• Авторизация


О ПРЕЛЕСТИ. По книге Еп. Игнатия Брянчанинова О молитве Иисусовой 24-04-2015 20:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Автором всех истинных слов является Бог мыслящей себя природы живого мозга человека, а денежный капитал ложных и условных фраз есть деяние Диавола, Лжеца и Клеветника на разум мыслящей себя природы живого мозга человека и коллективного разума русского народа и всего рода человеческого.

Все святые Отцы, писавшие подвиг умной молитвы, воспрещают не только составлять произвольные мечты, но и преклоняться произволением и  сочувствие к мечтам и приведениям, которые могут представляться нам неожиданно, независимо от нашего произволения. И это случается при молитвенном подвиге, особливо в безмолвии. "Никак не прими"- говорит преподобный Григорий Синаит -"если увидишь что либо, чувственными очами или умом, вне или внутрь себя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представляется тебе свет...Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладный к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум свой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения. Увидевши что либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, как принимавший явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать свое внимание на одно сердечное действие, одно это действие признавать не прелестным,-прочего же не принимать до времени вступление в бесстрастие. Бог не прогневается от того, кто спасаясь от прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если они не примет чего посланного от Бога ,не рассмотреть посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваливает такого за его благоразумие. Святый Амфилохий, с юности вступивший в монашество удостоил в зрелых летах и в старости проводить жизнь отшельническую в пустыне. Заключаясь в пещеру, он упражнялся в безмолвии, и достиг великого преуспеяния. Когда совершилось сорок лет его отшельнической жизни, -явился ему ночью Ангел, и сказал: Амфилохий! Иди в город и паси духовных овец. Амфилохий пребыл во внимание себе, и не обратил внимания на повеление Ангела. На другую ночь снова явился ему Ангел и повторил повеление, присовокупил, что он от Бога. И опять Амфилохии не оказал повиновения, опасаясь быть обольщенным и вспоминания слова Апостола, что сатана преобразуется в Ангела светлого (2 Кор,11,14). На третью ночь снова явился Ангел и, удостоверив о себе Амфилохия славословием Бога, нетерпимый духами отвержения, взял старца за руку вывел из келии, привел к церкви, находящейся вблизи. Двери церкви отворились сами собою. Церковь освещалась небесным светом; в нем присутствовало множество святых мужей в белых ризах с солцеообразными лицами. Они рукоположили Амфилохия в епископа города Иконии (Четьи-Миней, ноября в 23 день). При противоположном поведении, преподобные Исакии и Никита Пичерский новые и неопытные в отшельнической жизни, подвергались ужаснейшему бедствию, опрометчиво вверившись представившемуся им привидению. Первому явилось множество демонов в сиянии: один из них принял вид Христа, прочие -вид Святых Ангелов. Втиорого обольстил демон сперва благоуханием и гласом, как бы Божиим, потом представив ему очевидно в виде Ангела (Петерик Печорский). Опытные в монашеской жизни иноки, истинно святые гораздо более опасаются прелести, гораздо более не доверяют себе, нежели новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объятия разгорячением к подвигу. С сердечною любовию предостерегает от прелести преподобный Григорий Синаит безмолвнике, для которого написана его книга: "Хочу, чтобы ты имел определенное понятие о прелести; хочу этого  той целью, чтобы ты мог предохранить себя от прелести, чтоб при страдании не озаренным видением, ты не причинил себе великого вреда, не погубил души твоей. Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволением неопытных, новых в подвиге, как еще обладаемых демонами". Как это верно! Склоняется, влечется наше свободное произволение к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости. "бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распространяя сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений. Город "норвоначальных" -все существо каждого из них- "находится еще в обладании варваров.. По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, не пребывай тяжки, удерживая благо со многими рассмотрением, и отвергая лукавое..Знай, что действия благодати -ясны; демон преподать их не может: "оне не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не украшает страстей и сластолюбия, как это дает благодать". Действие его "дмение" - "надменность, напыщенность - высокоумие, страхование!, словом все виды злобы. По действию возможешь познать свет, воссиявший в душе твоей. Божий ли он, или от сатаны" (Добротолюбие ч.1. О прелести и проч.). Надо знать, что такое рассмотрение - принадлежность иноков, никак не новоначальных. Преподобный Синаит беседует, хотя с новоначальным, но с новоначальным по безмолвной жизни, который и по пребыванию в монашестве возрасту был старец, как видно из книги.

Ученик. Не случилось ли тебе видеть,кого либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвою? Старец. Случалось. Некоторый чиновник,живший в Петербурге,занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычное состояние. О подвиге и о последствиях его он открывал тогдашнему протоирею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоирей, поставив некоторый монастырь в Санкт -Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. "Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига"-говорил справедливо протоирей,-удобнее может быть объяснено жителям монастыря, как более знакомым с подробностями и случайностями аскетического подвига. Монах согласился. Через несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе с монахами присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих ведениях, - что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость и так далее. Монах, выслушал его рассказ, спросил чиновника:" Не приходила ли вам мысль убить себя?" "Как же!" -отвечал чиновник:" я уже было кинувшись в Фонтанку, да меня вытащили". "Оказалось, разгорелось воображение и кровь, при чем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединил свое сродное этому состоянию действие, -человеческое самообольщение пришло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел свет телесными очами: благоухание и сладость, который он ощущал были также чувственными. В противоположность этому, видения Святых и их сверхъестественное состояние вполне духовны (Святый Исаак Сирский, Слово 55); подвижник соделывается способным к ним прежде, как по отверзении очей души Божественной благодати, при чем оживают и прочие чувства души, дотоле пребывавшие в бездействии (Преподобный Симеон, Новый Богослов, Слово о Вере. Добротолюбие ч.1) принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастного. Монах начал уговаривать чиновника ,чтобы он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и неправильность способа и неправильность состояния, доставляемого способом. С ожесточением воспротивился чиновник совету. "Как отказаться мне от явности благодати!"-возражал он. Вслушиваясь в поведение чиновника о себе, я почувствовал к нему неизъяснимую жалость, и вместе представлялся он мне каким-то смешным. Например, он сделал монаху следующий вопрос: "Когда от обильной сладости умножится у меня во рту слюна, то она начинает капать на пол: не грешно ли?" Точно, находящийся в бесовской прелести возбуждают к себе сожаления, как не принадлежащие себе сожаление, как не принадлежащие себе и находящиеся, по уму и сердцу, в плену лукавого, отверженного духа. Представляют они собою и смешное зрелище: посмеянию предаются они овладевшими ими лукавым духом, который привел их в состояние уничижения, обольстив тщеславием и высокоумием. Ни плена своего, ни странности поведения прельщенные не понимают, сколько бы ни было очевидным этот плен, эта странность поведения..

Зиму 1828 -1829 годов проводил я в Площанской Пустыне (Орловской епархии) В то время жил там старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь и рассказывая всякому, кому угодно было выслушать его, что отсеченная кисть руки сделалась святыми мощами, что она хранится и чувствуется благолепно в Московском Симонове монастыре, что он начинал шептать очень громко: он признавал это явление плодом молитвы: но зрителям оно представлялось извращением себя, достойным лишь сожаления и смеха. Дети жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали его перед глазами старца. Старец приходил в гнев, кидался то на одного, то на другого мальчика, трепал из за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщавшего, что он находится в ложном состоянии, в душевном расстройстве.  Когда чиновник ушел, я спросил монаха: "С чего пришло ему мысль спросить чиновника о покушении на самоубийство?" Монах отвечал; "Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести, в чем заключается утешение плачущих; так среди ложного наслаждения , доставляемого бесовской прелестью, приходят  минуты, в которой прелесть как бы разоблачается, и дает вкусить себя так, как она есть. Это минуты ужасны! Горечь их и производимое этой горечью отчаяния -невыносимы. По этому состоянию, в которое приводит прелесть, всего бы легче узнать ее прельщенному, и принимать меры к исцелению себя. Увы! Начало прелести гордость, и плод ее - преизобильная гордость. Прельщенный, признающий себя сосудом Божественной благодати, презирает спасительные предостережения ближних, как это заметил святый Симеон. Между тем припадки отчаяния становятся сильнее и сильнее: наконец, отчаяние обращается в умоизступление, и увенчивается самоубийством.- В начале нынешнего столетия подвизался в Софрониевой Пустыне (Курской епархии) схимонах Феодосий, привлекший к себе уважение и братства и мирян строгим, возвышенным жительством. Однажды представилось ему, что он был восхищен в рай. По окончании видения, он пошел к настоятелю, поведал подробно о чуде, и присовокупил выражения сожаления, что он видел в раю только себя, не виде никого из братий. Эта черта ускользнула из внимания у настоятеля: он сказал братию, в сокрушении духа пересказал им о видении симонаха, и увещевал к жизни, более усердной и благоугодной. По пришествии некоторого времени начали обнаруживаться в действиях схимонаха странности. Дело кончилось тем, что он найден удавившемся в своей келии".

Со мною был следующий,достойный замечания случай. Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах,бывший в России за собором.."Представь себе"- отвечал Афонец,-"сколько уже раз,когда я стоял на молитве,приходила мне живая мысль,что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне!" Оказалось, что иеросхимонах носит вериги,почти не спит, мало вкушает пищи,чувствует в теле такой жар,что зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца,чтобы он, как постник и подвижник,испытал над собою способ,преподанный святыми Отцами, состоящий в том,чтобы ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во вниманием словом молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы (Слово 28,гл,17). При этом, сердце обыкновенно содействует уму душа- спасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник: "Ум неразличенно молящийся, утесняет сердце: сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс.50,19 Слово о мнящихся от дел оправдатися, гл,34 Добротолюбие ч.1) . "Когда ты испытаешь над собою"-сказал я афонцу, "то сообщи и мне о плоде опыта, для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною". Афонец охотно согласился на мое предложение. Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: "Что сделал ты со мною?" "В что?" -Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы: то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним". далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которой были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии. Когда я посоветовал ему не отличаться по наружному образу жизни от прочих иноков, потому что такое отличие себя ведет к высокоумию (Лествица Слово 4,гл.82,83); то он снял с себя вериги, и отдал их мне. Через месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде гораздо более. При этом он говорил, и из пользующихся славою святости, употребляют тот способ молитвы, который был употребляем им,-научают ему и других Не мудрено! Святый Симеон, Новый Богослов, живший за восемь столетий до нашего времени, говорит, что внимательною молитвою занимаются очень немногие (О третьем образе молитвы Добротолюбие ч.1). Преподобный Григорий Синаите, живший в четырнадцатом столетии по Рождеству Христову, когда прибыл на Афонскую гору, то нашел, что многочисленное монашество ее не имеет никакого понятия о умной молитве, а занимается лишь телесными подвигами, совершая молитвы лишь устно и гласно (Житие преподобного Григория Синаите, Добротолюбие ч.1). Внимательная молитва требует самоотвержений, а на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себе внимание, находящийся в состоянии недоумения от зрения греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству. Предоставляется для незнающих таинственного подвига каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях. Легко ли расстаться со мнением мира! И миру как познать подвижника истинной молитвы, когда сам подвиг вовсе неизвестен миру? То ли дело -находящихся в самообольщении! Не есть, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкой наглостью, без всякой правильности, без толку и смыслу, с кровяным , вещественным, страстным разгорячением, и по причине этого горестного, гибельного разгорячения. Святой , да и только!Издавна замечены вкусы и влечения в таком обществе человеческом приемлете, пишут Апостол Павел к Коринфянам:"Ибо вы разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда  кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет в лицо" (2 Кор,11,19-20)"Но боюсь, чтобы какой змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе" (2 Кор.11,3) Далее святой Апостол говорит, что онй бывши в Коринфе, не мог вести себя дерзко и нагло: поведение его было запечатлено скромностью, кротостью и тихостью Христово. Бывшая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых-по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нее - молились и достигли видений, разумеется ложных, упомянутых мною способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть же естественно воздвигается на основании богохульства, которых у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников латинистов, объятых прелестию, было всегда исступленном, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойоле, учредитель Иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и  употребить некоторое напряжение, как являлось пред его взором, по его желанию, ад и рай. Явление ада и рая совершалось не одним действием воображения человеческого; одно действие воображение человеческого недостаточно для этого; явление совершалось действием демонов, присоединявших свое обильное действие недостаточному действию человеческому, совокуплявший действие с действием, пополнявших действие действием, на основании свободного произволения человеческого, избравшего и усвоившего себе ложное направление. Известно, что истинным святым Божиим видения даруются естественно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по собственному усилию, - даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось (Святый Исаак Сирский. Слово 36-е). Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкой того племени, которые разложены прельщенные. Подтверждается это и сказаниями истории и свидетельством Отцов. "Видящий дух прелести" -в явлении предоставляемых им, сказал преподобный Максим Капсокалви -"очень часто подвергается ярости и гневу; благоволение смирения или молитвы, или слезы истинное не имеет в нем месте. Напротив того он постоянно хвалится своим добродетелям, тществластвует, и преподается завсегда лукавым страстям бесстрашно (Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаите).

Продолжение следует

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О ПРЕЛЕСТИ. По книге Еп. Игнатия Брянчанинова О молитве Иисусовой | galinagus1 - Дневник galinagus1 | Лента друзей galinagus1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»