В начале 18 века в Европе и в России была разгадана одна из величайших тайн Востока – был воссоздан рецепт китайского фарфора. Это стало невероятным событием и началом новой эпохой в искусстве и культуре. И после этого мода на фарфор охватила сначала высший свет, а потом и весь мир
.
1730-1735 годы можно считать годами рождения художественного фарфора – фарфоровых статуэток. основателя европейской фарфоровой скульптуры – Иоганна Иоахима Кендлера.
В 1730-х годах декоративные изделия из фарфора использовались в основном для оформления праздничного стола.Такая композиция на столе называлась на французский манер – сюрту де табль.Пример такой композиции из фарфора можно увидеть в столовой в московской усадьбе Кусково.
1740-1750 годы – высший свет переживал, как в наше время сказали бы, бум на неповторимые маленькие фарфоровые скульптуры. Масоны и пастухи, дамы и кавалеры, сцены крестьянской и охотничьей жизни, военные сцены, обезьяньи оркестры в стиле шинуазри, дети-садовники и дети-птичники.
Во второй половине 18 века был расцвет фарфорового искусства и в Европе, и в России.
Во времена Павла Первого вошли в моду небольшие сервизы для семейного пользования и сервизы для двоих. Эти эпохи так и вошли в историю – Екатерининский и Павловский фарфор.
фото
Фарфор в те времена не был тиражируемым, это все были единичные экземпляры.В конце 18 века фарфоровые фигуры напоминают античную мраморную скульптуру. Делаются из белого бисквита, используется золото, черный и бронзовый цвета, королевский синий, богатый декор. И продолжение классицизма, стиль ампир, расцвел в России в эпоху Александра Первого.
В интерьере до 1820-х годов продолжают царить традиции начала века. Имперский стиль, сначала изящный и легкий, затем роскошный и помпезный, ампир владел модой и диктовал свои правила.
Посуду и вообще фарфор уместно было держать только в столовых. Был культ сервизов с военной, египетской и античной тематикой. Стол сервировали строго.
Old Paris Porcelain Jacob Petit Vase 1840
Вазы, канделябры и вазоны стояли вместе, группой, на бронзовом или золотом подносе с бортиком.. Вместе с сервизами выпускались и фарфоровые фигурки к ним. Цветы, танцовщицы подчеркивали изящество и тонкий вкус хозяйки будуара.И вот пришел новый стиль – второе рококо, это 1840-1860-е годы. Вошли в моду фарфоровые люстры ,представляющие собой причудливую композицию из диковинных фруктов, птичек, младенцев-путти, морских ракушек и завитков. Одну из таких люстр можно увидеть в Юсуповском дворце в Санкт Петербурге, на втором этаже. Интерьеры делали фантазийными, это были интерьеры-сказки с большим количеством цветов и жардоньерок.Фарфор до 1850 года делался на заказ
A FRENCH PORCELAIN TWO-HANDLED VASE AND COVER. Jacob Petit, Paris, Circa 1880
С 1850 года встала проблема прибыли фарфоровых заводов, и качество стало снижаться.. Во второй половине 19 века дворянство обедняется. И купечество начинает влиять на моду. Их представление о красивом – простое, родное, но очень богатое. За образованием купечество обратится позже.
Meissen Porcelain Revelry Groups 1890
Это были новые русские люди.Императорский Фарфоровый Завод и выпускает в это время много сервизов на водочную тему. Появляется новая фарфоровая пластика – фигурки с размытыми очертаниями, изображающие мужичков и баб, сценки русского быта. Эта традиция идет от деревянных русских игрушек и фигурок.
Pair of Old Paris Vases by Jacob Petit 1840
"На хрупкой тонкости фарфора
изысканные сны востока:
мерцают в матовом покое
миндалевидные глаза -
так выжидательно и нежно
успокоительно и просто
обворожительно и сладко,
что веришь чайным чудесам
и входишь в лабиринт рисунка,
скользя по рекам тонких линий,
глядишь на мир слегка надменно
из хрупко-матовой страны,
внимаешь звонам колокольцев,
безмолвию мостов подлунных
и пению стрелы, летящей
из полуночной тетивы.
В молчании садов вишневых
играют дамы веерами,
вздыхают томно кавалеры
о ночи, что рассвет унес...
А сиротливые чаинки
мешает ложечка стальная
в фарфоре тонко-невесомом
за оболочкой сонных грез."
Константин Андреев
A PAIR OF GERMAN PORCELAIN COVERED POTPOURRI VASES.
Minton Elephant Vases 1876
Exceptional Porcelain Candlesticks by Jacob Petit 1850
Four Seasons Porcelain Candelabra by Samson & Sons 1860
A FRENCH PORCELAIN TWO-HANDLED VASE AND COVER
Jacob Petit, Paris, Circa 1880
Two German Porcelain Water Ewers: Air and Water Staatliche Porzellan Manufaktur Meissen, Meissen, Germany Circa
Meissen "Das Hauskonzert"
A pair of large and important Chelsea figures of Peacocks, circa 1755
Mark in the style of Vienna A Rococo style porcelain chandelier,
A pair of large french vases on stands, Jacob Petit
Royal Dux Bohemia
A PAIR OF ENGLISH MAJOLICA FIGURAL CENTERPIECES
Minton, Stoke-on-Trent, Staffordshire, England
Paar Figuren: Gärtnerin und GärtnerKönigliche Porzellan Manufaktur, Meissen
Paar Tafelaufsätze - Magd und Jüngling mit Durchbruchschalen
Pirkenhammer. Porzellan
Laurenz Jäckl, Gablonz Porzellan
A Gorham Fleurs des Siecle Miniature Jardiniere with Flowers by Jane Hutcheson
Monumental Derby Porcelain Campana Vase 1815
Mayer's Staffordshire Punchbowl 1875
Meissen Two-Light Candelabra 1890
Sèvres Porcelain and Ormolu Compotes 1880
Mintons Porcelain Desk Set 1884
Pair of Old Paris Vases by Jacob Petit 1840
Dresden Figures of Spring and Summer 1890
.
источники здесь
и здесь