Эти машины применялись на дорогах с большими перепадами высот. Скорость Шээв невелика - 12-15 миль/час, зато тяговое усилие больше, чем у паровозов других схем.
Вертикальные цилиндры передают усилие на коленвал, от которого обычный вал с насажеными на него коническими шестернями вращает колеса. Эта схема сейчас применяется в автомобилях.
Первый локомотив был построен хозяином лесопилки Самуилом Шэем. Машина обошлась в обалденную по тем временам сумму - 1000 долларов (Рабочий получал в неделю 3-4 доллара). С. Шэй продал идею фирме "Портер", строившей локомотивы для маневрово-вывозной и рудничной работы.
Не знаю, применялись ли паровозы такой схемы на широкой (1435/1524) колее, но на колею 600 и 914 мм их было построено немало.
Фото: