Эту технику продемонстрировала в одном из своих видео-уроков Элеанор Барнс (Eleanor Burns). Основная идея, положенная в основу данного приёма работы, - использование в лоскутном шитье маленьких схем для вышивки.
Очень захотелось попробовать. Тем более что крошечные обрезки ткани образуются в доме постоянно, вне зависимости от желания, сами по себе, как пыль, моль или рекламные открытки.
Для изготовления такого мотива нужна подложка - клеевой флизелин или клеевая бумага (стабилизатор) с разметкой. Если разметки нет, то можно подкладывать, например, раскроечный мат: разметка будет просвечивать, и удастся сложить квадратики из ткани строго по сетке. Можно нанести сетку и карандашом.
Сетка моего изделия - 20 квадратиков Х 20 квадратиков. Длина сторон квадрата - 4 см. (Просто лист флизелина с разметкой, купленный мною давно и не знаю зачем, как раз и соответствовал этому размеру).
1) Схему, удовлетворяющую всем желаниям, найти не удалось. Пришлось рисовать. Опять цветочки! Почему цветочки? Схема 20Х20 очень условна, поскольку мала. А цветочки можно угадать в любых цветовых пятнах. (Но можно найти подходящую схему. Подойдут мелкие бордюрные рисунки для вышивки крестом).
Этапы рисования схемы на листочке в клеточку.
Но работать лучше по схеме в более крупном масштабе.
Итак, получается простенькая "викторианская" схема. На каждый тон - 3-4-5-6 оттенков (от светлого к тёмному).
Цветы - 5 тонов.
Листья - 5 тонов.
Ваза - 3 тона.
Фон - 6 тонов.
Ещё одна загадка, которую помогает разрешить данная техника, - это то, как ровно сшивать маленькие квадратики. Если не использовать подложку, а сшивать поэлементно, то получатся сносные, но не вполне ровные квадратики.
Здесь квадратики 2,5 см Х 2,5 см сшиты рядами, а затем соединены.
Исполнение, как видно, не идеальное.
2) Нарезать квадратики.
Можно придерживаться нарисованной схемы и нарезать точное количество квадратов. А можно не сдерживать себя и нарезать квадратиков больше, чем нужно. И подправлять схему во время работы. Например, 18-ти средне-зелёных листьев из имеющихся лоскутов не получается, а получается набор 10+2+3+3 из четырёх разных тканей, близких по насыщенности и яркости.
3) Разложить квадратики, сверяясь со схемой. Самый упоительный этап работы. Усложнять схему и менять её - можно. Перекладывать квадратики - нужно. Искать нужный цвет - необходимо. Помнить, что схема - лишь ориентир, - и радоваться тому обстоятельству.
Но ах! Нужна какая-нибудь большая поверхность для раскладки. Нет у меня такого стола, и пришлось мой стол удлинять чем бог послал. И схему складывать частями. Потому на картинке внизу лишь часть схемы.
4) Собрать квадратики по рядам. Правшам и европейцам удобно собирать слева направо. Маркировать ряды.
5) А теперь наступает очередь самого ответственного этапа работы.
Нужно аккуратно разложить квадратики на клеевой поверхности стабилизатора в точном соответствии с разметкой и опять же аккуратно приклеить горячим утюгом.
На гладильной доске эту операцию проделать невозможно. Повторю: хорошо, если есть большой стол.
Никаких припусков делать не надо, квадратики просто складывать рядом друг с другом. Если между ними будет миллиметровая щель или небольшое наложение - не страшно.
Заготовка, закреплённая на основе.
6) Согнуть по разметке.
Прострочить, используя лапку для пэчворка. Она известна и как "лапка четверть дюйма". И так - все швы в одном направлении.
7) После того, как будут проложена все швы в одном направлении, перейти к перпендикулярным швам.
Надсечь швы по линии разметки.
Прострачивая, закладывать надсечённые припуски в разные стороны.
8) Проутюжить.
Изнанка.
И получатся идеально ровные квадратики.
При исходных квадратах 4 см Х 4 см получаются квадратики 2,5 см Х 2, 5 см.
Цветочно-листочную тему можно поддержать стёжкой.
ТИХАЯ КОМНАТА Ирины МАКАРОВОЙ