• Авторизация


Сергей Мартинсон. Личный враг Гитлера 31-03-2020 12:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Марина_Ушакова Оригинальное сообщение

Сергей Мартинсон. Личный враг Гитлера

Когда Сергею Мартинсону исполнилось 70 лет, ему задали донельзя шаблонный вопрос: «Как вам удалось так хорошо сохраниться?». Не задумываясь, актёр ответил:

«Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал то, чего не хотел».


Редакторы телепередачи сочли высказывание «несъедобным» и вырезали его из программы о юбиляре.
Не менее забавный эпизод случился, когда великому актёру перевалило за 80.  Один из советских телерепортёров, делавший о нём передачу, спросил о том, решился бы он выбрать для себя актёрскую профессию, если бы можно было начать жизнь сначала?
— А что на этот вопрос отвечают мои коллеги? — неожиданно живо ответил сын шведского барона и русской дворянки. Смутившись, ведущий сказал, что коллеги Сергея Александровича говорят, что они не променяли бы никогда избранную ими профессию актёра театра и кино. Лицо Мартинсона вытянулось в знакомую зрителю «юмористическую струнку»:

— Значит у них была лёгкая жизнь в искусстве. Вот я бы не торопился с ответом.


Первой ролью Сергея Мартинсона, появившегося на свет 6 февраля 1899 года, была роль Снегурочки на рождественской ёлке. Зрители истово аплодировали даже в тот момент когда, забыв текст, пятилетний малыш разрыдался.
Любовь к театру маленький Серёжа Мартинсон, питал с детства. Родители брали его с собой в драму, оперу и даже на балет. Могли позволить! Семья мальчика была обеспеченной: отец имел собственную фанерную фабрику.
Когда Сергей немного подрос, прошёл слух о том, что на Невском открыли иллюзион. Парнишка пропадал там часами. Ему очень нравилось бывать кабаре, где завораживала феерия эмоций и красок. Сергей мечтал о том, что когда он окончит гимназию, обязательно станет студентом Института сценических искусств.
Взрослея, юноша брал уроки актёрского мастерства в студии режиссёра Вивьена, посещал мастерскую Сергея Радлева. Актёрская жизнь Мартинсона начиналась в миниатюрных театрах, которых в Петербурге, находившемся на стыке царской и коммунистической эпох, было превеликое множество.
Атмосфера чистого искусства, в котором можно было преподнести себя как угодно, изыскав подходящий сценический образ, манила и завораживала молодого актёра. Образ для себя Мартинсон нашёл весьма эпатажный! От природы ему были даны тощие кривые ноги. Он надевал великолепные дорогие штиблеты, смотрясь в облегающих штанах уморительно смешно.
Ещё более эксцентрично Мартинсон выглядел в балетной пачке. Он надевал её, появляясь в огромном количестве юмористических номеров на разных площадках. Ему рукоплескали вчерашние господа и от души смеялись пришедшие им на смену товарищи.
 
Настоящая слава придёт к 26-летнему Сергею Александровичу Мартинсону в 1925 году, когда он появится в московском театре Всеволода Мейерхольда в роли Сметаничева в легендарной пьесе Эрдмана «Мандат». Увидеть эту постановку было не так-то просто, потому что восторженная публика, валившая валом на завораживающего своей эксцентричностью острохарактерного молодого актёра, сметала билеты в одночасье.
Имя Сергея Мартинсона мгновенно стало известно всей постреволюционной Москве. Появились поклонницы. Но их любовь была безответна. Ещё в 1920 году 21-летний Сергей Александрович связал себя узами брака с Екатериной Ильиничной Ильиной.
Энергии Мартинсона будет хватать на работу в двух театрах одновременно. Он служил в театре Революции и у Всеволода Мейерхольда, сыгравшего в жизни актёра особую роль.
Именно у Мейерхольда Мартинсон сыграет Хлестакова в «Ревизоре». С этой постановкой советский театр отправится на гастроли в Париж в 1930 году. Здесь молодого актёра, прекрасно владевшего французским языком, будут терзать сомнения – возвращаться ли в Россию? Он мог остаться…
Вряд ли Сергей Александрович оказался бы на Западе в безвестности. Он был актёром, который, словно Чарли Чаплин, умел вести блистательный диалог с аудиторией на языке красноречивой мимики и тела, понятном зрителю любой страны мира.
Но дома будут ждать жена Катя и двухлетняя дочь Аня. Он вернётся. Пройдут годы. И судьба едва не заставит Мартинсона, очень нуждавшегося перед смертью, пожалеть о сделанном выборе.
Спектакли с его участием шли в полных залах. Публика — стоя! — истово аплодировала любимому актёру. Роль Хлестакова была высоко отмечена критикой, отмечавшей удивительную харизму главного героя. В этой и других своих ролях актёр не боялся смело экспериментировать с гримом, нарочито гримасничал, заостряя характер, как правило, негативного и даже неприятного персонажа, возводя его к абсолютному гротескному максимуму. При этом он был неизменно любим — да что там! — обожаем зрителем.
Его называли «королём походок», казалось, пластика, манера перемещения на сцене актёра менялись ежеминутно. Это было уморительно смешно. Но за карикатурным и гротескным рисунком роли проскальзывал невероятной силы драматизм. За это «сочетание не сочетаемого» Мартинсона боготворил Мейерхольд, наставник, великий мастер, третий человек в его жизни и судьбе, ради которого стоило вернуться в Советскую Россию. Кто ж знал, что страна безжалостно расправится с учителем, но пожалеет ученика?
Когда в 1928 году Всеволод Мейерхольд и его супруга Зинаида Райх получили квартиру в Брюсовом переулке, у них осталась большая квартира на Новинском бульваре, 16 (район Арбат). Эту квартиру режиссёр и его супруга подарили сотрудникам своего театра.
В столовой у Мейерхольда, этой огромной комнате площадью 40 м2, жили Сергей Мартинсон, Екатерина и Анечка.
Сергей Мартинсон был одним из «пионеров» советского кино. Он начал сниматься в первой половине 20-х, в немых лентах. Старшее поколение помнит этого удивительного актёра по фильмам 30-х — «Острову сокровищ», самой первой экранизации «Золотого ключика». Мартинсон был рад тому, что в атмосфере нарастающего репрессивного страха ему отведена роль Дуремара.
 
В квартире Мейерхольда на Новинском бульваре, воспользовавшись гостеприимством режиссёра, кроме актёров поселились родители и сестра Зинаиды Райх, супруг сестры по фамилии Горский, работавший конферансье в ансамбле песни и танца Александрова. Он очень гордился именными часами. Ему их лично подарил Климент Ефремович Ворошилов. Напротив Мартинсона жил Михаил Макаров — один из баянистов театра. Рядом соседствовал феноменальный хореограф Голейзовский, рекомендовавший отдать Аню, как только она подрастёт, в балетную школу.
В 1933-1936 годах актёр блистал в Мюзик-холле, тогдашней цитадели веселья и развлечений. Зритель — опять-таки! — шёл на Мартинсона. Именно здесь Сергей Александрович встретит Елену (Лолу) Добржанскую, ставшую его второй женой.
Развод с Екатериной Ильиничной состоялся в 1935 году. После чего Сергей оставит «Мейерхольдовскую» квартиру, переселившись ко второй жене, любительнице весёлой и разгульной жизни. Вполне возможно, уход из семьи стал для Мартинсона спасением от репрессий.
Времена менялись и квартира, которая была оставлена для актёров театра Всеволодо Эмильевичем Мейерхольдом, в одночасье стала «нехорошей».
Первым был арестован Макаров, оказавшийся на допросах в НКВД «белым офицером». Забрали Горского, не посмотрев на часы «лично от Ворошилова». Детям, которые жили в квартире, говорили, что Макарова и Горского перевели на секретную и очень важную работу.

— Папа, почему тебя не перевели на секретную работу? — донимала Мартинсона дочь Аня.


—  Видишь ли, Анечка, — мучительно подбирал слова Сергей Александрович, уже знавший об аресте Мейерхольда. — Стране обязательно надо смеяться. Кто-то должен всех смешить? И чтобы люди могли смеяться, меня решили оставить.


Аня смотрела на отца и не понимала, почему эти слова он произносил со слезами на глазах, а на лице не было и тени привычной улыбки.
Театр Мейерхольда был закрыт в рамках «борьбы с авангардным искусством», а его основатель, Всеволод Эмильевич, автор биомеханики, в систему координат которой так удачно попадал со своей выдающейся пластикой и мимикой Сергей Мартинсон, был арестован в 1939 году.
 
 
Этот уникальный, выдающийся человек писал свои письма с Лубянки. Конечно же, не Мартинсону, а товарищу Молотову.
Мейерхольда расстреляли ровно 80 лет назад
 
Это произошло 2 февраля 1940 года. Его некому было оплакать. Его жену, Зинаиду Райх, «неизвестные» убили в их квартире в Брюсовом переулке, нанеся ей 17 ножевых ранений. Всеволода Эмильевича кремировали. Прах смешали с прахом других расстрелянных заключенных и бросили в общую могилу.
Сергей Мартинсон переживал произошедшее, как личное горе, жалея о том, что тогда, во Франции, с ним не было Анечки и Кати. Быть может, всё было бы иначе. Круг друзей Сергея Александровича стремительно сужался. Один арест следовал за другим. Спасение было в работе. После закрытия театра Мейерхольда остался лишь театр Революции, где в 1940 году Мартинсон блистательно сыграл Карандышева в «Бесприданнице». Ему, человеку, которого принимали за сугубо комедийного актёра, удалось создать образ трагичный и глубокий. Настоящая творческая удача!
Спектакль, восторженно принятый публикой, шёл лишь один сезон. Когда началась война в поезд, эвакуировавший декорации постановки, попала бомба. «Бесприданницу» восстанавливать не стали. Мартинсон, понимая, что ему больше не суждено выйти на сцену в этой роли, ушёл из театра.

 

Сергей Александрович Мартинсон станет одним из тех актёров, с которыми собирался свести счёты Гитлер. Первым был Чарли Чаплин. Вторым – Сергей Мартинсон, изобразивший фюрера классическим дураком в «боевых киносборниках», «Новых похождениях Швейка» и фильме «Третий удар». Гитлер был гомерически смешон: расстреливал личного повара за то, что горе-кулинар нарезал морковку для супа под пафосным названием «Великая Германия» «звёздочкой».


Одного из главных палачей ХХ века Сергей Александрович сыграл блистательно, заставив и тех, кто смотрел на «комичного Гитлера» на фронте, и тех, кто видел эти кадры в тылу, поверить в то, что такого фантастического идиота… просто нельзя не победить.
 
 
Мартинсон не воевал с оружием в руках. Но работал для зрителя под бомбами. Во время авианалётов на Москву актёр снимался в Лиховом переулке, у режиссёра Исидора Анненского, в фильме «Свадьба». Создателям картины удалось убедить партию и правительство, что людям нужны не только боевые «кинолистки» о ситуации на полях сражений, но и фильмы, вызывающие пусть грустную, но улыбку.
 







 

отсюда

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сергей Мартинсон. Личный враг Гитлера | Evgesha67 - Дневник Evgesha67 | Лента друзей Evgesha67 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»