Вербного воскресенья, протягивая ему свою розовую балетную туфельку, Мария сказала:
– Вот этот башмачок растоптал мою любовь! Возьмите его на память и возвращайтесь в Россию. Там ваша жизнь. Свою женщину вы еще встретите.
– Но оставьте мне хотя бы надежду! – в сердцах воскликнул Айвазовский.
– Нет, милый мальчик! Я всей душой привязана к сцене и вряд ли полюблю вас…

Гондольер на море ночью 1843
Кораблекрушение 1843

Портрет бабушки Айвазовского Ашхен. И. К. Айвазовский. 1858
Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье