• Авторизация


Отличная статья о метале... 23-12-2015 22:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Недавно, на днях, точнее, наткнулась на занимательную и очень интересную статейку о том, откуда же взялось это направление музыки, какие группы его развивали, какие её корни и вообще, при чем тут сатанизм и так далее... В общем, все отлично и понятно написано, полно, в общем... Я довольна. Не могу не поделиться!

***

Метал всегда был тесно связан с оккультизмом, мистикой и колдовством. По крайней мере, на уровне провокационной лирики и внешних атрибутов. С одной стороны, все дело в эпатаже. На заре зарождения метала западные музыканты стремились напугать христианское большинство населения, обращаясь к табуированным темам и образам, создавая себе имидж нехристей и сатанистов. С другой стороны, оккультные идеи, особенно связанные с практиками Пути Левой Руки, давно нуждались в адекватном музыкальном воплощении. Ну не считать же адекватными комические органные наигрыши Антона Шандора ла Вэя. Хотя в должной степени жути им точно не откажешь.

Тем не менее, религиозные (и атеистические) идеологии напрямую повлияли на становление метала в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Поэтому разобраться в корнях этих мировоззрений очень важно. Первая статья цикла посвящена самому распространенному верованию в метале — Сатанизму.

Сатана — бог и не-бог

Начнем с очевидного: с той разновидности Сатанизма, которая в академических кругах зовется Теистическим Сатанизмом, а в простонародье именуется Дьяволопоклонничеством.

Одна из самых древних форм Сатанизма, базирующаяся на убеждении, что Сатана — реальное божество, которому необходимо поклоняться, приносить жертвы и служить. Течение это очень неоднородно: сюда входят и оголтелые пацаны в балахонах Cannibal Corpse, разрушающие надгробия и сжигающие кошек, и вполне себе респектабельно выглядящие господа, служители Черных Месс.

Единства здесь нет и в трактовке образа Сатаны. Кто-то полагает, что он — противник христианского Бога, равный ему по силе и по статусу. Другие, близкие к гностикам, считают, что именно Сатана и есть реальный бог — Демиург и князь мира сего. Третьи воспринимают Дьявола как персонификацию темных сил природы: от египетского Сета до греческого Пана.
Общим для Теистического Сатанизма остается тесная, практически неразрывная связь с Христианством, без которого никакого Сатанизма и не было бы. Это проявляется во всем: в хуле на Иегову, Иисуса и Богородицу, выворачиванием на изнанку и пародировании христианского богослужения и надругательства над его символами.

Непосредственно в метале Теистический Сатанизм породил отдельное течение, условно называемое «goat metal» из-за засилья козлов на обложках, футболках, оформлении сцены и так далее.

Атеистический сатанизм – гремучая нью-эйджерская смесь, порожденная бизнес-гением Антона Шандора Ла Вэя. Коктейль из идей и цитат, почерпнутых у Кроули, Ницше, Макиавелли, густо замешанных с социал-дарвинизмом и нео-оккультизмом, приправленный доброй порцией анти-христианской риторики.

Сатана и другие сущности, к которым взывают на мессах «Церкви Сатаны» – не реальные сущности, но персонификации качеств и черт, которые атеистические сатанисты считают важными и нужными. Люцифер здесь олицетворение бунта против серости, безликости и раболепия. «Каждый сам себе бог и сам себе господин», – таково краткое содержание философии Ла Вэя.

Свобода должна быть абсолютной, считают атеистические сатанисты, от морали, законов, догм и запретов. А потому активно практикуются неумеренное употребление наркотиков и алкоголя, сексуальные оргии и потакание всему, что называется семью смертными грехами. Гедонизм — вот настоящая цель атеистического сатанизма. По крайней мере, для большинства членов «Церкви Сатаны». Находятся, впрочем и те, кто видит за всем этим определенную философию, и здесь мы не можем сказать ничего против: философия есть, и достаточно стройная — если заглядывать дальше проповедей о вседозволенности. Индивидуальное всесторонне развитие, независимость мышления, отказ принимать на веру навязываемые большинство догмы и правила – вот краткий список тех качеств, которыми должен обладать каждый уважающий себя атеистический сатанист. А все остальное, включая костюмированные оргии, – лишь ступени в достижении этих целей.

Впрочем, не одной «Церковью Сатаны» сегодня жив Атеистический Сатанизм. Многие выходцы из гнезда Ла Вэя организовали свои кружки, секты и организации. По-разному развивая идеи своего бывшего наставника, смешивая их с самыми разными ингредиентами. Так появились, например, «Культ Ктулху» с одной стороны, и «Храм Черного Света» – с другой. Откровенная комичность первого (реальная вера в божест из книг Лавкрафта) с лихвой компенсируется довольно проработанной философской системой «анти-космического Сатанизма», который главной своей задачей ставит уничтожение материального мира и полное слияние сознания своих адептов с Тьмой – эдакий черный буддизм с ненавистью вместо сострадания.

Diabolous in Musica

С матчастью разобрались, теперь нужно выяснить, как Сатана зашагал по записям метал-групп. Началось все, естественно, задолго до того, как в Норвегии запылали первые церкви. Сначала были Coven и Black Sabbath, заигрывавшие с оккультизмом в целом и сатанизмом в частности. Первые действительно состояли в «Церкви Сатаны», вторые — скорее создавали себе имидж сатанистов. Интерес к мрачному оккультизму во многом был обусловлен широким распространением пост-кроулианских культов, в том числе и сатанинского толка, которые к тому времени расплодились на Западе достаточно широко. Сатана ощутимо присутствовал в культуре того времени – дешевой бульварной литературе, комиксах и, конечно, кинематографе. Проникновение его в музыку было делом времени.

Семена были посеяны, и Сатана прочно уселся на троне рок-н-ролла, периодически всплывая то там, то тут. В основном, правда, в головах критиков хард-рока и родившегося от него хеви-метала, но сами музыканты не спешили опровергать своей причастности к Рогатому.

Тем не менее, чем-то более серьезным, нежели использование сатанинской риторики и символики, музыканты до середины 80-ых годов не промышляли. В этом плане довольно выгодно смотрелись Slayer, с первых альбомов атаковавшие христианство и христианские ценности, но по-настоящему сатанинской назвать группу с правоверным католиком на вокале сложновато. Hellhammer, выросший из нее Celtic Frost и Venom также не гнушались оккультных и дьявольских тем, но главная их заслуга – создание по-настоящему сатанинского звука, того, что впоследствии будет названо black metal.

Именно с появления блэка можно говорить о настоящем приходе Сатаны в музыку. Mayhem, Satyricon, Emperor — три главных столпы сатанинского блэка, участники которых отметились в поджогах церквей, ритуальных и просто бытовых убийствах. Все это как нельзя лучше иллюстрировало идеи нигилистического сатанизма и ярого анти-христианства. Подросткового и беспощадного.

Естественно, продолжаться так дого не могло. Блэк-метал развивался, в него приходили люди, для которых сатанизм являлся не новой и радикальной формой панка, но был по-настоящему жизненной философией. Gorgoroth, Taake, Tsjuder и целая куча новых групп, появлявшихся на всем протяжении 90-ых исповедовали свои, зачастую непохожие формы сатанизма. От атеистического радикального индивидуализма до по-настоящему религиозных форм.

Тем временем, старички постепенно завязывали с увлечениями молодости. Satyricon начали зарабатывать неплохие деньги, разъезжая в турах со звездами тогдашнего американского метала. Mayhem продолжали демонстрировать свой «звериный оскал», но никакой правды за всем этим уже не чувствовалось. Emperor держались до последнего, но в конце-концов Isahn заявил, что внутренне зло, таящееся в каждом человеке, намного страшнее любых пентаграмм и перевернутых крестов, а затем и вовсе заиграл прогрессив-метал в сольном проекте.

Про «сатанинский» имидж Cradle of Filth, Dimmu Borgir и других симфо-блэкарей не стоит и говорить. Блэк-метал и сопутствующий ему сатанизм вдруг превратились в тренд, пусть и не очень массовый. Однако от былой отчужденности и подпольности не осталось и следа.

Сатанизм начал уходить даже из не-трендового блэк-метала. Такие группы как Immortal, Enslaved, Ulver, Kampfar и многие другие с самого своего основания не связывали себя с сатанизмом. Положа руку на сердце, следует признаться, что мода на сатанизм в норвежском блэке была хоть и очень заметным, но кратковременным явлением. Пять лет, и вот Сатаны в Норвегии больше нет.

Зато в других странах, таких как Швеция, Финляндия, Франция и США начли появляться блэк-металические коллективы, вдохновляющиеся Сатаной. Horna, Satanic Warmaster, Watain, Sargeist, Les Légions Noires, Deathspell Omega, появившиеся на заре нулевых Kriegsmaschine и Svartidauði — список можно продолжать до бесконечности. Все эти группы сформировали то, что получило название «ортодоксальный блэк-метал». Теистический, люциферианский, анти-христианский, впитавший в себя все самое темное из магии Хаоса и гностицизма.

Музыкальная часть у «ортодоксального блэка» – вне всяких похвал. Тексты наполнены глубочайшими смыслами, базирующимися на крепко сбитом философском базисе. Концерты больше напоминают мессы. Чего стоят только музыканты Watain, возносящие перед каждым выступлением молитвы своему Черному богу. Несмотря на развитие блэк-метала, сатанизм из него уже не вытравить никогда.

Почему сатанизм?

То, что большинство сатанинских, по-настоящему сатанинских блэк-метал групп появляется в чрезмерно религиозных, даже пуританских странах (Франция — исключение из этого правила) далеко не случайно. Протестантское пуританство, вбиваемое в головы с детства, как и любое другое тоталитарное явление вызывает у более-менее пассионарной части население желание если не бороться и свергнуть, то как минимум не иметь ничего общего с царящими в обществе догмами.

Дело здесь не в христианстве как таковом. Дело в противопоставлении себя и своей индивидуальности зомбированному большинству, которое ни на секунду не задумываясь верит во все, что ему говорят. Если бы в какой-нибудь стране детей с детства записывали в члены «Церкви Сатаны» и несколько раз в неделю строем водиил на поклон к статуе Бафомета, число христиан среди субкультурной молодежи там росло бы в геометрической прогрессии.

Еще одна причина популярности сатанизма — в притягательности Зла. И в той силе, которую дает причастность к чему-то запретному, таинственному и страшному. Сильные люди не становятся сатанистами,: туда приходят все забитые, непопулярные в школе, недовольные своей жизнью. И там при должном развитии все эти несчастные люди превращаются в по-настоящему сильных людей. Потому что вечное противостояние, вечная борьба и жизнь в осадном положении закаляет характер и волю. А если твоя вера еще и подкрепляется отличной музыкой, то почему бы и нет.

Автор: ВИТАЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

[700x422]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Отличная статья о метале... | Mona_D - Дневник Mona_D | Лента друзей Mona_D / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»