Я́йца Фаберже́ — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже в виде пасхальных яиц. Серия создавалась в 1885—1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.
Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России.
История возникновения
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.
император Александр III (1845-1894)
императрица Мария Фёдоровна (1847-1928)
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.
император Николай II (1868-1918)
императрица Александра Фёдоровна (1872-1918)
Из 71 известного яйца до наших дней дошло 65. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54, до нашего времени сохранились 48 штук.
Императорские яйца Фаберже
Царствование Александра III
«Курочка» , 1885 г. снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном (утеряны).
«Золотое яйцо с часами» , 1887 г. Сюрпризом яйца является работающий часовой механизм от Vacheron Constantin.
«Херувим и колесница» , 1888 г. Двухколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами.
«Датские дворцы» , 1890 г. Яйцо украшенное розово-лиловой эмалью. Разделено на 12 секций бриллиантами огранки «Розой». Пересечения и верхушка украшены чеканными листьями. Внутри сюрприз — миниатюрная ширма в виде 10 акварельных картин-панелей на перламутре с видами дворцов в Дании и России.
«Память Азова» , 1891 г. Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890—1891 годах.
«Алмазная сетка» , 1892 г. Яйцо из бавенита, украшено платиновой сеткой с бриллиантами. Сюрприз — слон из слоновой кости (датское гербовое животное).
«Кавказское яйцо» , 1893 г. Яйцо на золотой подставке (имитирует гнутое дерево) имеет 4 открывающихся окошка, на дверцах — цифры, образующие год вручения (1893). В окошках — миниатюры мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович.
«Ренессанс» , 1894 г., за основу взят ларец Ле Роя (XVII в.), хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен.
Царствование Николая II
«Синее яйцо-часы со змеёй» , 1895 г. Яйцо-часы, выполненное в традициях севрского фарфора. Сюрприз — работающий часовой механизм. Неподвижная змея служит часовой стрелкой.
Как подарок Александра III своей жене, позднее подарен Николаем II своей матери-вдовствующей императрице Марии Федоровне.
«Яйцо с бутоном розы» , 1895 г. Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Стиль неоклассицизм. Сюрприз — жёлтая роза (в память о Дармштадте, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны).
«Портреты Александра III» , 1896 г. Яйцо было заказано новым императором для своей матери. На эмаль нанесены инициалы МФ и АIII (Мария Фёдоровна и Александр III), повторены 6 раз и инкрустированы бриллиантами. Сюрприз утерян.
«Яйцо с вращающимися миниатюрами» , 1896 г. Яйцо из горного хрусталя, увенчанное крупным сибирским изумрудом, на постаменте из золота и хрусталя. Сюрприз — 12 миниатюр на золотой оси с видами памятных для императрицы мест. Нажатие на изумруд приводит миниатюры в движение.
«Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами» , 1897 г. Сюрприз — три портретными медальона (Николая II, Александры и их первого ребенка — Ольги) в виде сердца в неоклассическом стиле на подставке. При нажатии на ножку, сердце раскрывается на три клеверных листка. Закрыть можно, нажав на одну из жемчужин.
«Коронационное» , 1897 г. Самое известное из «Императорских» яиц. Сюрприз — точная 10-сантиметровая копия Императорской кареты Екатерины II для коронации Николая II. Дверца открывается и откидывается подножка. Утеряны мини-сюрпризы: подставка из жадеита и серебряных нитей, бриллиантовый и изумрудный кулоны.
«Пеликан» , 1898 г. Яйцо покрыто золотом в стиле ампир и увенчано эмалевым гнездом с пеликанами (пеликан — символ благотворительности). Разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной.
«Ландыши» , 1898 г. Эмалевое яйцо в стиле модерн, украшенное ландышами из жемчуга. Сюрприз — выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.
«Анютины глазки» , 1899 г. Яйцо из цельного нефрита на золотой ножке из гнутых листьев. К яйцу подняты стебли пяти бутонов и цветов анютиных глазок, украшенных камнями. Сюрприз — «мольберт» в виде сердца с медальончиками в виде открывающихся ягод земляники — генеалогическое дерево с портретами.
«Букет лилий» , 1899 г. Яйцо-часы. Стрелкой является лук Купидона. Одно из самых высоких яиц серии. Украшен желтой эмалью. На вершине яйца из венка золотых роз прорастает букет лилий Мадонны.
«Петушок» , 1900 г. Яйцо, покрытое эмалью, на подставке. Внутри — часовой механизм. Сюрприз — выскакивающий из под ажурной крышки на вершине, заводной петушок, способный петь, открывать клюв и махать крыльями.
«Транссибирская магистраль» , 1900 г. Серебряное яйцо, созданное в честь строительства и открытия Транссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Крышка украшена эмалью, увенчана гербовым орлом империи. Подставка из серебряных (позолоченных) грифонов на ониксовом основании. Сюрприз — механическая модель поезда (паровоз и 5 вагонов).
«Гатчинский дворец» , 1901 г. Яйцо покрыто эмалью и разделено жемчужными полосками, украшено рисованными узорами. Сюрприз — копия главной загородной резиденции вдовствующей императрицы.
«Корзинка цветов» Корзинка имеет яйцевидную форму, дугообразную ручку и пышный букет цветов на моховой подложке (из металлических нитей). Цветы выполнены из золота и раскрашены разноцветной эмалью.
«Ампир» («Нефритовое») , 1902 г. Содержало миниатюру Великой Княгини Ольги Александровны и её супруга, принца Петра Александровича Ольденбургского.
«Клевер» , 1902 г. Ажурное яйцо в стиле модерн. Узор составляют листья клевера. Покоится на подставке. Сюрприз утерян.
«Датский юбилей» , 1903 г. Золотое, эмалевое яйцо, поддерживаемое тремя львамми, установлено на постаменте. На вершине — королевский слон. Сюрприз — двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы, родителей императрицы, в честь 40-й годовщины их восшествия на престол.
«Пётр Великий» , 1903 г. Яйцо в стиле рококо, приурочено к 200-му юбилею Санкт-Петербурга. Внутри модель Медного всадника на сапфировой подставке. По бокам яйца — 4 миниатюры с видами Петербурга.
«Лебедь» , 1906 г. Лиловое яйцо (любимый цвет императрицы) на горном хрустале, имитирующем водную гладь. Раскрывается не ровно, а будто по линии скола. Сюрприз — золотой (посеребренный) лебедь в корзинке на аквамариновой подставке. Под крылом — заводной механизм, приводящий фигурку в действие.
«Московский Кремль» , 1906 г. Самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Поддерживается дважды воспроизведёнными Спасской и Водовзводной башнями Кремля. Вся конструкция покоится на ониксовой постаменте. Внутри — заводные часы и музыкальная шкатулка.
«Колыбель с гирляндами» , 1907 г. Также называется «Трофеи любви». Горизонтально-лежащее яйцо украшенное эмалью в различных техниках. Подставка из оникса поддерживает «колыбель», в которой лежит яйцо. Сюрприз утерян.
«Яйцо с решёткой и розами» , 1907 г. Эмалевое яйцо, украшенное решеткой из алмазов, в ячейках располагаются бутончики и листья роз. Ювелир — Хенрик Вигстрём. Сюрприз утерян.
«Павлин» , 1908 г. Хрустальное яйцо установлено на подставке их витых листьев, раскрывается. Внутри дерево с павлином. Миниатюрный механический павлин может сниматься с веток и приводится в движение.
«Александровский дворец» , 1908 г. Сделано из нефрита с миниатюрами императорских детей. Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе.
Яхта «Штандарт» , 1909 г. Изображение яхты императора Александра III. Яйцо из горного хрусталя и ляпис-лазури на подставке из дельфинов. Яхта из золота, почти все детали подвижны.