Собиралась писать о другой чистке- в доме, в частности, о вещизме и чистке завалов одежды на своем назидательном примере.... Доброжелательное Мироздание тут же подкинуло интересную статью о другом актуальном варианте чистки- интернет пространства.
Я категорическая противница Инстаграма, Фейсбука и прочих уничтожителей времени и самооценки. Не пользуюсь этими ресурсами. Стараюсь не засиживаться в Вк, что-то черпать там для себя, кроме умильных картинок животных и роскошных мест, где никогда не была и подозреваю, что не буду (хотя на паблики типа "Милые песики на каждый день" подписана, куда же без них))). Солидарна с автором статьи, публикую ее законспектированную версию.

ИНФОРМАЦИЯ
►Интенсивность информационного потока с каждым годом возрастает. Казалось бы, это должно привести к большей свободе, но исследования показывают, что с увеличением количества доступных вариантов необходимость делать выбор становится стрессовым фактором.
Если вы не знаете, зачем пользуетесь соцсетями, то впадаете в полную зависимость от алгоритмов. У них только одна цель: захватить ваше внимание, чтобы продать заинтересованным сторонам. Они заботятся не о качестве контента, а о том, чтобы вы провели внутри сети как можно больше времени.
Разработчики социальных сетей опирались на опыт индустрии азартных игр. Казино сделаны так, чтобы вы, забыв о времени суток, тратили свои деньги как можно дольше. Соцсети так же помогают вам просадить приличную пачку внимания, не задумываясь, чтобы потом выключить телефон — и остаться ни с чем. Пока вы тратитесь на развлечения, они подогревают вашу надежду «сорвать куш»: получить важное знакомство, нужную информацию, предложение работы и другую пользу.
►Алгоритмы учитывают базисные психологические и биологические механизмы, например тягу получать социальное одобрение и систему выработки дофамина, и подбирают информацию, на которую именно вы будете реагировать бессознательно и мгновенно. Цепляющий контент не закончится никогда. При этом есть научные данные, что даже 10 минут пассивного чтения сформированной алгоритмами ленты фейсбука приводит к снижению настроения у пользователя.
►Технократы называют информацию нефтью XXI века. Каждый день человечество производит 2,5 квинтиллиона бит информации: за последние два года мы создали 90 % существующих в мире данных! Что же из них попадает к вам? Проанализируйте, что за контент в ваших лентах: он развлекает вас, информирует, развивает, убеждает, возмущает?
ЛЮДИ
►Коммуникативная функция социальных сетей для многих стоит на первом месте: мы приходим туда, чтобы на людей посмотреть и себя показать. Однако будьте внимательны: исследователи утверждают, что к максимально активному постингу в соцсети людей стимулирует нарциссизм, застенчивость, погоня за повышением самооценки и ощущением собственной значимости. При этом пользователи склонны преувеличивать свои достижения и приукрашать свою жизнь. Эта цифровая ярмарка тщеславия вызывает уныние: нам кажется, что наша жизнь не такая интересная, как у других.
►Не смешивайте анализ с личным отношением к человеку, не обращайте внимания на его статус и заслуги — просто оцените его информационный выхлоп. Мнение о том, что дружба — это читать посты своих страдающих друзей в социальной сети, навязана маркетологами этой самой сети.
ВЫБРАСЫВАЕМ МУСОР
►Беспощадно отпишитесь от всех сообществ и страниц, которые несут спорный или однозначно бесполезный для вас контент. Критерии полезности каждый определяет сам для себя, исходя из своих целей на данный период. Отпишитесь от изданий, которые дублируют новости и тематические повестки друг друга, и удалите из ленты популярные среди друзей ресурсы — вы и так о них услышите рано или поздно.
Люди в социальных сетях — еще большее зло, чем ресурсы с мемами или плохими новостями, потому что они очеловечивают информационный шум и как бы придают ему личный шарм. Между прочим, исследователи утверждают, что частый постинг характерен для людей с более низкими академическими успехами и завышенной самооценкой. Бездумные пользователи соцсети — информационные вредители и похитители внимания.
►Отсеять людей из своей ленты можно, задав себе простые вопросы. Стараются ли они, когда пишут на свои страницы? Если нет, их немедленно необходимо устранить из ленты. Не будете же вы покупать в магазине криво сделанные вещи просто потому, что их там продают? Если стараются, нужно спросить себя: «У них получается?» Если нет — удаляйте. Старание, конечно, похвально: такие пользователи точно лучше, чем те, которые не стараются. Но зачем вам есть суп с мухой просто потому, что повар старался? Они стараются, у них получается, но полезна ли вам их информация? Нет? Вы знаете, что делать. Не хотите никого обидеть? Просто жмите unfollow и, если что, делайте вид, что вам их посты не показывает алгоритм.
►Наши ленты постепенно забиваются людьми, которых мы не знаем и даже не помним, зачем добавили. Со временем они становятся частью нашей жизни, как дальние родственники. Если они выпускают в вашу ленту облако информационного мусора и никакой полезной информации — удаляйте их без колебаний. В топку также лучше отправить «лидеров мнений», у которых нет оригинальных мыслей. С новым подходом на их место вы найдете тысячу более интересных и вдохновляющих незнакомцев.
►Добавляйте новых френдов очень внимательно и осторожно. Постарайтесь подписываться только на тех, кто хоть в чем-то (а желательно во многом) умнее, опытнее и осведомленнее вас. И не отписывайтесь от них, даже если они не добавили вас в ответ: хороший контент от умного человека полезнее капризов вашего эго. Постарайтесь вступать во взаимодействие с этими интересными людьми и оставляйте осмысленные комментарии, даже если на них сначала не отвечают. Исследования показывают, что активное взаимодействие с пользователями и обмен обдуманными комментариями повышают уровень психического благополучия. Это в любом случае будет полезнее, чем ваш очередной комментарий «вау!», «бедняга!» или «сволочи!» под мусорными постами реальных знакомых.
►В ходе исследований люди, ставящие большое количество лайков, отметили снижение уровня душевного здоровья. Поэтому лайкайте аккуратно и помните, что это не просто кнопка, это ваше право выбирать. Каждый лайк имеет значение: покажут ли вам больше или меньше подобного контента, зависит от вашего пальца. Не дайте ему дрогнуть от мусорных постов и упорно голосуйте только за полезную вам информацию.
ИСПОЛЬЗУЕМ РАЗНЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
Попробуйте разбросать сферы своих интересов по разным сервисам. Например, в телеграме вы читаете про философию и новые технологии, в фейсбуке общаетесь с интересными людьми, «ВКонтакте» изучаете кино и музыку, на ютубе слушаете лекции по гуманитарным наукам, в инстаграме изучаете фотографию, а в твиттере — политические новости. Специализируйте каждый сервис. Однако не борщите с количеством используемых социальных платформ: исследования показывают, что у людей, пользующихся 7–11 платформами, значительно возрастает уровень подавленности и тревожности.
ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Чтобы не быть подопытным кроликом и не вестись на приманки, развивайте в себе интеллектуальный скептицизм: не принимайте ничего на веру, подвергайте информацию сомнению и старайтесь составить обо всём личное мнение.
Читайте новости из разных источников: либеральных, консервативных, альтернативных. Для этого как раз подходит использование разных сервисов для разных интересов: например, в твиттере можно почитать, как мужчины страдают от феминисток, а в фейсбуке — как феминистки страдают от мужчин. Так вы научитесь видеть две стороны конфликта и сможете спокойно определиться со своим мнением. Исследования показывают, что люди готовы отказаться от денег, лишь бы не читать мнения, которые противоречат их мировоззрению и политическим взглядам. Это явление называется «мотивированным невежеством».
Чтение разных источников, обсуждающих одни и те же проблемы с разных позиций, также научит вас различать чистую информацию и окрашенный мнением посыл. Отметайте мнения вроде того, что стакан наполовину пуст или наполовину полон, — научитесь определять, сколько по факту жидкости в стакане.
И ПОМНИТЕ
Вы не только потребитель, но и поставщик информации для других людей. Чтобы информационный климат в наших социальных сетях улучшился, каждый из нас должен стараться поставлять только осознанный и полезный контент, на котором другие люди могли бы развиваться. Никакого информационного мусора ни в вас, ни от вас!