Встреча Велеса-Мороза — один из Велесовых Святодней года, отмечаемый на Руси 6 декабря (стуженя) .
Велесе до ны ходи
По земле, по небу, по води
Со деды во ино седы
Отведи от Яви беды,
Отведи от Рода горе
А не доль уноси в море.
Во сед окиян, за остров Буян,
За камень-Латырь,
За Марин пустырь,
Где Навии есте, а Живы несте.
Где ина брег, а нам оберег!
Животу Здрава! Велесу Слава!
Во шубе сивой, мохнатой, во шапке красной, золотой — приходит Велес-Мороз о сию пору к людям. В деснице Его — Посох Волховской, исполненный силой зимней, ледяной. Во шуйце Его — Чарка Серебряна с Яр-Буйным Хмелем.
Чарка та благодатна, яко Лоно Самой Великой Матери Макоши — Супруги Вещего Бога. А в ней, яко Солнце красное в Ледяном Марином Терему, сокрыт Ярый Бог — Ярила Велесич в образе Яр-Буйна Хмеля.
Настанет срок — придёт на Землю Дева Весна-Красна, и приедет в ту пору Ярила-Весень в обличьи человечьем к людям на Белом комоне, привезёт жита колос и от Солнца добрую весть. Ныне же скрыт Он от взоров людских в Напитке Священном, обрядовом: Хмелю, хмелися, Хмелю, ярися! Кому пити — Тому добру быти! Гой!
Кто пьёт хмельное всуе — тот тем на Яр-Бога хулы возносит, а себя во Роду своём бесчестит. Кто же пьёт Священный Напиток, славя Ярого Бога в Сердце своём, как и Предки наши — древние Арии — издревле деяли, тот Силу и Мудрость Его обретёт!
На всю стылую зиму людям честным от Вещего — Вещий Дар: Яр-Буен Хмель — Коловрата Сердца Суряный Жар! Мудрым — Пламя Прозрения, иным же — лишь посрамление...
[654x419]
Идёт Вещий Бог по полям пустым, по лесам густым — Морене-Зиме путь снежный правит, а за то всяк Родович честной Вещего славит, возрады Велесовы воспевает, Имя Велесово величает: Егда кто Велеса любит, егда кто Велесу служит, С тем Щедрый Велес повсегда вместе! Велесе! Гой! Егда кто к Нему прибегает, егда кто в помощь призывает, С тем Велес пребывает, завсегда ему помогает! Велесе! Гой! Велесе! Имя Твоё — знаменито, в победе тезоименито: Кривду оно побеждает, Правду в Родах утверждает! Велесе! Гой! Пастырю Небесного Стада, веди мя до Вышнего Лада, А мы будем Тя прославляти, Имя Твоё величати! Велесе! Гой! Побеждай неправду повсюду, помози честному люду, А мы будем Тя воспевати, Имя Твоё восхваляти! Велесе! Гой!
О сию пору — в день встречи Велеса-Мороза — Родноверы чтут Вещего Бога честными братчинами, как то и Предки деять заповедали.
День почитания Велеса, как управителя зимними морозами, посему его зовут Дед Мороз. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. Считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, проводить Славбу Велесу.
Дед Мороз - Владыка зимнего холода и в этом своем качестве он, прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
[555x698]
Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи Владыкой Зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь велика. Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает Звездами и Луной, ему подчинено Зимнее Небо, он украшает его сполохами Северного Сияния.
Его богатство - серебро, алмазы, жемчуг - все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией
Дед Мороз в определенном смысле представляет и мир предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы луна считалась «солнцем мертвых». Дед Мороз - владыка вод и владыка ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова «смерть», «морена», «морана», «море» и «мороз». Умереть - равносильно понятию «остыть», «околеть», то есть замерзнуть.
В русской традиции, кроме ряженья, существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!». Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители». Овсяный же кисель - специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью.
Что касается духов умерших, здесь стоит добавить: культ духов умерших зиждился на вере в их могущество после смерти и возможность благотворного/вредоносного воздействия на жизнь потомков. Соответственно, существовала определенная обрядовая система, один из элементов которой – одаривание духов предков на Новый Год, известное нам как Колядование.
Ряженые представляли духов умерших, одевали маски и одежду навыворот, таким образом открывая связь с потусторонним миром. В каждом доме хозяева угощали ряженых, как бы благодаря этим предков за их заботу о живущих и «задабривая» их заранее. В веселой компании колядующих всегда имелся «старшой» - Дед. Дед не мог разговаривать и олицетворял самого древнего и грозного духа. Причем в ХVI — XVII к живым дедушкам обращались «дядко» / «дедко». Слово «Дед» обозначало предка и несло сакральный смысл.
Праздник детей и родителей.
Время, когда Велес одаривает людей своей мудростью и магическими способностями. Белее благословляет хорошие семьи, одаривает детей лакомствами, женщин - способностью противодействовать и защищать свои дома от темной силы, мужчин - мудростью, предвидением.
Волхв в красной одежде, который является символом Велеса (Деда Мороза), после Православленья раздает детям подарки. Волхва можно пригласить в дом, где он непосредственно поздравит ребенка и благословит дом и семью. Дети свято верили в существование доброго защитника и пытались не гневить Велеса, который знает обо всем.
[420x700]
Ведающие от него Дар Веданья свой получают, с его помощью в миры другие бесплотно странствовать могут, чтобы мудростью обогащаться. Славяне, чтобы Велеса прославить, в маски и тулупы наряжались, потому что волосы, шерсть - это Богатство и тепло. Переодевание в звериные маски и тулупы наизнанку осуществлялось два раза в год - на зимние Святки и на Масленицу; оба праздники связаны с солнечными фазами - зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.
Первая праздничная неделя был связана с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу; середина и конец месяца касались приплода домашнего скота. Во второй раз подобное обрядодействие происходило непосредственно перед Колодием.
Жрецы Велеса, одетые в тулупы наизнанку, со звериными масками на лицах заходили во дворы, в конюшни, провозглашая славбы Богам и заговоры к Велесу о здоровье домашних животных. А когда приходило время выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли к святилищу, чтобы освятить их и принести жертву Велесу - опекуну скота.
|