Наше время мгновенье. Шатается дом. Вся вселенная перевернулась вверх дном. Трепещи и греховные мысли гони. На земле наступают последние дни. Небосвод распадается. Рушится твердь. Распадается жизнь. Воцаряется смерть. Ты высоко вознесся, враждуя в судьбой, но судьба твоя тенью стоит за тобой. Ты душой к невозможному рвешься спеша. Но лишь смертные муки познает душа. Нас доверчивых, вечное время обманет. По началу усладами жизни поманит. А потом нас в могилы уложит оно. И отцов и детей уничтожит оно. Все постыло вокруг, если ты далеко. Без тебя я в изгнании, в небытии. Неотступна тоска, и кручина горька. Возвратись и живой водой напои. Сердце свое ты напоил мертвою водой социальной лжи и духовной пустоты. Ложными иллюзиями , уничтожая разум и жизнь реальную свою. Превратил пустую жизнь в унылую тюрьму. А годы бессмысленно прожитые в дань тщеславию твоему. Зачем, безумец и гордец идешь путями зла? Все достояние мнимого, денежного имущества твое - могильная зола. Благая, истинная цель к деянию будит из могилы нас. Поступки взвешивает Бог из мира Слов, когда он судит из денежного капитала владельцев смертоносных букв, о бездуховной жизни, из книги смерти нас. В книге судеб ни слова нельзя изменить. Тех, кто вечно страдает от культа ложной веры торговцев фальшивых звуков, из денежного капитала смертоносных букв,. Нельзя извинить. Можешь пить мертвым духом фальшивые речи желчью дикой злобы, но законы мышления мыслящей себя природы, до скончания жизни человеческого рода, нельзя уничтожить. Но ты пожелал иллюзорную жизнь ложных призраков удлинить, чтобы реальную жизнь свою сократить. О невежды! Наш облик телесный Ничто! Да и весь этот мир поднебесный Ничто! Веселитесь же, тленные пленники мига. Ибо миг, в этом мире финансовых иллюзий, ПУСТОЕ НИЧТО!
Просветители всегда стремились поставить на службу народа все области знания и творчества, веря в вечное совершенствование разума человечества. Они изображали в письменной речи умственное представление коллективного разума людей в разные эпохи. Английский просветитель 18 века Генри Фильдинг в "Трактате о Ничто" отмечал следующее. Он говорил, что достойно удивления искушенных в своем ремесле писателей привлекают сущие пустяки, а такой вопрос о том, что такое "Ничто", остался совершенно не исследованным. Их уверенность в обращении с другими темами была поистине замечательной, краснея отказывались от этой. Ничто внушает человечеству такой священный трепет, что если бы некоторые весьма благородные наши современники стремились к титулам, богатству и власти, их согласно общему мнению, остановило бы только Ничто. Во всяком случае, никто не делал это открыто и прямо. И что большинство авторов, какой бы не избирали предмет исследования, фактически сводят его к полному Ничто. Существует ложное мнение, изложенное в старой пословице, которую Шекспир передал в "Лире" такими словами:" Из ничего и выйдет лишь ничто". А между тем в действительности из Ничто рождается все. Истина эта признана представителями всех философских школ, и единственное, в чем они расходятся, это: сотворил ли мир Нечто из Ничто, или Ничто из Нечто. (которая не выражает ясной идеи). Каждая из указанных точек зрения говорит в нашу пользу. Одни мудрецы всех времен причисляли к одной из сторон , в зависимости от того, что они тяготели в духовной субстанции, другие к материальной, Почему же мудрость пошло на оскуднение? Можно люди выучиться добродетели, если люди не знают, что такое "добродетель", говорит Платон. "А если я этого не знаю, то откуда мне знать, как ее достичь?" Ведь добродетель заключается не в красоте тела, ил формы лица, не в силе, ни в здоровье, ни в росте, ни в мужчине , ни в женщине, и не в богатстве, или в "вещах", которых у одних много, а у других нет, и не в ложном и несуществующем количестве денежного капитала ложных и смертоносных букв, напечатанных как бумаге. А разве можно хорошо управлять государство ли, домом ли или чем угодно - не управляя рассудительно и справедливо? Что же еще, как не способность повелевать людьми? Но может ли "раб", повелевать "Господином", когда не тот , ни другой, не отличает истину от лжи, добро и зло, справедливость и несправедливость, нравственно или безнравственно, если эти имена "раба" и "господина" сами по себе есть абстракция пустого ничто. Эдуард Шюре в книге "Великие посвященные" отмечал следующее: Самым большим злом нашего времени следует признать то, что Религия и Наука представляют из себя две враждебные силы, не соединенные между собою. Зло это тем более пагубно, что оно идет сверху и незаметно , но непреодолимо просачивается во все умы, как тонкий яд, который вдыхается вместе с воздухом. А между тем, каждый грех мысли превращается неизбежно в результате своем в душевное зло, а следовательно, и в зло общественное.
До тех пор, пока христианство утверждало христианскую веру в среде европейских народов еще полуварварских, какими они были в средние века, оно было величайшей из нравственных сил, оно формировало душу современного человека. До тех пор, пока экспериментальная наука стремилась восстановить законные права разума и ограждала его безграничную свободы (фантазирования и вымыслов ложного ума талмудических законников), до тех пор, она оставалась величайших из интеллектуальных сил; она обновила мир, освободила человека от вековых цепей и дала его разуму нерушимые основы. Но с тех пор как церковь, неспособная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них словно в жилище без окон, противопоставляя разуму веру , как неоспоримую абсолютную заповедь (живого мертвеца, лишенного бытия мысли разума, творческих способностей и духовного богатства словесного мира книги жизни); с тех пор как наука, опьяненная своими открытиями в мире физическом, превратившая мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих методах и материалистической в своих принципах и в своих целях (по уничтожению реальной жизни мыслящих людей); с тех пор как философия, сбитая с толку и бессильно застряла между религией и наукой, готова отречься от своих прав в пользу скептицизма - глубокий разлад появился в душе общества и в душе отдельных людей.
Вначале конфликт этот был необходим и полезен, так как он служил к восстановлению прав разума, но не остановившись во- время, он же сделался под конец причиной бессилия и очерствения. Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука - на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую. Отсюда глубокая раздвоенность и скрытая вражда не только между государством и церковью, но и внутри самой науки, и в лоне всех церквей, а также и в глубине совести всех мыслящих людей. Ибо каковы бы мы ни были, к какой бы философской, эстетической или социальной школе мы ни принадлежали, мы несем в своей душе эти два враждебные мирра, с виду непримиримые, хотя оба они возникли из одинаково присущих человеку заблуждений, и никогда неумирающей потребности его разума и потребности его сердца. Нельзя признать , что такое положение, длящееся более двухсот лет, не мало не способствовало развитию человеческих способностей, энергия которых не перестала напрягаться во взаимной борьбе за самоуничтожение. С одной стороны разум внушал через поэзию и музыку черты неслыханного пафоса и величия. Но слишком долго длившееся и чересчур обострившееся напряжение вызвало под конец противоположное действие. Как за лихорадочным жаром больного следует упадок сил, которое перешло в больное бессилие и в глубокое недовольство. Наука занимается только одним физическим миром, нравственная философия потеряла свое влияние над умами; религия еще владеет до некоторой степени сознанием масс, но она уже потеряла всю силу над интеллигентскими слоями европейских обществ. Все еще великая милосердием, но она уже не светит верой. Умственные вожди нашего времени все - либо неверующие, либо скептики. И хотя они были безукоризненно чисты и искренни, все же сомневаются в своем собственном деле и оттого смотрят друг на друга улыбаясь, древние авгуры. И в общественной жизни и в частной, они, они предсказывают катастрофы, для которых у них нет лекарства, или же стараются замаскировать свои мрачные предвидения благоразумными смягчениями. При таких знамениях литература и искусство потеряли свой божественный смысл. Предмет истинной русской поэзии, считал В.Белинский, - есть действительность, или истина в явлении. Те, которые думают, что ее предмет - мечты, вымыслы, никогда и нигде небывалого, кроме воображения поэта, сбиваются пустыми словами "идеал", "идеализировать действительность", Создание поэта не суть копии с действительности, но они сами действительность, как возможность , получившая свое осуществление по непреложным законам самой строгой необходимости: идея, рождающаяся в душе поэта, есть тайна, как младенец зачинающийся в чреве матери; кто может угадать заранее индивидуальную форму того или другого? Та и другая не есть ли возможность, стремящаяся получить свое осуществление, не есть ли совершенно никогда и нигде небывалое, но долженствующее быть сущим. Идеал не есть собрание рассеянных по природе черт одной идеи и сосредоточенных на одном лице, потому что собрание не может не быть механическим- а это противоречит динамическому процессу творчества. Еще менее идеал может быть воображением того, чего и нет и быть не может, то есть мечтою, или украшенной природой или усовершенствованными людьми не как они суть, а какими будто бы они должны быть.Идеал есть общая (абсолютная) идея, отрицающая свою общность, чтобы стать частным явлением, а ставшим им, снова возвратиться к своей общности. Идеализировать действительность значит совсем не украшать, но являть ее как божественную идеи, в собственных недрах своих носящих творческую силу своего осуществления из небытия в живое явление.. Другими словами, "идеализировать действительность" значит в частном и конечном явлении выражать общее и бесконечное не списывая с действительности какие-нибудь случайные явления, но создавая типические образы, обязанные своим типизмом в общей идее, в них выражающейся. Под словом - "действительность разумеется все, что есть - мир видимый и мир духовный, мир фактов и мир идей. Разум в сознании и разум в явлении -словом, открывающийся самому себе дух есть действительность; тогда как все частное, все случайное, все неразумное есть призрачность, как противоположность действительности, как отрицание, как кажущееся, но не сущее. Мы шли от высших ступеней к низшим; пойдем обратно и увидим, что в сознании истины, высшая действительность есть религия, философия, искусство, наука, в познании философского предмета в форме мысли и в образе мышления в идее духовного разума у Бога Слова, через осознание эволюционно- исторического развития мысли от бытия Ничто к осознанию нравственных законов мышления разумного человека.