ДЕЛО - ТАБАК
Как благими намерениями мостится дорога в ад
Пожалуй, не счесть, сколько журналистких копий сломано на ристалище борьбы с табакокурением. Наверняка еще больше критики по поводу вредной привычки систематически и регулярно вколачивается в юные головы в семейных воспитательных беседах. Известна и оценка пагубного пристрастия самих курильщиков. На вопрос, хотели бы они бросить курить, ответ в большинстве случаев предопределен. Тем более можно быть уверенным в однозначности ответа на вопрос: хотели бы вы чтобы ваши дети курили? Так почему же даже при наличии на рекламных табачных щитах «грозного», но никого еще не испугавшего предупреждения Минздрава результаты, по крайней мере в нашей стране, столь мизерны? Может быть, потому, что дальше теоретических выкладок дело не идет? Или перевились на Руси подвижники духа, способные стать в рост перед огнедышащим змеем, разящим без разбору табачным дымом и стара, и млада?
Инициатива должна быть наказуема
Лучшей иллюстрации к афоризму чиновничьего сленга жизнь вряд ли могла придумать. Информация, выуженная из Интернета, привлекла внимание именно своей беспрецедентностью, не рутинностью. Это была даже не информация, а крик души, призыв о помощи. Прежде чем ее приводить, сразу оговорюсь: на сегодняшний день все благополучно разрешилось, но, по всей вероятности, далеко не закончилось. Нарыв прорвался, но о заживлении раны говорить преждевременно.
Итак, для меня, как для журналиста, все началось с сообщения: в Рязани на лидера антитабачной кампании заведено уголовное дело. Далее цитирую: «В начале 2003 года по призыву президента региональной общественной организации «Содействие развитию спорта в Рязанской области» (СОРАС) Юрия Зеленкевича была создана инициативная группа по проведению акции «За свободную от табачного дыма Рязань».
В рамках акции проведены следующие мероприятия:
- Направлены обращения к ряду людей во власти разного ранга с призывом о поддержке кампании.
- При содействии многих рязянских СМИ начат сбор подписей против рекламы табака.
- Разработан специальный знак «Территория, свободная от табачного дыма», который, согласно положению, будет присваиваться предприятиям и организациям города за успехи в борьбе с табакокурением.
- 1 июня текущего года на торжественном митинге в честь Дня защиты детей дан старт областному конкурсу детского рисунка «Курить – здоровью вредить».
- Подготовлена к изданию брошюра «Курить или нет? Выбор за тобой».
- Предложены поправки в «Положение о наружной рекламе в г.Рязани», делающие рекламу табака экономически невыгодной.
- Приглашены к сотрудничеству руководители агентств, рекламирующих табачную продукцию, с предложением: либо в будущем (после выполнения уже взятых на себя рекламных обязательств) отказаться от рекламы табака, либо совместно с другими участниками инициативной группы провести ряд мероприятий, снижающий ее воздействие.
Руководители этих рекламных агентств выразили свою готовность к сотрудничеству, но затем повели двойную игру, решив, что их личные финансовые интересы выше здоровья рязанцев, в первую очередь подрастающего поколения. Эти лица написали заявление в правоохранительные органы с приведением недостоверных фактов. На основании этого заявления заместитель прокурора Советского округа Рязани Михаил Петрухов возбудил уголовное дело по ст. 179, ч 2 УК РФ против инициатора проведения акции - президента общественной организации «СОРАС» Ю.Зеленкевича, предусматривающей санкцию от 5 до 10 лет лишения свободы.
(Для справки. Ст. 179 гласит: 1. Принуждение к совершению сделки или к отказу от нее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно и распространение сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства наказывается…2. То же деяние, совершенное неоднократно, или с применением насилия, или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет).
Сложившейся практики по такого рода делам в российской юриспруденции нет. По мнению опытных адвокатов, данное дело возбуждено для оказания давления на Ю.Зеленкевича и других членов инициативной группы с целью прекращения антитабачной акции. Высказываются опасения, что все это может быть лишь предлогом для проведения в рамках возбужденного уголовного дела специальных оперативных мероприятий, во время которых самым «неожиданным» образом могут быть найдены любые запрещенные предметы. Вот тогда-то разговор пойдет совсем другой…
Доверяй но проверяй
В журналисткой практике это первейшее правило. В качестве лирического отступления не откажу себе в удовольствии напомнить бородатый анекдот: «Это правда, что Иван Иванович выиграл в лотерею «Москвич»? Правда. Только не Иван Иванович, а Иван Петрович. И не в лотерею, а в лото. И не «Москвич», а три рубля».
Не буду интриговать, все выше процитированное оказалось правдой. К счастью, теперь с небольшим исключением – уголовное дело в отношении лидера антитабачной кампании в Рязани Ю. Зеленкевича прекращено.
Как прокомментировал прокурор Советского округа города Юрий Монахов, его заместитель формально имел основания для возбуждения дела, поскольку своего рода «принуждение» рекламных агентств к отказу от совершения сделок с рекламодателями – производителями табака имело место. Но! Без угроз применения насилия, уничтожения или повреждения имущества. Обещание Ю.Зеленкевича обнародовать на всю Рязань имена руководителей фирм, активно рекламирующих табачную продукцию (а таких в городе триперсоны), вряд ли подпадает под «распространение сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевших или их близких». И впрямь, затруднительно отнести суть легального, должным порядком зарегистрированного бизнеса в разряд коммерческой тайны.
С этим приятным известием я и прибыл на встречу в «виновником торжества».
Говорильщиков много, а делатели нужны!
Изречение, если не ошибаюсь, принадлежит Даниилу Гранину и, как нельзя лучше, на мой взгляд, отражает положение вещей. Кстати не только в данном конкретном случае.
Конечно, меня интересовало, что именно подвергло героя нашего журналисткого расследования так активно взяться за дело, которое большинством населения обычно приветствуется, но как-то вяло, трафаретно, для «галочки».
- В начале года попались мне на глаза факты по ситуации с табакокурением в стране и просто ошеломили, - ответил на вопрос Ю. Зеленкевич. – Судите сами: по данным ВОЗ, в мире курит одна треть населения в возрасте старше 15 лет; в России курят примерно две трети мужчин и не меньше трети женщин. ВОЗ констатирует, что на долю табака приходится одна из десяти смертей среди взрослого населения, к 2030 году этот показатель, если ничего не предпринимать, будет составлять 1 к 6-ти, или 10 млн. смертей в год – больше, чем какая-либо другая отдельно взятая причина преждевременной смерти. Ежегодно в России производится около 250 млрд. штук сигарет, да еще и импортируется 50 млрд.! Т.о., приходится по 103 пачки курева на человека в год, включая новорожденных. Цифры можно приводить до бесконечности но один аспект вызывает особую тревогу. Достаточно, идя по улице, обратить внимание на встречающуюся молодежь, чтобы понять – приобщение к табаку начинается очень рано. По статистике, в возрасте до 11 лет систематически курят 8 - 12 % учащихся, в 9 - 10-х классах – уже 21-24 %! Т.о., еще в школьных стенах у 12 % мальчиков 4% девочек формируется выраженная зависимость от табака. И не последнюю роль в этом играет реклама!
Тут полностью принимая сторону собеседника, мне не удалось удержаться от реплики: хорошо, противостоять злу необходимо, но, согласитесь, склонять дельцов от рекламы к отказу от весьма прибыльной части бизнеса – все равно, что пытаться вытолкать козла из огорода с капустой. Бодаться будет.
- Как человек православный, в курении я вижу более духовный вред, нежели физический. Есть даже поговорка: «Курить – беса годить». И я понимаю всю глубину проблемы, в которой задействованы очень серьезные силы, большие деньги, прежде чем взяться за дело, посоветовался с духовником и получил благословение. Таким образом, это для меня своего рода послушание. Не скрою, для меня доходит информация, что в определенных кругах обсуждался вопрос, сколько мне дать отступных, что бы я «заткнулся». Казалось бы, можно принять это предложение и на эти деньги проплатить работу по созданию тех же антитабачных макетов. Но во-первых, взять эти грязные деньги – значит предать веру, предать Бога. И отступиться, прекратить кампанию под нажимом уголовного преследования – это только предательство. Во-вторых, некоторые, например, с одобрением относятся к идее обязать производителей табака и спиртного часть прибыли направлять на благие дела – в детские фонды, общественные организации, подобные нашей, и т.п. Я против такого подхода. Это все равно, что попросить киллера покрыть часть похорон своей жертвы. Такой путь ведет лишь к оправданию зла, в то время как табачные кампании убивают наших детей, травят нас. Сейчас в СМИ раздувается ажиотаж вокруг атипичной пневмонии – несколько сотен человек умерло от заболевания. В то же время в мире каждый год 4 млн. умирают от табака и…молчат! Разве сопоставимо? Скорее всего, сокрытие неприглядной информации лоббируется и финансируется производителями табака в интересах собственной выгоды.
Россия
– последняя надежда табачных компаний
– И все же, - обращаюсь я к Зеленкевичу, - может быть, не стоило тревожить муравейник рекламных агентств, призывая их к патриотизму, а просто, тихой сапой, размещать рядом с изображением курящих ковбоев свои видиоматериалы? Сделанные, кстати, талантливо, броско и, скажем так, исцеляюще.
– Такой проект тоже есть, но сложность в том, что наша инициативная группа занимается этим на общественных началах в свободное от основной работы время, на скромные спонсорские взносы, которые, понятно, не сравнимы с целевыми затратами рекламодателей табачной продукции. Вот одна из самых свежих информаций ИТАР-ТАСС. Развернутая в США и ЕС кампания борьбы с курением и почти полный запрет на любую рекламу сигарет поставили ведущие табачные корпорации переключится на рынки стран, где подобные законы пока не действуют. Самым привлекательным сейчас для них оказался российский рынок. Хотя у нас уже существует запрет на рекламу табачных изделий в СМИ, он не распространяется на ночные радиопрограммы и внутренние полосы журналов. Что касается уличной рекламы сигарет, то именно этот факт делает Россию объектом мощной экспансии со стороны табачных «королей». Если в западных странах затраты производителей на наружную рекламу составляют лишь 10%, то в России этот показатель равен 40%, причем львиная доля на рекламном рынке принадлежит табачным кампаниям. К примеру, в 2001 г. на щитовую рекламу своей продукции в России они истратили 49 млн. долл.,- в два с лишним раза больше, чем в предыдущем году. Нынешний, по таким затратам, должен стать рекордным.
Перспективы безрадостные, особенно, если учесть что подавляющая часть рекламы направлена на молодежь. Документ, обнародованный Федеральной торговой комиссией США, предоставляет возможность взглянуть на островки, которая табачная индустрия использует для вовлечения в круг курильщиков детей. Предоставлять сигарету как один из немногих пропусков во взрослый мир. Это и создание в рекламе ситуации из повседневной жизни юного курильщика, где в азартном стиле делается акцент на сигарете как символе процесса взросления и зрелости. Это и представление сигареты как части запрещенного удовольствия (вспомним – запретный плод сладок). Это и связывание сигареты с большой суммой денег, вином, развлечением, сексом и т.д. Наконец, консперативный совет – не касаться вопросов здоровья или связанных с этим тем. Нетрудно увидеть, что существующие образы прямой табачной рекламы основаны именно на этих параметрах. А методы «косвенной рекламы», включающее спонсорство спортивных мероприятий и команд, поддержку рок-концертов и дискотек, размещение фирменных знаков на футболках, рюкзаках и других товарах, нравящиеся молодежи и детям? Только в США более 10 млн. человек в год посещают такие мероприятия как автогонки, и в 90 раз больше смотрит их по телевизору. Еще в 1997 г. журнал «Ланцет» провел опрос, который показал, что мальчики, называющие автогонки своим любимым зрелищем на телевидении, с двое большей частотой приводили названия табачных компаний-спонсоров по сравнению с другими мальчиками. Соответственно, вдвое больше и вероятность их регулярного курения, хотя они еще этого не делают.
Позади планеты всей
– ивсе же, не до конца ясно, что за резоны так наседать именно на рекламную составляющую табачной индустрии?
– Резоныесть, и еще какие! В бюллетене Министерства здравоохранения и социальной безопасности Великобритании, вышедшем в1992 г., рассматривались различного рода данные, чтобы оценить, влияет ли реклама табака на общий спрос на табачные изделия. Для исследований были отобраны 4 страны – Канада, Финляндия, Новая Зеландия и Норвегия. В каждой из этих стран ввели запрет на рекламу, который эффективно реализовывался. Основной вывод доклада состоит в том, что полученные данные, обработанные должным научным образом, свидетельствуют о значительном эффекте рекламы. В каждом случае за запретом рекламы следовало падение уровня курения в таких масштабах, которые нельзя объяснить влиянием других факторов. Спустя 5 лет в одном из докладов Международного союза против рака (UICC) анализировались данные тех же 4 стран, только Канада была заменена Францией. Оказалось, потребление сигарет на душу населения в возрасте 15 лет и старше после введения запрета упало на 14-37%. Показательно, что в трех из четырех исследованных стран распространенность курения среди молодых людей достоверно снизилась, и лишь в одной осталась на прежнем уровне. В результате многие страны мира уже ввели законодательный запрет на рекламу табака. Примерами могут служить Италия (1962 г.), Исландия (1970 г.), Норвегия (1975 г.), Финляндия (1978 г.), Португалия(1982 г.), Новая Зеландия (1990 г.), Австралия и Таиланд (1992 г.), Франция (1993 г.), Швеция (1994 г.), Турция (1996 г.), Бельгия(1997 г.), Польша(1999г.), Ирландия и Венгрия(2000г.), Дания(2001г.) Согласно директиве Европейского парламента и Совета Европы от 06.07.98, уже в недалекой перспективе вся прямая и непрямая реклама табачных изделий (включая спонсорство) будет запрещена в пределах ЕС. Как дела обстоят у нас, каждый видит на улице. А сколько скрытой «бескорыстной» рекламы содержит печатная и видеопродукция! Ради интереса можете сами на досуге посчитать, сколько раз персонажи какой-либо «мыльной оперы» закурят, пока будет разворачиваться сюжет очередной серии. Создается впечатление, что курение – это неотъемлемый физиологический процесс и горе, и в радости.
Мало найдется законов, которые могут спасти
больше человеческих жизней, чем эти…
– Пессимистическая картинка. Не страна, а этакий тихий омут общественного безразличия, в котором жируют табачные черти.
– В какой-то мере это так и есть. В 140 странах действуют законы, ограничивающие курение. Появились они не на пустом месте и не просто так. Правительства этих государств вняли требованиям подавляющего большинства граждан и на деле реализовали принцип Мадридской конвенции – право человека на чистый воздух выше, чем право курильщика на «удовольствие». Законы мирового сообщества весьма жестки по отношению к курящим: это и колоссальные штрафы за курение в общественных местах, и лишение права на торговлю за продажу табачных изделий лицам, до 18 лет. В Великобритании, помимо прочего, с человека выкуривающего пачку сигарет в день, страховой взнос взимается в несколько раз больше, чем с некурящего, а клиенту, выкуривающему 2 пачки в день, могут просто отказать в страховке. В настоящее время ВОЗ ведет работу над проектом рамочной конвенции по борьбе против табака. Конвенция обяжет страны, подписавшие договор, обеспечить принятие законодательных и административных мер в деятельности по сокращению потребления табака. Нельзя сказать, что в нашей стране совсем уж ничего не делается. Госдума готовится поэтапно ограничить рекламу табачных изделий, вплоть до ее полного запрета, за исключением специализированных изданий и магазинов. Такую норму предлагается включить в подготавлеваемый сейчас депутатами новый законопроект «О рекламе»… На состоявшихся слушаниях рекомендовано, в том числе, законодательно обязать производителей табака и табачных изделий размещать социальную рекламу о вреде табака пропорционально стоимости реализованной табачной продукции. Кроме того, предлагается ввести ограничение на содержание, формы и способы распространения рекламы пива, аналогичные рекламе алкогольной продукции.
- То есть, - резюмировал я, - получается, за что государственные мужи зарплату и почести получают, за то вас пытались статьей уголовного кодекса отметить?
- Получается, - улыбнулся Ю.Зеленкевич – Чтобы впереди паровоза не бежал.
Каким дымком подернуто
наше будущее
Я намеренно не стал загружать текст статистикой заболеваемости и смертности, опосредованных курением. К чему тиражировать из года в год ухудшающиеся показатели, когда у каждого практикующего врача наверняка есть своя печальная статистика больных-курильщиков. Кто язвенник, у кого-то облитерирующий эндартериит, а у кого-то и хрестоматийный рак легких. Кто-то непредвиденно распрощался с желудком, кто-то утратил ногу, а кто-то, до времени, и саму жизнь.
Выйдя завтра из дому, не сочтите за труд обратить внимание на то, сколько молодых людей с дымящей сигаретой повстречается вам на пути. Вы ужаснетесь. А ведь губительная привычка появляется не сама по себе. Достаточно вспомнить, у кого перенимал повадки киплинговский Маугли, и с кого берут пример маугли каменных джунглей. Конечно, папа на диване в трусах, щурящийся сквозь табачный дым в телевизор, это не то, что папа на утро за рулем автомобиля, отточенным жестом стряхивающий сигаретный пепел в приоткрытое окно, машущий ручкой и дающий газу. Наверное, детским психологам известно, почему мальчишки 5-7 лет почти поголовно мечтают быть шоферами, хотя самой раной атрибутики взрослости вокруг хоть отбавляй. Нам же остается лишь факт, что 12% школьников 7-8-х классов (и это только по официальным данным) уже сложившиеся курильщики. А сколько еще не сложившихся?
У девочек свои приоритеты. Косметика, парфюм, золотые безделушки у многих и многих появляются за годы до первого испуга от ювенильного кровотечения. И они куда как чаще полистывают мамины светские журналы, на страницах которых там и сям, где во весь формат, а где и небольшим, но ярким аксессуаром зазывно пестрят пачки тонких сигарет для «утонченных» женщин.
Вот далеко не полный ряд символов взросления, в силу философии жизни априори притягательных для детского взгляда. Теперь угадайте с одного раза, что из перечисленного абсолютно доступно как по цене, так и по широте предлагаемого ассортимента. Молодцы, угадали. Табачным компаниям остается немногое – исключить малейшие подозрения на возможную предосудительность курения или малейшие опасения по поводу негативного влияния дыма на здоровье. Вы видели когда-нибудь в рекламных буклетах или видеоклипах, чтобы вместо мужественного, пышущего силой, ловкостью и здоровьем ковбоя, от которого за версту несет удачей во всех начинаниях, сигареты пресловутой марки закуривал тщедушный банковский клерк, пусть и в дорогом костюме, но с плоской конторской грудью, «обворожительно» улыбающийся клиентам мутно-желтыми прокуренными зубами и подписывающие счета пальцами цвета застарелой бронзы? Все, дело сделано, господа! Ваши дети, при вашем непротивлении злу, активном попустительстве, а зачастую и прямом примере, уже не ваши дети. Это практически пожизненно – послушники и кормильцы семей полчищ табачных дельцов, начиная с заводчиков и заканчивая мелкими торговцами вразнос. По иронии судьбы по соседству с редакцией благоденствует специализированная табачная лавка. «Спасибо за то, что вы курите» – тепло и признательно гласит слоган на выходе из нее. Еще бы не «спасибо»! Завалящая пачка третьесортного курева стоит не меньше буханки насущного!
И не нужно малодушно тешить себя выдумкой табачных фирм о так называемых легких сигаретах, улучшенных угольных и платиновых фильтрах и тому подобной чепухе. Табак, как и водка, был, есть и останется злом, в какие бы нарядные одежды его не рядили те, кто имеет с этого свой хлеб и Карибы. В подтверждение сказанного, думаю, достаточно физиологического довода. Если бы из одной материнской груди сочился алкоголь, а из другой курился дымок, было бы о чем разговаривать. Хотя и не поспоришь с излюбленной остротой курильщиков, мол, копченая рыба дольше держится. Да, действительно, дольше. В мертвом виде. У кого есть более серьезные контраргументы, милости просим.
Практика показывает, насколько трудно курильщику помочь однажды и навсегда избавиться от привычки. Несмотря на то, что Марк Твен иронически утверждал: «Бросить курить очень легко. Я сам делал это много раз». Лично меня приведенные материалы убеждают: возможно, куда более продуктивно попытаться удержать молодого, еще не сформировавшего жизненные принципы человека от курения, нежели переубеждать уже втянувшегося. Предоставим последнее времени. А в борьбе за поколенее, в условиях затянувшегося демографического кризиса есть все же основания последовать инициативе рязанцев. Иначе, как бы мне ни хотелось закончить опус на оптимистической ноте, боюсь, и остатки здоровья нации под угрозой.
Юрий Супрунов
кстати
на днях генеральный секретарь ООН Кофи Аннан ввел запрет на курение в зданиях организации и призвал всех сотрудников-курильщиков к добровольному отказу от вредной привычки.
«Медицинская газета», 12.9.2003