Ученик. Неправильность этого способа молитвы и связь его с самообольщением и прелестию -ясны; предостерегли меня от прочих видов неправильной молитвы и сопряженного с ним ложного состояния.. Старец. Как неправильное действие ума вводит в самообольщение и прелесть, так точно выводит в них неправильное действие сердцем. Исполнены безрассудной гордости желание и стремление видеть духовные видения умом, не не свободным от страстей, не обновленным и не воссоздав данных десницею Святого Духа; исполнены такой же гордости и безрассудстве желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, Божественными, когда оно вовсе неспособно для таких наслаждений. Как ум нечистый, желая видеть Божественные видения из себя и обольщает: так и сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себя, обольщает, губит себя, входя в область лжи, в общении с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их (ложной и иллюзорной)власти. Однако ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падений, может быть употреблено в невидимом Богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называпемая плачем, покаянием, сокрушением духа. Это засвидетельствовано Священным Писанием. Аще бы восхотел еси жетвы, дел быхъ убо всесожжения не благоволиши (Пс.50,18,19); и каждое сердечное ощущение порознь, и все они вместе не благоугодны. Тебе, как осквернение грехом, как извращенным падением. Жертва Бога дух сокрушен; сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижить. Это жертва - жертва отрицательная; с принесением этой жертвы естественно устраняется принесение прочих жертв; при ощущении покаяния умолкают все другие ощущения. Для того, чтобы жертвы прочих ощущений соделались благоугодными Богу, нужно предварительно восстановиться стеной нашего разрушенного Иерусалима. Господь- переведен, всесвят; только праведный, чистые жертвы, к которым способно естество человеческое по обновлении своем, благоприятны праведному, всесвятому Господу. К жертвам и всесожжениями оскверненным, всесвятому Господу. К жертвам и всесожжениями оскверненным Он не благоволит. Позаботимся очиститься покаянием! Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемых; тогда возложат на алтарь Твой тельцы (Пс,50,21); новорожденные ощущения обновленного Святым Духом человека.
Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии; начал Иисус с проповеди и говорит, покайтеся, приближается царство небесное (Мф.4,17) Эта заповедь объемлет, включает, совмещает в себе все прочие заповеди. Тем человекам, которые не понимали значения и силы покаяния. Спаситель говорил не раз; пойдите, научитесь, что значит, милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9,13) Это значит: Господь умилостившись над падшими и погибшими человеками все даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибели. Он не взыскивает, даже не желает от них жертвы, к которой они неспособны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. К упомянутым словом Господь присовокупили страшные слова: не придите,сказал Он, призывали праведники, но грешники на покаяние.. Кто названы праведниками? Те несчастные, слепотствующие грешники, которые будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя, и потому, или отвергают его, или лгут о нем. О несчастье! За это отрекается от них Спаситель, утрачивается ими сокровище спасения. "Горе душ"- говорит преподобный Макарий Великий- "не чувствующий язв своих и мнящий о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда поврежденная злобою. Такой души уже не посещает и врачует благий Врач, как оставивший произвольно язвы свои без попечения о них, и мнящий о себе, что она здрава и непорочна. Ни требуют -говорит "Он -здравии врача, но болящии" (Мф 9,12 Слово 6-е о любви,гл.16)."Ужасная жестокость к себе - отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе - небрежение о покоянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостливым и к ближним. Из этого вида вся важность ошибки: отнять у сердца заповеданное ему Самим Богом, существенно и логически необходимое для сердце чувство покаяния,, и усиливается раскрыть в сердце, в противность порядку, в противность установлению Божию, те чувствования, которые сами собою должна явиться нем по очищении покаянием, но совершенно в ином характере (Святый Исаак Сирский , Слово 55). Об этом характере духовном плотский человек не может составит себе никакого представления, потому что представление ощущения всегда основывается на известных уже сердцу ощущениях, а духовные ощущения вполне чужды сердцу,знакомому с одними плотскими и душевными ощущениями. Такое сердце не знает даже о существовании духовных ощущений.
Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они соделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы извергшие из своего подвига покаяния, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают с сатаною, заражаются ненавистью к Святому Духу. этот род прелести - ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен;он редко оканчивается и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума. Отцы назвали его мнением (Преподобный Григорий Синаит, сл. 108,128) На этот род прелести указывает святой апостол Павел, когда говорит: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединимо и скрепляемо, растет возрастом Божиим (Кол,18-19).
Одержимые этой прелестью мнит о себе, сочинил о себе "мнение", что он имеет многие добродетели и достоинства, - даже, что изобилует дарами Святого Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений; по этому свойству своему, он вполне принадлежит к области отца и представителя лжи- диавола. Молящийся стремясь раскрыть сердца ощущения нового человека, и не имея на это никакой возможности,заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, и которым не замедлит присоединиться действием падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодетельными, он получает соответствующие ощущениям понятия Ощущения эти, постоянно усваиваясь сердцу и усиливаясь в нем, питают и умножают ложные понятия: естественно, что от такого неправильного подвига образуются самообольщения и бесовская прелесть -"мнение". Мнение не допускает быть мнимому (Слово 40 - сказал святой, Симеон, Новый Богослов. Мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать; приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары,льстящий себя и потешающий себя "мнением", заграждает этим "мнением" вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям и Божественной благодати,-открывает широко вход к духовному преуспеянию в зараженных "мнением"; они уничтожили эту способность, принесшие на алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения - понятия об истине. Необыкновенная напыщенность является в негодующих этой прелестью; они как бы успокоены собою, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние благодатное. Они пропитаны , преисполнены высокоумием и гордолстью, представляясь впрочем миренными для многих, судящих по лицу, не могущих оценивать по плодам, как заповедал Спаситель (Мф.7,16;12,33) , тем менее по духовному чувству, о котором упоминает Апостол,"твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5,14) Живописно изобразил Пророк Исайя действие прелести "мнение" в падшем архангеле, действие, обольстившее и погубившее архангела: "А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, и глубины преисподней" (Ис,14,12-15) Зараженного "мнением" обличает Господь так: ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в сем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть"(Апок.3,17-19). Купля настоятельно нужна: без нее нет спасения. Нет спасения без покаяния, а покаяние принимается от Бога только теми, которые для принятия его, продадут все имущество свое, то есть отрекутся от всего, что им ложно усвоено "мнением"
Учение:Не случилось ли тебе встречаться с зараженным этого вида прелестию? Старец. Зараженные прелестию "мнения" встречаются очень часто. Всякий имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий не держащийся неуклонного учения Православной Церкви, но рассуждающий сокрушенного духа, признающий за собою о каком - либо догмате, или преданий произвольно, по своему усмотрению , или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении и упорством в уклонении определяется степень прелести. Немощен человек! Непременно вкрадываетися в нас "мнение" в каком либо виде своем, и, осуществляя наше я,удаляет, от нас благодать Божию. Как нет, по замечанию святаго Макария Великого, ни одного человека, который бы был совершенно свободен от действий на него утонченной прелести, называемой мнением. Апостол Павел говорит:"Ибо мы не хотим оставить, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. ( Кор,1,8-9) По этой причине должно бдительно наблюдать за собою, чтобы не приписать собственно себе какого - либо доброго дела, какого - либо похвального качества или особенной природной способности, даже благодатного состояния, если человек возведен в него, короче, чтобы не признать собственно за собою какого - либо достоинства. Что ты имеешь , говорит Апостол -чего бы то ни принял от Бога (1 Кор,4,7)
От Бога имеем мы бытие и небытие, и все естественные свойства, все способности, и духовные и телесные. Мы - должники Богу! Долг наш неоплатим! Из такого воззрения на себя образуется само собою, которое Господь назвал нищетою духа, которое заповедал нам иметь, которое ублажил. (Мф,5,8) Блаженны нищие духов, ибо их есть Царство Небесное. Великое бедствие уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святого Духа, каким либо умствованием (из вымыслов извращенного ума, уводящего в духовный мрак и мракобесие) -это возношение, взимающиеся на разум Божий. Должно излагать и пленить такой разум в послушании Христово (2 Кор.10,4-5) (Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь; ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу).
Учитель. Имеется ли какая-либо связь между прелестию второго рода с "мнением". Сочиняющий обольстительные образы при посредстве естественной способности воображения, составляющий картину ,подчиняющий все существо, непременно, по несчастной необходимости мнит, что живопись это производится действием Божественной благодати. Старец. Второго рода прелесть - собственно "мнение" - действует без сочинения обольстительных картин; оно довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге.. Находящийся в прелести "мнения" стяживает ложное воззрение на все, окружающего его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность сильно действует в обольщенных "мнением", не действует исключительно в области отвлеченного. Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горных обитателей и небесного света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное содружество со Иисусом (Подражание Фомы Кемпийского, книга 2, гл. 2) внутреннюю беседу с Ним (там же, книга 3, гл.1) таинственные откровения (2 Тим.3,8), гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгоряченное и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия; от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением.. Тщеславие же и сладострастие возбуждается высокоумием, этим неразлучным спутником "мнения".
Ученик. Существует же и состояние духовные, производимые Божественной благодатью, как то состояние,в котором вкушается духовная сладость и радость состояния, в котором открываются тайны христианства, состояние, в котором ощущается в сердце присутствие Святого Духа, состояние ,в котором подвижник Христов сподобился духовных видений?Старец. Несомненно существует, но существует только в христианах, достигших христианского совершенства, предварительно очищенных и приготовленных покаянием. Постепенно действие покаяния вообще, выражаемого всем видением смирения, в особенности молитесь, приносимые из нищеты духа, из плача, постепенно ослабляет в человек действие греха. Для этого нужно значительное время. И дается оно истинным, благонамеренным подвижникам промыслом Божиим неусыпно бдящим над нами. Борьба со страстями - необыкновенно полезна она, более всего; она более всего, приводит к нищете духа. С целью существенной пользы нашей Судия и Бог наш долго терпит о нас, и не скоро отмещевает сопернику (Лук18,7) нашему - греху.. Когда очень ослабевают страсти, - это совершается наиболее к концу жизни. (Житие Феофил, Пимена болезненного,Питерик Печерский) - тогда мало по малу начнут появляться состояния духовные, различающиеся бесконечным различием от состояний, сочиняемых "мнением". Во-первых вступает в душевную храмину благодатный плач, омывает ее и убеляет для принятия даров, последующих за плачем по установлению духовного закона. Плотский человек никак, никаким способом не может даже представить себе состояние духовное, не может иметь никакого понятия о благодатном плоде: познание этих состояний приобретается не иначе, как опытом (Святый Исаак Сирский Слово 65)) Духовные дарования раздаются с Божественной премудростью, которая наблюдает, чтобы словесный сосуд, долженствующий принять в себя дар, мог вынести без вреда для себя силу дара. Вино новое разрывает мехи ветхих (Мф,9,17) Замечается что в настоящее время, духовные дарования раздаются с величайшей умеренностью, сообразно тому расслаблению, которым объято вообще христианство. Дары эти удовлетворяют почти единственно потребности спасения. Напротив того "мнение" расточает свои дары в безмерном обилии и с величайшей поспешностью.