• Авторизация


Художник Ким Петрович Коваль и его трогательная живопись души Дальнего Востока. 13-12-2025 14:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Художник Ким Петрович Коваль и его трогательная живопись души Дальнего Востока.

 

Ким Петрович Коваль — удивительный живописец, в чьем творчестве словно живет дальневосточная природа. Его картины одновременно суровые, тёплые, глубокие.

Автопортрет. Художник  Ким Петрович Коваль.

Автопортрет. Художник Ким Петрович Коваль.

О Киме Ковале и сегодня говорят как об удивительном человеке, обладавшем невероятным творческим задором, сильнейшем источнике энергии и вдохновения. Вокруг него всегда крутилась жизнь. 

Весна у синего озера. 1983 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Весна у синего озера. 1983 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Его творчество — не просто ряд картин, а целая поэма, написанная красками, светом и цветом, в которой переплетаются судьба художника, жизнь простых людей и величие русской природы. Он не получил формального художественного образования, но стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, основателем «Уссурийской школы живописи» и признанным мастером, чьи работы экспонировались в десятках стран мира. Его путь — путь человека, создавшего себя сам, опираясь на талант, труд и любовь к родному краю.

Под солнцем. 1960 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Под солнцем. 1960 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Биографический путь. От детского дома до международного признания.

Ким Петрович Коваль родился 5 декабря 1930 года в Никольске-Уссурийском (ныне Уссурийск, Приморский край). Его детство было непростым: мать умерла рано, отец и старшая сестра ушли на фронт, а сам он оказался в детском доме. Судьбоносным стал момент, когда его забрал дядя — Василий Сергеевич Анкуденко, художник по образованию. Именно он привил мальчику любовь к живописи, став первым учителем. Уже в шестом классе Ким начал заниматься в Студии военных художников в Уссурийске под руководством Н. А. Ромашкина, а позже — у таких мастеров, как А. Пек, С. Арефин, братья Фридманы. Эти педагоги, несмотря на отсутствие в городе художественного училища, давали обучение на уровне вузовской программы.

Колыбельный напев. 1977 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Колыбельный напев. 1977 год. Художник Ким Петрович Коваль.

В 1956 году Коваль одержал победу на закрытом конкурсе Приморской организации Союза художников СССР, что стало поворотным моментом в его жизни.

Академическая дача им. И.Е. Репина. Художник  Ким Петрович Коваль.

Академическая дача им. И.Е. Репина. Художник Ким Петрович Коваль.

В качестве награды он получил путёвку в Дом творчества «Академическая дача» под Москвой, где смог пообщаться с ведущими художниками страны — Вячеславом Загонеком, Владимиром Гавриловым, Валентином Сидоровым. Эти встречи стали для него настоящей школой мастерства.

Творческий стиль мастера и художественные темы, трогающие до самого сердца.

Подружки. 1959 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Подружки. 1959 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Дебют Коваля на первой республиканской выставке «Советская Россия» в 1960 году стал триумфальным — сразу шесть его работ были приняты к показу. Среди них — картины «Первенец», «Одуванчики», «Весна на реке», «Подружки». Особенно значима для художника была работа «Первенец» — автобиографичное полотно, посвящённое рождению его дочери.

Первенец. Художник  Ким Петрович Коваль.

Первенец. Художник Ким Петрович Коваль.

Оно передаёт не только семейную радость, но и широкую, темпераментную манеру письма, ставшую визитной карточкой Коваля.

Центральной темой его творчества стала жизнь современника в контексте дальневосточной природы. Он не просто изображал пейзажи — он вплетал в них человеческие судьбы. Дома, тропинки, лодки, тракторы — всё это становилось частью композиции, органично вписываясь в природу. Его пейзажи — это не «кусок природы», а пространство, раскинувшееся вглубь и вширь, наполненное светом, воздухом и чувствами.

Синь марта. 1967 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Синь марта. 1967 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Особое внимание Коваль уделял световым эффектам и цветовым отношениям. Любимый им солнечный свет придавал его картинам мажорное, праздничное звучание. Он умело передавал редкие мгновения на излёте зимы, когда весна только начинает пробуждаться. Детские и женские образы часто оживляли его весенние и летние пейзажи, усиливая их лирическое звучание.

Уссурийская метеостанция. 1970-е годы. Художник  Ким Петрович Коваль.

Уссурийская метеостанция. 1970-е годы. Художник Ким Петрович Коваль.

В 1970-е годы его творчество приобретает более патетический, симфонический характер. Работы вроде «Шикотан. Курилы» и «Весна в Приморье» становятся размышлениями о Родине, гражданственности, величии природы. Цвет становится более пастозным, контрасты — напряжёнными, а контуры — чёткими. В этот период он совершает поездки на Камчатку и Командорские острова, что открывает для него новую тему — северную природу. Картины поражают масштабом и поэтичностью, соединяя суровость ландшафта с лирической нотой раннего Коваля.

Международный успех и педагогическое наследие

Коваль был постоянным участником всесоюзных, зональных и международных выставок. Его работы демонстрировались в США, Канаде, Англии, Германии, Италии, Японии, Польше, Чехословакии и других странах. Особенно высоким признанием пользовался художник в Южной Корее, где в Сеуле прошли его персональные выставки в 1996–1998 годах.

Тигровый ключ. 1969 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Тигровый ключ. 1969 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Но не только как художник, но и как педагог Коваль оставил глубокий след в искусстве и нашей истории. Он возглавлял Уссурийское отделение Союза художников, активно развивал студийное обучение. Его учеников называли трогательно «ковалятами». В 1985 году по его инициативе в Уссурийске был построен Дом художников — важный культурный центр региона. Благодаря его усилиям Уссурийск стал вторым после Владивостока художественным центром Приморья.

Командоры. 1976 год. Картон, масло. 59 × 80 см. Коллекция семьи художника. Художник  Ким Петрович Коваль.

Командоры. 1976 год. Картон, масло. 59 × 80 см. Коллекция семьи художника. Художник Ким Петрович Коваль.

Поздний период и наследие

В 1980-е–1990-е годы Коваль продолжает экспериментировать. После поездок на Кубу (1979) и в Индию (1987) в его творчестве появляются черты постимпрессионизма: плоскостная композиция, цветовые заливки, острая линейная графика. Работы этого периода свидетельствуют о его способности усваивать и переосмысливать мировые художественные тенденции.

Кафе «Вородейро». 1979. Картон, масло. 32 × 39,5 см. Приморская государственная картинная галерея. Художник  Ким Петрович Коваль.

Кафе «Вородейро». 1979. Картон, масло. 32 × 39,5 см. Приморская государственная картинная галерея. Художник Ким Петрович Коваль.

Белые лилии для рыбачек Приморья. 1993 год. Холст, масло. 113 × 127. Коллекция семьи художника. Художник  Ким Петрович Коваль.

Белые лилии для рыбачек Приморья. 1993 год. Холст, масло. 113 × 127. Коллекция семьи художника. Художник Ким Петрович Коваль.

Одной из последних работ стал холст «Белые лилии для рыбачек Приморья» (1993), в котором чувствуется стремление к метафизической статичности, свойственной неоклассицизму. Это свидетельствует о том, что Коваль был готов к новому этапу творчества, но не успел его реализовать.

Приморье. Тишина, 1969 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Приморье. Тишина, 1969 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Петрович Коваль ушёл из жизни 22 декабря 1999 года, оставив после себя более 1500 прекрасных произведений, находящихся в музеях России и частных коллекциях по всему миру. Его творчество — это синтез лирики и патетики, реальности и поэзии, труда и природы. Он не просто изображал Дальний Восток — он воплотил его душу на холсте. Его картины — это гимн жизни, труду, любви и свету.

Голубая метеостанция. 1969 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Голубая метеостанция. 1969 год. Художник Ким Петрович Коваль.

Пасека. Художник  Ким Петрович Коваль.

Пасека. Художник Ким Петрович Коваль.

И даже спустя десятилетия после его ухода, его краски словно продолжают говорить с нами — тихо, но невероятно убедительно, словно шёпот дальневосточного леса, шум весеннего ручья или детский смех...

Весенние воробушки. 1964 год. Художник  Ким Петрович Коваль.

Весенние воробушки. 1964 год. Художник Ким Петрович Коваль.                                                                  https://dzen.ru/a/aTwHDjDcMyxIkbsA?from_site=mail      

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
МАРЬЯША7 13-12-2025-19:27 удалить
Ответ на комментарий дракоша52 #


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Ким Петрович Коваль и его трогательная живопись души Дальнего Востока. | МАРЬЯША7 - Дневник МАРЬЯША7 | Лента друзей МАРЬЯША7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»