ЙОМ КИПУР
[показать]
Нет в еврейском календаре дня более серьезного и торжественного, чем Йом Кипур. Когда жизнь всей страны Израиля затихает на целые сутки, когда в самом воздухе витает неуловимое, но хорошо различимое чувство трепета, словно вся природа вокруг нас погружается в напряженное ожидание, - это означает, что мы внутри глубокого процесса самоанализа и очищения в день Йом Кипура, выделенного Творцом специально для этой цели. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.
Йом Кипур (Судный день ) — день искупления грехов и Высшего суда - приходится на десятый день еврейского нового года
(в 2013 г. - это 14 сентября). Все десять дней от Рош а-Шана (Нового года) до Йом Кипура называются
"Десять дней тшувы" (10 дней раскаяния). В эти дни евреи стараются найти время для размышлений над всем комплексом проблем, связанных с тшувой каждого из нас, да и всего еврейского народа. По утрам добавляются специальные молитвы ("слихот"), которые помогают найти более точные концепции и термины для таких размышлений.
Таким образом проведенные дни постепенно вводят в атмосферу этого особого дня еврейского календаря - Йом Кипура.
М.Готтлиб. Молитва в Судный день. 1878.
Музей искусств. Тель-Авив, Израиль.
В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
Йом Кипур - единственный день в году, когда молятся пять раз. Вечерняя молитва в Йом Кипур продолжается около двух часов, а четыре дневные переходят одна в другую, как правило, почти без перерыва.
Если в будни установлены три молитвы: вечерняя, утренняя и послеполуденная, а в Субботы и в праздники прибавляется дополнительная четвертая ( мусаф), то в Йом Кипур есть ещё и пятая - Неила ("закрывающая молитва"), она произносится при заходе солнца и завершает службы Йом Кипура. После нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».
В Йом Кипур читают также
поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.
В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание — утраты и скорбь.
В Судный день синагоги во всем мире переполнены: приходят даже те, кто не бывает там в течение года. В Израиле закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.
В день Йом Кипура Творец дает нам возможность изменить нашу судьбу, несмотря на то, что мы совершили в прошлом. Он желает не смерти человека, а его исправления. В этот самый святой и ответственный день в жизни еврея окончательно решается судьба каждого человека на следующий год, выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.
Считается, что в Рош а-Шана Б-г записывает каждого еврея в одну из трех книг – книгу праведников, книгу грешников и книгу средних, а в Йом Кипур ставит печать, поэтому в этот день евреи желают друг другу:
«Гмар хатима това!» («Хорошей окончательной подписи!»). Завершается Судный день, согласно еврейской традиции, тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе — приговор милостивый или осуждающий.
При этом нужно помнить, что есть грехи, которые Творец не может простить нам. Это грехи, совершенные нами перед людьми. Только тот, кого мы обидели, может простить нас, поэтому из поколения в поколение евреи готовятся к Йом Кипуру, прося прощения не только у Всевышнего, но и у ближних. Тот, перед кем извиняются, должен проявить великодушие и не отказывать в прощении.
В Торе сказано, что в день Йом Кипура мы должны не есть и не пить от захода солнца и до вечера (появления звезд) следующего дня, то есть примерно 25 часов. Задача
поста (на иврите «таанит») - придавить, "угнести" тело. Мы должны дать возможность душе возобладать над его наклонностью к злу, так как цель Йом Кипура - очищение и исправление, а поэтому, ограничивая тело, мы одновременно укрепляем душу с помощью самоанализа и молитв
(на иврите «тфила»). Таанит и тфила - это и есть главное содержание всего дня Йом Кипура.
Йом Кипур наступает за 18 минут до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, как и перед наступлением субботы. Йом Кипур называется
Субботой Суббот и все, что запрещено в субботу, запрещено и в Йом Кипур.
По еврейским законам в тааните (посте) принимают участие все взрослые, мальчики начинают поститься с 13 лет, а девочки - с 12.
Больной, здоровью которого пост может повредить, может кушать - по своему решению или решению врача, ибо задача поста не ухудшить здоровье человека, а помочь ему в очищении и исправлении.
Обувь в Судный день следует надевать только ту, для производства которой совершенно не была использована кожа. В дополнение к запрету на еду и питье - это один из элементов таанита в Йом Кипур.
Одеваться в Судный День в знак чистоты и святости
принято в белое.
Один из обычаев Йом Кипура - капарот ("искупление"). Мужчины берут живого петуха, женщины - курицу, и затем крутят птицей над головой, говоря при этом: "Да будет это моим искуплением..." После этого птицу или ее денежную стоимость отдают бедным людям или на другую благотворительность. Многие вместо этого просто дают деньги на благотворительность.
В этом году Йом Кипур выпал на субботу; женщины зажигают свечи в пятницу и при этом произносят следующие два благословения:
1) БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДЕШАНУ БЕ МИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ ВЭШЕЛЬ ЙОМ АКИПУРИМ;
2) БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЭЭХЕЯНУ ВЭКИЙМАНУ ВЭИГИЯНУ ЛЕЗМАН АЗЭ.
|
Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Б-гом. К окончанию поста люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.
|
|
источники: http://www.evrey.com/sitep/rosh/index.php3?menu=indexkpur.htm
http://www.calend.ru/holidays/0/0/641/