Вена - главный город империи Габсбургов. Империи, похожей на европейский сон, давшей мировой культуре XIX-XX века культовых имен чуть ли не больше, чем ее наиблежайшая родственница - империя Гогенцоллернов.
Но если в слове Германия европейцу еще до первой мировой войны чудилось что-то стальное, то Австро-Венгрию ее сыны как не называли. Пражанин Гашек - "самой идиотической монархией на свете", венец Роберт Музиль - "Каканией" (так как к наименованию практически к каждого публичного института, поставленного на муниципальную службу, в Австро-Венгрии добавлялось две буковки "к" - keiser und koenig - императорский и царский, к примеру k.k. actor - императорских и царских театров актер). Другой величавый австрийский юморист Фриц фон Герцмановски-Орландо звал возлюбленную родину "Тароканией", так как смешное устройство австро-венгерской монархии, где правитель был сам для себя владыкой и эрцгерцогом, напоминало Фрицу карточную игру "тарок". А о столице славной "двуголовой страны" откликались и совсем неуважительно, чего стоит хотя бы черта, данная городку классиком австрийской литературы прошедшего века Германом Брохом: "Вена - центр евро вакуума ценностей". Еще 100 годов назад за
Веной крепко закрепилась слава ветреной, помпезной, немного скабрезной, вечно напевающей - точь-в-точь персонаж оперетки, родиной которой и была Австро-Венгрия. И городку наклеили кличку - "радостный апокалипсис".
Ничего случайного в мире не бывает, не без основания говорили некие склонные к фатализму, также детерминизму философы.